Родительское собрание "Ранняя профориентация дошкольников как одно из условий их успешной социализации"
материал (старшая группа)

Воронова Ирина Владимировна

Сформировать положительный настрой и устойчивый интерес у родителей (законных представителей) воспитанников к вопросам их раннего самоопределения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_po_ranney_proforientatsii_detey.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленушка» г.Строитель Яковлевского городского округа». Воспитатели: Воронова И.В., Груздова Д.А.

Родительское собрание

«Ранняя профориентация дошкольников как одно из условий их успешной социализации» (в рамках реализации муниципального проекта) 

Цель: Объяснить родителям важность ранней профориентационной работы.

Задачи:  Сформировать условия для осознания родителями важности раннего профессионального самоопределения детей.  Развивать интерес родителей к профессиональному самоопределению детей.

Дата проведения: 11 февраля 2020 г.

Участники: родители (законные представители) воспитанников, воспитатели.

Ответственные за проведение собрания: воспитатели групп.

Место проведения: групповая комната

Форма проведения: дискуссия

Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада всех вас видеть. (Звучит спокойная музыка)

Психологический настрой. Игра «Завяжем узелки…» (родителям раздаются нити длиной 30-40 см. Они связывают свои нити друг с другом, если у них есть что-то общее. Это может быть профессия, любимое занятие, внешний признак, имя, количество детей и т.д. в результате образуется одна общая нить).

Постановка проблемы.  Вот так, как этой нитью, все мы связаны общей проблемой - как сформировать позитивное отношение детей к выбору будущей профессии.

Мы живём в такое время, когда каждый человек, чтобы стать успешным, должен много знать и уметь. А всем нам, родителям, очень хочется, чтобы наши дети много добились в жизни. Для этого надо очень постараться, чтобы к моменту «взрослой» жизни ребёнок имел достаточный багаж знаний, умений и навыков.

Дошкольное образование является начальным звеном в непрерывном образовательном процессе, поэтому работа по ранней профессиональной подготовки начинается именно здесь.

Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста является достаточно новым направлением в педагогике. Она постепенно вводится в образовательный процесс детского сада с раннего детства, когда ребёнок знакомится с профессией своих родителей, а также людей, которые трудятся в ближайшем окружении. Чем больше дети получают информации, чем она более многогранна, интересна для детей, тем легче им будет сделать в будущем свой выбор, который определит его жизненный путь.

В наших силах помочь детям в выборе профессий. Поэтому уже с раннего детства, мы должны у них расширять представления о мире взрослых, пробуждать у них интерес к профессиональной деятельности, формировать уважение к труду. Возможно, всё это сможет повлиять на выбор его профессии.

В нашем ДОУ с 1 ноября 2019 года с воспитанниками старших групп реализуется проект «Организация непрерывной профориентационной работы педагогической направленности «Детский сад-школа-колледж» в Яковлевском городском округе». В рамках работы по проекту нами была проведена педагогическая диагностика воспитанников МБДОУ «Детский сад «Аленушка» старшего дошкольного возраста. В ходе которой была проанализирована сформированность у дошкольников представлений о мире труда и профессиях, организована и проведена виртуальная экскурсия для детей дошкольного возраста в мир профессий

педагогической направленности (дизайнер, учитель начальных классов, педагог дополнительного образования и т.д.).

В течение полугодия запланированы также такие мероприятия, как организация и проведение ток-шоу «Гость группы» (встреча с людьми педагогических профессий), квест-игры «Дошкольник и мир профессий» и  «Есть такая профессия – дизайнер»,  игры-интервью «Когда я вырасту – я стану…», сюжетно-ролевые игры «Воспитатель», «Дизайнер», «Учитель»,

«Педагог дополнительного образования»,  проведение семейной гостиной «О

профессиях всерьез!».

Теперь пройдём к столу, посмотрите, у нас есть необычный цветок. На каждом лепестке вопрос. Я предлагаю вам выбрать лепесток и ответить на вопрос.

1. Знает ли Ваш ребёнок о вашей профессиональной деятельности?

2. Знает ли Ваш ребёнок, кем работают его дедушки, бабушки?

3. Знаете ли Вы, кем хочет стать Ваш ребёнок?

4. Кем бы Вы хотели видеть своего ребёнка в будущем?

5. Как и во что играет Ваш ребёнок дома? От чего это зависит?

По ответам на вопросы можно понять, что Вы уделяете внимание ознакомлению детей с профессиями. Как мы знаем, дети в раннем возрасте хотят быть похожими на своих родителей.

Упражнение 1 «Машина времени»

Представьте, что вы перенеслись на несколько лет назад.

- Каким вы представляли свое профессиональное будущее?

- Кто и как помогал вам в осуществлении ваших планов?

- Как родители отнеслись к вашему выбору?

- Были ли разногласия по поводу вашего выбора с родителями?

- Какие личные качества и навыки помогли вам реализовать свои планы?

- Осуществились ли ваши мечты?

- Хотели ли что – то сейчас изменить?

Обсуждение ситуации

Упражнение 2 «Знаете ли вы своего ребенка?»

Я считаю, что мой сын / дочь может претендовать на профессию .....

 При подготовке к собранию я проводила анкетирование детей. Вот профессии, которые выбрали дети – парикмахер, врач, пожарник, полицейский, водитель, балерина, художник, охранник,  археолог,

Выбор профессии - очень важная тема. И  правильность профессионального  выбора  для каждого человека очень значима. Сегодня мы обсудим вопросы. Начнем с вопроса о том, зачем вообще нужно выбирать профессию?

