Методическая разработка. Пальчиковая гимнастика для детей младшего возраста.
методическая разработка (младшая группа)

Никандрова Наталья Павловна

 Ум ребёнка находиться на кончиках его пальцев 

                                                                                        В.А. Сухомлинский                                                                                               

Данное методическое пособие реализуется через социальные занятия.  Предполагается что закрепление знаний полученных на занятии будет происходить через дидактические игры, игровые упражнения, ситуации, в уголке пальчиковых игр, индивидуальная работа, на прогулке. Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятие, памяти, мышления, внимания, воображения, - а так же готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Цель: Развитие тонких движений пальцев рук.

Задачи:

1.Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.

2.Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве.

3.Совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковые игры с предметами изобразительной, конструктивной.

4.Совершенствовать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи.

5.Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.Пальчиковая гимнастика — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоционального перенапряжения.Игровые упражнения для кистей рук известны с древности. Современные мамы и бабушки по-прежнему играют с малышами в фольклорных «Сороку-белобоку», «Соню-пастушка», «Идёт коза рогатая». Исследования показывают, что регулярные упражнения и массаж пальцев способствуют развитию интеллектуальных способностей, в том числе освоению речи. Простые пальчиковые игры используются для развития моторных способностей, профилактики и снятия утомления у дошкольников.
 
 Значение пальчиковой гимнастики в детском саду
 
 В детском саду пальчиковая гимнастика используется на занятиях физической культурой, музыкой, познавательной деятельностью. Выполнять упражнения пальчиками можно в промежутке между занятиями, на прогулке, во время досуговой деятельности.

Пальчиковая гимнастика  в некоторой степени относится к физической культуре, поскольку осуществляется мышечное развитие, развивается координация движений. Однако пальчиковые упражнения — нетрадиционная форма развития ребёнка. Учёные считают, что взрослые используют всего 5–10% потенциала головного мозга. Помимо интеллектуальной деятельности, мозг выполняет защитные функции, способен «спасти» от чрезмерной нагрузки. Мозг работает в режиме экономии и не позволяет исчерпать свои резервы. 

Держать мозг в тонусе позволяют постоянные тренировки — игры и упражнения для пальчиков, которые помогают развить интеллект, внимание и память, творческие и аналитические способности

 

Функции пальчиковой гимнастики

Пальчиковые упражнения выполняют ряд функций:

  • способствуют развитию ловкости пальцев (этот фактор будет важен для освоения письма);
  • активизируют речевые центры;
  • развивают внимание, память, воображение;
  • создают позитивную атмосферу в группе, вызывают положительные эмоции.

Кроме того, специалистами-рефлексологами отмечается связь между рецепторами на кистях рук и внутренними органами. Так, точечное воздействие на большой палец активизирует работу головного мозга, указательный палец влияет на функционирование желудка, средний — кишечника и позвоночника, безымянный — печени, мизинец — сердца.

Схема рецепторов на кистях рук и проекция внутренних органов

Пальчиковая гимнастика — широкая тема. Для разработки проекта рекомендуется взять одно из направлений развивающей методики. Примеры тем для проектов по пальчиковой гимнастике в детском саду:

  • «Русские народные пальчиковые игры»;
  • «Английские пальчиковые игры» (для кружка иностранного языка в старшей и подготовительной группах);
  • «Су-джок массаж в пальчиковой гимнастике»;
  • «Сопряжённая гимнастика в логопедической группе» (для детей с речевыми нарушениями);
  • «Пальчиковые упражнения и подготовка к обучению письму»;
  • «Пальчиковые игры как средство раннего развития детей»;
  • «Пальчиковый театр: сказки на кончиках пальцев»;
  • «Нетрадиционная пальчиковая гимнастика: игры с инвентарём из бросового материала».

                                                                                                               Сорока-сорока».

Цель: активизировать движения пальцев рук, развивать речь. Побуждать проговаривать окончания строчки. Доставить удовольствие детям.

Оборудование: картинка с изображением сороки, или игрушка.

Методические приемы:

Сюрпризный момент - воспитатель приносит игрушку или картинку.

