Педагогический совет «Занимательная математика»
учебно-методический материал

Галушина Надежда Михайловна

Цель: совершенствовать педагогическое мастерство педагогов; повышать методический уровень; способствовать творческому уровню.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanim_matem_no4.doc283 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовской области

ПЕДСОВЕТ №4

«Занимательная математика»

Котовск

Цель: совершенствовать педагогическое мастерство педагогов; повышать методический уровень; способствовать творческому уровню.

План проведения педсовета:

Первая часть.

  1. Выступление заведующей  МБДОУ к участникам педсовета. Итоги выполнения предыдущего педсовета.
  2. Презентация «
  3. Итоги тематической проверки по теме «Организация работы по ФЭМП в ДОУ» (Галушина Н.М. старший воспитатель)
  4. Викторина «Математика-это интересно
  5. Подведение итогов педсовета

Ход педсовета

1. Вступительное слово заведующей МБДОУ  Лукьяновой Л.В. к частникам педсовета. Итоги выполнения предыдущего педсовета. 

Одна из задач современного образовательного учреждения – создание условий, максимально способствующих всестороннему развитию подрастающего поколения. Каждый дошкольник маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Практика показывает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу, тем успешнее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.

Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка, приобщения его к активной, целенаправленной, результативной деятельности. Накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло, сформировать частные и обобщенные способы познания необходимо в процессе обучения и познавательно общения. Все это служит фундаментом дальнейшего математического образования.

Вот почему мы будем сегодня рассматривать эту проблему на педагогическом совете.

2. Презентация «Формирование элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС ДО»

Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний".Л. А. Венгер

Рассмотрим подробнее образовательную область «Познавательное развитие», а именно «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» в содержание Федерального государственного образовательного стандарта.

С учётом Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы, она подразумевает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

Большое значение в умственном воспитание детей имеет развитие элементарных математических представлений.

Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников - интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.

Традиционными направлениями формирования элементарных математических представлений у дошкольников являются: количество и счёт, величина, форма, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве.

В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной, цветом, формой предметов выделяется несколько этапов, в ходе которых последовательно решается ряд общих дидактических задач:

• приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;

• формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

• формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании

• овладение математической терминологией;

• развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка

• формирование простейших графических умений и навыков;

формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.) ;

Образовательно –воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей строится с учётом следующих принципов:

• принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями и особенностями детей;

• формирование математических представлений на основе перцептивных действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;

• использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число»«множество»«форма»;

• стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий;

возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразноговзаимодействия при освоении математических понятий;

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольниковнеобходимо использовать следующие методы:

• элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) ;

• сравнение;

• метод моделирования и конструирования;

• метод вопросов;

• метод повторения;

• решение логических задач;

• экспериментирование и опыты

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, занятия с воспитанниками могут проводится в различных формах:

• организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)

• демонстрационные опыты;

• сенсорные праздники на основе народного календаря;

• театрализация с математическим содержанием;

• обучение в повседневных бытовых ситуациях;

• беседы;

• самостоятельная деятельность в развивающей среде

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы.

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта развивающая предметно – предметно – пространственная среда должна быть:

• содержательно – насыщенной,

• трансформируемой;

• полуфункциональной;

• вариативной;

• доступной;

3.Итоги тематической проверки по теме «Организация работы по ФЭМП в ДОУ» (Галушина Н.М. старший воспитатель)

Старший воспитатель предлагает поделиться на команды.

Без математики, друзья,

Никак нам не прожить:

Ничто не сможем посчитать,

Ничто нельзя сравнить.

Нам математика дана

Уж много сотен лет.

Ведь даже мамонтов считал

Древнейший человек.

Разминка: назвать крылатые слова, пословицы и поговорки с числительными

Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Одна правда на свете живет.
Один раз не в счет. 
Как две капли воды.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Лентяй дважды работает.
Хвастуну цена — три копейки. 
Без четырех углов изба не рубится.
Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.
Как телеге пятое колесо.
За семью морями.
Семеро одного не ждут.
Грош да три деньги отложь.
Семь без четырех да три улетело.
На сто пусто, на пятьсот ничего.
Полтина без алтына, без сорока семи копеек.

1.ГЕЙМ  «МУДРЁНЫЕ ВОПРОСЫ»

Развитию внимания и сообразительности способствуют задачи-шутки, головоломки, предостерегающие ребенка от поспешных и необоснованных выводов. Их не следует решать, как обычные задачи, используя то или иное арифметическое действие. Эти задачи должны побуждать наших деток рассуждать, мыслить, находить ответ, используя имеющиеся уже знания.

