Проект «Экологическое воспитание детей с нарушением зрения через использование технологии наглядного моделирования»
проект на тему

Шляндина Елена Дмитриевна

Аттестационная работа

 

Слушателя курсов повышения квалификации по программе:

«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.pptx127.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аттестационная работа Слушателя курсов повышения квалификации по программе: «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» Шляндина Елена Дмитриевна МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 37 «Теремок» На тему: «Экологическое воспитание детей с нарушением зрения через использование технологии наглядного моделирования»

Слайд 2

Актуальность. Требования внешней среды . Сохранение природы и ухудшение окружающей среды являются приоритетным направлением государства. В нынешних условиях ухудшения ситуации в стране, основой нравственного воспитания человека становятся, прежде всего, взаимоотношения человека и природы. Экологическое воспитание становится стержнем современного образования, а первым звеном является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Развивая познавательную сферу детей с нарушение зрения средствами экологического воспитания необходимо применять технологию наглядного моделирования. При моделировании выделяются характерные признаки объектов и процессов, их доступность для восприятия, а это дает возможность помочь слабовидящему ребенку в осознании предложенного материала, так как содержит коррекционные составляющие: дети с нарушением зрения видят лучше черные силуэты на белом, четкий контраст линий, а это экономит на зрительной нагрузке.

Слайд 3

Ссылка, цитата. «Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития цивилизации., дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации атмосферы....» (Экологическая доктрина Российской Федерации от 31.08.2002.№ 1225-р) «Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания, необходимым условием устойчивого развития страны, развития и совершенствования обеспечения преемственности между сферами социального становления личности (семья - детский сад - школа - ВУЗ -профессиональная деятельность) из Рекомендаций Парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования России» от 22.09.98 г. .. .Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы». (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»)

Слайд 4

Проблема. Проявления: 1. для детей с нарушением зрения характерна меньшая познавательная активность, дети получают меньше информации об окружающем мире, и это затрудняет наполнение чувственного опыта и обедняет представления детей об окружающем, приводит к неадекватному отражению действительности. Слабовидящие дети значительно отстают в развитии при описании природы, животных, внешности и деятельности человека; недостатком многих программ следует считать преобладание словесных методов обучения - большинство занятий рекомендуется проводить в виде инсценировок и монологического изложения материала педагогом. Такой подход игнорирует базовые положения детской психологии и дошкольной педагогики о наглядно-действенном и наглядно-образном характерах мышления детей первых 7 лет жизни. Причина: 1. патология зрения детей дошкольного возраста; 2. недостаточное чередование зрительного, тактильного материала со словесным с учетом темпа работы ребенка с нарушением зрения, его индивидуальных особенностей и глазной патологии; 3. недостаточное методическое обеспечение промышленных изданий, пособий с учетом особенностей развития детей со зрительной недостаточностью.

Слайд 5

Цель: повышение эффективности работы по экологическому воспитанию детей с нарушением зрения через использование технологии наглядного моделирования. Ожидаемый результат: повышение уровня экологических представлений детей с нарушением зрения, формирование навыков экологически нравственного поведения; вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом по вопросам экологического воспитания. Создание экологических альбомов «Юный эколог», «В гостях у волшебницы Воды», «Мир насекомых» .

Слайд 6

Задачи: изучить теорию и методику по формированию системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию детей с нарушением зрения дошкольного возраста; разработать структуру опытно-исследовательской работы с дошкольниками со зрительной патологией на разных объектах развивающей среды детского сада; формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями; 4) формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы), гуманного отношения к живому; норм поведения в природной среде; 5) раскрытие доступных пониманию ребенка с нарушением зрения дошкольного возраста взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни.

Слайд 7

Задача 1. Изучить теорию и методику по формированию системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию детей с нарушением зрения дошкольного возраста. Результат. Изучена педагогическая литература следующих авторов: О.В.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»; О.Ф.Горбатенко «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»; А.А.Плешаков «Зеленый дом»; А.И.Иванова «Живая экология»; М.Н.Сигимова «Познание мира растений». Критерий результата: - раскрытие основного понятия «экологическое воспитание»; - определение наиболее эффективных методов и приемов в работе с детьми с патологией зрения; теоретическое обоснование возможности осуществления технологии наглядного моделирования. Мероприятие. Использование теоретических источников в интернет и городских библиотеках; учеба на курсах повышения квалификации по теме «Коррекционная педагогика и психология » в ККИПКиППРО . Ресурс, источник. Информационный -методические пособия, теоретические публикации.

Слайд 8

Задача 2. Разработать структуру опытно-исследовательской работы с дошкольниками со зрительной патологией на разных объектах развивающей предметно-пространственной среды детского сада. Результат. Разработаны проекты по опытно - исследовательской деятельности «Волшебница -Вода», «Такие разные цветы», методический материал «Юный эколог», «Насекомые» с опорой на технологию моделирования. Критерий результата: - обучение детей с нарушением зрения «чтению» схем; - установление взаимозависимостей живой и неживой природы и влияние воды на эти зависимости, составление моделей; - углубление и конкретизация представлений об условиях жизни растений, их разновидностях (деревья, кустарники, травянистые растения; растения леса, луга, сада; лесные ягоды, грибы ,комнатные растения; с опорой на схемы -модели; - установление связей между состоянием растений и условиями окружающей среды, выявление причин происходящих изменений (вода, свет, тепло, питательные вещества) с изготовлением схем.

