ПРОЕКТ «Мы познаём мир!» (использование технологии наглядного моделирования в познавательно-речевом развитии дошкольников)
проект (подготовительная группа)

Бережная Елена Васильевна

Проект разработан с целью интеллектуального развития дошкольников на основе практических действий, развития связной речи, а также развития самостоятельности, инициативы и творческого потенциала воспитанников в игровой деятельности. Мероприятия проекта рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Новизна проекта заключается в том, что овладение внешними формами замещения и моделирования в виде условных обозначений,  рисунков ведет к способности употреблять заместители и модели в «уме», решать задачи «про себя», во внутреннем плане. Иными словами, предлагая детям наглядные схемы, модели, мнемосхемы и т. д., педагог дает ребенку шаблон, используя который, ребенок учится элементарному исследованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_poznayom_mir.docx851.56 КБ

Предварительный просмотр:

Бережная Елена Васильевна МДОАУ «Детский сад №35 «Светлячок»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №35 «Светлячок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников г. Новотроицк Оренбургская область».

ПРОЕКТ

«Мы познаём мир!»

(использование технологии наглядного моделирования

в познавательно-речевом развитии дошкольников)

https://shillopop.com/wp-content/uploads/2012/06/chast4-600x450.jpg

Автор  проекта:

Бережная Елена Васильевна

воспитатель  первой  

квалификационной категории

2020 г

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………….……………3

Актуальность проекта………………………………………………………….……..4

Новизна проекта………………………………………………………………………4

Цель и задачи проекта…………………………………………………...……………4

Практическая значимость……………………………………………….……………5

Ожидаемые результаты………………………………………………….……………5

Описание идеи……………………………………………………………………………...5

Принципы проекта…………………………………………………………………………7

Ресурсы проекта……………………………………………………………………………8

Этапы реализации проекта………………………………………………………………...8

Система мониторинга хода реализации проекта………………………………………..10

Перспектива распространённости проекта……………………………………………...11

Список используемых источников…………………………………….………………...12

Приложение 1 «Перспективный план работы по проекту «Мы познаём мир!»……..13

Приложение 2 «Семинар-практикум  для родителей «Наглядное моделирование

как эффективное средство познавательно-речевого развития дошкольников».16

Приложение 3  «Выступление на итоговом педсовете  «Наглядное моделирование в

познавательно-речевом развитии дошкольников………………………………...18

Пояснительная записка

«Учите ребёнка каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам – он

 будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов

с картинками, и он усвоит на лету».

К.Д.Ушинский

В наш динамический век значительно увеличился поток информации. Соответственно усложнился процесс ее восприятия. Ведущий специалист дошкольного воспитания Н. Н. Подьякова справедливо подчёркивала, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей информации. К сожалению, многие родители, в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности, процесс развития своего ребенка пускают на самотек. По результатам моих наблюдений у детей можно отметить следующие недостатки:

-малая познавательная, исследовательская активность детей в силу того, что значительную часть информации они получают в готовом виде благодаря телевидению, Интернету;

-замусоривание речи сленговыми и нелитературными словами;

-бедная диалогическая речь (неспособность грамотно задать вопрос, построить развернутый ответ);

-неспособность построить монолог (составить сюжетный или описательный рассказ на определенную тему).

Таким образом, познавательно-речевое развитие у дошкольников является важной и трудно решаемой проблемой. Успешное решение этой проблемы необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Поэтому  целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий приведет к положительной динамике показателей.

На современном этапе развития дошкольного образования идет активный поиск и внедрения в практическую работу с дошкольниками новых методов и приемов обучения, повышающих эффективность воспитательно - образовательного процесса в ДОУ. Одним из таких средств является метод наглядного моделирования.

В основе метода моделирования, разработанного Л.А. Венгером, Д.Б. Элькониным, Н.А.Ветлугиной лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком, тем самым создавая модель. Изучение модели позволяет получить новое знание, новую целостную информацию об объекте. Дошкольники лишены возможности записывать информацию, отметить что-либо письменно на занятии, поэтому в детском саду в основном задействован один вид памяти - вербальный.