Приучая ребенка внимательно слушать условие задачи, можно предложить задачу-шутку, в которой имеются числовые данные, но производить арифметические действия не надо.

 Педагогам  1 команды:

1.Ленту разрезали на шести местах. Сколько частей получилось? (Семь частей)

2.Дедка,  бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытянули репку. Сколько глаз её увидело? (Двенадцать.)

3.Настя положила в чай три ложки сахара и выпила один стакан. Катя использовала четыре ложки сахара и выпила два стакана. У кого чай был слаще? (У Насти, так как в стакане у неё три ложки, а у Кати по две ложки сахара.)

4.Мама связала своим детям три  шарфа (каждому по одному шарфу) и три варежки. Сколько ей осталось связать варежек? (Три варежки, так у нее было трое детей.)

5.Четыре мальчика и две девочки скатали по одному снежному комку и слепили снеговиков. Сколько морковок для носа и угольков для глаз принесла им воспитательница? (Если каждый снеговик состоит из трех комков, то воспитательница принесла две морковки и четыре уголька.)

Педагогам 2 команды:

1.В бочонке – 10 ложек мёда. Сколько детей может отведать этот мёд? (обратить внимание, что не сказано по  сколько мёда получит каждый ребёнок).

2.Сестра и брат получили по 4 яблока.   Сестра съела 3 яблока, брат – 2 яблока. У кого яблок осталось больше?  (у того, кто съел меньше).

3. В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море? (9 пароходов.)

4.В 12 ч. ночи  шёл снег.  Может ли быть  через несколько дней  в это же время солнечная погода? (нет, потому что это было ночью)

5.Сестре 4 года, брату 6 лет.  Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет?   (пройдёт 2 года,  следовательно брату будет 8 лет).

2. ГЕЙМ «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»

Этот  предмет   изобрел   в 1975 году преподаватель архитектуры из Будапешта  для   своих студентов.

Его  сложность объясняется огромным количеством различных положений, в которых он может находиться. Некоторые предприимчивые изготовители прикладывали в комплект к нему еще пластмассовый топорик, чтобы вконец раздосадованный владелец мог отвести душу, разломав игрушку после безрезультатных попыток. (кубик  Рубика)

3. РЕКЛАМНАЯ  ПАУЗА.

«ЛИСТ МЁБИУСА»- относится к числу  «математических неожиданностей».

Открыть свой лист Мёбиусу помогла служанка, сшившая неправильно концы ленты.

1858 – Мёбиус -  ученик  знаменитого  Гаусса   послал в Парижскую академию наук  работу о листе Мёбиуса, не дождавшись  ответа,  через 7 лет самостоятельно опубликовал результаты.  Другой ученик Гаусса  - И.Листинг в 1862  также изобрёл лист.

1.Нужно склеить  из бумажной полоски кольцо, только перед склеиванием  повернуть   один конец на 180 градусов.

2.У листа Мебиуса   одну сторону   начните постепенно окрашивать   в какой – нибудь  цвет и постепенно обнаружите, что он весь полностью закрашен.

3.Попробуйте разрезать   лист Мёбиуса   по его средней линии. Нормальное  кольцо распадётся. А лист Мёбиуса  превратится в одно перекрученное кольцо и будет оно двухсторонним.

4  ГЕЙМ   «Калейдоскоп изобразительного искусства»

Составление математического ребуса

   

4. Подведение итогов педсовета

 - Включать в план образовательной деятельности нетрадиционные формы проведения НОД по ФЭМП.

- Провести смотр –конкурс математических уголков «Центр занимательной математики».

- Использовать в образовательной деятельности по ФЭМП  игровые технологии.

- составить картотеку математических игр по группам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический совет в ДОУ «Организация работы по формированию интереса к познанию окружающего мира средствами занимательной математики»

Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом.В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко.Математика… Опять математика! Ча...

Педагогический проект "Занимательная математика в детском саду"

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Очень важен правильный подход, заниматься с ребёнком  в игровой форме...

Педагогический проект "Занимательная математика"

Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы будем это делать?• Определить уровень  математических способностей детей - мониторинг.• Подбор материалов для реализации проекта.• Из...

Дополнительная общеразвивающая программа соц-педагогической направленности "Занимательная математика"

Программа "Занимательная математика" предназначено для развития математических представлений детей при развивающих занятий. Она направлена на развития личности ребенка: развития ег...