Примерный перспективный план индивидуальной работы
учебно-методический материал (старшая группа)

Ковбаса Оксана Юрьевна

Примерный перспективный план индивидуальной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursy-aprel_ov_selihova.docx56.01 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный перспективный план индивидуальной работы

№ группы  № 11 (старшая)

Ф.И. ребёнка   ___________

Типологическая группа  –  ребёнок с проявлениями гиперактивности

Дни занятий по циклограмме

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Вторник

15.15-15.30

Цель инд. работы: развитие произвольности восприятия и внимания, умения доводить начатое дело до конца.

Упр.: «Найди отличия»

Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, умения сосредотачиваться.

Игра «Лови, не лови»

Цель:  Развитие умения концентрировать внимание, способности к обобщению, а также скорости обработки услышанной информации.

Цель инд. работы :развитие произвольности восприятия и внимания, умения доводить начатое дело до конца.

Упр. «Да или нет»

Цель: развитие произвольности внимания, умения сосредотачиваться.

Игра «Морские волны»

Цель: развивать умение переключать своё внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.

Цель инд. работы: снижение импульсивности, развитие саморегуляции.

Упр. «Царевна-несмеяна»

Цель: обучениесаморегуляции, сдерживанию эмоций, снижение импульсивности.

Игра «Кричалки—шепталки—молчалки»

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу; развитие волевой регуляции

Цель инд. работы: снижение излишней двигательной активности, развитие способности релаксировать, чувствовать своё тело, координировать движения

Упр. «Марионетка»

Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса

Игра ««Прикосновение»

Цель: научить ребенка расслабляться, сосредотачиваться на своих ощущениях.

Четверг

15.15-15.30

Цель инд. работы: развитие произвольности восприятия и внимания, умения доводить начатое дело до конца.

Игра «Танцующие руки»

Цель: развитие слухового восприятия,  внимания, памяти; умения согласовывать собственные движения с музыкой.

Игра «Все наоборот»

Цель: Развитие умения концентрировать внимание и умение быстро мыслить, подбирая противоположное движение.

Цель инд. работы: развитие произвольности восприятия и внимания, умения доводить начатое дело до конца.

Игра  «Сложи фигуру»

Цель: развитие зрительного внимания, памяти, умения слушать инструкцию взрослого, доводить начатое дело до конца.

Игра «Сыщик-зоркий глаз»
Цель: развитие зрительного внимания, умения не отвлекаться на посторонние вещи.

Цель инд. работы: снижение импульсивности, развитие саморегуляции

Игра «Маленькая птичка»

Цель: развитие мышечного контроля, умения владеть собой.

Игра «Бездомный заяц»

Цель: способствовать развитию способности невербального общения с другими, произвольности движений и быстроты реакции.

Цель инд. работы:

Игры и упражнения снижение излишней двигательной активности, развитие способности релаксировать, чувствовать своё тело, координировать движения

Игра «Аист»

Цель развитие способности регулировать, координировать собственные движения.

Игра «Разговор с телом»

Цель: развитие способности осознавть своё тело и владеть им.

Игра «Всё наоборот»

Эту игру очень любят гиперактивные дети. Она позволяет выработать внимание и послушание. Ведущим должен быть взрослый. Ход игры заключается в следующем: ведущий показывает определённое движение, а ребёнку необходимо выполнить движение наоборот. Например, ведущий опустил руки, ребёнок поднимает, ведущий присел, ребёнок должен подпрыгнуть, ведущий отвёл руку влево, ребёнок отводит руку вправо. Данная игра даст ребёнку возможность поперечить, а заодно и быстро мыслить, ведь надо продумать, как показать движение наоборот. Для усложнения игры можно попросить ребенка подбирать попутно к слову, которое произносит ведущий, антоним, например, быстрый-медленный, сидеть-стоять, горячий-холодный, добрый-злой и т.д.

Игра «Молчу-шепчу-кричу»

Гиперактивным детям тяжело регулировать свою речь, зачастую они торопятся, глотая слова или говорят слишком громко. Эта игра поможет исправить все имеющиеся проблемы.

В процессе игры необходимо стимулировать ребёнка чередовать громкость речи и следить за тем, чтобы ребенок говорил медленно и четко. Необходимо обязательно заранее оговорить знаки, по которым игроку нужно будет говорить то громко, то тихо, или же вовсе молчать.