Метод моделирования эффективен ещё и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всей образовательной деятельности. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. Н.А. Ветлугина утверждает, что с помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах.

Существенными признаками модели являются: наглядность, абстракция, элемент научной фантазии и воображения, использование аналогии как логического метода построения. Иными словами, модель представляет собой гипотезу, выраженную в наглядной форме.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание  его заместителя, работа с ним.

Актуальность проекта

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – достигнуть высокого уровня развития интегративных качеств ребенка, заложить «прочный фундамент» знаний, умений и навыков, с которыми выпускники ДОУ переступят порог школы и которые помогут им в успешном усвоении школьной программы. Эта задача решается педагогами на протяжении всего дошкольного детства ребенка. Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как по данным Л.С. Выгодского, В.А.Сохина, О.С.Ушаковой дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности.

Следовательно, актуальность в том, что:

• дошкольник пластичен, легко обучаем, но быстро утомляется и теряет интерес. Моделирование же вызывает интерес и тем самым решает эту проблему.

• использование символов облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала. Формирует навык практического использования приемов работы с памятью.

• графические аналогии помогают видеть главное, анализировать, синтезировать и систематизировать полученные знания. Активизируют память и мышление.

Новизна проекта

Данная технология обладает вариативностью, гибкостью, многофункциональностью, т. к. условности легко воспринимаются детьми. Новизна проекта заключается в том, что овладение внешними формами замещения и моделирования в виде условных обозначений,  рисунков ведет к способности употреблять заместители и модели в «уме», решать задачи «про себя», во внутреннем плане. Иными словами, предлагая детям наглядные схемы, модели, мнемосхемы и т. д., педагог дает ребенку шаблон, используя который, ребенок учится элементарному исследованию.        

Цель и задачи проекта

Цель проекта – интеллектуальное развитие дошкольников на основе практических действий, развития связной речи, а также развития самостоятельности, инициативы и творческого потенциала воспитанников в игровой деятельности.

Задачи проекта:

  • Учить создавать воображаемые образы и узнавать некоторые ситуации по схеме.
  • Развивать мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при использовании схем, моделей.
  • Учить создавать воображаемые образы и узнавать некоторые ситуации по схеме.
  • Развивать умения детей точно, последовательно, связно и грамматически

правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.

  • Развивать умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения.
  • Совершенствовать координацию руки и глаза, развивать мелкую моторику рук.
  • Расширять кругозор, словарный запас, развивать познавательную, исследовательскую, игровую, творческую активность.

Практическая значимость

  •  его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
  • обогащение развивающей предметно-пространственной среды;
  • возможность использования в индивидуальной и групповой работе педагога с детьми;
  • использование в самостоятельной деятельности – предметно - игровое манипулирование;
  • обладает вариативной функцией (есть несколько вариантов использования в различных видах деятельности с интеграцией образовательных областей);
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников;
  • использование в домашних играх мамы и малыша.

Ожидаемые результаты

Реализация проекта позволит достигнуть положительных преобразований у её участников:

  1. Дети стали более активны в речевом общении, отвечают на вопросы, сами задают вопросы.
  2. Дети без затруднения ориентируются в знаковой системе и способах кодирования.
  3. Имеются навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении
  4. Совершенствуется устная речь детей и развивается логическое, образное мышление, память, внимание.
  5. Совершенствуется умение детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения
  6. Повысился интерес к познавательной деятельности.

Описание идеи

Ориентируясь на новые стандарты дошкольного образования, согласно которым необходимо обеспечить воспитанников, в том числе и воспитанников с ОВЗ, разнообразием материалов и средств обучения, что в свою очередь должно обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, развитие моторики, возможность самовыражения детей становится актуальным вопрос об использовании в работе с дошкольниками необычных игр и пособий. Современные дошкольники нуждаются в модификации способов подачи учебного материала. А так как, наглядная модель есть самый эффективный инструмент познания, с целью более успешного освоения образовательной программы, я в своей повседневной работе использую различные дидактические игры и пособия, в том числе и изготовленные своими руками. В процессе выбора материалов для изготовления игр и пособий я остановилась на фетре и фоамиране. Такие игры привлекают внимание детей, развивают фантазию, сенсорику, счет, коммуникативные навыки, мелкую моторику и что очень важно для работы с детьми этот материал яркий, не токсичый, гипоаллергенный, мягкий и приятный на ощупь, но в то же время прочный.

