Мышление как совершенная форма адаптации дошкольника к окружающей среде.
статья (средняя, старшая группа)

Тимофеева Ирина Ривхатовна

Практико-ориентированный подход в образовании: от цели к результату. (сборник статей/ выпуск №2)

Что такое мышление, в чем заключается его суть и как его развивать у детей дощкольного возраста?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мышление как совершенная форма адаптации дошкольника к окружающей среде.

Путь познания, который проходит ребенок до семи лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности. Мышление - наиболее совершенная форма адаптации организма к среде, представляющая собой единство процесса ассимиляции (воспроизведение элементов среды психики субъекта в виде когнитивных психических схем) и процесса аккомодации (изменение этих когнитивных схем в зависимости от требований объективного мира).

Таким образом, суть мышления заключается в возможности осуществлять гибкое и одновременно устойчивое приспособление к физической им социальной действительности, а его основное назначение - в структурировании (организации) взаимодействии человека со средой. В жизни ребенка достаточно часто возникают ситуации в которых еще более четко выражена необходимость в образном мышлении и где еще более ясно проявляются ограниченные возможности речевого плана мышления. Развитие последнего - важное, но не единственная сторона этого развития заключается в формировании легко управляемого плана представления, плана произвольного оперирования образами. Однако эти процессы остаются пока мало изученными. Мышление не существует как отдельный психический процесс, оно присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степени его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

В умственном развитии дошкольников важное значение имеют наглядно - действенное и наглядно - образное мышление. Развитие этих форм мышления в значительной мере определяет успешность перехода к более сложным понятийным формам мышления. В связи с этим в современных психологических исследованиях существенное место занимает изучение основных функций этих более элементарных форм, определение их роли в общем процессе умственного развития ребенка. В ряде исследований показано, что возможности этих форм мышления чрезвычайно велики и пока используются далеко не полностью. С возрастом существенно изменяется содержание мышления дошкольников усложняются их отношения с окружающими людьми, развивается игровая деятельность. Возникают различные формы продуктивной деятельности, осуществление которых требует познание новых свойств предметов.

Такое изменение содержания мышления требует и более совершенных его форм, обеспечивающих возможность преобразовывать ситуацию не только в плане внешней материальной деятельности, но и в плане представляемом, идеальном. В процессе наглядно - действенного мышления формируются предпосылки для более сложной формы наглядно - образного мышления, которое характеризуется тем, что решение определенных задач можете быть осуществлено ребенком в плане представлений, без участия практических и творческих действий. накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезным грузом если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задач. Для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности. Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определенным целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводи к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения.

Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольников - это развития направленности воображения. Для успешного перехода от наглядно - действенного к наглядно - образному мышлению необходима деятельность ребенка с моделями сначала в плане материализованных, затем умственных действий. Материальная модель, схематически изображающая возможность ребенку действовать с ней и улавливать связь между ней и оригиналом (объекта), являются тем средством, с помощью которого у ребенка можно сформировать и развить наглядно - образное мышление. В процессе действий с материальной моделью у детей формируется образ этой модели - модель мысленная, внутренняя, выступающая уже как продукт данной познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредсвенно-образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с окружающей средой в первой младшей группе, на тему: "Поможем зайчику"

Программные задачи:- развивать слуховое внимание и восприятие; - учить правильно воспроизводить интонационно-ритмический рисунок слов;- обучать правильно отвечать на поставленные вопросы; - развивать ...

ПРОЕКТ «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ»

Вид проекта: краткосрочный.Возраст: с 4х лет.Актуальность темы: ни для кого не секрет, что сложившееся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у всей планеты. Особую тревогу мы исп...

Консультация для родителей "Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников в окружающей среде"

Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников в окружающей среде...

Из опыта работы «Воспитание гуманного отношения у младших дошкольников к окружающей среде»

     Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предусматривает воспитание бережного, гуманного отношения к природе, формирование умения соблюдать элементарные правила п...

Консультация на тему: "Социальная адаптация дошкольников в окружающем мире."

Консультация на тему: "Социальная адаптация дошкольников в окружающем мире."...

«Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников в окружающей среде»

Цель: Познакомить и обратить внимание воспитателей и родителей на особенности формирования культуры безопасности у детей дошкольного возраста в окружающей среде;Задачи:-уточнить особенности умств...

Сказкотерапия как метод совершенствования взаимодействия дошкольников с окружающей средой

В статье описывается метод сказкотерапии как незаменимый метод по которому ребенок, учится строить свои взаимоотношения с окружающим миром....