Например, если ведущий коснется кончика носа, ребёнку необходимо перейти на шёпот и замедлить движения; если скрестит руки – игрок должен говорить громко, бегать и кричать. Но если вдруг ведущий коснется своей макушки – ребенку нужно будет замолчать и замереть. Запомните, очень важно эту игру заканчивать на этапах «шепчу-молчу», чтобы не возбуждать психику.

Не ждите, что ваш гиперактивный кроха сразу превратиться в послушного тихоню. Следите за состоянием ребёнка, дабы избежать перевозбуждения. Будьте последовательны в пояснении правил игры.

Игра «Лови, не лови»

Правила этой игры похожи на всем известный способ играть в "Съедобное - несъедобное". Только условие, когда ребенок ловит мяч, а когда нет, может меняться в каждом коне игры. Например, сейчас вы договариваетесь с ним, что если водящий бросает мяч, произнося слово, относящееся к растениям, то игрок ловит его. Если же слово не является растением, то отбивает мяч. Например, один кон игры мог бы называться "Мебель - не мебель". Аналогично можно играть в такие варианты, как "Рыба - не рыба", "Транспорт - не транспорт", "Летает - не летает" и множество других. Количество выбираемых условий игры зависит только от вашей фантазии. Если она вдруг иссякнет, предложите ребенку самому выбрать условие игры, то есть категорию слов, которые он будет ловить. Дети иногда дают совершенно свежие и творческие идеи! 

Игра «Сыщик - зоркий Глаз»

Для того чтобы стать победителем в этой игре, ребенку нужно быть очень внимательным и уметь не отвлекаться на посторонние предметы. 
Выберите маленькую игрушку или предмет, который ребенку предстоит найти. Дайте ему возможность запомнить, что это такое, особенно если это новая вещь в доме. Попросите ребенка выйти из комнаты. Когда он выполнит эту просьбу, поставьте выбранный предмет на доступном взгляду месте, но так, чтобы тот не сразу бросался в глаза. В этой игре нельзя прятать предметы в ящики стола, за шкаф и тому подобные места. Игрушка должна стоять так, чтобы играющий мог ее обнаружить, не дотрагиваясь до предметов в комнате, а просто внимательно их рассматривая. 

Игра «Прикосновение»
Эта игра поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысит его тактильную восприимчивость.

Подготовьте предметы, сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки меха, стеклянные вещи, деревянные изделия, вата, что-нибудь из бумаги и т. д. Положите их на стол перед ребенком. Когда он их рассмотрит, предложите ему закрыть глаза и попробовать догадаться, чем вы прикасаетесь к его руке.

Примечание. Можно также прикасаться к щеке, шее, колену. В любом случае ваши касания должны быть ласковыми, неторопливыми, приятными. 

Игра «Аист». С помощью нее Вы тренируете усидчивость, а также она на преодоление расторможенности.

Предложите своему ребенку изобразить аиста, который стоит на одной ноге. Когда ребенок встанет на одну ногу, он должен простоять на ней пока не проговорит стихотворение:

- Аист-птица, аист-птица,

Что тебе ночами снится?

- Мне болотные лягушки!

- А еще?

- Еще? Лягушки!

Их ловить – не изловить…

Вот и все!

Пора ходить!

Затем пусть ребенок походит на месте.

Теперь повторяйте следующее стихотворение и при этом машите крыльями, как аист.

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Ребенок стоит на месте, а аист в это время отвечает:

Топай правой ногой,

Топай левой ногой.

Снова правою ногой,

Снова левою ногой,

После правою ногой,

После левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

Игра «Да или нет».  Взрослый задает ребенку вопросы, требующие ответов «да» или «нет». Ребёнок отвечает на них, покачивая головой из стороны в сторону при ответе «нет» и, кивая, при ответе «да».

Возможен и другой вариант: взрослый показывает ребёнку картинки с легко узнаваемыми предметами и спрашивает, например: «Это дом?» Ребёнок отвечает на вопросы вышеописанным способом.

Игра «Танцующие руки». Взрослый попеременно включает и выключает аудиозапись спокойной музыки. Услышав музыку, ребёнок поднимает руки вверх  и начинает выполнять ими плавные волнообразные движения. Когда музыка прекращается, ребёнок опускает руки.