Мною было разработано и изготовлено дидактическое пособие «Мы познаём мир!», который состоит из планшетов, изготовленных на листах формата А4, обтянутых фоамираном различной цветовой гаммы и из различных силуэтных изображений из фетра и фоамирана.

F:\ПРОЕКТ МЫ ПОЗНАЕМ МИР\фото\2.jpg    F:\ПРОЕКТ МЫ ПОЗНАЕМ МИР\фото\16.jpg   F:\ПРОЕКТ МЫ ПОЗНАЕМ МИР\фото\14.jpg

Изготовление дидактического пособия «Мы познаём мир!» возможно как самим педагогом, так и совместно с детьми на занятиях художественно-эстетического цикла (аппликации или в индивидуальной работе). Дети по устному заданию воспитателя или самостоятельно создают картину, после чего работают по ней. Варианты заданий:

-на счет, сравнение величин;

-на определение пространственного расположения предметов;

-конструирование по образцу или самостоятельно;

-составление арифметических задач;

-составление предложений, различных видов рассказов;

-обыгрывание сказок;

-придумывание и обыгрывание различных сюжетов;

-различные дидактические игры и др.

Преимущества данного пособия:

  • интересный дизайн: разноцветные планшеты (для выбора фона), красочное оформление силуэтных картинок привлекают внимание детей;
  • игровая форма способствует повышению интереса детей, развитию мелкой моторики;
  • возможность решения многих речевых задач: от словарной работы до развития связной речи;
  • постоянное обновление картинного материала в зависимости от лексической темы и от поставленных задач;
  • широкое использование: на занятиях для подгрупповых и индивидуальных заданий, в самостоятельной деятельности, для мониторинга, для индивидуальной работы по речевому, познавательному, художественно-эстетическому развитию;
  • занимает мало места, лёгкое и компактное пособие.

Игры из этого пособия, можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста, как на подгрупповой и индивидуальной работе, так и в самостоятельной деятельности, а особенности этих игр определяют их большие развивающие возможности, и, конечно же, привлекают внимание и интерес детей. Исходя из этого, эти игры органически вписываются во все разделы воспитательно-образовательной работы с детьми. Для получения положительного результата, можно менять игровую задачу, усложнять задания, компоновать различные элементы или вносить новые элементы, можно привлечь музыкальное сопровождение. Следует отметить, что на развитие познавательной активности детей, влияет не только постепенное усложнение игр с точки зрения познавательных задач, содержания, игровых действий, правил, но и то, какое разнообразие и количество наглядного материала используется. Правильно используемые игры в воспитательно-образовательном процессе, - это, с одной стороны, эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой - своеобразная практическая деятельность ребёнка по освоению окружающей действительности.

Принципы проекта

Проект в силу его особой значимости для интеллектуального развития требует соблюдения следующих основных принципов:

  1. Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
  2. Принцип наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
  3. Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, исследовательскую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
  4. Принцип системности - работа проводится систематически весь учебный год при гибком распределении содержания проекта в течение дня и по темам недель.
  5. Принцип интеграции – реализация проекта включается в тематику мероприятий и занятий: познавательное и речевое развитие, изобразительная деятельность, экологическое и физкультурное воспитание, и также в нерегламентированную деятельность и отдельные режимные моменты, т.е. чтобы программа проекта не была искусственной надстройкой, педагоги ее естественно органично интегрируют в целостный педагогический процесс.
  6. Принцип доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  7. Принцип совместной деятельности.

Сроки реализации проекта: долгосрочный 1 год (сентябрь 2019 – апрель 2020 уч. г)

Вид проекта: информационный, практико – ориентированный, творческий.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.

Ресурсы проекта

Одним из важнейших факторов, напрямую влияющих на успешность и результативность осуществления образовательного процесса, являются условия реализации проекта.

