Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами РППС
презентация

Савастьянова Анастасия Викторовна

Раннее детство и развитие речи

Ранний возраст (от рождения до 3 лет) — особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий!

Нормы развития речи у детей от 1,5 до 3 лет

18 месяцев. Малыш легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела и указывает на них. Осваивает несложные слова (к возрасту 2 лет их запас может колебаться от 20 до 50). Отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». Любит, когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальцем на картинки в книге. 2 года. Первые предложения (из двух слов). Усвоенные к 2 годам простые слова двухлетний ребенок может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?». Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего мишку и покажи бабушке». Словарный запас может расшириться до 150 – 200 лексем, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребенком слов. Малыш начинает использовать местоимения, прилагательные и предлоги. Правильно держит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам.

3 года. Многословные предложения (из трех и более слов). В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому переломному моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и определения размера. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории. Некоторые трудности звукопроизношения все еще могут сохраняться (свистящие, шипящие, гласные звуки). Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, из скольких слов он состоит. В целом малыш уже готов высказаться по любому поводу.

 

В ФГОС определены целевые ориентиры в области речевого развития на этапе завершения раннего возраста:

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Понимает несложные рассказы по сюжетной картинке;
  • Способен узнать то, что видел, слышал несколько недель тому назад.
  • Начинает использовать сложные предложения;
  • правильно реагирует на словесные указания; получает удовольствие от общения со сверстниками.
  • Может по просьбе взрослого или по собственной инициативе рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта.
  • Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
  • Может поделиться информацией («Ворону видел»), пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает).
  • Сопровождает речью игровые и бытовые действия.
  • С интересом слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы; рассматривает картинки, иллюстрации. При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы.
  • Рассматривает иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога и самостоятельно

 

Целевые ориентиры ставят перед нами ряд задач, решение которых способствует развитию речи детей младшего дошкольного возраста:

Задачи развития речи детей 2-3 лет

Много разговаривать с ребенком на понятные и близкие ему темы. Продолжать учить понимать и выполнять простые инструкции. Учить ребенка отвечать на вопросы, связанные с жизнью и практическим опытом («Что ты делал?», «Во что играли?», «Что ты ел?» и др.). Во время игр с ребенком учить его правильно произносить звуки, разговаривать (используя речевые и внеречевые средства). Закреплять названия различных предметов (посуда, мебель, одежда, обувь, игрушки и пр.); некоторые действия и взаимоотношения; признаки, обозначающие величину, цвет, вкус. Учить использовать эти слова в речи.

Рассматривать предметные и сюжетные картинки. Слушать и понимать несложные рассказы по ним. Повторять рассказы по вопросам взрослого.

Обеспечивать положительный эмоциональный фон для игр и занятий по развитию речи.

Продолжать формировать у детей умения выполнять элементарные действия по односложной инструкции («Принеси игрушку», «Поставь игрушку», «Возьми чашку», «Дай машинку», «Иди в туалет (раздевалку, спальню)», «Брось в корзину», «Ложись в кровать», «Сядь на стульчик», «Отнеси в мойку», «Спрячь в коробку»).

Целенаправленно обогащать словарь детей. Упражнять в умении называть реальные предметы, объекты, явления, их изображения на иллюстрациях. Расширять словарь, обозначающий отдельные части объектов и предметов (у кошки - голова, ушки, носик, усы, спинка, лапки, хвостик; у чайника - ручка, носик; у машины - кузов, колеса и т. п.).

Учить обозначать словами свои и чужие действия. Упражнять в умении соотносить словесное обозначение действия с собственными движениями и действиями с игрушками. Учить понимать действия, изображенные на картинке («Кто что делает?» - девочка прыгает, мальчик сидит, птичка летает и др.).

Учить обозначать словами некоторые признаки знакомых объектов (мягкий, белый, звонкий).

Начинать вводить слова, обозначающие состояния и настроение реальных людей и литературных персонажей (плачет, смеется; грустный, веселый и др.).

Поощрять попытки повторять за взрослыми отдельные слова и фразы.

Способствовать развитию грамматического строя речи. Упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, под, рядом, сзади).

Следить за правильным изменением слов (по числам, падежам, временам). Помогать согласовывать слова в предложениях. Поощрять использование в речи уменьшительно-ласкательных наименований (машинка, ключик, уточка и т. д.).

Начинать развивать фонематический слух. Учить различать на слух сначала три слова с опорой на картинки (машина - мишка - мышка).

Продолжать учить дифференцировать звукоподражание (выбор из 3-4 предметов или картинок) посредством игр типа «Кто тебя позвал?» («Кто тебя позвал: петушок, курочка, цыпленок (или гусь)?»).

Учить дифференцировать близкие по звучанию звукоподражания (ку-ку - ко-ко, ту-ту - тук-тук, ку-ка-ре-ку - ку-ку и т. д.).

Способствовать развитию речевого слуха. Обозначать средствами звукоподражания и словами знакомые предметы и объекты (часы - тик-так; поезд - ту-ту-ту; машина - би-би; кошка - мяу-мяу; курочка - ко-ко-ко; корова - му-му-му; молоток - тук-тук-тук; собака - ав-ав-ав и др.).