Примерный перспективный план индивидуальной работы

№ группы   07 (подготовительная)

Ф.И. ребёнка:____________

Типологическая группа  –  ребёнок с проявлениями агрессии

Дни занятий по циклограмме

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Вторник

15.15-15.30

Цель инд. работы: снижение уровня агрессивного поведения; снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Упр.: «Винт»

Цель:снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

Игра «Цирк»

Цель:  способствовать снижению у детей сверхконтроля за проявлением гнева.

Цель инд. работы:обучение саморегуляции, умение владеть собой в различных ситуациях.

Упр. «Возьми себя в руки»

Цель: научить детей сдерживать себя.

Игра «Обзывалки»

Цель: снять вербальную агрессию, помочь выплеснуть гнев в преемственной форме.

(К. Фопель)

Цель инд. работы: развитие коммуникативных навыков.

Упр. «Я вижу»

Цель: установить доверительное отношение между взрослым и ребёнком, развивать память, внимание.

(Карпова Е.В., Лютова Е.К.)

Игра «Попроси игрушку»

Цель: обучить детей эффективным способам общения (Карпова Е.В., Лютова Е.К..)

Цель инд. работы: развитие сотрудничества, формирование эмпатии, доверия к людям.

Упр. «Как ты себя чувствуешь?»

Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

Игра «Липучка»

Цель: развитие умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения. Сплочению детской группы.

Четверг

15.15-15.30

Цель инд. работы: снижение уровня агрессивного поведения; снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Игра «Кулачок»

Цель: осознание эффективных форм поведения, смещение агрессии и мышечная релаксация.

Игра «Тух-тиби-дух»

Цель: снятие негативного настроения, восстановление сил.

(К. Фопель)

Цель инд. работы: обучение саморегуляции, умение владеть собой в различных ситуациях.

Игра  «Цветик-семицветик»

Цель: помочь оценить свое состояние, проанализировать поведение

(А. Дурягина)

Игра «Камушек в ботинке»
Цель: способствовать снижению эмоционального напряжения, развитие умения владеть собой в разных ситуациях.

(К. Фопель)

Цель инд. работы:развитие коммуникативных навыков.

Игра «Симметричные рисунки»

Цель: развитие коммуникативных склонностей, умение работать с партнёром.

(Черепанова Г.Д.)

Игра «Связующая нить»

Цель: способствовать формированию чувства близости с другими людьми, способствовать принятию детьми друг друга, формировать чувство ценности других и самоценности.

Цель инд. работы:

Игры и упражнения на формирование эмпатии, доверия к людям.

Игра «Головомяч»

Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.

Игра ««Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

(Кряжева Н.Л., 1997)

«Кулачок»

Цель: осознание эффективных форм поведения, смещение агрессии и мышечная релаксация.

Дать ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку и попросить его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабиться, и на ладошке будет красивая игрушка.

"Возьми себя в руки".

Цель: научить детей сдерживать себя.

Объяснить детям, что когда они испытывают неприятные эмоции: злость, раздражение, желание ударить кого-либо, то можно себя "взять в руки", т.е. остановить себя. Для этого нужно несколько раз глубоко вздохнуть и выдохнуть. Выпрямиться, прикрыть глаза, посчитать до 10, улыбнуться, открыть глаза.

«Обзывалки»

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: "Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться.Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, ..., морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: " А ты, .... солнышко!" Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

«Тух-тиби-дух»

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.

В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

"Попроси игрушку" — вербальный вариант

Цель: обучить детей эффективным способам общения.

Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1:" Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужнатебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать". Инструкция участнику 2: "Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали". Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

«Симметричные рисунки»

Цель:развитие коммуникативных склонностей, умение работать с партнёром.

Предлагается по образцу нарисовать предмет вместе со взрослым от оси: ребёнок рисует справа (слева, если левша), взрослый – слева.

Договариваются каким карандашом. Взрослый определяет исходные точки. Карандаши ставят одновременно в одну точку и проводят в одном ритме.

«Головомяч»
Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.

Скажите следующее: "Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате". Для детей 4—5 лет правила упрощаются: например, в исходном положении можно не лежать, а сидеть на корточках или стоять на коленях.

