КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ - КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЧТЕНИЮ
статья

Гусак Елена Владимировна

 КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ - КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЧТЕНИЮ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gusak_e.v._kladieva_i.s._krivolapova_t.v._statya.doc.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

 КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ         - КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЧТЕНИЮ

Гусак Е.В.,

Кладиева И.С.,

Криволапова Т.В.,

воспитатели

МДОУ «Детский сад №6 п. Новосадовый»

Белгородская область, Белгородский район

QUEST TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

OF KINDERGARTEN AS A MEAN OF IMPROVEMENT PRESCHOOL CHILDREN`S TO READING

                

Gusak E.V.,

Kladieva I.S.,

Krivolapova T.V.,

educators

MPEI «Kindergarten No. 6 Novosadovy Village,

Belgorod region,        Belgorod district

Аннотация. В статье рассматривается понятие «квест-технологии», которое получает все более широкое распространение в сфере образования с целью приобщения детей к чтению.

Ключевые слова: квест-технологии, образовательный процесс, детский сад, дошкольники, чтение, сказки.

        

Annotation. The avthor gives the definition of the term “guest technologies”, which becomes more and more popular in educational sphere with purpose of introducing children to reading.

Key words: guest technologies, educational process, kindergarten, preschool children`s, reading, fairy tales.  

Привить ребенку вкус к чтению –

 лучший подарок,

который мы можем ему сделать.

Сесиль Лупан

В формировании личности как отдельного человека, так и всего человечества в целом дошкольный период имеет важное значение.

Заложенные в этом возрасте образовательные, высоконравственные, мировоззренческие, физические и культурные ценности определяют жизненный путь поколений, а также воздействуют на его становление, в следствии этого необходимо как можно больше внимания уделять формированию внутреннего мира детей, а также воспитанию в нем созидательного начала.

Особенной ценность в этом деле является чтение, потому что в процессе общения с книгой человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится размышлять, анализировать, развивается творчески [2]. Следовательно, формируется нравственная и культурная основа его личности. Чтение развивает речь людей, делает ее правильной, четкой, ясной, образной, красивой.

Читательский опыт, как известно, начинает закладываться с раннего детства. Прививая любовь к книгам, мы можем помочь детям познавать мир вокруг себя, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова [5].

Со сказок у каждого малыша начинается знакомство с литературой, они присутствуют в его жизни постоянно. Также можно отметить, что педагогическая ценность сказок достаточно велика. Она для ребенка – наиболее понятный способ передачи и получения информации.

В.А. Сухомлинский говорил, что «сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных явлений» [4].

Рассказывание сказок, а также чтение содействует обогащению внутреннего мира малыша, формированию основ поведения и общения, а также развитию воображения и творческого потенциала, поэтому следует приобщать детей к чтению сказок именно с дошкольного возраста [4].

Своеобразие прогрессивного педагогического процесса дошкольного учреждения предопределяется новыми требованиями к дошкольному образованию. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и педагога должно быть нацелено на становление развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей. Отсюда, вытекает необходимость проектировать новые формы организации духовно-нравственного воспитания детей, направленные на использование его культурного потенциала [3].

В настоящее время такой интерактивной формой взаимодействия являются квест - технологии. Данная технология организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании способствует развитию активной деятельностной позиции ребенка в процессе решения игровых поисковых задач [1].

А что же собой представляет такое квест – игра?

 «Квест-игра - это деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический опыт и приобретает конкретные знания» [1; 24].

Поначалу понятие «квест» использовалось как литературоведческий термин. Так называется способ построения сюжета, где достижение цели главным героем происходит через преодоление многочисленных трудностей, например, в основе сказочной трилогии Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», сказки Ю. Дружкова «Приключения Карандаша и Самоделкина» и многих других произведений детской литературы.

Двумя причинами объясняется популярность квест-игр у ребят.

Во-первых, это интересная для детей деятельность (игровая).

Во-вторых, формирует у них ощущение личной заинтересованности при исполнении задания.

Огромную значимость в формировании интереса у детей к книге и чтению имею квесты. Дошкольники через игру погружаются в мир сказочных приключений, знакомятся с героями сказки, а также активно взаимодействуют друг с другом и воспитателем, обогащая тем самым собственные знания и пополняя словарный запас.

А чтобы он был интересным, увлекательным и в тоже время, обучающим, от преподавателя потребуется высочайший уровень мастерства как в плане подготовки, так и в плане проведения такой игры.

Выделяют 3 стадии проведения игр:

1. Стадия задумки и осмысления квеста (определение тематики, целей, задач, сюжета, и т.д.).

2. Стадия организации квеста (подготовка материалов, оборудования).

3. Стадия проведения и подведения итогов (рефлексия) [1].

Мы в своей профессиональной деятельности во всех образовательных областях с детьми уже несколько лет используем квест-технологии.  

Необходимо отметить, что данная форма работы так интересна нам, и для детей группы, что применяя ее, мы достигли значительных результатов в процессе приобщения ребят к чтению художественной литературы как дома с родителями, так и в дошкольном учреждении.