 Нормативно-правовые:

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования    от 17.10.13 №1155;

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26;

-Устав МДОАУ «Детский сад№35 «Светлячок»  с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников»;

-Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад №35 «Светлячок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников.

Материальные ресурсы: использование данной формы работы не требует больших  материальных затрат. В работе используется планшеты, изготовленные на листах формата А4,обтянутые фоамираном различной цветовой гаммы и различные силуэты изображений из фетра и фоамирана.

Кадровые ресурсы: для работы по материалам проекта в образовательном процессе не требуется специальное обучение и курсовая подготовка педагогов. А использование дидактического пособие «Мы познаём мир!», может осуществляться воспитателями дошкольной образовательной организации независимо от квалификации и опыта работы, а также реализуемых программ и контингента воспитанников.

Этапы реализации проекта

Этапы проекта: 

1.Содержательно-целевой этап (август 2019 г)

2.Операционально-деятельностный этап (сентябрь 2019 г – март 2020 г)

3.Оценочно-регулятивный этап (апрель 2020 г)

План-график реализации проекта

Задачи

Мероприятия

Сроки

1 этап – содержательно - целевой

Повышение

профессиональной

компетентности

Подбор и изучение методической литературы.

Подбор диагностического материала.

Ознакомление с передовым опытом.

Август

Педагогическое

просвещение

родителей

Разработку современных подходов взаимодействия воспитателя и родителей.

Поиск эффективных форм и методов мотивации родителей на сотрудничество.

Август

Создание условий для

организации работы

Подбор и изготовление необходимого

материала.

Изготовление пособия «Мы познаем мир!» совместно с родителями (изготовление различных силуэтных изображений, планшетов). 

Август- сентябрь

Мониторинг

состояния проблемы

на начальном этапе

Педагогическое обследование

детей.

Сентябрь

Систематизация

работы с детьми

Разработка перспективного плана, тематики,

содержания и конспектов мероприятий на

учебный год (Приложение 1)

Июль - август

2 этап – Операционально-деятельностный этап

Внедрение системы

работы.

Организация и проведение мероприятий с

детьми и родителями в рамках проекта, в соответствии с перспективным планом.

Самостоятельная деятельность детей.

В течение года

по

перспективному плану

Индивидуальная

работа с детьми.

Организация и проведение индивидуальной

работы с детьми, закрепление полученных

навыков с помощью пособия «Мы познаём мир!».

В

течение года по

перспективному плану

Работа с родителями.

Семинар-практикум «Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи дошкольников» (Приложение 2).

Привлечение родителей к изготовлению силуэтных изображений.

Октябрь

В течение года

3 этап – Оценочно-регулятивный этап.

Мониторинг проекта

Педагогическое обследование детей на этапе завершения проекта.

Анкетирование родителей.

Анализ данных.

Апрель

Представление итогов

реализуемого

проекта.

Консультация для педагогов «Наглядное моделирование в познавательно-речевом развитии дошкольников».

Выступление на итоговом педсовете  «Наглядное моделирование в познавательно-речевом развитии дошкольников» (Приложение 3).

Апрель

Май

Определение

перспективы проекта.

Внедрение новых методических разработок в

педагогическую работу.

Май

Система мониторинга хода реализации проекта

Важным условием успешного усвоения материала является контрольно-аналитическая работа, которая направлена на выявление уровня эффективности педагогического воздействия (сентябрь, апрель).

Методы:

- наблюдение за свободным общением ребенка, а также за его речью в процессе какой-либо деятельности (познавательной, исследовательской, коммуникативной, игровой);

- методика обследования познавательно-речевого развития (методики «Волшебный домик», «Беседа» (М.В.Марусинец), «Вопрошайка» (Н.Б.Шумакова));

- анкетирование родителей о степени готовности участвовать в совместной проектной деятельности и степени удовлетворенности от реализации поставленных задач;

- анализ количества участвующих родителей в проекте;

- качественный анализ (самоанализ) педагога по итогам реализации проекта.

Было обследовано 30 детей.