«Цирк»

Цель: способствовать снижению у детей сверхконтроля за проявлением гнева.

Взрослый изображает дрессировщика, а дети - дрессированных собачек, лошадей, потом — тигров. Животные не всегда слушаются дрессировщика, а тигры даже рычат на него. Они не хотят слушаться дрессировщика, но он заставляет их делать это.

Потом дети и взрослый меняются ролями, роль дрессировщика они выполняют по очереди.

«Связующая нить» (Учим детей общению)

Цель: способствовать формированию чувства близости с другими людьми, способствовать принятию детьми друг друга, формировать чувство ценности других и самоценности.

Дети сидят, по кругу передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим.. Начинает взрослый.показывая тем самым пример. затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-либо сказать. Когда клубок вернётся к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

«Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать

Ведущий тихим таинственным голосом говорит:

«Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Примерный перспективный план индивидуальной работы

№ группы  № 13 (старшая)

Ф.И. ребёнка   _______________

Типологическая группа  –  ребёнок с проявлениями гиперактивности

Дни занятий по циклограмме

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Вторник

15.15-15.30

Цель инд. работы: развитие произвольности восприятия и внимания, умения доводить начатое дело до конца.

Упр.: «Слушай команду»

Цель: развитие слухового восприятия и внимания.

Игра «Давайте поздороваемся»

Цель:  снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Цель инд. работы :развитие произвольности восприятия и внимания, умения доводить начатое дело до конца.

Упр. «Улитка»

Цель: развитие зрительного и слухового восприятия и внимания.

Игра «Броуновское движение»

Цель: развитие умения распределять внимание.

(Шевченко Ю.С.)

Цель инд. работы: снижение импульсивности, развитие саморегуляции.

Упр. «Сломанная кукла»

Цель: развитие мышечнойсаморегуляции.

Игра «Говори!»

Цель: Развитие умения контролировать импульсивные действия

Цель инд. работы: снижение излишней двигательной активности, развитие способности релаксировать, чувствовать своё тело, координировать движения

Упр. «Солдат и тряпичная кукла»

Цель: развитие способностей релаксировать.

Игра «Разговор с телом»

Цель: учить ребенка владеть своим телом

Четверг

15.15-15.30

Цель инд. работы: развитие произвольности восприятия и внимания, умения доводить начатое дело до конца.

Игра «Запрещенное движение»

Цель: развитие внимания, умения быстро мыслить, концентрироваться

Игра «Пожалуйста»

Цель: развивать умение ребёнка быстро переключать своё внимание с одного вида деятельности на другой, преодолевать двигательные автоматизмы.

(Шпицина Л.М.)

Цель инд. работы: развитие произвольности восприятия и внимания, умения доводить начатое дело до конца.

Игра  «Ягодка, ловись!»

Цель: развитие зрительного внимания, умения слушать инструкцию взрослого, доводить начатое дело до конца.

Игра «Найди отличие»
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

(Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель инд. работы: снижение импульсивности, развитие саморегуляции.

Игра «Клубочек»

Цель:обучение ребёнка одному из приёмов саморегляции.

(Черепанова Г.Д.)

Игра «Сделай так!»

Цель: развитие мышечного контроля, умения владеть собой.

Цель инд. работы:

Игры и упражнения снижение излишней двигательной активности, развитие способности релаксировать, чувствовать своё тело, координировать движения

Игра «Золотая рыбка»

Цель: развитие быстроты реакции, развитиекоордина-ции движений, эмпатии.

Игра «Колпак мой треугольный»

Цель: способствовать осознанию ребёнком своего тела, учить управлять движениями и контролировать своё поведение.

«Сломанная кукла»

Цель: развитие мышечнойсаморегуляции.

Ведущий объясняет детям: «Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобразите куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся разболталась, с ней не хотят играть. . .

Потрясите всеми разломанными частями одновременно.А сейчас собирайте, укрепляйте веревочки — медленно, осторожно соедините голову и шею, выпрямите их, теперь расправьте плечи и закрепите руки, подышите ровно и глубоко, и на месте будет туловище, ну и выпрямите ноги. Всё — куклу починили вы сами, теперь она снова красивая, с ней все хотят игра

«Давайте поздороваемся»

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-то из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

хлопок – здороваемся за руку;

хлопок – здороваемся плечиком,

хлопок – здороваемся спинками.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет во время этой игры.

