Статья "Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста в ДОО"
статья

Гаврина Ольга Васильевна

Соавторы:

Гаврина О.В. - воспитатель

Уталина Л.И. - воспитатель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ii_2_gavrina_ctatya.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

ΙΙ.2

Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья

старшего дошкольного возраста в ДОО

Гаврина Ольга Васильевна,

                                                                                  воспитатель ГБОУ Школа № 1015 ДО № 2

Уталина Лариса Ивановна

                                                                                  воспитатель ГБОУ Школа № 1015 ДО № 2

Инклюзия (от лат. включение), обозначенная в новом поколении Федеральных Государственных стандартов, стала полноценной парадигмой современного образовательного пространства. Общемировая тенденция направлена на увеличение количества детей, имеющих особые образовательные потребности в силу специфики своего маршрута развития. Уровень развития цивилизованного общества позволяет детям и их родителям рассчитывать на оказание образовательных услуг, которые помогут в получении доступных знаний, умений и навыков.

Однако, помимо получения сведений и подготовке к приобретению навыков, у детей стоит насущная проблема включения в социум, в котором им необходимо будет проходить в той или иной степени жизнь повзрослевшего дошкольника. С этой точки зрения вполне оправдана постановка вопроса о социализации ребёнка. Вопросы интеграции ребёнка в среду, прежде всего, сверстников вовсе не являются праздными. Ведь именно в обществе человек может научиться правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе, овладеть социальными нормами. Дети с нормативным развитием овладевают социальными навыками на практике взаимодействия в группе детского сада, в классе, испытывая и преодолевая трудности, получая необходимые умения по сотрудничеству, по разрешению спорных вопросов, умение отстаивать своё мнение, вести дискуссию.

Если обратить внимание на специфические признаки нарушенного развития, сформулированные Л.С.Выготским, то явление, названное учёным «социальным вывихом» называется в числе первых. За этим ёмким понятием стоит нарушение взаимодействия, познания ребёнком с психофизическим нарушением окружающего мира и, в первую очередь, с окружающими людьми. Многие умения, доступные нормативно развивающимся дошкольникам, оказываются непосильными для их сверстников с аномалиями развития. В результате целого ряда воздействующих на ребёнка факторов, в результате вторичных и третичных дефектов дети не могут адекватно анализировать ситуацию, делать выводы, замечать детали и т.д. Следует учитывать и фактор частоты повторяемости: в отличии от нормативно развивающихся ребят, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют, как правило, значительно более узкий круг общения. Кроме этого, взрослые при общении с таким ребёнком пытаются «облегчить» ему решение всех без исключения проблем и предвосхитить возникающие вопросы, поэтому стараются все проговорить за ребёнка. Исходя из этого, вопрос социализации детей с ОВЗ является одним из наиболее важных и для ребёнка, и для его родителей, и для социума.

Таким образом, социализация детей с ОВЗ является одной из задач работы дошкольного учреждения. Одним из значимых аспектов в решении этой задачи – это вовлечение детей в коллектив сверстников. Принимая во внимание сложности, которые испытывают дети, взрослым необходимо предпринять целый ряд шагов для вовлечения ребёнка в систему социальных отношений.

Не для кого ни секрет, что для некоторых взрослых ребёнок с особенностями в развитии до сих пор крайне нежелателен не только в одной группе с нормативно развивающимся ребёнком, но и в одном детском саду. Поэтому очевидно, что необходимо подготовить родительское сообщество к появлению такого ребёнка в группе. Дело в том, что ребёнок, вероятнее всего, будет копировать поведение и отношение родителей к особенному ребёнку. Именно поэтому в нашем учреждении много времени уделяется проведению благотворительных акций для различных групп нуждающихся.

Второй аспект – подготовка детей. Мы можем напрямую воздействовать на чувства и эмоции. Воспитатели проводят занятия, на которых знакомят со строением человеческого тела и разбирают функции организма. Затрагиваются вопросы нарушения деятельности различных функций. Мы моделируем ситуацию с нарушением на детях, определяем насколько тяжело приходится ребёнку.

Для успешной социализации необходимо учитывать все факторы и проводить работу постепенно. Поэтому рекомендуем родителям совместно с ребёнком пребывать в группе в течении адаптационного периода. Затем воспитатель старается включать ребёнка во все мероприятия группы. Особенно благоприятными являются различные проекты, в которых любому ребёнку находится приложение.