Упражнение “Закончи предложение”

Ведущий. Предлагаю участникам по очереди быстро закончить  предложения:

• “Выбирать профессию нужно чтобы …”;

• “Хорошая профессия, это профессия которая …”;

• “Если бы я был современным выпускником, то пошел бы учиться на … потому что…

- Спасибо!

Шуточная разминка

- Переставьте буквы в словах. Чтобы получились названия профессий- рвач – врач, терка –актер, марля –маляр, авдотка –адвокат, старина –санитар, реженин – инженер, вертерина –ветеринар, тольдиев – водитель, катадов – адвокат, зайдинер - дизайнер, тельучи - учитель, тапивостель - воспитатель, рентер - тренер

Молодцы!

Интерактивная технология «Интервью».

А сейчас я хочу взять у вас  интервью о вашей профессии.

Вопросы для проведения интервью

- Представьтесь, пожалуйста

- Довольны ли вы своей работой?

- Какой стаж вашей работы?

- Если бы вам представилась возможность поменять работу, вы бы согласились?

Большое спасибо всем.

Проиллюстрируйте один день из жизни вашей профессии с помощью 10 имен существительных:

Например «повар»: Утро, холод, свет, огонь, кастрюля, запах, ложка, меню, соль, вода, крупа, обед, ужин, продукты, усталость, сытость, сон.

 Давайте попробуем вывести правила выбора профессии, чтобы избежать ошибки.

1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.

2. Обсуждайте вместе с ним возможные "за" и "против" выбранной им профессии.

3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.

4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.

5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.

6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.

7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.

8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.

9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.

10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

 Существует так называемая формула выбора профессии.

Хочу – это интересы, склонности, желания, мечты.

Могу – это психофизические возможности, здоровье, способности, т. е. профессиональная пригодность.

Надо – это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии.

Если ребёнок сможет совместить свои ХОЧУ + МОГУ + НАДО, то его профессиональный выбор будет удачным.

 Уважаемые родители! Выбор профессии – что бы ни думали по этому поводу сами дети – дело семейное. Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

И, наконец, самое главное для наших детей, в каком бы возрасте они не были – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем. Спасибо за работу. Думаю, что каждый из вас в очередной раз задумался о том, как сложно выбрать профессию. И как это важно для наших детей. Здоровья, благополучия, успехов в воспитании и образовании. Успехов в выборе профессии!

А еще, уважаемые родители, мы подготовили для Вас анкеты, заполнив которые Вы узнаете, насколько эффективно вы проводите работу по ранней профориентации со своими детьми

Анкета для родителей «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии»

Приведен ряд суждений. Внимательно прочтите каждое. Если считаете, что оно соответствует вашим взглядам, то ответьте «да», если не соответствует, то «нет».

1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.

2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные книги, просмотренные фильмы, телепередачи, бываем на выставках, в музеях.

3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь поручение мой сын или дочь.

4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.

5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.

6. Я никогда бы не выступила с рассказом о свое работе и профессии перед группой, которую посещает мой ребенок.

7. Я думаю, кем бы ни стал мой ребенок, обще трудовые навыки, полученные им в образовательном учреждении, пригодятся в жизни.

8. Большую радость мне и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.

9.Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывала о ней моему ребенку.

10.Я стараюсь, чтобы ребенок имел дома постоянное поручение  (какое?).

12.Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, так как это он должен сделать самостоятельно.

13.Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он (она) еще успеет в жизни наработаться.

14.Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявлять свои способности.

Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.

Ключ «да» - 1,2,4,7,8,10,11,14; «нет» - 3,5,6,9,12,13.

Суммируйте полученные баллы. Если сумма их находится в пределах 12-14 баллов, то можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете проявлять себя, свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор.

8-10 баллов – Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке ребенка к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка.

4-7 баллов – этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) в подготовке его к жизни. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, надо сейчас учить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом.

0-3 баллов -  у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.

Уважаемые родители! Благодарим Вас за участие в круглом столе. Надеемся, что предоставленная информация была полезной. Думаем, чтов будущем наши дети смогут выбрать профессию по душе. Спасибо за внимание!

Рефлексия «Солнышко»

Наше собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу.

Все люди любят солнце, скучают по нему, когда оно долго не показывается. Сегодня на улице уже стемнело, а у нас появилось вот такое симпатичное солнышко. Оно такое жаркое, что сможет согреть всех вас своим теплом. Быть может, тепло этого солнышка будет греть вас весь остаток вечера. Хотелось бы надеяться, что у кого было хорошее настроение, оно ещё улучшилось, а кто был печален или равнодушен - стал  радостней. Расскажите. какое настроение у Вас стало после нашего собрания, передавая солнышко друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное развитие дошкольников, как одно из условий успешной социализации.

статья для педагогов дошкольных образовательных учреждений...

Консультация для воспитателей "Ранняя профориентация дошкольников как одно из условий успешной социализации детей"

Ранняя профориентация дошкольников как одно из условий успешной социализации детей...

Выступление на ММО воспитателей подготовительных групп по теме «Ранняя профориентация дошкольников - как одно из условий их успешной социализации»

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление, которое является важным условием социально-коммуникативного развития личности, её саморазвития и самоопределения. ...

Ранняя профориентация дошкольников как одно из условий успешной социализации детей, реализующаяся в рамках проектной деятельности.

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития, согласно ФГОС ДО....

выступление на педсовете на тему "Создание условий для успешной социализации и самоопределения дошкольников через раннюю профориентацию"

выступление на педсовете на тему "Создание условий для успешной социализации и самоопределения дошкольников через раннюю профориентацию"...