Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
материал (старшая группа)

Корчагина Алина Викторовна
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

 Поэтому моей задачей,  является:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу ;

формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

развитие интереса к русским традициям и промыслам;

формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о селе;

 знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

 Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. В своей работе с детьми  все большее внимание уделяю развитию  основ гражданской принадлежности в процессе ознакомления  с событиями Великой Отечественной войны. Читаю с детьми стихи о Великой Отечественной Войне, которые являются важной составляющей патриотического воспитания. Это стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Разумневича, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей. Дети нашей группы выступили на районном конкурсе со стихами о войне.

Хочется, более подробно остановится на этом мероприятии.

В апреле месяце 2018г. воспитанники моей старшей группы приняли участие в городском конкурсе чтецов «Мы помним, мы чтим» посвященный Дню Победы. На конкурс были приглашены представители ГБУ ВО «Областного центра развития дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи»

Этот конкурс проходил по  двум номинациям:

«Лучший исполнитель среди воспитанников»

(присуждается 1, 2, 3 место в номинации в каждой возрастной группе).

«Лучший исполнитель стихотворений о войне

(воспитанники с родителями, педагогами)». Многие воспитанники моей группы читали стихи о войне, а также была показана сценка «Письмо матери».

Победители конкурса были награждены дипломами и благодарственными письмами. Все стихотворения (сценические постановки)

соответствовали теме конкурса и учитывалось возрастная группа детей.

В этом году 29.04.2019г.-состоялся творческий конкурс «Я расскажу Вам о войне...», который проводился по нескольким номинациям

1)поэтическаое искусство,

2)творческое искусство,

3)вокальное искусство(соло,ансамбль,хоровое пение)

4)хореографическое искусство

5)семейное творчество.

В этом мероприятии приняли участие очень много воспитанников детского сада (дети от 3 лет)  и воспитанники моей подготовительной группы.

Победители конкурса были также награждены дипломами и благодарственными письмами.

Приобщая детей к патриотическому воспитанию, в прошлом году (2018)воспитанники всего детского сада приняли участие в

мероприятие посвященное празднованию 73-летней годовщины ВОВ.

Дети моей старшей возрастной группы показывали сценические и танцевальные номера, исполняли песни и стихи военных лет, пропитанные горечью войны и радостью победы.

Стараниями родителей и воспитателей был проведен смотр строя и песен, парад военной техники.

Коляски и велосипеды малышей приобретали  вид, самолетов, танков, кораблей и ракет. Дети старших групп были представлены в образах моряков, танкистов, летчиков, пехотинцев, артиллеристов и медсестер.

 После традиционного проведения минуты молчания, дети со вместо с родителями и педагогами прошли по парадной площади детского сада в шествии «Бессмертного полка».

Праздник оставил массу ярких впечатлений и незабываемых моментов, не только у детей, но и взрослых.

В этом году 6 мая воспитанники нашего детского сада приняли участие в параде, который проходил на территории МБОУ СОШ 102, также совместно с родителями прошли "Бессмертный полк".

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно , во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

Таким образом, чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, в своей работе  использую следующие методы:

1.Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы ,воздвигаемых новостройках и т.п.)

2. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

3.Беседы с детьми о стране, родном городе;

4. Использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение);

5. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

6. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении ( труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.п.);

8. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах.

Большое значение, в патриотическом воспитании, уделяю использованию целевым прогулкам,  беседам, дидактическим играм, чтению художественной литературы, праздники, развлечения. Конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность (занятие).

Образовательную деятельность  провожу  с использованием наглядного материала и презентаций с использованием ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)

Вот к примеру: проводилось мероприятие посвященное «Дню освобождения г.Воронежа» - 25 января 2019г.

При знакомстве дошкольников с историей родного города и родной страны,  была проведена беседа о ВОВ. Из рассказов детей я поняла, что дети мало имеют информации о том, как проходили военные действия в нашем родном городе. Поэтому прочитали много литературы, просмотрели познавательные видео ролики и фото военных лет. После просмотра этих роликов дети заинтересовались историей военных лет в г.Воронеже.

В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.

И решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей.

К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям, как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.

Освещая проблему организации работы с семьями по патриотическому воспитанию детей использую

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями:

 - анкетирование («Семейные традиции»);

 - консультации в родительских уголках («Как рассказывать ребенку о Дне Победы»);

 - совместная деятельность детей и родителей (изготовление поделок);

поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города, экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой;

 - беседы с детьми и родителями («Что означает слово – патриот»);

практикумы, проекты («Родной свой край люби и знай», «Знакомим детей с природой родного края», «Этот День Победы!»). обсуждение и распространение семейного опыта («Как мы празднуем День защитника Отечества»);

  - музыкальная гостиная (» «Песни военных лет»);

совместные детско-родительские встречи в различных формах: конкурсы («Мы помним, мы чтим»),  

 - спортивные мероприятия («Марш – бросок» проходил у нас в саду в мае месяце 2018г).

 - родительские собрания.

Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, предлагаю использовать такую инновационную форму работы, как организация маршрутов выходного дня («Семейный поход»), который включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям. Дети не только будут получать знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

Примерные темы маршрута выходного дня:

«Семейный поход по памятным местам родного города»;

«Памятные места героического прошлого города»;

«Исторические достопримечательности города»;

«Любимый уголок»;

«Гордись своим именем улица»;

 «Улицы города» - обзорные экскурсии по улицам района, познакомить с новостройками, социальными объектами, зонами отдыха.

Последнее значимое событие проводимое  у воспитанников моей группы по теме патриотического воспитания, это посещение улиц  города Воронежа, названных в честь героев ВОВ. Дети со вместо с родителями посещали эти улицы и родители рассказывали в честь кого она названы. Дети получили много интересной информации и после делились ею с нами. Также предоставляли фотоотчеты.

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей, никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом

В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Веселоярский детский сад «Сказка»        «Русские педагоги о патриотическо...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе

Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...

Консультация.Тема: «Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников» (в рамках реализации годовой задачи по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста)

laquo;Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников»Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего вр...