Многие родители воспитанников группы отмечают, что дети проявляют больший интерес к чтению сказок, с удовольствием рассказывают о прочитанном в детским саду.  

С детьми старшей группы мы успешно реализовали квест-технологии на занятиях по чтению художественной литературы и развитию речи.

Например, квест «На поиски любимой книги» создал условия для активной познавательной деятельности детей, привил интерес к народному творчеству, к сказкам, способствовал сближению и организованности в группе, позволил обогатить словарный запас и расширить представление детей о разнообразии народных сказок, сформировать навык пересказывания народной сказки по представленному алгоритму, способствовал формированию мотивации совместного чтения ребенка и родителей дома, так как потребность получения нового знания у детей была на высоком уровне и т.д.

Во время квеста ребята вместе с Аленушкой из сказки «Гуси-лебеди разыскивали ее любимую книгу со сказками, которую украли гуси и спрятали в сказочном лесу в сундук под пять замков. И чтобы добыть эту книгу нужно найти пять ключей. В итоге все препятствия были преодолены, и заветная книга со сказками найдена [6].

В процессе квест-игры «В поисках заюшкиной избушки» дети старшего дошкольного возраста сначала получали задания от Кляксы, которая решила пошутить и забрала сказку, в форме загадок, складывания картинок-пазлов, прослушивания аудиозаписи, игр и т.д., а затем, когда все герои сказки были найдены, дети с большим увлечением импровизированно рассказали сказку по ролям [7].

Наиболее интересным мероприятием в нашей практике была квест-игра «По следам любимых книжек» по произведениям К.И. Чуковского.

Представим его более подробно.

Итак, целью является повышение интереса к художественной литературе через квест-игру.

На основе поставленной цели решились следующие задачи: пополнять литературный багаж загадками, рассказами, разгадыванием ребусов, считалками; актуализировать знания о сказках; создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности; создать условия для развития памяти, внимания, воображения; формировать готовность детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Началось наше путешествие с изучения карты, где начальным пунктом отправления служил портрет К. Чуковского. На протяжении основного этапа квеста дети с увлечением выполняли различные задания, собирали пазлы, находили отличия, отыскивали лишние картинки, досказывали словечко из сказок, выстраивали цепочки слов, отгадывали загадки по произведениям автора, таких как «Телефон», «Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Тараканище», «Муха Цокотуха» и др. В завершении квеста вместе с Хранительницей книг организовали выставку из собранных во время путешествия книг К.И. Чуковского [8].

Этап подведения (рефлексия) проходил в форме игры «Волшебный клубок», где ребята делились собственными эмоциями об игре, называя все свои успехи и все трудности. Кроме того, необходимо отметить, что дети получили массу позитивных впечатлений, с большим удовольствием выполняли все задания, помогали и поддерживали друг друга.

Квест-игры одно из занимательных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является требованием ФГОС ДО.

Таким образом, считаю, что внедрение квест-технологии считается эффективной формой приобщения детей к чтению и слушанию сказок, так как игра позволяет заинтересовать ребенка, повысить уровень познавательного, речевого развития детей, создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения, помогает детям войти в мир художественной литературы, а также способствует повышению уровня мотивации родителей к совместному чтению произведений художественной литературы дома.

        

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гавришова Е.В. / Квест – приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. В.М. Миленко, Е.В. Гавришова – 2015 - №10 – с. 24-26
  2. Развитие речи детей дошкольного возраста: пос. для воспитателя детского сада [Электронный ресурс] / под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2001. – 223 с. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0265/1_025-145.shtml
  3. Система работы по приобщению детей к чтению [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sch224s.mskobr.ru/dou_edu/doshkol
  4. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
  5. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи/ О.С.  Ушакова. – М.: Сфера, 2011. – 288 с.
  6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/01/kvest-igry-na-poiski-lyubimoy-knigi
  7. https://www.maam.ru/detskijsad/kvest-igra-v-poiskah-propavshei-skazki-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-avtor-solodovnikova-evgenija-leonidovna.html
  8. https://www.maam.ru/detskijsad/kvest-igra-po-sledam-lyubimyh-knizhek.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению"

Неплохая консультация, будет полезна для обей информации...

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным мн...

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению книг

Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками -...

Приемы работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению

В данном материале описаны основные рекомендации, соблюдение которых позволит привить любовь детей дошкольного возраста к книге. Думаю, статья будет интересна как педагогам, так и родителям....

Родительское собрание "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению книг"

Цель:         развитие интереса к художественной литературе и речевой активности.  Задачи:       1. обогатить лексику, помочь...

«Приобщение детей дошкольного возраста к чтению в процессе организации совместной деятельности педагогов родителей и детей»

Книга - великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по приобщению детей дошкольного возраста к художественно-эстетическому искусству средствами танцевального кружка «Топотушки»

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись, хореография.Хореография - это искусство синтетическое. Оно позволяет реша...