Выступление на ММО воспитателей подготовительных групп по теме «Ранняя профориентация дошкольников - как одно из условий их успешной социализации»
материал (подготовительная группа)

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление, которое является важным условием социально-коммуникативного развития личности, её саморазвития и самоопределения.  Это система мероприятий, направленная на ознакомление дошкольников с максимальным количеством профессий и оказание помощи подрастающему поколению в разумном выборе профессии, с учетом его индивидуальных возможностей, особенностей, способностей и интересов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya_2.docx34.17 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ММО воспитателей подготовительных групп

по теме «Ранняя профориентация дошкольников - как одно из условий их успешной социализации»

1 слайд Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того, что бы в будущем он мог успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде и обладать чертами: педагога, исследователя, изобретателя, предпринимателя, экономиста. В педагогике это называется - введение дошкольников в профориентацию.

2 слайд Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление, которое является важным условием социально-коммуникативного развития личности, её саморазвития и самоопределения.  Это система мероприятий, направленная на ознакомление дошкольников с максимальным количеством профессий и оказание помощи подрастающему поколению в разумном выборе профессии, с учетом его индивидуальных возможностей, особенностей, способностей и интересов.

3 слайд Цель ранней профориентации – сформировать у ребёнка эмоциональное отношение к профессиональному миру. Ознакомление дошкольников с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Одна из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлена на формирование положительного отношения к труду.

4  слайд В нашем ДОУ с 1 ноября 2019 года с воспитанниками старших групп реализуется проект «Организация непрерывной профориентационной работы педагогической направленности «Детский сад – школа - колледж». В рамках работы по проекту нами была проведена педагогическая диагностика воспитанников старшего дошкольного возраста.

Для ознакомления детей с трудом взрослых применяем традиционные методы обучения и воспитания:

- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

5 слайд В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе организованной образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй.

Система работы с дошкольниками по ранней профориентации проводится по 3 направлениям:

- приближение детей к труду взрослых;

- приближение труда взрослых к детям;

- совместная деятельность детей и взрослых.

6 слайд I. Приближение детей к труду взрослых. Это, когда педагог знакомит детей с профессией как на занятии, так и вне: рассказывает о труде взрослых с показом иллюстраций: что за профессия, где работает (о месте работы), во что одет, что нужно для работы, какими чертами должен обладать и т.п. А также, организуем ток – шоу «Встреча с интересными людьми». Так воспитанники старших групп встретились с  мамой Полины Польшиной для знакомства с профессией учителя дополнительного образования (хореографа). Мама Артема Титова познакомила ребят с профессией воспитателя детского сада. Мама Ксюши Жерновой рассказала о профессии «учителя начальных классов», а мама Маши Кирилловой своей встречей вызвала интерес к профессии учителя физики продемонстрировав ребятам не которые опыты.

7 слайд С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии. В ходе реализации проекта «Детский сад – школа - колледж» в Яковлевском городском округе» была организована и проведена виртуальная экскурсия для детей дошкольного возраста в мир профессий педагогической направленности (дизайнер, учитель начальных классов, педагог дополнительного образования и т.д.). Интересна была дошкольникам виртуальная экскурсия в мир ландшафтного дизайна «Есть такая профессия – дизайнер».

IIПриближение труда взрослых к детям. Это организованные экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий  на работе (предприятии, учреждении). Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых, способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

8 слайд Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. По возращению в группу с детьми обязательно обсуждаем увиденное, проводим рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?».

Так со старшими воспитанниками ДОУ были организованы экскурсии по предприятиям и социальным институтам родного города. Дети посетили такие организации, как супермаркет «Магнит», детскую поликлинику, библиотеку, ЯРДК «Звездный», МБОУ «СОШ №1», магазин «Цветы», пожарную часть, отделение полиции, парикмахерскую.

9 и 10 слайды III. Совместная деятельность взрослого и ребѐнка. К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.

11 слайд Для достижения целей и решения задач социально-коммуникативного развития, профориентационных задач, в группах создается развивающая среда по теме «Профессии», уголки по сюжетно-ролевым играм с профессиональной одеждой людей разных профессий, развивающие игры профессиональной направленности: «Профессии», «Кем быть?»,  «Доскажи словечко», «Угадай, кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии», «Угадайте, что я делаю»,  «Где можно это купить», «Назови профессию»,  «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет».  «Определи по предмету профессию», «Кто что делает?», «Кому нужны эти предметы?», «Парочки» (по темам), разрезные картинки, лото, домино.

12 слайд В ходе квест – игры «Путешествие в город Профессий» расширялись  представления   детей   о   профессиях, развивался познавательный интерес, творческие способности детей. Путешествуя по улице «Профессиональной», переулку «Загадочному», проспекту Труда, бульвару Мастеров, площади Инструментов ребята закрепляли знания о профессиях, инструментах.

13 слайд В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, воля, интеллект, воображение, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Поощряем игры, показывающие работу учреждений «Магазин», «Почта», «Аптека», «Поликлиника», «Ателье», «Банк», «Школа».

14 слайд Вместе с детьми мы изготовили лэпбуки по ознакомелению с профессиями: «Учитель», «Воспитатель», «Дизайнер», «Инспектор ДПС». Лэпбуки помогают ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное,  рассматривая сделанную своими же руками книжку.

15 слайд Дети проявляют любознательность, интерес, к чтению художественной литературы о людях труда разных  профессий, это пробуждает желание подражать литературным персонажам. Дети сами выбирают произведения для чтения из имеющейся в группе библиотеки, или приносят из дома. Так воспитанники познакомились с многими произведениями известных писателей, здесь и К. Чуковский «Айболит, С. Маршак – «Почта», «Пожар», С. Михалков «Дядя Степа — милиционер», В. Маяковский «Кем быть?» и многие-многие другие.

По итогам прочитанных произведений вместе с детьми обыгрываем понравившиеся сюжеты, организуем настольный театр, пальчиковый, рассматриваем иллюстрации, беседуем о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека, о профессиях, связанных с местными условиями, рассматриваем альбомы с фотографиями работающих взрослых, играем в дидактические игры, закрепляем вид деятельности, орудия труда, специальную одежду, расширяем кругозор, активизируем речь, развиваем логическое мышление, наблюдательность.

Активными помощниками в организации сюжетно-ролевых игр являются родители воспитанников, которые помогают готовить атрибуты для игр, шьют костюмы, собирают необходимые предметы.

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-пространственной развивающей среды.

16 слайд Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:

-подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;

-создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;

-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;

- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;

- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов;

- оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;

- материалы для сюжетно-ролевых игр.

Неоценимую помощь в пополнении предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации могут оказать родители, которых мы активно вовлекаем в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых.

17 слайд Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых - это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Ранняя профориентация дошкольников как одно из условий успешной социализации детей"

Ранняя профориентация дошкольников как одно из условий успешной социализации детей...

Родительское собрание "Ранняя профориентация дошкольников как одно из условий их успешной социализации"

Сформировать положительный настрой и устойчивый интерес у родителей (законных представителей) воспитанников к вопросам их раннего самоопределения....

Консультация для воспитателей на тему: «Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС»

Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее п...

Ранняя профориентация дошкольников как одно из условий успешной социализации детей, реализующаяся в рамках проектной деятельности.

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития, согласно ФГОС ДО....

Методическая разработка по теме: «Ранняя профориентация с детьми дошкольного возраста как средство успешной социализации»

Согласно ФГОС ДО, ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития, так как в настоящее время ...

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе на тему: Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ «Дети будущего» Лесенка успеха 2023 муниципальный этап

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе на тему: Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ «Дети будущего».Тема: Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ «Дети бу...