Методическая разработка "Пальчиковые игры для детей раннего возраста"
картотека

Корчагина Наталья Владимировна

Пальчиковые игры - это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй (потешек, стишков, сказок) при помощи пальцев и кистей рук.

Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания кистей и пальцев рук посылают импульсы в мозг ребёнка, вследствие чего мозговая деятельность активизируется.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста по теме: «Домашние животные»

Пальчиковые игры - это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй (потешек, стишков, сказок) при помощи пальцев и кистей рук.

Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания кистей и пальцев рук посылают импульсы в мозг ребёнка, вследствие чего мозговая деятельность активизируется.

Занятия пальчиковыми играми способствуют:

  • Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  • Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
  • Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
  • Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  • Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
  • У малыша развивается воображение и фантазия.
  • В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
  • Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево»«вверх»«вниз» и т. д.
  • Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами,

радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.

Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Пальчиковые игры детей раннего возраста - один из самых продуктивных и эффективных методов развития. Благодаря пальчиковым играм детям даются легче не только знания, но и происходит процесс воспитания, что влияет на гармоничное физическое, интеллектуальное, а также умственное развитие ребенка.

Развитие речи и мелкой моторики посредством пальчиковой игры невозможно без руководства взрослого. Для проведения данной работы необходимо использовать различные методы и приемы:

  • наглядный метод работы - показ, как должны двигаться пальцы при проведении пальчиковой гимнастики;
  • словесный метод работы - проговаривание потешек, стихотворений при проведении пальчиковой гимнастики; заучивание наизусть стихотворений, потешек;
  • практический метод работы - пальчиковая игра.

Этапы разучивания игр:

  1. Взрослый сначала показывает игру с пальцами сам.
  2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребенка.
  3. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, педагог проговаривает текст.
  4. Ребенок выполняет движения с необходимой помощью педагога, который произносит текст.
  5. Ребенок выполняет движения самостоятельно, текст произносят вместе.

        

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

Важно помнить, что пальчиковые игры следует проводить согласно возрасту ребенка, иначе детям быстро они разонравятся, поскольку некоторые упражнения будет сложно выполнять, а порой и неинтересно.

Все виды движений выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой, затем другой, а потом двумя руками вместе. Также возможна работа только одной рукой. Первоначально дети знакомятся с ладонью, названием пальцев руки, выполняют элементарные движения (хлопки, прятанье рук за спину и т.д.). Имитируются энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик и т.д). Составляются простые фигуры из пальцев и ладоней (колечко, ковшик), простые фигуры из пальчиков одной руки (зайчик, коза), согласованные действия двумя руками (домик, ворота). Педагог показывает образец положения пальцев во время пальчиковой игры, помогает, поправляет малыша.

Потешки или небольшие стихотворение читаются до игры 3-4 раза, рассматриваются иллюстрации, задаются вопросы: «Как зайка шевелит ушами?», «Как курочка открывает рот?» и т.д. При необходимости оказывается помощь ребёнку в выполнении движений.

С ребёнком так же рассматриваются фигурки животных, фотографии, отмечаются характерные особенности того или иного объекта, побуждая ребенка к звукоподражанию.

Перед началом упражнений дети разогревают ладошки лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

Каждая игра имеет свое название, проводится в течение нескольких минут, два-три раза в день.

Ни в коем случае не принуждайте ребенка к игре, если он не хочет. Попытайтесь узнать, по какой причине он не желает заниматься. Может ему не нравится определенная игра или у него просто нет настроения, а может он приболел?

Не следует ставить сразу перед ребенком несколько задач. Например, показывать движения пальцами и произносить текст одновременно.

Всегда поощряйте ребенка за его старания в игре и никогда не ругайте, если что-то у него не получается

Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие. Проведение с детьми пальчиковых игр способствует развитию у них мелкой моторики рук, улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале.

В жизни ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста это этап, в ходе которого обучающийся может открывать для себя новых друзей, а в его жизни появляются новые занятия. На этом этапе развития ребёнка важное место занимают именно пальчиковые игры, так как основные развивающие материалы подаются детям в игровой форме.

«Идет коза рогатая»

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая:

Ножками ­  топ-топ! (два пальца идут по дорожке и топают)

Глазками - хлоп-хлоп! (четыре пальчика сгибаются и хлопают по ладошке, как реснички)

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьёт,

Того забодает, забодает («коза бодается» выпрямленными указательным пальцем и мизинцем).