Ещё одной проблемой, связанной с социализацией детей с ОВЗ, является формирование успешности.

Процесс обучения довольно труден, на пути к овладению знаниями и навыками ребёнка неизменно ждут ошибки, разочарования, неверные ответы и многое другое. И как бы ребёнок не был неправ необходимо для успешного обучения поддерживать устремления детей, обеспечивать для него ситуацию успеха. Эту работу в детском саду направляет и возглавляет педагог-психолог, однако, и другие педагоги принимают в этом активное участие.

Если же говорить о детях с ограниченными возможностями здоровья, то с ними необходимо быть более лояльными. Для них успешность играет особую роль. Мы определяем успех как чувство радости, удовлетворения от совпадения реального результата с ожиданием (или же превзошел его). В основе формирования успешности лежит желание и стремление получить похвалу, раздвинуть границы своего «Я», заявить о себе как о личности.

Способы формирования и развития успешности основаны на похвале, на награде. Мы коллегиально решили, что награды должны быть символическими, чтобы ребёнок не мог воспринять награду как плату за свои усилия. Таким образом, ведущим средством формирования успешности является похвала. Тем не менее, стоит заметить, что здесь же таиться и главная трудность. Дети, у которых нет интеллектуальных нарушений, довольно быстро определяют степень искренности похвалы, отмечают, что похвалу можно получить, не приложив никаких усилий. Именно поэтому взрослые –педагогам и родителям- имеет смысл договориться о единстве требований к ребёнку. Главным критерием похвалы является наличие усилий (волевых, двигательных, интеллектуальных и проч.) со стороны ребёнка.

Считаем необходимым проводить с родителями и педагогами семинар-практикум по правильной похвале. Оказывается, взрослые испытывают трудности в вербализации похвалы. Мы предлагаем и развиваем умение выражать свои восторги разнообразно. Например, детям нравится, когда ими гордятся, когда им удалось удивить взрослого, когда ребёнок смог продемонстрировать знания или умения, недоступные взрослому. Таким образом, мы повышаем самооценку детей, даём ощущение собственной значимости.

Привыкшие доверять оценке взрослых дети сильно переживают свои неудачи, которые вызывают раздражение и негативные высказывания со стороны значимых взрослых. Поэтому мы предлагаем родителям и педагогам сдерживать свои отрицательные эмоции. Однако их накапливание также нежелательно, поэтому мы учим пользоваться приёмами сбрасывания напряжения в виде листка гнева, подушки гнева. Наиболее эффективным приёмом является ломание спичек в кармане каждый раз, когда взрослый хочет отругать ребёнка.

По отзывам родителей, эти нехитрые приёмы позволяют дольше заниматься, проводить занятия спокойнее, на более высоком эмоциональном уровне.

Результатом всесторонних усилий является успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе сверстников.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронная книга "Стажировочная площадка "Особый ребёнок. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья"

Файлы содержат: переднюю обложку электронной книги, заднюю обложку и страницу "Содержание"....

Нормативные и методологические основания разработки адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста представленная в табличном варианте

Нормативные и методологические основания разработки адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста представленная в табличном варианте. Р...

Работа в составе творческой группы по работе стажировочной площадки "Особый ребенок. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья"

Представляю некоторые материалы о работе стажировочной площадки, участником которой я являлась с 2012 по 2014 г.Учительская газета №39, от 24 сентября 2013 г."Столичное ноу-хау - стажировочные пл...

Современные логопедические технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста

Инклюзивное образование – это образовательный процесс, в ходе которого предполагается доступность обучения для всех детей, среди которых и дети с особыми потребностями....

«Технология лэпбук- эффективная практика образования детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»

Интерактивные тематические папки - лэпбуки,  представленные в психолого-педагогических публикациях в качестве образовательной технологии, метода активного обучения, дидактического средства, вызва...

«Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26916173","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]В настоящее время с каждым годом увеличивается количество дете...

УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

Социализация дошкольника - процесс не стихийный, планомерный, требующий от взрослого (педагога, родителя) внимательного отношения не только к тому как ребенок развивается, но и к тому, как же научить ...