Игра «Колпак мой треугольный»

Цель: способствовать осознанию ребёнком своего тела, учить управлять движениями и контролировать своё поведение.

Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Во втором кругу фраза повторяется снова, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак»  заменяют его жестом (например, 2 хлопка нтрацию внимания, способствует осознанию ребенка своего тела, учит управлять движениями и контролироватьсвое по ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются два слова: слово «колпак» и слово «мой» ( показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а показывают на одно движение больше.

«Броуновское движение»

Цель: развитие умения распределять внимание.

Все дети стают в круг. Ведущий вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

«Солдат и тряпичная кукла»

Цель:

Самый простой и надежный способ научить детей расслабляться - это обучить их чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления.

Итак, предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как нужно стоять на плацу, - вытянувшись в струнку и замерев. Пусть игрок изобразит такого военного, как только вы скажете слово "солдат". После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду - "тряпичная кукла". Выполняя ее, мальчик или девочка должны максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите им представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем игрок снова должен стать солдатом и т. д.

Примечание. Заканчивать такие игры следует на стадии расслабления, когда вы почувствуете, что ребенок достаточно отдохнул.

«Найди отличие»

(Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

«Золотая рыбка».

Цель: Эта подвижная игра развивает быстроту реакции, способствует развитию координации движений.

Содержание: Все участники встают в круг, плотно прижавшись друг к другу плечами, бедрами, ногами, взявшись за руки.

Это – сеть. Водящий – золотая рыбка – стоит в кругу. Его задача – выбраться из круга. А задача остальных – не выпустить рыбку.

Примечание: Если водящему очень долго не удается выбраться из сети, взрослый может попросить детей помочь рыбке.

Примерный перспективный план индивидуальной работы

№ группы:№ 11 (старшая)

Ф.И. ребёнка:_____________________

Типологическая группа: ребёнок с проявлениями гиперактивности

Дни занятий по циклограмме

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Вторник

15.15-15.30

Цель инд. работы: развитие произвольности восприятия и внимания, умения доводить начатое дело до конца.

Упр.: «Что слышно?»

Цель: развивать умения быстро сосредоточиться.

Игра «Гвалт»

Цель: развитие концентрации внимания.

Цель инд. работа: развитие произвольности восприятия и внимания, умения доводить начатое дело до конца.

Упр. «Необычная страница»

Цель: развитие сенсомоторного внимания, умения следовать по инструкции воспитателя.

Игра «Что нового?»

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

(Е.К. Лютова, Г.Б. Монина)

Цель инд. работы: снижение импульсивности, развитие саморегуляции.

Упр. «Факиры»

Цель: обучить детей приемам саморасслабления.

Игра «Говори!»

Цель: Развитие умения контролировать импульсивные действия.

(Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель инд. работы: снижение излишней двигательной активности, развитие способности релаксировать, чувствовать своё тело, координировать движения

Упр. «Насос и мяч»

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения (релаксации) у гиперактивных детей

Игра «Колпак мой треугольный»

Цель: способствовать осознанию ребёнком своего тела, учить управлять движениями и контролировать своё поведение.

Четверг

15.15-15.30

Цель инд. работы: развитие произвольности восприятия и внимания, умения доводить начатое дело до конца.

Игра «Слушай команду»

Цель: развитие слухового восприятия и внимания.Игра «Золушка»

Цель: развитие тактильного внимания, распределения внимания.

Цель инд. работы: развитие произвольности восприятия и внимания, умения доводить начатое дело до конца.

Игра  «Стихии»

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Игра «Морские волны»
Цель: развивать умение переключать своё внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.(Лютова Е.К., Монина Г. Б.)

Цель инд. работы: снижение импульсивности, развитие саморегуляции

Игра «Ласковые лапки»

Цель:снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

Игра «Расставь посты»

Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.

Цель инд. работы:

Игры и упражнения снижение излишней двигательной активности, развитие способности релаксировать, чувствовать своё тело, координировать движения.

Игра «Передай мяч»»

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Игра Разговор с телом»

Цель: развитие способности осознавать своё тело, владеть им.