«Коза и козленок»                                                   

Идет коза рогатая, (изобразить рога с помощью указательного пальца и мизинца правой руки)

Идет коза бодатая.

За ней козленочек бежит, (Изобразить колокольчик — пальцы правой руки собрать в щепоть и опустить вниз. Покачивать

«колокольчиком»)

Колокольчиком звенит.

   

«Козел»                                                                            

"Вот какой козел рогатый!"
Рожки делают ребята.

"Вот какие рожки
У козла Тимошки!"
Встрече Тимофей не рад -
Грозно смотрит на ребят.

"Уходите, вас не знаю:
Забодаю, забодаю!"
(выпрямить указательный палец и мизинец, остальные пальцы согнуть)

«Кошка на ладошке»

Вот кулак, а вот ладошка! (показать кулак, а затем ладонь)

На ладошку села кошка. (поставить кулак на ладонь)

И пошла, пошла, пошла - («ходить» пальчиками по ладони)

Мышку там она нашла! (хлопать по ладошке).

«Котята»

У кошечки нашей есть десять котят, (сложить ладошки, одноименные пальцы прижать друг к другу, локти опираются на стол).
Сейчас все котята по парам стоят:
(покачивать руками, не разъединяя их).
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых
(постукивать соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу).

«Кошки - мышки»

Вот кулак, (показать кулак левой руки) 

А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь вверх). 

На ладошку села кошка. («когти» правой руки водят по ладошке левой) 

Села мышек посчитать,

Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой руки) 

Мышки очень испугались, (вращать кулаком) 

В норки быстро разбежались (спрятать кулак под правую подмышку)

«Киска»

«Есть у киски глазки              (показать свои глаза)

Есть у киски ушки                  (показать уши и пошевелить их)

Есть у киски лапки,                 (сжать и разжать кулаки)

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись        (погрозить пальчиком)

Не царапай деток,

Брысь!»                                     (хлопнуть в ладоши)

«Кошка и мышка»

Мягко кошка, посмотри, (пальцы обеих рук сжать в кулаки и положить на стол ладонями вниз)                                                                                                   

Разжимает коготки. (медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая, как кошка выпускает коготки)

И легонько их сжимает (сжать руки в кулаки)                                                 

Мышку так она пугает.                                                                                            

Кошка ходит тихо-тихо,                                                                                        

Половиц не слышно скрипа, (ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны; «кошка» (правая рука) крадется: все пальцы правой руки медленно шагают по столу вперед.
Только мышка не зевает,                                                                                                

Вмиг от кошки удирает («мышка» (левая рука) убегает: пальцы другой руки быстро движутся назад)

«Щенок»

Крутит хвостиком щенок –

Увидал в саду цветок (вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки).

     

«Детки»

У мамы кошки есть котенок, («кошка» - указательный палец и мизинец вытянуть и чуть согнуть, средний и безымянный сжать в кулак)

 У мамы козы - козленок, («коза» - указательный и средний вытянуть)

 У собаки есть сынок- («собака» - выпрямить ладонь, согнуть указательный и

отогнуть большой в сторону)

 Не собачонок, а щенок! (Показать «собаку» левой рукой). 

«Два козленка»  

Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик,

А навстречу шёл другой, 

Возвращался он домой. (на обеих руках прижать большими пальцами средние и безымянные, держать кисти горизонтально, сближая руки).

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться, (на первый слог каждой строчки соединить руки с размаха)

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами - бух! (на слово "бух" - хлопать в ладоши).

И с моста в водичку - плюх! (уронить ладони по колени).

«Козлятки»

Веселятся на площадке

Тонконогие козлятки.

На травке кувыркаются,

Прыгают, бодаются (указательный и большой пальцы левой и правой руки энергично перемещаются по поверхности стола, на слове «бодаются» сложить кисти рук в кулачки и упереться ими друг в друга «бодаться»)

Мама-козочка строга,                                                                                    

Оттаскала б за рога, (свободной рукой сжимать «рожки»)                                   

Но нет пока что рожек

У деток –тонконожек (сложить  руки в кулаки и покрутить ими).

«Лошадки»
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы как лошадки
Чок-чок-чок.
Чок- чок-чок.
Скачет резвый табунок
(все пальцы рук «скачут» по столу или коленкам).

