ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «Речевые игры для детей раннего возраста 2 – 3 лет»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Балабушкина Ольга Николаевна

Развитие речи ребенка дошкольного возраста происходит в нескольких направлениях. Улучшается артикуляция, расширяется активный словарь, развивается связная речь, формируется речевое мышление. Необходимо, чтобы все эти процессы развивались в единстве.

Поскольку именно в возрасте от двух до трех лет происходит значительный

скачок в развитии речи, то целесообразно уделить этому особое внимание. Чтобы

ребенок мог свободно выражать свои мысли и желания, у него должен быть богатый

словарный запас.

Педагогам групп раннего возраста необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по развитию речи воспитанников.

 Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение «Детский сад № 22» пгт Кавалерово

Кавалеровского муниципального района Приморского края

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

 «Речевые игры для детей раннего возраста 2 – 3 лет»

Подготовила: Балабушкина Ольга Николаевна, воспитатель

высшей квалификационной категории

Апрель, 2018

«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности»                         К.Д. Ушинский

В образовательной области ФГОС ДО «Речевое развитие» программы «От рождения до школы» определена основная цель - обеспечение своевременного и эффективного развития речи.  

К задачам развития речи относятся формирование:  

  • структурных компонентов системы языка - фонетического, лексического, грамматического;
  • навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого обращения – диалога и монолога;
  • способности к элементарному осознанию явлений языка и речи».

Развитие речи ребенка дошкольного возраста происходит в нескольких направлениях. Улучшается артикуляция, расширяется активный словарь, развивается связная речь, формируется речевое мышление. Необходимо, чтобы все эти процессы развивались в единстве.

Поскольку именно в возрасте от двух до трех лет происходит значительный

скачок в развитии речи, то целесообразно уделить этому особое внимание. Чтобы

ребенок мог свободно выражать свои мысли и желания, у него должен быть богатый

словарный запас.

Педагогам групп раннего возраста необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по развитию речи воспитанников.

 Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.

Артикуляционная гимнастика

Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.

«Рыбка» пошлёпать расслабленными губами, словно рыбка.

 «Лошадка» открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

 «Лопаточка» высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язычок на 5-10 секунд.

«Улыбка» нужно растянуть губы в улыбке таким образом, чтобы зубы не были видны. Удерживать такое положение на протяжении 5-10 секунд. Делать 3-4 подхода в день.

«Трубочка» вытянуть губы трубочкой, удерживать на протяжении 1-3 минут.

«Окошко» широко открыть рот и удерживать на протяжении 1-3 минут.

«Заборчик» растянуть губы и показать ровные, сомкнутые губы.

 Рекомендации: все упражнения, из которых состоит комплекс артикуляционной гимнастики, должны выполняться в сидячем положении. Ребенок при этом должен быть расслаблен и настроен на игровой лад. Только тогда от таких занятий будет польза.

Дыхательная гимнастика

Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

Упражнение «Бабочка летает».

Описание: вырезать из цветной бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

Упражнение «И пошел первый снег».

Описание: небольшой кусок ваты, разделить на множество мелких клочков. Они послужат снежными хлопьями. Разместив «снежинки» на столе. Предложить детям подуть на них и изобразить снегопад.

Упражнение «Плывет, плывет кораблик».

Описание: налить в таз воды положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

Рекомендации: проводите такие игры каждый день по 3-5 минут.

Веселые чистоговорки.

Упражнение «Повторяй за мной»

 Цель: формирование навыков правильного произношения, развитие артикуляционного аппарата.

Описание: читаете детям короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:

Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.

Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.

Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.

Вот пришла уже зима – ма-ма-ма, ма-ма-ма.

Будем весело играть – рать-рать-рать, рать-рать-рать.

Дождь на улице идет – дет-дет-дет, дет-дет-дет».

Пальчиковые игры

Цель: способствуют развитию мелкой моторики рук, слухового внимания, развития речи.

Рекомендации: пальчиковые игры проводить по 10-15 минут в день, но не более. Также, не пытайтесь разучить все игры сразу, для начала достаточно будет 2-3 игр, после можно поменять игры на новые.