Воспитатель проводит беседу. Предлагает поиграть с пальчиками. Указательным пальцем правой руки выполняются круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами:

Сорока–сорока кашу варила, Деток кормила. ( воспитатель загибает пальчики ребенка). Этому дала – мизинец,

Этому дала – безымянный,

Этому дала – средний,

Этому дала – указательный,

Этому дала – большой.

                                                                                                          «Ладушки – ладушки».

Цель: формировать у детей положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу, развивать ощущение собственных движений, развивать речь детей, мелкую моторику пальцев рук. Доставлять удовольствие детям.

Методические приемы:

Воспитатель предлагает детям поиграть с ручками. Предложить испечь оладушки как бабушка.

Воспитатель хлопает своей ладонью по ладошке ребенка, сопровождая собственные действия стихотворным текстом, побуждая детей к ответным действиям.

Ладушки – ладушки!

Пекла бабушка оладушки.

Маслом поливала, Детушкам давала.

Хороши оладушки У нашей милой бабушки!

                                                                                                            «Этот пальчик - бабушка».

Цель: активизировать движения пальцев рук. Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой. Активно развивать речевой запас слов.

Методические приемы:

Воспитатель проводит беседу с детьми о семье. Предлагает детям поиграть с пальчиками.

Воспитатель загибает и разгибает пальчики ребенка попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами. Повторить со всеми детьми.

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

                                                                                                                     «Встали пальчики».

Цель: развивать моторику пальцев рук. Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

Методические приемы:

Воспитатель предлагает детям поиграть с пальчиками, говорит, что пальчики наши тоже ложатся спать, как мы.

Воспитатель загибает и разгибает пальчики ребенка попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами. Воспитатель играет с одним ребенком, затем всей группой.

 

Этот пальчик хочет спать,

Это пальчик – прыг в кровать!

Это пальчик прикорнул,

Это пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

                                                                                                                                    «Колобок».

Цель: развивать моторику рук, повышать интерес малышей к упражнениям для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

Методические приемы:

Сюрпризный момент - в гости приходит колобок. Рассматривание колобка, сравнение с кулачком, что он тоже круглый. Предложить детям погладить кулачок и поиграть с ним.

 

Кулачок – как колобок. 

Мы сожмем его разок.

Вот так – вот так, мы сожмем его разок. (пальчики сжимаем в кулачок и разжимаем)

.                                                                                                                          «Зайкины ушки».

Цель: развивать мелкую моторику рук. Побуждать ребенка повторять слова за воспитателем, выполнять имитационные движения стихотворного текста.

Оборудование: игрушка-зайка.

Методические приемы:

Сюрпризный момент - в гости приходит зайка.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает зайку, какие у него длинные ушки. Воспитатель предлагает поиграть с нашими ручками. Пальчики зажаты в кулачке. Ребенок выставляет вверх указательный и средний пальчики, шевелит ими в стороны и вперед под стихотворный текст.

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так Он ушами шевелит.

                                                                                                                        «Сидит белка на тележке».

Цель: развивать мелкую моторику обеих рук. Закрепить умение четко и правильно произносить текст.

Оборудование: игрушки: белочка, лисичка, птичка, мишка, зайка.

Методические приемы:

В гости к ребятам приходят игрушки. Они хотят поиграть с ними. Воспитатель предлагает поиграть с нашими пальчиками.

Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого.

Сидит белка на тележке, продает она орешки:

Лисичке – сестричке, (загибает большой палец),

Воробью, ( загибает указательный),

Синичке, (загибает средний),

Мишке толстопятому, (загибает безымянный),

Заиньке усатому. (загибает мизинец).

«Бумажный мячик».

Цель: развивать моторику обеих рук. Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой. Учить ребенка совершать действия руками.

Методические приемы:

Ребенку дается лист бумаги, и воспитатель предлагает  смять этот лист, сделав из него бумажный мячик (нагрузка дается попеременно на каждую руку).

Виды упражнений:  1. Кистью руки отталкивать мячик.