Начало года:

                 Высокий уровень с - 4 чел – 13%

                Средний уровень – 16 чел – 53%

               Низкий уровень – 10 чел – 34%

Конец года:

                 Высокий уровень - 20 чел – 67%

                Средний уровень – 9 чел – 30%

                Низкий уровень – 1 чел -3%

 Анализ результатов мониторинга показал положительную динамику.
Уровень познавательного развития детей вырос по сравнению с началом учебного года. На конец учебного года только у 3% детей низкий уровень, это на 31% ниже по сравнению с началом учебного года. На 54% увеличилось количество детей с «высоким» уровнем познавательного развития.

Таким образом, сравнительный анализ уровня познавательно – речевого  развития показал, что у детей показатели, и воспитанники прогрессируют в познавательно - речевом  развитии. Целенаправленная деятельность по обучению детей методом наглядного моделирования, используя пособие «Мы познаем мир!», повысила активность детей, вызвала стойкий интерес к познанию, дети стали увереннее в своих высказываниях, повлияла на результаты уровня познавательно - речевого развития.

Перспектива распространённости проекта

По окончании проекта деятельность в выбранном направлении будет продолжена в следующих возрастных группах. 

В заключении хотелось сказать о том, что созданное нами дидактическое пособие «Мы познаём мир!» - это не только метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии ребёнка, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которое однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь. Задача педагога лишь придавать воспитанникам уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Список используемых источников

1.Богославец, Л. Г. Современные педагогические технологии в доу: учеб метод пособие / Л. Г. Богославец. - Спб. Детство-пресс, 2011. - 111 с.

2.Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Диагностика и формирование психологической готовности детей к обучению в школе. – К.: “Педагогічна преса”, 2000 г. – 94 с.

3.Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007год.

4.Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. Учебно-методическое пособие.- М., Центр педагогического образования, 2017 год.

5.Подъяков Н.Н.. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство. Издательство «Речь», 2010.

Приложение 1

Перспективный план работы по проекту «Мы познаём мир!»

Месяц,

лексическая тема

Содержание

Сентябрь

«В гостях у сказки»

Беседа: «Какие сказки бывают» (народные, авторские, волшебные, о животных).

Викторина «В гостях у сказки».

Д/и «Узнай сказку», «Собери сказку», «Путешествие по сказкам».

Рассказывание сказок. Чтение сказок.

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

F:\ПРОЕКТ МЫ ПОЗНАЕМ МИР\фото\15.jpg     F:\ПРОЕКТ МЫ ПОЗНАЕМ МИР\фото\16.jpg

Октябрь

«В гостях у Старика-Годовика»

Беседа «Что такое природа?»        

Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает», «Сложи картинку» и др.

Составление описательных рассказов по сюжетным картинкам.

Чтение, обсуждение экологических сказок.

F:\ПРОЕКТ МЫ ПОЗНАЕМ МИР\фото\14.jpg   F:\ПРОЕКТ МЫ ПОЗНАЕМ МИР\фото\10.jpg

Ноябрь

«Подводный мир»

Беседа «Обитатели морей и океанов»

Дидактические игры: «Найди и назови», «Назови ласково», «Кто живет в море (океане)? И др.

Составление описательных рассказов по сюжетным картинкам.

F:\ПРОЕКТ МЫ ПОЗНАЕМ МИР\фото\5.jpg   F:\ПРОЕКТ МЫ ПОЗНАЕМ МИР\фото\7.jpg

Декабрь

«Новогодний карнавал»

Беседа «Путешествие в белую сказку».

Дид/игры «Кто построил снежный городок», «Назовите героев из сказок», «Наряжаем ёлку».

Игра «Сундучок Деда Мороза».

https://i0.wp.com/momjournal.ru/wp-content/uploads/2017/12/4d2ba9d8d02c426812fdc98063na-kukly-i-igrushki-novogodnyaya-elochka-s-igrushkami.jpg

Январь

«Правила дорожного движения»

Беседы: «Как прейти через проезжую часть»,  «Чем опасен стоящий на проезжей части транспорт».

Д/ и «Наша улица», «Угадай, какой знак».

Выполнение тематических заданий.