 Описание: педагог по ходу занятий рассказывает стихотворения, где часто повторяются одни и те же слова. Таким образом, ребенок на слух воспринимает слова педагога и понимает, о чем идет речь. А затем и сам пытается повторить слова.

Упражнение «Пароход»

 Пароход плывёт по речке, из трубы дымят колечки.

(Соединить ладони вместе, подняв большие пальцы вверх — «пароход», подвигать ладонями в разных направлениях: вперёд, в стороны, назад — «прокладывает курс».)

Упражнение «Котик»

Есть у котика на лапках очень острые царапки.

(Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук.)

Упражнение «Пальчики»
Пальчик пальчикам сказал,
Что поехал на вокзал.
Чтобы встретить остальных,
Чтобы было десять их.

(Поочерёдно касаться большим пальцем остальных пальчиков, начиная с мизинца. Упражнение выполнять по 2 раза, сначала на правой руке, а затем на левой.)

Упражнение «Теремок»


На поляне теремок,
(Соединить ладони «домиком».)

Дверь закрыта на замок, (Сомкнуть пальцы в «замок».)

Из трубы идёт дымок. (Сомкнуть пальцы в «колечки».)

Вокруг терема забор, (Руки держать перед собой, пальцы растопырить.)

Чтобы не забрался вор. (Пощёлкать пальцами.)

Тук-тук-тук, Тук-тук-тук, (Кулачком постучать по ладони.)

Открывайте, я ваш друг! (Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.)

Массаж с помощью специального мяча

Цель: способствует развитию ручной умелости и мелкой моторики, формированию навыков выразительности, пластичности в движении.

Упражнение «Орех»

Прокачу я свой орех по ладоням снизу-вверх,

А потом обратно, чтоб стало мне приятно.

Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

Вокруг земли луна летает, а вот зачем – сама не знает.

Упражнение «Испечем мы каравай»

Месим, месим тесто (сжимаем массажный мячик в правой руке)

Есть в печи место (перекладываем в левую руку и сжимаем)

Испечем мы каравай (несколько раз энергично сжимаем мяч обеими руками)

Перекладывай, валяй (катаем мяч ладошкам)

Описание: движения выполняются соответственно тексту

Рекомендации: массаж проводить 2-3 раза в день. Сначала разучить слова текста, а затем выполнять с предметом.

Игра «Голоса животных»

Цель: игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром.

Материал: карточки с изображениями животных или игрушки-животные.

Предварительная работа: покажите детям карточки с животными, рассмотрите их внимательно. Расскажите, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных. Полезно слушать голоса в записи. После этого можно проводить обобщающее занятие.

Описание: показывайте детям карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.

♦ воробей — чирикает (чирик-чирик)

♦ ворона — каркает (кар-кар)

♦ гусь — гогочет (га-га-га)

♦ индюк — кулдыкает (кулды-кулды)

♦ кабаны, свиньи — хрюкают (хрю-хрю)

♦ коза — блеет (ме-е-е)

♦ корова — мычит (му-у-у)

♦ кошка — мяукает (мяу-мяу)

♦ лошадь — ржет (и-го-го)

♦ лягушка — квакает (ква-ква)

♦ мышка — пищит (пи-пи-пи)

♦ осел — ревет (иа-иа)

♦ петух — поет, кукарекает (кукареку)

♦ пчела — жужжит (ж-ж-ж)

♦ слон — трубит (ту-у-у)

♦ собака — лает (гав-гав)

♦ тигр, лев — рычит (р-р-р)

♦ утка — крякает (кря-кря)

♦ филин — ухает (уху-уху)

Рекомендации: не спрашивайте детей сразу обо всех животных.

Игра «Угадай животное» (домашние животные и птицы)

Цель: игра способствует развитию речи, обогащению словарного запаса, знакомит с животным миром.

Материал: карточки с изображениями животных.

Описание: карточки переверните и, перемешав, сложите в кучку. Каждый ребенок по очереди достает карточку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное.

Игра: «Закончи слово» (с мячом)

Цель: игра способствует развитию речи, памяти, слухового внимания.

Описание: попросите ребенка закончить слово, которое вы произносите.