                                    2. Перекатывать мячик по столу.

 

                                                                                                                                   «В гости».

Цель: учить выполнять игровые задания с использованием тактильных дорожек. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: игрушки или картинки с изображением кошки или зайки, тактильные дорожки из объемной тесьмы, шелковой ленты, полоски наждачной бумаги на каждого ребенка.

Методические приемы:

На листе бумаги наклеены две дорожки (гладкая и шершавая). В конце дорожек разложены картинки, или игрушки с изображением кошки или зайки. Воспитатель предлагает детям выбрать нужную дорожку для того, чтобы пойти в гости к зайке (кошке) и провести все свои пальчики по очереди. Ребенку можно предложить игровые задания с использованием тактильных дорожек.

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Новая папка (4)\Фотография0001.jpg

  •  

                                                                                                                                          «Следы».

Цель: формировать у детей контроль над мышечными ощущениями. Развивать моторику рук. Вызывать эмоционально-положительный настрой.

Оборудование: игрушка-собачка, картинка с изображением домика и размягченный пластилин.

Методические приемы:

В гости приходит щенок, он заблудился потому, что еще маленький. Воспитатель предлагает детям помочь щенку. Она объясняет детям, что если кто-нибудь подойдет, на дорожке останутся следы и по следам щенок отыщет свой дом.

Воспитатель показывает, как оставить следы на пластилине. Упражнения проводятся последовательно:

* Каждым пальцем отдельно; * Каждой парой пальцев обеих рук

(большими, указательными, средними). * Указательным и средним пальцами каждой руки.

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Новая папка (4)\Фотография0011.jpg

 

                                                                                                                                        «Улитка, улитка!».

Цель: учить детей четко проговаривать потешку. Развивать мелкую моторику рук. Активизировать речь детей.

Оборудование: картинка с изображением улитки.

Методические приемы:

Воспитатель показывает детям картинку с изображением улитки, читает потешку.

Улитка, улитка!

Покажи рога -

Дам кусок пирога,

пышки, ватрушки,

Сдобной лепешки, - высуни рожки!

Читает потешку еще раз, привлекает детей к повторению фраз, просит вместо улитки показать рожки. Затем воспитатель предлагает пальчикам поговорить, знакомит детей с пальчиковой игрой:

«Улитка, улитка!». Улитка, улитка! (кулачок в кулачке, поменять руки).

Покажи (руки от себя, ладошки вверх) рога - (поднять рожки к голове).

Дам (руки от себя) кусок пирога (закрыть ладошки),

Пышки (шарик из ладошек),

Ватрушки (прихлопываем левую ладошку сверху правым кулачком, затем меняем руки),

Сдобой лепешки (прихлопываем левую ладошку сверху правой, затем меняем руки),

- Высуни (руки от себя, ладошки вверх) рожки (поднять рожки к голове).

Дети играют, запоминая движения и слова.

                                                                                                                                       «Змейка».

Цель: учить выкладывать пуговицу по размеру. Развивать моторику пальцев рук, творческую фантазию малыша. Расширять словарный запас детей.

Оборудование: картинка с изображением змейки на каждого ребенка, пуговицы зеленого и голубого цвета.

Методические приемы:

Воспитатель показывает змейку на картинке, задает вопросы: - Кто это? Как змейка шипит? Как она ползает? Воспитатель предлагает изобразить змейку рукой, сопровождая движения четверостишием.

Эй-ка, эй-ка,

Голубая змейка!

Объявись, покажись,

Колесом покрутись!

Дети выполняют волнообразные движения рукой. Воспитатель предлагает подойти к столам, на которых лежат листы с контурным изображением змейки, и предлагает выложить змейку пуговицами. Дети любуются, змейка им улыбается.

 

C:\Documents C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Новая папка (2)\PIC_0049.JPG

 

                                                                                                                      «Поможем зайке».

Пальчиковая гимнастика: «Зайчик».

Цель: учить детей выкладывать дорожку из фасоли. Формировать зрительно–двигательную координацию и чувство пространства на листе бумаге. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Создавать положительно-эмоциональное отношение к выполнению задания.