Игра-драматизация по правилам ДД

https://i.pinimg.com/736x/ad/10/cd/ad10cdc43dfeb328c5c6b5ca7523ab12--felt-board-stories-felt-kids.jpg

Февраль

«Волшебная страна Математика»

Чтение: А. Лопатина «Добрая математика», А. Тюняев «Счет со зверюшками», М. Мышковская «Геометрия в стихах и картинках», «Смушок начинает учиться. Цифры», Т. Дубровкина «Дни недели».

С/р игры «Магазин» , «Зоопарк».

Разгадывание ребусов, загадок.

Составляем арифметические задачки.

Дидактические игры.

F:\ПРОЕКТ МЫ ПОЗНАЕМ МИР\фото\12.jpg  F:\ПРОЕКТ МЫ ПОЗНАЕМ МИР\фото\6.jpg

Март

«Дружная семейка»

Беседа «Наша дружная семейка»

Д/и «Кто найдет, пусть возьмет», «Составь портрет», «Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку» и др.

F:\ПРОЕКТ МЫ ПОЗНАЕМ МИР\фото\4.jpg   F:\ПРОЕКТ МЫ ПОЗНАЕМ МИР\фото\9.jpg

Апрель

«Наша планета Земля»

Беседа: «Наша планета Земля», «Первые космонавты», «Этот загадочный космос»,  «Космические аппараты», «Составь сюжетную картинку»

Рассматривание и обсуждение сюжетных картинок. 

Дид. игры: «Космические пришельцы», «Сколько звёзд облетела ракета».

 F:\ПРОЕКТ МЫ ПОЗНАЕМ МИР\фото\1.jpg           F:\ПРОЕКТ МЫ ПОЗНАЕМ МИР\фото\3.jpg

Приложение 2

Семинар-практикум  для родителей

«Наглядное моделирование

как эффективное средство познавательно-речевого развития дошкольников»

Начало формы

Конец формы

Цель: ознакомление законных представителей воспитанников с методом наглядного моделирования и приёмами его использования при работе с детьми

Задачи: раскрыть понятия «Метод наглядного моделирования», «Мнемотехника»; познакомить с различными вариантами использования данного метода при организации образовательного процесса с детьми.

Ход мероприятия

1. Приветствие, вступительное слово, теоретическая часть

Для начала — притча. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение засыпавшее дом богач и гостей пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания - топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи и культура речевого общения. Развитие речи – это не только умение правильно строить предложения. Ребенок должен уметь рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком - то событии, явлении о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Однако  как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме уровень речевого развития воспитанников недостаточен.

Наглядность - один из основных дидактических принципов коррекционной педагогики. К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно  мучиться, но свяжите двадцать  таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего образовательного процесса.

Практика и поиск новых путей повышения результативности работы позволяют определить в качестве средства оптимизации процесса развития детей – метод наглядного моделирования. Современные дошкольники нуждаются в модификации способов подачи учебного материала. А так как, наглядная модель есть самый эффективный инструмент познания, с целью более успешного освоения образовательной программы, использование в повседневной работе различных дидактических игр и пособий, в том числе и изготовленных своими руками, очень эффективно.

Ребенок-дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л.М. и др.). Учёные также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с воспитанниками состоит в том, что:

1. Ребёнок очень пластичен и легко обучаем, но для них характерна  быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью

3. Применяя графическую аналогию - умение видеть главное, систематизировать полученные представления.

2. Практическая часть

- А сейчас, хотим предложить Вам, уважаемые родители выполнить несколько заданий, используя дидактическое пособие «Мы познаем мир!», в которых используется метод наглядного моделирования.

1. Упражнение «Составить сюжетную картинку»

2. Упражнение «Составить рассказ по сюжетной картинке»

3. Упражнение «Автоматизация звуков в словах»

4. Упражнение «Составь арифметическую задачку»

5. Упражнение «Рисуем натюрморт»

6. Упражнение «Расскажи сказку»

3. Заключительная часть

Формирование самостоятельности, общительности, умения оперирования языковыми символами поможет ребёнку в его учебе в школе. Так, знаково-символическая деятельность используется в школе постоянно. Каждый учебный предмет имеет свою систему знаков и символов. С их помощью ученик кодирует изучаемую информацию.

