Проект "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольника"
проект (старшая группа)

Мякшина Анна Петровна

Старшая разновозростная группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аллакский детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад №189»

Проект

«Театрализованная деятельность как средство развития речи   дошкольников»

в старшей разновозрастной группе

Подготовила воспитатель:

Мякшина А.П.

2018 год

Автор проекта: Мякшина А.П.

Вид проекта: долгосрочный, творческо - речевой.

Срок действия: 2018 г

Участники проекта: дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.

Количество участников: коллективный.

Возраст детей: 5-7 лет.

Актуальность проекта

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте являются театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием речи, воображения, фантазии, инициативности и т.д.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.

Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Цель проекта:

 Способствовать развитию творческих  и речевых способностей детей дошкольного возраста.

Развивать партнёрские отношения с родителями в сфере творческо-речевой деятельности детей.

Задачи проекта:

  • создание предметно – развивающей среды, способствующей развитию интереса к театрализованной деятельности.
  • подбор литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.
  • формирование умения эмоционально воспринимать содержание сказки, чувствовать и понимать её характер.
  • развитие у детей художественно – речевых исполнительских способностей - выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки
  • воспитание у детей положительных черт характера (отзывчивости, доброжелательности, сочувствия),  способствующих лучшему взаимопониманию в процессе  общения.
  • привлечение родителей к активному участию в театрализованных праздниках и развлечениях.

Предполагаемый результат:

1. Развивать  у детей диалогическую, правильную, выразительную связную речь,   мышление, память.

2.Обогащать речь детей за счет образных выражений, активизировать словарь ребенка,  совершенствовать навыки диалогической речи,  её грамматический строй, развивать  эмоциональную  выразительность речи.

     3.Сформировать навык общения.

     4.Сформировать устойчивый интерес к театрализованной деятельности.

Разработка проекта.

Создание условий.

    Для работы над проектом создана предметно – развивающая среда, способствующая возникновению интереса к театрализованным играм.  В группе детского сада организован уголок для театрализованных игр и представлений. В театральном уголке собрано множество видов театра: настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, маски). Есть уголок ряжения, где дети могут самостоятельно подобрать себе костюм.

     В литературных уголках хранится детская художественная литература, в том числе книжки-раскладушки; книжки-панорамы, книжки созданные родителями совместно с детьми.

Создан уголок искусства для самостоятельной художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Ведётся работа над созданием музыкального уголка для старшей возрастной группы, где собираются разнообразные дидактические игры, музыкальные инструменты.

  Также ведётся работа над созданием уголка Сказки, который будет находиться во дворе детского сада, где ребят  будут встречать герои любимых сказок.

Координация деятельности участников проекта

Воспитатель:

  • Планирует познавательно – речевую и театрально – игровую деятельность детей
  • Разрабатывает  систему занятий, игр, упражнений.
  • Отбирает методы и приемы в работе с детьми, отвечающие их возрастным особенностям.

Музыкальный руководитель:

  • Подбирает музыкальный материал, способствующий возникновению музыкально – речевых связей.
  • Подбирает пьесы для постановки с детьми.
  • Совместно с воспитателями и родителями разрабатывает сценарии утренников.

Родители:

Принимают активное участие в реализации проекта: помогают педагогам создавать предметно – развивающую среду, принимают участие в утренниках, посещают открытые занятия и праздники.

Работа над проектом:

Разработана подборка игр для детей  старшего дошкольного возраста.

1. Имитация:

• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и имитация основных эмоций человека.

• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей.

2. Импровизация:

• Игра-импровизация под музыку

• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель

3.  Ролевой диалог героев сказок ("Колобок", "Репка", "Три медведя").

4.  Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Красная шапочка").

5.  Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка").

1.Беседа – лекция «Знаете ли Вы своего ребёнка».

2. Консультация «Недостатки речи у детей дошкольного возраста».

3.Практическое задание для родителей «Составление сказок и составление книжек – малышек».

4.Тематическое мероприятие «Театральная игрушка в руках ребёнка»

5.Изготовление атрибутов к сказке «Репка».

6.Тематическое мероприятие «Репка» (показ сказки детям младших групп.

7.Семейная гостиная «Развитие речи дошкольников».

8.Инсценировка сказки родителями «Если рядом сказка»

9.КВН « В гостях у Сказки».

10. Фотовыставка «Театральный калейдоскоп».

