ДОКЛАД «Взаимодействие педагогов в работе с детьми ОВЗ»
статья (подготовительная группа)

Курташова Светлана Владимировна

ДОКЛАД

«Взаимодействие педагогов

в работе  с детьми  ОВЗ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_solnyshko.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад «Теремок»

ДОКЛАД

«Взаимодействие педагогов

в работе  с детьми  ОВЗ»

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад «Теремок»

Курташова С.В.

Уварово

2019г.

Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка.

Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическое осмысление это понятие получило в работах В. И. Загвязинского, Л. А. Левшина, Х. Й. Лийметса и др.

Педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Оно обусловлено:

1) учебно-воспитательной деятельностью;

2) целью обучения;        

3) воспитанием.

Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах человеческой деятельности:

1) познавательной;

2) трудовой;

3) творческой.

В его основе лежит, главным образом, сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнерских отношениях, а также при соблюдении этикета, проявлении милосердия.

Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс, который выступает в нескольких формах:

1) индивидуальный (между воспитателем и воспитанником);

2) социально-психологический (взаимодействие в коллективе);

3) интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе).

Важное значение педагогического взаимодействия состоит в том, что, совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников, оно способствует не только становлению личности ребенка, но и творческому росту педагога.

       Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте  и отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности обучения в школе, являются причиной появления вторичных психических отклонений. Выявление отклонений в развитии и раннее начало целенаправленной комплексной коррекционной помощи позволяют корригировать уже имеющиеся отклонения и предупредить возникновение следующих.

Одним из основных способов оптимизации обучения Ю.К.Бабанский  назвал комплексное планирование и конкретизацию задач образования, воспитания и развития личности ребенка. Смысл комплексного подхода он видел, прежде всего в том, что воспитательно-образовательные действия педагога направляются во-первых на формирование личности ребенка в целом, а во-вторых на интеграцию в целостную систему всех идущих на нее целенаправленных влияний.

Таким образом, «в основе комплексного подхода лежат идеи единства, целостности, неразрывности воспитательно-образовательного процесса. Проявляется комплексный подход прежде всего в соблюдение целостного, системного характера целей, подцелей, задач и отдельных операций воспитания и обучения.. это требование значительно возрастает в том случае, когда речь идет о воспитательно-образовательном процессе, осложненном теми или иными специфическими особенностями его непосредственных участников».

     Именно комплексный подход к организации всего воспитательно-образовательном процесса может обеспечить максимальное  устранение нарушений моторного, психического и речевого развития ребенка. Реализация принципа комплексного подхода в воспитании и развитии детей               с ОВЗ, построение системы развивающих задач требуют определенной опоры на структурные компоненты педагогического процесса. Необходимость такой опоры отмечают Н.А.Короткова и Н.Я.Михайленко. Они считают, «что эти структурные компоненты, с одной стороны будут «вбирать» в себя развивающие цели, заданные программой, а с другой – организовывать реальную жизнь детей в детском саду».

     В качестве основания для выделения структурных компонентов педагогического процесса Н.А.Короткова и Н.Я.Михайленко правомерно называют типы взаимодействия взрослого с детьми, которые могут быть различными в зависимости от занимаемой взрослым позиции по отношению к детям: позиция учителя, позиция равного партнера, позиция создателя окружающей развивающей среды и предметного мира ребенка.

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, а также  реализации  таких принципов образовательной деятельности, как «адаптивность», «интегративность», «комплексность», принципов «содействия и сотрудничества детей и взрослых», «сотрудничества организации с семьей», которые выступают в качестве ведущих принципов современной государственной политики Российской Федерации на сегодняшней день.

       Одним из важнейших условий успешного обучения и воспитания ребенка с ОВЗ является обеспечение его комплексного сопровождения в образовательном процессе. Под сопровождением понимается участие в образовательном процессе специалистов в сфере коррекционной педагогики, педагогов-психологов, медицинских работников, обеспечивающее максимальную эффективность обучения и воспитания с учетом специфических потребностей ребенка.

     В работе с детьми с ОВЗ очень важен комплексный, системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ДОО, направленную на коррекцию имеющихся нарушений. Комплексный  подход  предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса — педагогов, детей, родителей и социума,  что способствует повышению  качества коррекционной работы.

Взаимодействие педагогов нашего учреждения в процессе коррекционно – развивающего сопровождения детей с ОВЗ выстраивается в рамках реализации комплексного подхода.

В 1999 году издано учебно-методическое пособие «Комплексный подход к формированию лексико-грамматического строя речи  дошкольников с общим недоразвитием речи. В разработке данного пособия принимали участие педагоги нашего учреждения.

В 2000 году было издано учебно-методическое пособие по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников С.Н.Сазоновой «Слово за словом», в котором представлены материалы комплексного планирования коррекционно-педагогической работы, основу которого составляет программа работы учителя-логопеда и обусловленная ею коррекционно-воспитательная деятельность по всем направлениям развития ребенка дошкольного возраста.

 С введением ФГОС ДО  рекомендации были переработаны с учетом новых требований.

Данное пособие включает все виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Учебно-методические рекомендации предназначены для учителей-дефектологов, учителей-логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре и могут быть использованы в целях обеспечения непрерывной системы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.  

           

Литература:

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.,1982.
  2. Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. Организация педагогического процесса в ДОУ компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.:ВЛАДОС, 2004.
  3. Забрамная С.Д. Программа изучения ребенка различными специалистами//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004 - №3.
  4. Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005 - №3.
  5. Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком. – М.:Педагогика, 1990.-160с.
  6. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб: Речь, 2003.
  7. Марус О.В. Роль диагностики в воспитательно-образовательной работе ДОУ. – Статья из Интернета.
  8. Сазонова С.Н. Слово за словом. II часть. Учебно-методическое пособие по преодолению общего недоразвития речи у  дошкольников. – Новокуйбыщевск, 2000.
  9. Холмогорова Л.В. Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками. – Статья из Интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Взаимодействие детского сада с семьей".

Выступление на городском педагогическом всеобуче  "Взаимодействие детского сада с семьей"....

Доклад «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения»

По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым «критическим» периодам жизни ребенка. В данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессо...

Стендовый доклад "Взаимодействие специалистов ДОУ с семьей в условиях целевых ориентиров образовательных областей"

Семья – подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет, и,    Падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.Педаго...

Доклад "Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях введения ФГОС ДО"

Доклад "Взаимодействие с семьями воспитанников  в условиях введения ФГОС ДО"...

Доклад. Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС ДО

Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС ДОСемья и детский сад – два важных института социализации   детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личн...


 

Комментарии

Сидорукова Светлана Александровна

Очень востребованный материал в наше время, спасибо!

Селезнева Галина Алексеевна

В настоящее время, к сожалению, становится все больше детей с ОВЗ, по этому материал очень актуален и полезен. Спасибо.

Курташова Светлана Владимировна

Спасибо, согласна с Вами!