Начать подготовку артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков родного языка. Развивать речевое дыхание.

Упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных (кроме свистящих, шипящих и сонорных) звуков.

Развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова). Поддерживать и поощрять инициативу детей в общении со взрослыми и другими детьми. Упражнять в умении обращаться с просьбой и предложениями (дать что-либо, поменяться игрушками) к взрослому и другому ребенку.

Создавать условия, позволяющие употреблять развернутые высказывания; отвечать на вопросы, используя фразовую речь. Упражнять в пересказе простых, коротких произведений с помощью воспитателя, с использованием различных театров (плоскостной, настольный, бибабо).

Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей - обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ«В пустых стенах ребенок не заговорит» – заметила в свое время Е. И. Тихеева. Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях предметно- развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.

Насыщая групповое пространство, нужно заботится в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением педагога.

Предметно- развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Для развития речи необходимо использовать все пространство группы, которое в свою очередь разделяется на определенные зоны.

В зона сюжетно-ролевых игр созданы необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр «Больница»«Семья»«Магазин»«Парикмахахерская» и т. д., что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером – сверстником, партнером – взрослым.

Зона интеллектуального развития: расширение, уточнение и обогащение словаря ребенка за счет развивающихдидактических игр с математическим содержанием, на развитие образного логического мышления.

Зона сенсорного развития: обогащение речи детей в процессе освоения различных эталонов. В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторикитактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, развитию психических процессов.

В зоне театрально-игровой деятельности представлены различные виды театров. Также здесь расположились сказочные персонажи, выполненные из различных материалов. Дети учатся правильно выстраивать фразы при инсценировке, перевоплощаются в различных героев, меняя при этом интонацию, голос. Театрализованные игры играют важную роль в овладении детьми навыками разговорной диалогической речи, развивают уверенность в себе, коммуникабельность.

В книжном уголке представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, картинки, иллюстрации по своему желанию.

Зона художественного труда способствует тому, что дети могут выразить свои впечатления от восприятия окружающего мира в практической деятельности.

Зона конструирования содержит разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе для детей. Для построек имеются образцы моделей, схемы. В процессе игры дети учатся понимать значения предлогов и употреблять их в речи.

Зона экологического воспитания: в процессе выполнения опытов и исследований дети учатся составлять предложения по демонстрируемым действиям, составлять небольшие рассказы, размышлять, рассуждать и доказывать.

Зона двигательной активности: обогащение, расширение и активизация словаря в процессе физических упражнений, подвижных игр.

Таким образом, специально организованное жизненное пространство стимулирует активность ребенка, создает возможность для успешного речевого развития, позволяет ребенку проявлять свои способности в образовательной деятельности, в свободной деятельности, помогает чувствовать себя уверенно, способствует в целом всестороннему гармоничному развитию личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx2.76 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа детский сад №67 комбинированного вида Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами РППС Выполнила: Савастьянова А. В. 2019

Слайд 2

Нормы развития речи у детей: 18 месяцев - легко повторяет часто слышимые слова; - осваивает несложные слова; - отвечает словами или жестами на вопросы; - появляются первые предложения (из двух слов ); - словарный запас расширяется до 150 – 200 слов.

Слайд 3

3 года п оявляются многословные предложения (из трех и более слов ); р азличает цвета и определения размера; п омнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории.

Слайд 4

ФГОС определяет целевые ориентиры в области речевого развития на этапе завершения раннего возраста: Понимает несложные рассказы по сюжетной картинке; Способен узнать то, что видел, слышал несколько недель тому назад. Начинает использовать сложные предложения; правильно реагирует на словесные указания; получает удовольствие от общения со сверстниками. Может по просьбе взрослого или по собственной инициативе рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми. Может поделиться информацией («Ворону видел»), пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает). Сопровождает речью игровые и бытовые действия. С интересом слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы; рассматривает картинки, иллюстрации. При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы. Рассматривает иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога и самостоятельно

Слайд 5

«В пустых стенах ребенок не заговорит » . Е . И. Тихеева .

Слайд 6

Организация развивающей предметно-пространственной среды как условие для полноценного познавательно-речевого развития детей

Слайд 7

Центр сюжетно-ролевых игр

Слайд 8

Центр интеллектуального развития

Слайд 9

Центр сенсорного развития

Слайд 10

Центр театрально-игровой деятельности

Слайд 11

Книжный уголок

Слайд 12

Центр творчества

Слайд 13

Центр конструирования

Слайд 14

Центр двигательной активности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устн...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора.

Материал предназначен в помощь воспитателям, работающим с младшими детьми, направлен на развитие речи с использованием фольклорных произведений, которые     позволяют  заложить фундамен...

"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества"

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как он становится основным средством общения. Возраст от трех до четырех лет имеет ...

Семинар - практикум для педагогов "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества"

В данном материале вы найдете ответы на такие вопросы как: актульность выбранной темы, главная цель и задачи работы с детьми, подробный рассказ о средствах народного творчества, которые можно использо...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами  устного народного творчества...

« Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

« Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни»К.Д. Ушинский...