Игры по речевому развитию направлены:

  1. на воспитание звуковой культуры речи: развитие артикуляционного аппарата, дикции,  на произношение шипящих звуков
  2. на воспитание интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса.
  3. на обогащение и активизацию словаря.
  4. на развитие связной речи.

Подборка дидактического материала: игры, упражнения, художественная литература, пьесы, музыкальные произведения.

Изготовление декораций, костюмов, кукол для различного вида театрализованной деятельности

Ресурсное обеспечение ТСО: магнитофон, диски CD.,компьютер, телевизор, видеоплеер.

Этапы реализации проекта

1 Этап: Информационно-технологический

1 Подбор материала, литературы по теме проекта.

2 Планирование работы с детьми и сотрудничество с родителями.

3 Анкетирование родителей

2 Этап: Практический

1.Проведение родительских собраний, консультаций, лекций для родителей.

2.Проведение игр – драматизаций и театрализованных игр с детьми.

3.Проведение праздничных утренников с участием сказочных персонажей.

4.Показы театрализованных представлений.

3 Этап: Ожидаемый результат проектной деятельности:

В результате работы над проектом в нашем детском саду должна быть

  • создана предметно – развивающей среда, способствующая развитию интереса к театрализованной деятельности.
  • пополнена библиотека детскими  литературными произведениями  для театрализованных игр.
  • сформировано  умение у детей эмоционально воспринимать содержание сказки, чувствовать и понимать её характер.
  • развитие у детей художественно – речевых исполнительских способностей.
  • воспитание у детей положительных черт характера (отзывчивости, доброжелательности, сочувствия),  способствующих лучшему взаимопониманию в процессе  общения.
  • привлечение родителей к активному участию в театрализованных праздниках и развлечениях.
  • Обобщение результатов работы и их анализ (в форме презентации)

Список литературы:

1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008.

2.Агапова И, Давыдова М. «Развивающие игры со словами для детей» М. ., Рипол Классик Дом , 2007

3.Гербова В.В. «Занятия по развитию речи» М., Мозаика –Синтез, 2009

4.Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» М., 2003

5.Интернет ресурсы.



Предварительный просмотр:

КВН «В гостях у сказки» в старшей разновозрастной группе

Цель: Закреплять у детей умения узнавать и называть сказки. Развивать творческое воображение, память, мышление. Воспитывать интерес к сказкам, стремление быть похожими на положительных героев из сказок. Знать сказки других народов.

Оборудование: эмблемы команд, телеграммы, разрезные картинки, домик, игрушка кошка, корзинка с предметами: туфелька, яйцо, подснежник, стрела, зеркало, клубок; фломастеры, 1 листа альбомной бумаги, проектор.

Для соревнования: тазики с водой, ложки, пустые тазики, 2 стола.

Герои: Сказочница, Красная Шапочка.

Ход:

Сказочница: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам.

(чтение стихотворения Ж. Прохорова «Путешествие в сказку»)

Мы отправимся в сказку –

В мир веселых чудес.

Вот за речкой – полянка,

За полянкою – лес.

В том лесу в самой чаще

Старый Леший живет

И медведь косолапый

За малиной бредет.

Там царевна – лягушка

Держит в лапах стрелу,

И кощей под осиной

Смерть хоронит свою.

Мы отправимся в сказку

В мир веселых чудес.

Принимай нас, полянка,

В гости жди, темный лес!

Сказочница: Сегодня мы определим лучших знатоков сказок. Для этого мы разделились на 2 команды (название, девиз)

- А оценивать нас будет жюри.

За правильный ответ команда получает очко.

На вопросы отвечать полным ответом, с места не выкрикивать. Если команда затрудняется ответить на вопрос, слово предоставляется другой команде.

- Итак, друзья, начнем по сказкам КВН

Затей у нас большой запах!

А для кого они?

Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интересней

Чем наши волшебные сказки!

1 турнир «Разминка»

- Сейчас мы узнаем, готовы вы попасть в страну сказок. Я задам вам вопросы и по ответам узнаем о вашей готовности.

1. Какими словами начинаются сказки?

2. Какими словами кончаются сказки?

3. Какую песенку пел колобок?

4. Какую песенку пела коза?

5. В какой сказке девочка идет в зимний лес за цветами? («Двенадцать месяцев».)

6. У какой героини были хрустальные туфельки? (У Золушки.)