«Барашки»

Захотели утром рано
Пободаться два барана.
Выставив рога свои,
 (ладони и руки до локтей поставить параллельно полу, указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков, остальные пальцы прижаты к ладоням )..
Бой затеяли они.
(сблизить руки)
Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись (
бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.)

Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв
(развести руки в стороны).

«Лошадка»

Я люблю свою лошадку, (поглаживание ладонью по голове воображаемой лошадки по спинке, по хвостику)

Причешу ей шерстку гладко

Гребешком приглажу хвостик (бег по кругу с высоким подниманием колена, руки держат воображаемые поводья)

И верхом поеду в гости.

«Буренка»

Дай молочка, Буренушка, (показать имитацию, как доят корову)

Хоть капельку на донышке.

Ждут меня котятки, (сжимать и разжимать кулачки)

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку, (загибать пальцы по одному)

Творогу немножечко,

Масло, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье (показать какие они сильные)

Молоко коровье. 

«Бычок»                                                                                           

Шел бычок (показать рожки —прижать к голове кулаки с выставленными из них указательными пальцами).

Вдоль забора -

Увидал мочало (расслабить ладони так, чтобы они бессильно повисли),

Начни сказочку сначала. (развести руки в стороны).

«Теленок»

Бу-бу, я рогатый. (два прыжка, «рожки»)

Бу-бу, я хвостатый. (два прыжка, показывают «хвостик»)

Бу-бу, я ушастый. (два прыжка, «ушки»)

Бу-бу, (два прыжка)

Очень страшный. («рожки» на голове).

Бу-бу, испугаю.

Бу-бу, забодаю («рожки» на голове, «бодаются»).

«Поросята»
(Пальцы рук растопырены; поочередно идут по столу или коленкам каждым из пальчиков)
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, 
(Мизинцы)
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. 
(Безымянные)
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. 
(Фонарики) 
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. 
(Сжимать и разжимать кулаки)
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, 
(Средние)
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. 
(Указательные) 
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю 
(Сжимать и разжимать кулаки)
Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал, 
(Большие) 
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
(Руку сжать  в кулак, большой палец зажать внутрь)

«Домашние животные»
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я так довольна своими ребятами!
(на каждую строчку загибать по очереди по одному пальчику).

По аналогии можно составить игры-перебиралки пальцев, закрепляя лексическую тему, которую проходите – посуду, мебель, транспорт и т.д. например:
Здравствуй, котёнок!,
Здравствуй, козлёнок,
Здравствуй, щенок!
Здравствуй, утёнок!
Здравствуй, забавный смешной поросёнок!

«Масленица с животными»

Положи блинок в ладошку: (прочертить пальцем круг на ладошке).

Угости мурлыку - кошку, (на каждую строку загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов).

Угости щенка Трезорку,

Потом мальчика Егорку,

Дай блиночек мамочке,

Дай блиночек папочке.

«Домашние животные»

Раз, два, три, четыре, пять,

Как животных нам назвать? (поочередно загибать пальчики на левой руке)

Самых близких, самых верных —

Каждый знает их, наверно (хлопать в ладоши).

Лошадь, корова, собака и кошка (указательным пальцем левой руки загибать пальцы на правой руке).

Как назовем их?

Подумай немножко (развести руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих).

В доме с хозяином дружно живут (изобразить руками крышу дома над головой),

Значит, домашними все их зовут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации: Игры для детей раннего возраста .

Хороводные игры отличаются необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Движения как бы драматизируют содержание игры. Все это будит в...

Методическая разработка Дидактические игры для детей раннего возраста

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Возможность обучать маленьких детей посредством активно...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Игра для детей раннего возраста «Божьи коровки»

Значение сенсорного развития ребенка в раннем возрасте очень велико. Именно сенсорное развитие  является основополагающим  для  успешного осуществления  разных видов деятельности р...

Методическая разработка "Сюжетно-ролевая игра для детей раннего возраста"

Конспект сюжетно-ролевой игры "Чаепитие" для детей раннего возраста...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «Речевые игры для детей раннего возраста 2 – 3 лет»

Развитие речи ребенка дошкольного возраста происходит в нескольких направлениях. Улучшается артикуляция, расширяется активный словарь, развивается связная речь, формируется речевое мышление. Необходим...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «Речевые игры для детей раннего возраста 2 – 3 лет»

Развитие речи ребенка дошкольного возраста происходит в нескольких направлениях. Улучшается артикуляция, расширяется активный словарь, развивается связная речь, формируется речевое мышление. Необходим...