Оборудование: картинка с изображением домика и зайки по количеству детей, фасоль, игрушка-зайка.

Методические приемы:

Сюрпризный момент - в гости приходит зайка. Он плачет, потому, что заблудился и не может найти дорогу домой. Воспитатель предлагает детям помочь зайчику, объясняет, что надо выложить дорожку на картинке от зайчика к домику из фасоли. Дети выкладывают дорожку: - вот и получилась дорожка к домику. Дети ведут зайчика по дорожке к домику. Зайчик благодарит детей за помощь. Воспитатель предлагает поиграть с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика: «Зайчик».

Зайка серый скачет ловко.

В лапке у него морковка.

Локтем опирается на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны (ушки), остальные сжать в кулак. При произношении слов шевелить (ушками).

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Новая папка (2)\PIC_0046.JPG C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Новая папка (2)\PIC_0045.JPG

 

                                                                                                                        «Покормим птичек».

Пальчиковая гимнастика: «Птенчики в гнезде».

Цель: учить детей рисовать указательным пальчиком на крупе. Способствовать формированию умения рисовать способом примакивания. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование: картинка или игрушка птички, подносы с крупой на каждого ребенка.

Методические приемы:

Сюрпризный момент в гости прилетает птичка. Дети вместе с воспитателем рассматривают ее. Воспитатель предлагает покормить птичку зернышками, но для этого их надо нарисовать на крупе, но рисовать мы будем пальчиками. Пальчики мы сожмем, а указательным будем рисовать. После выполнения задания воспитатель подходит с птичкой к каждому ребенку, и птичка клюет зернышки.

Пальчиковая гимнастика: «Птенчики в гнезде"

Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно. (обхватываем все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелим).

 

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Новая папка (4)\Фотография0013.jpg C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Новая папка (4)\Фотография0015.jpg

 

                                                                                                                         «Поиграем с пальчиками».

Цель: закрепить умение детей сочетать пальчиковую игру с речевой деятельностью детей. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Методические приемы:

Воспитатель предлагает поиграть с нашими пальчиками.

Пальчиковые игры: «По водицу».

Рассказать вам, где мы были?

К речке по воду ходили, («человечки» обеими кистями).

Принесли в ведре водицы, («ведро»).

Чтоб детишкам всем умыться. (изобразить).

image image

«Стирка».

Мылом мылю я носки, (водим кулачком по ладошке) Крепко трутся кулачки, (трем кулачки друг о друга) Сполосну носочки ловко (двигаем кистями рук вправо-влево) И повешу на веревку. (поднимаем руки вверх, кисти сгибаем).

image image

«Подарок мишке».

Нитку тянем, отрываем (изобразить)

И в иголку продеваем. (изобразить)

Будем шить рубашку мишке (изобразить стежки)

И сошьем ему штанишки. (провести ладонями по бедрам).

image <

 

image

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста в адаптационный период»

Методическая разработка: «Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста в адаптационный период»...

Методическая разработка "ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ"

В данной методической разработке представлены пальчиковые игры, подобранные в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. Методическая разработка нацелена на развитие мелкой моторики д...

Методическая разработка "Пальчиковые игры для детей раннего возраста"

Пальчиковые игры - это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй (потешек, стишков, сказок) при помощи пальцев и кистей рук.Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания ки...

Методическая разработка. Пальчиковая гимнастика для детей младшего дошкольного возраста.

Развиваем речь. Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга. Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать нам, взрослым… учит вслушиваться...

Методическая разработка "Пальчиковые игры для детей младшего возраста"

О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем мелкую моторику материале. Раннее развитие мелкой моторики рук положительно сказывается на становлени...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Пальчиковые игры для детей раннего возраста» по теме «Домашние животные»

Пальчиковые игры - это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй (потешек, стишков, сказок) при помощи пальцев и кистей рук.Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания ки...

Методическая разработка "Пальчиковые игры для детей раннего возраста".

Методическая разработка на тему "Пальчиковые игры для детей раннего возраста" для здоровья и развития детей....