7. Девочка с голубыми волосами. (Мальвина.)

8. Что позволяло Хоттабычу творить чудеса? (Борода.)

9. Хозяин дома в Простоквашино. (Дядя Федор.)

10. Какой ключик получил от черепахи Буратино? (Золотой.)

11. «Умывальников начальник и мочалок командир». (Мойдодыр.)

12. Кто был другом крокодила Гены? (Чебурашка.)

13. Как звали трех поросят? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.)

14.. Кто избавил животных от таракана? (Воробей.)

2 турнир

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может все случиться,

Наша сказка впереди.

Сказка к двери к нам стучится,

Скажем сказке: «заходи»!

(входит Красная Шапочка)

Сказочница: Здравствуй, девочка!

Красная Шапочка: Здравствуйте! Вы узнали меня? Из какой я сказки?

Я принесла вам телеграммы. От кого и из какой сказки вы должны отгадать.

Телеграммы:

«Простое яичко я уже снесла»

«Спасите! Нас съел серый волк! »

«От дедушки ушел, от бабушки ушел, скоро буду у вас! »

«Вылепили меня из снега дедушка и бабушка»

Красная Шапочка: По дороге к вам я нашла удивительные волшебные предметы. Помогите им найти свою сказку.

(достает из корзинки: хрустальный башмачок, золотое яичко, зеркало, подснежник, стрела, клубок)

Сказочница:  Спасибо, Красная Шапочка! Оставайся с нами.

Задание для зрителей.

Сказочница:  Из каких сказок эти иллюстрации? (показ слайдов)

3 турнир

Сказочница: Ребята, посмотрите, что это за домик. Вам хочется узнать, кто там живет? А ставенки у него не простые, волшебные. Они откроются только тогда, когда каждая команда скажет заклинание.

1. Какие слова говорит Машенька медведю в сказке «Маша и медведь»?

2. Какие слова кричал петушок в сказке «Кот, петух и лиса»?

4 турнир Соревнование.

Ставенки открылись. Кто же в домике живет? (Кошка)

«Тили, тили, тили бом,

Загорелся кошкин дом»

- Ребята, нужно помочь кошке затушить пожар. Мы с вами будем пожарники. Нужно ложкой перенести воду из этого тазика в другой. Кто быстрее?

5турнир «Отгадай сказку»

Все минуточку вниманья!

Сказку я хочу начать…

Этой сказочки названье

Поспешите отгадать.

1. Бабушка девочку

Очень любила,

Шапочку красную

Ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее! (Красная Шапочка)

2. У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный.

Кто же это?. (Буратино)

3. Появилась девочка

В чашечке цветка.

А была та девочка

Чуть больше ноготка,

В ореховой скорлупке

Девочка спала.

Вот какая девочка,

Как она мила. (ДЮЙМОВОЧКА)

4. Скорей бы приблизился вечер,

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете,

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда я, как я зовусь,

Но лишь только полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь. (ЗОЛУШКА)

5. Всех на свете он добрей

Лечит он больных зверей.

И однажды из болота

Вытащил он бегемота!

Он известен, знаменит

Это доктор… (АЙБОЛИТ)

6. Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовет

И в дороге слезы льет. («Федорино горе»)

7. Возле леса на опушке

Трое их живут в избушке.

Там три стула и три кружки

Три кровати, три подушки.

Отвечаем без подсказки:

«Кто герои этой сказки? » («Три медведя»)

8. Сестрица Аленушка братца искала,

Добрая печка ей помогала,

Речка ее – берегами укрыла,

Яблонька – яблочками угостила.

Иванушку к бабе Яге унесли,

Слуги ее… (ГУСИ-ЛЕБЕДИ)

9. Сидит в корзине девочка

У Мишки за спиной,

Он сам того не ведая

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь

Названье этой сказки … («Маша и медведь»)

10. Победил кот Людоеда,

Съел его вместо обеда. («Кот в сапогах»)

11. На лесной опушке

Стояли две избушки.

Одна из них растаяла,

Одна стоит по-старому. «Заюшкина избушка»

12. Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. «Кот, петух и лиса»

13. Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

14. Вымолвил словечко –

Покатилась печка

Прямо из деревни

К царю и царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю? «По щучьему велению»

6 турнир Конкурс капитанов.

А сейчас задание капитанам. «Разрезные картинки»

Выложите и назовите название сказки.