Например, доро-га, маши-на, коло-бок, кук-ла, миш-ка.

Рекомендации: если ребенку трудно сориентироваться, показывайте на предметы, картинки.

Игра: «Описательные загадки»

Цель: игра способствует развитию речи, воображения, наблюдательности и творческого мышления.

Рекомендации: сначала предметы описывать с опорой на картинку. Так провести игру несколько раз.

Описание: педагог загадывает предмет и, не называя самого объекта, описывает его свойства, рассказывает, как он используется. Дети должны отгадать задуманный предмет.

Например, это игрушка, он круглый. Его можно бросать, пинать, катать. Это мяч.

Игра «Угадай картинку»

Цель: игра способствует развитию зрительного слухового внимания, творческого мышления, воображения и обогащению словарного запаса.

Описание: перед ребенком выкладываются 3 предметные картинки (или 3 предмета), например, карандаш, пылесос и цветок. Вы коротко описываете одну из картинок: например, чем тут можно рисовать (карандашом), чем можно чистить ковер (пылесосом) и т.д. А ребенок должен показать на соответствующую картинку.

Игра Лото «Один-много»

Цель: упражнять в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падежах), обогащение словарного запаса, развития внимания.

Материал: картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе (матрешка-матрешки, ведро-ведра, колесо-колеса, гриб-грибы и др.).

Описание: раздаем детям картинки, оставляя у себя парные. Объясняем условия игры: Я буду показывать картинки. На каждой картинке нарисована какая ни будь игрушка. Тот, у кого окажется картинка с такими же игрушками, должен быстро сказать об этом или показать. Например, у меня колесо. А у Наташи колеса. Наташа должна быстро сказать: «У меня колеса».

Упражнение «Расскажи сказку»

Цель: способствует развитию связной речи, памяти, творческого мышления.

Рекомендации: сначала с опорой на иллюстрации в книге учим детей пересказывать самые простые сказки – «Курочка ряба», «Репка», «Колобок» и т.п. Затем рассказывать сказку по картинкам.

Описание: расскажи сказку по отдельным картинкам. 1вариант: Педагог рассказывает сказку, а дети раскладывают карточки-иллюстрации в определенной последовательности по сюжету сказки. 2 вариант: Дети по очереди рассказывают сказку и раскладывают карточки-иллюстрации в определенной последовательности.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: игра способствует развитию воображения, творческого мышления, обогащению словарного запаса.

Описание: педагог кладет в мешочек различные мелкие предметы: машинка, мячик, ложка, карандаш и т.п. Ребенок опускает руку в мешочек, достает предмет, называет его и описывает действия, которые с ним производит.

В заключение хочу сказать следующее, наши воспитанники – самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют.

Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни, как можно более полноценно.

Главное, ребёнок не должен нуждаются в заботе, внимании и любви со стороны взрослых и нас, в том числе.

Любите своих воспитанников и тогда они вырастут добрыми и умными.

Список литературы

  1. Игры для развития речи Е. Косинова

- http://logopedia.by/?p=1054 

- https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/razvivayuschie_zanyatiya/.../1213/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Дидактические игры для детей раннего возраста

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Возможность обучать маленьких детей посредством активно...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «Речевые игры для детей раннего возраста 2 – 3 лет»

Развитие речи ребенка дошкольного возраста происходит в нескольких направлениях. Улучшается артикуляция, расширяется активный словарь, развивается связная речь, формируется речевое мышление. Необходим...

Методическая разработка "Пальчиковые игры для детей раннего возраста"

Пальчиковые игры - это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй (потешек, стишков, сказок) при помощи пальцев и кистей рук.Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания ки...

Методическое пособие "Дидактическая игра для детей раннего возраста"

Методическое пособие "Дидактическая игра для детей 2-3 лет"...

Методическая разработка. Дидактическая игра для детей раннего возраста "Разбуди паучка"

Дидактическая игра для детей раннего возраста "Разбуди паучка"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Пальчиковые игры для детей раннего возраста» по теме «Домашние животные»

Пальчиковые игры - это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй (потешек, стишков, сказок) при помощи пальцев и кистей рук.Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания ки...