Введение метода наглядного моделирования в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ. В ходе использования данного метода дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью.

Приложение 3 

Выступление на итоговом педсовете  «Наглядное моделирование в познавательно-речевом развитии дошкольников».

Одно из важнейших положений детской психологии — это решающая роль деятельности в психическом развитии ребёнка. В разных видах деятельности дошкольника есть одна общая сторона, которая представляется исключительно важной с точки зрения развития детского мышления.

Её суть: все основные виды деятельности, которыми ребёнок овладевает в дошкольном детстве, носит моделирующий (условный) характер. Если внимательно понаблюдать за тем, как ребёнок играет, рисует, строит, то можно обнаружить различные формы моделирования окружающей действительности, тем самым, идёт развитие знаково-символической функции мышления, способности к условному абстрагированию.

Интенсивное развитие информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации оказывает большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира.

Для овладения информационными технологиями дошкольник должен уметь пользоваться модельными образами, ориентироваться с помощью них в пространстве, самостоятельно составлять наглядные модели, то есть у ребенка должна быть сформирована способность к наглядному моделированию.

Как и любая деятельность, наглядное моделирование начинает осваиваться с опорой на личный уровень развития способностей. В связи с этим возникает необходимость сосредоточить усилия на совершенствовании процесса обучения в аспекте формирования способности дошкольника к наглядному моделированию.

На первый план выдвигается задача формирования способности к активной познавательной деятельности. В работах отечественных и зарубежных учёных дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания — Ф. Фребель, М. Монтесори. Но в исследованиях А. П. Усовой, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Н. П. Поддъякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребёнок может познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля, М. Монтесори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач. С этой точки зрения представляется актуальным исследование всех аспектов умственного воспитания, его задач и организационных методов.

Л. А. Венгер главными средствами познания ребёнком окружающего мира полагал эталонную и модельную формы опосредования, рассматривая их в качестве особой формы познавательной деятельности.

В настоящее время наиболее широко представлены работы, раскрывающие особенности и закономерности становления в дошкольном возрасте моделирования как одного из видов знаково-символической деятельности. Исследования мнемической деятельности детей дошкольного возраста, проведённого под руководством З. М. Истоминой и Л. М. Житниковой, позволили установить, что дети с большим успехом используют искусственные внешние средства (картинки, планы, значки).

Е. Е. Сапогова и Н. Т. Саплина рассматривают моделирование как вид знаково-символической деятельности и как средство, с помощью которого ребёнок может изучить окружающую действительность. В моделировании элементы модели — суть элементов систем (знаково-символической), которые получают в ней своё содержание, и действие с ними реализуется в соответствии с принципами, заключёнными в системе.

Использование приёма моделирования приводит к разностороннему развитию всех функций (восприятия, мышления, памяти, воображения и речи), что является предпосылкой дальнейшего усвоения средств познавательной деятельности в ходе школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования в коррекции развития речи дошкольников

В докладе представлены различные методы наглядного моделирования в практической работе учителя-логопеда....

Конспект фронтального занятия с использованием технологии наглядного моделирования. Тема: "Звук "э" и буква Э. Экскурсия".

В данном занятии коррекционные задачи по устранению нарушения звукопроизношения органично сочетаются с расширением у детей словаря, формированием грамматического строя речи, развитием функции языковог...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием технологии наглядного моделирования Тема «Осенняя ярмарка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  для детей подготовительной группы с ОНР с использованием технологии наглядного моделированияТема «Осенняя  ярмарка»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию связной речи в подготовительной к школе группе с использованием технологии наглядного моделирования

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении,     логопеду    приходится     искать...

Проект «Экологическое воспитание детей с нарушением зрения через использование технологии наглядного моделирования»

Аттестационная работа Слушателя курсов повышения квалификации по программе:«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реали...

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологий наглядного моделирования в старшей группе «В ожидании Весны»

Цель: развитие связной речи через обучение рассказыванию при помощи технологии наглядного моделирования....