7 турнир «Портрет Бабы Яги»

Железные зубы, костяная нога,

Все дети знают – это (БАБА ЯГА).

Вы должны нарисовать портрет Бабы Яги. У кого быстро и красиво получится?

Сказочница:

Закончился конкурс,

Закончилась встреча,

Мы все чуть устали,

Но нас согревали

Улыбки и блеск ваших глаз.

Жюри подводит итоги КВНа, участники награждаются грамотами.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация  

«Недостатки речи у детей дошкольного возраста 5-7 лет»

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

  У пятилетнего ребенка речь чистая, внятная, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте закончился процесс овладения звуками. Возросла речевая активность, малыш не только задает вопросы но и сам отвечает на вопросы взрослого и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях. Употребление предложений более сложной структуры является причиной встречающихся в речи ребенка пяти лет отдельных грамматических ошибок, чаще всего на согласование числительных с существительными.

 Сделаны первые шаги по овладению грамотной речью, ребенок научился замечать в словах с отдельные звуки а простые слова пробует анализировать полностью.

 Одной из причин задерживающей нормальное развитие звукопроизношения,  является вредная манера взрослых говорить с детьми подстраиваясь к их неправильному произношению.

 Искажения детской речи вызываются также неправильной речью окружающих ребенка взрослых  (невнятное, косноязычное торопливое произношение ) диалектными особенностями, разговором в раннем детстве на разных языках. Причиной затянувшегося развития детской фонетики является то что в семье не обращают должного внимания на неправильную речь ребенка и не оказывают ему помощи путем показа правильного произношения.

 Очень часто дети которые плохо говорят для своего возраста еще и плохо едят. Для них как правило целая проблема скушать яблоко или морковку не говоря уже о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она в свою очередь задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно давайте ребенку жевать сухари целые овощи и фрукты хлеб с корочками и кусочки мяса. Чтобы развивать мышцы щек и языка покажите ребенку как правильно полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух « перекатывать» из одной щеки в другую.

 Не забывайте развивать и мелкую моторику – то есть как можно дольше должен работать своими не послушными пальчиками.  Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть ребенок сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренировку ребенку лучше не на своей одежде,  а сперва « помогать» одеться куклам или даже родителям. Еще в этом возрасте очень полезно лепить, давать ножницы для вырезания каких либо фигурок, это отличная тренировка для рук (развивается мелкая моторика). По мере того как детские пальчики будут становиться проворнее его язык будет понятнее не только маме.

Дорогие родители!

 Нельзя оправдывать свое халатное отношение к будущему вашего ребенка занятостью и недостатком времени, либо занятиями со спецалистом (старания которого могут "уйти в песок" из-за отсутствия поддержки с вашей стороны) У вас есть в запасе еще есть время до поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этим временем с пользой.

 Ребенок шести лет свободно общается с взрослыми и сверстниками, может поддерживать разговор на любую тему, доступную его возрасту.

 В дошкольном детстве, естественно, не заканчивается процесс овладения речью. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование связной речи – все эти процессы будут продолжать развиваться и в школе. И здесь главными помощниками для своих детей можете и должны стать Вы, дорогие родители. Читайте детям книги, рассказывайте сказки, учите стихи, беседуйте и занимайтесь с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников

В статье рассматриваются возможности развития речи дошкольников посредством театрализованной деятельности и знакомством с театральным искусством. Приведены примеры игр используемых в театральной...

Консультация для воспитателей «Театральная деятельность как средство развития речи дошкольника»

Как театрализованная деятельность влияе на развитие речи дошкольников....

План по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников".

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, с...

«Изобразительная деятельность как средство развития речи дошкольников»

В данной статье рассматривается важность занятий по изобразительной деятельности в дошкольном возрасте для речевого и эстетического развития ребенка. Описываются различные средства по изобразительной ...

Статья " Театрализованная деятельность - как средство развития речи дошкольников" Авторы Соколова О.А.; Багнич Т.Ю.

Работая с детьми более двадцати лет, отмечаем что уровень развития речи многих детей отстает от возрастной нормы. Ищем новые формы и методы развития речи детей, стремимся в игре вызвать речевую активн...

Театральная деятельность, как средство развития речи дошкольников

Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный а...

Перспективный план по самообразованию тема:" Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников"

Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организованно может пронизыватть все режимные моменты : включается во все занятия , в совместную деятельность детей и ...