Доклад "Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях введения ФГОС ДО"
статья по теме

Доклад "Взаимодействие с семьями воспитанников  в условиях введения ФГОС ДО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rabota_s_semey.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с семьями воспитанников

в условиях введения ФГОС ДО.

Уважаемые коллеги, тема моего доклада «Взаимодействие дошкольной организации с семьей в процессе введения ФГОС дошкольного образования»

  Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), утвержденный приказом Министерства образования и науки Советом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября  2013г.,  зарегистрированный в Минюсте 14 ноября 2013 года  за №30384, представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

   Основные требования ФГОС к реализации образовательной программы  отражают необходимость включения в деятельность ДОО различных форм взаимодействия с семьей, среди которых выделяют:

-диагностирование семей;

-психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей), обмен опытом;

-вовлечение родителей в педагогический процесс: совместные мероприятия для детей и взрослых, совместное творчество детей и взрослых;

- участие родителей (законных представителей) в управлении дошкольной организацией;

-индивидуальная работа.

В соответствии с ФГОС, «в содержательном разделе Программы  должны  быть представлены: б). особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников»  (см. ФГОС 2.11.2.). В своем докладе  я постараюсь раскрыть особенности работы своего детского сада.

     Ведущая идея системы работы педагогического коллектива   с родителями (законными представителями)  - установление партнерских отношений с семьей каждого обучающегося (воспитанника), создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

    Взаимодействие с семьями воспитанников является органичной составляющей деятельности  организации, его трудно выделить в отдельный блок.  Поэтому любой вопрос, понятие, тематический блок осваивается детьми в рамках триады: совместная деятельность с педагогом - самостоятельная деятельность - совместная деятельность с родителями (законными представителями).

    Взаимодействие – это не только обмен информацией в процессе деятельности или общения. Это еще и важный аспект установления связей и отношений, определяющих эффективность совместной деятельности, повышающий интерес, развитие и совершенствование.

Анализ таких взаимоотношений необходим педагогу для правильного определения форм и методов работы с коллективом с учетом знаний, возможностей, свойств и качеств личности родителей (законных представителей).

     Доктор педагогических наук, профессор, Сергей Леонидович Рубинштейн,  в своей статье «К вопросу о стадиях наблюдения» писал: «Изучать, чтобы воспитывать и обучать - таков путь единственно полноценной педагогической работы и наиболее плодотворный путь познания психологии человека»

    Изучение семей обучающихся (воспитанников) – это органичная часть целостного образовательного процесса.

     Практика показывает, что оно делает работу образовательной организации осмысленной и эффективной, позволяет «держать руку на пульсе», получать обратную связь, помогает обоснованно индивидуализировать педагогическое воздействие.  

     К примеру,  сбор сведений о родителях  (законных представителях), их образовательном уровне, социальном статусе, интересах  способствует  в том числе и привлечению семьи в оказании дополнительных услуг  ДОУ, направленных на создание условий согласно требованиям ФГОС, с учетом их способностей и возможностей (пошив костюмов, исполнение ролей на праздниках и др.).

    ФГОС  нацеливает нас на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. По результатам анкетирования мы сделали вывод  о том, что Удовлетворенность родителей уровнем информированности  составил 100%, так как они имеют возможность получения информации:

-  на официальном сайте ДОУ в сети Интернет,

-на стендах в групповых, ( информация воспитателей и специалистов ДОУ: медицинской сестры, педагога-психолога, социального педагога, инструктора по физической культуре, музыкального работника):

-через индивидуальные беседы, иные формы.

Удовлетворенность уровнем оказания услуг (по уходу, воспитанию и обучению дошкольников)  составляет 93% , 15% высказали пожелание оказания услуг дополнительного образования в ДОУ. В ДОУ уже осуществляется работа по дополнительному образованию: кружки дополнительного образования по познавательно-речевому  развитию «Веселый английский», «Колокольчик».

100% родителей (законны представителей) считают, что педагоги при работе с  детьми учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка.

 Удовлетворенность уровнем социально-медицинского обеспечения составляет 89%.    100% родителей (законных представителей) отметили, что им нравится помещение детского сада, оснащение, благоустройство территории.

     Результаты проведенного тестирования родителей (законных представителей) по уровню осведомленности современного законодательства в области образования (закон об образовании, ФГОС) выявили уровень знаний семьи и проблемные зоны, что позволило наметить план психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей),

 (6,7 слайд)    в который включили следующие мероприятия :

На общесадовском уровне -

  • Родительское собрание «ФГОС ДО новый стандарт дошкольного образования»;
  • Лекции «Психологический комфорт в семье и детском саду — условие успешного развития ребенка»; 
  • Информационный стенд: «Правила здорового питания», «Закаливание и оздоровление ребенка», «Нужен ли  режим дня дошкольнику»;
  • Заседания семейного клуба «Папа, мама, я – здоровая семья».

С родителями подготовительной группы-

  • Дискуссионный стол при участии учителя начальных классов МОУ СОШ № 5 г.Павлово: «Преемственность учреждений образования в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования»;

В группах:

  • Круглый стол при участии социального педагога «Права и обязанности ребенка»;
  • Круглый стол при участии педагога-психолога «Стандарт дошкольного образования и требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования»;

Консультации специалистов в группах

Педагога-психолога: «Коммуникационные особенности в общении с детьми», «Как ликвидировать конфликт с ребенком?», «Как преодолеть детские «кризисы»,

  •  Тренинг «Уроки бесконфликтного общения»;

Социального педагога: «Толерантность –терпимость или слабоволие?», «Девианты среди дошкольников – кто они?», «Нужно ли наказывать ребенка»

 

    Стандарт является основой для оказания помощи родителям  в воспитании детей, в развитии   индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.      