Слайд 9

Мероприятие. разработка проекта; экспериментальная проверка возможности осуществления проекта через опытническую деятельность; наблюдения; создание схем-моделей, оформление папок с наглядным материалом; оформление альбома с фотомонтажами опытнической деятельности «Юный эколог», «В гостях у волшебницы - Воды»; создание альбома с совместными рисунками детей и родителей «Мир насекомых»; отражение полученных впечатлений в творчестве: изготовление поделок из природного материала, в технике оригами, тестопластике, рисовании). Ресурс, источник. Информационный - работа с методической литературой Организационный - организация наблюдений, опытнической деятельности Средовой – изменение развивающей предметно-пространственной среды.

Слайд 10

Задача 3. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями. Результат. Определены этапы развития умений и навыков наблюдений за природными объектами с учетом зрительной недостаточности детей. Критерий результата. -. умение наблюдать явления природы, уточнять в речи с опорой на модель-схему; - умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями с использованием элементов моделирования; - обобщение представлений о временах года и частях суток, систематизация знаний по круговой диаграмме; - углубление и конкретизация представлений о разновидностях животных (домашние, дикие) об условиях жизни животных в разное время года, зависимость их от среды обитания (климатической зоны); - развитие представлений о зимующих и перелетных птицах; знание домашних птиц.

Слайд 11

Мероприятие. Непрерывная образовательная деятельность; изучение схем-моделей; наблюдения (краткосрочные и длительные); экологические экскурсии; создание схем-моделей; оформление папок с наглядным материалом; создание фотоальбома «Технология наглядного моделирования в работе с детьми с нарушением зрения по экологическому воспитанию»; отражение полученных впечатлений в творчестве: изготовление поделок из природного материала, в технике оригами, тестопластике, рисовании). Ресурс, источник. Организационный - организация поэтапной работы с детьми с нарушением зрения; Информационный - подбор материала по темам наблюдений; Средовой – развивающая среда природного уголка и территории детского сада, городского парка, аллеи города; Материально- технический - оформление фотоальбома, изготовление поделок.

Слайд 12

Задача 4. Формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы), гуманного отношения к живому; норм поведения в природной среде. Результат. Определены основные направления по формированию первоначальной системы ценностных ориентации, гуманного отношения к живому, норм поведения в природе. Критерий результата. 1. сформированность знаний по охране окружающей среды и заботе человека о животных, птицах, растениях, о помощи человека природе. 2. формирование знаний о том, что человек - часть природы; строение тела человека. Мероприятие. Непрерывная образовательная деятельность; наблюдения; экскурсии; беседы; дидактические игры; изготовление экологических знаков, схем— моделей правил поведения в природе; творчество (рисование, лепка, аппликация, конструирование из палочек, пробок и.т.д.) Ресурс, источник. Организационный - о рганизация поэтапной работы по формированию правил поведения в природе. Анкетирование родителей.

Слайд 13

Задача 5. Раскрытие доступных пониманию ребенка с нарушением зрения дошкольного возраста взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. Проведение мониторинга промежуточных и итоговых результатов. Результат. Соответствие данных мониторинга поставленным задачам. Критерий результата. 1. Установление соответствие по: содержанию работы, предполагаемым результатам; 2. Диагностика результатов обследования по наглядному моделированию; 3. Диагностика результатов обследования по формированию умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями; 4.Показатель уровня формирования знаний об охране окружающей среды и заботе человека об окружающем мире природы.

Слайд 14

Мероприятие. 1.Установление соответствия по: содержанию работы, предполагаемым результатам; 2. Результаты обследования по наглядному моделированию; 3. Результаты обследования по формированию умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями. Ресурс, источник. Организационный - организация постоянного отслеживания промежуточных и итоговых результатов; Информационный - Методика диагностики О.Ф.Горбатенко «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»; Поуровневая диагностика ознакомления детей с природой А.И.Иванова «Живая экология».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством использования схематизации и моделирования в различных видах деятельности»

Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и во...

Использование технологии наглядного моделирования в формировании связного высказывания у детей дошкольного возраста.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Технология наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представи...

Презентация "Развитие связной речи детей через использование приёма наглядного моделирования"

Уважаемые коллеги, предлагаю вам презентацию по развитию речи с использованием мнемотехники. Актуальность презентации: наглядное моделирование облегчает  детям овладение связной речью, так к...

Доклад к презентации "Развитие связной речи детей через использование приема наглядного моделирования"

Предлагаю доклад к презентации "Развитие связной речи детей через использование приема наглядного моделирования"...

«Создание условий для познавательного и речевого развития детей через использование метода наглядного моделирования речи в процессе проблемного обучения»

Исследование возможности создания своей письменности, основанной на использовании рисуночного письма древних народов Северной Америки....

Развитие способностей детей дошкольного возраста с нарушением зрения через использование нетрадиционных кукол «Путешествие в мир играющих кукол »

Можно ли представить жизнь ребенка без игры? Дошкольника - нет!Игра для детей - это способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей.Дети...