«Что слышно?»

(Чистякова М. И.) 1995

Цель: развивать умения быстро сосредоточиться.

Первый вариант (для детей 5-6лет). Ведущий предлагает детям послышать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они услышали.

«Передай мяч».

(Кряжева Н.Л.)

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнения, можно попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

«Золушка»

Цель: развитие тактильного внимания, распределения внимания.

На столе стоит тарелка с горохом и фасолью (или разные виды фасоли). Нужно разобрать и разложить горох и фасоль по двум (или более) тарелкам. В дальнейшем игру можно усложнить, завязав ребёнку глаза.(Возможна игра в паре)

«Говори»

(Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: контроль импульсивности.

Условия игры. Детям дается инструкция: “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду – “Говори”! Давайте потренируемся: “Какое сейчас время года?” (выдерживается пауза). “Говори!”. “Какого цвета у нас в классе потолок?”. “Говори!”. “Сколько будет два плюс два?”. “Говори!”. “Какой сегодня день недели?”. “Говори!”. И.т.д

«Стихии».

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

По команде ведущего ребёнок, сидя на стуле, выполняет определённое движение руками: «земля» - опустить руки вниз; «вода» - вытянуть руки вперёд; «воздух» - поднять руки вверх; «огонь» - вращение руками в локтевых и лучезапястных суставах.

«Расставь посты»

(Чистякова М. И.) 1990

Цель развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.

Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним, ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке ( в линейку, по кругу, по углам и т.д.)

Чтобы слушать команды дети должны передвигаться бесшумно.

«Факиры»

(Чистякова М. И., 1995)

Цель: обучить детей приемам саморасслабления.

Дети садятся на пол ( на маты), скрестив по-турецки ноги, руки в коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, подбородок касается груди, глаза закрыты. Пока звучит музыка (сирийская народная мелодия), факиры отдыхают.

«Ласковые лапки»»

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

«Насос и мяч»

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения (релаксации) у гиперактивных детей

Если ваш ребенок хоть раз видел, как сдувшийся мяч накачивают насосом, то ему легко будет войти в образ и изобразить изменения, происходящие в этот момент с мячом. Итак, встаньте напротив друг друга. Игрок, изображающий мяч, должен стоять с опущенной головой, вяло висящими руками, согнутыми в коленях ногами (то есть выглядеть как ненадутая оболочка мяча). Взрослый тем временем собирается исправить это положение и начинает делать такие движения, как будто в его руках находится насос. По мере увеличения интенсивности движений насоса «мяч» становится все более накаченным. Когда у ребенка уже будут надуты щеки, а руки с напряжением вытянуты в стороны, сделайте вид, что вы критично смотрите на свою работу. Потрогайте его мышцы и посетуйте на то, что вы перестарались и теперь придется сдувать мяч. После этого изобразите выдергивание шланга насоса. Когда вы это сделаете, «мяч» сдуется настолько, что даже упадет на пол.

Примечание. Чтобы показать ребенку пример, как играть надувающийся мяч, лучше сначала предложить ему побыть в роли насоса. Вы же будете напрягаться и расслабляться, что поможет и вам отдохнуть, а заодно и понять, как действует этот метод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план индивидуальной работы в старшей группе для детей с ОВЗ

Индивидальный план  коррекционно -развивающей работы на два месяца (сентябрь и октябрь)...

Перспективный план индивидуальной работы с детьми на улице по физической культуре

Перспективный план  индивидуальной работы с детьми по физическому воспитанию на улице включает упражнения по закреплению основных движений и  подвижные  игры,  ранее разученные ...

Перспективный план индивидуальной работы.

Перспективный план индивидуальной работы с детьми в подготовительной группе....

Перспективный план индивидуальной работы на 2013 / 14 учебный год

Перспективный план индивидуальной работы на 2013 / 14 учебный год Фамилия, имя ребенка, возраст _____________________________________ Логопедическое заключение ____________________________________...

Карта обследования; перспективный план индивидуальной работы с воспитанником.

Карта обследования ребенка; перспективный план индивидуальной работы с воспитанниками...

Примерный перспективный план коррекционной работы на летний период

В данной таблице представлено примерное распределение речевого материала по развитию речи на летний период...