    Индивидуальный подход с  целью оказания помощи семье в обеспечении ребенку-инвалиду его максимального приспособления к окружающей среде и обществу используют специалисты (педагог-психолог и социальный педагог),  при проведении:

  • консультаций «О социальной адаптации ребенка с инвалидностью»,   «Психологическая готовность ребенка-инвалида к школе»;

  • тренингов «Создаем благоприятный психологический климат в семье»;

  • при подборе литературы для чтения родителям и семейного чтения с ребенком;

 

    Требования ФГОС к условиям реализации ООП ДО указывают на то, что Организация должна создать возможности для обсуждения с родителями детей вопросов связанных с реализацией Программы (3.2.8., 3).). Прежде всего обсуждение состоялось с родителями участвующими в управлении образовательной организацией и образовательным процессом.

 

1.Совет Учреждения, в  состав      которого    входят  родители    (законные  представители) воспитанников в количестве 3 человек, которые были избраны открытым голосованием на Родительском комитете Учреждения; 

  • На заседаниях Совета ДОУ рассмотрены следующие вопросы:

-определение    приоритетных         направлений      деятельности   Учреждения в рамках, которых происходит ознакомление с основными положениями ФГОС ДО;

-разработка Договоров об образовании между родителями (законными представителями)  и МБДОУ детским садом;

- решение    вопросов    укрепления    материальной    базы   Учреждения  в соответствии с требованиями ФГОС ДО и привлечения дополнительных финансовых средств.

     Вторая форма участия родителей (законных представителей) в управлении образовательной организацией – это Родительский комитет, который создан в   целях содействия руководству Учреждения и совершенствования условий для осуществления воспитательно-образовательного процесса в Учреждении, в состав его входит по одному родителю (законному представителю) от каждой возрастной группы.

На заседаниях  Родительского комитета Учреждения решались такие  вопросы как

- оказание содействия в организации и проведении  родительских собраний и  иных мероприятий, в рамках которых было запланировано ознакомление с основными положениями ФГОС ДО;

-содействие обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса,  охраны жизни и здоровья воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

-принятие участия в организации и проведении культурных и спортивных мероприятий;

-привлечение родительской общественности в разработке плана реализации ФГОС.

   Требования ФГОС к условиям реализации ООП ДО направлены так же на создание условий для вовлечения и  участия семей в образовательной деятельности  (3.1., 6).; 3.2.1., 8)., 3.2.5.,5).).  Среди наиболее эффективных и соответствующих современным требованиям,  считаются  различные формы совместного творчества детей, родителей и педагогов.

Совместное творчество позволяет родителям активно включаться в деятельность детского сада, выступать в качестве субъекта педагогического процесса.

Степень вовлеченности родителей может быть весьма разнообразной – это во многом зависит от их желания и возможностей.

 Так  участие  в конкурсах ДОУ, таких традиционных как «Лучший летний участок», «Осенние фантазии», «Зимняя сказка», которые позволяют семьям продемонстрировать мастерство и стать победителями.

   Сопричастность к событиям в жизни страны, детского сада смогли прочувствовать семьи, оказавшие помощь в организации детской зимней Олимпиады 2014 ( написание эссе, изготовление буклетов, альбомов, газет  по теме «Мама, папа, я – спортивная семья», создание детских презентаций «Символы Олимпиады», «История Олимпийских игр»).

    Объединению педагогов детского сада, родителей и ребенка содействуют тематические праздники («Давайте знакомиться», «Мы - Павловчане», «Защитники Отечества», «Мамочка любимая моя»), где каждый стремится внести свой вклад (подготовка атрибутов, призов, исполнение ролей). Кроме того, праздники помогают родителям (законным представителям) отработать способы взаимодействия с детьми в совместной деятельности, учат организовывать семейный досуг.

   Организация совместной работы по благоустройству и озеленению территории дошкольной организации способствует развитию эстетических чувств, как у детей, так и у взрослых, уважения к труду, гордости за результат своего труда, любви и привязанности к детскому саду.   

 Участие родителей в жизни детского сада, влияет не только на развитие образования в целом, расширяет состав участников образовательного процесса, ответственных и заинтересованных в его положительном результате, но и вселяет уверенность в получении качественного дошкольного образования, повышает уровень доверия родителей (законных представителей) к образовательной организации, содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку воспитанников, чьи родители уважаемы и востребованы в детском саду, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОО с семьей в условиях введения ФГОС

Взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников...

Доклад по теме: "Взаимодействие ДОО и семьи в условиях введения ФГОС ДО".

ФГОС ДО дает возможность , по-новому взглянуть на взаимодействие ДОО с родителями с целью создания единого образовательного пространства.Что значит взглянуть по-новому на взаимодействие ? Информа...

Семинар-практикум "Социальное партнёрство ДОУ и семьи в условиях введения ФГОС"

Материалы семинара содержат теоретический и практический материал по проблеме "Социальное партнёрство ДОУ и семьи в условиях введения ФГОС"....

Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Данная статья предназначена для воспитателй ДОУ в качестве планирования работы с семьями воспитанников в условиях ФГОС ДО...

Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях введения ФГОС ДО

Одним из условий успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является поддержка родителей в воспитании детей, вовлечение семей непосредс...

СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед ДОО является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноце...