Сказкотерапия как метод совершенствования взаимодействия дошкольников с окружающей средой
материал

Пайдышева Елена Васильевна

В статье описывается метод сказкотерапии как незаменимый метод по которому ребенок, учится строить свои взаимоотношения с окружающим миром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сказкотерапия как метод совершенствования взаимодействия дошкольников с окружающей средой»

            Сказкотерапия – это способ передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека.

В дошкольном возрасте сказка для ребенка не просто фантазия, но и особая реальность. Она словно зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. Язык сказки, погруженный в мир фантазии и волшебства – это один из способов, который поможет наладить контакт и взаимопонимания взрослым и ребенком. Изучение проблемы использования сказкотерапии для формирования нравственного мира, общечеловеческих ценностей особенно актуально в настоящее время, поскольку, сведены к минимуму традиции семейного чтения, родителями уделяется мало внимания формированию нравственных представлений дошкольников. Именно поэтому у меня возникло желание использовать сказкотерапию, как метод совершенствования взаимодействия дошкольников с окружающей средой.

Сказка – любимый детьми жанр, понятный и доступный их пониманию.

Сказки — это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из различных ситуаций.

Сказка простым и доступным языком рассказывает детям о жизни, учит, развлекает и утешает, мастерски пряча нравоучения и назидания под яркими красками сказочных историй. Сказка первый ориентир, по которому ребенок, учиться строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Она действует на детскую душу очень тонко и деликатно, на уровне эмоций, переживаний и чувств, но, тем не менее, точно и прямолинейно ведет его по намеченному пути познания жизни, не давая запутаться и заблудиться.

Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей поведения ребенка, выявляя его систему оценок в категориях «хорошо - плохо». Сказки детям преподносят готовый пример поведения, пример решения сложных ситуативных задач и оставляют при этом простор воображению, возможность осмыслить ситуацию самостоятельно. Проигрывание тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции. Занятия проходят по 3 направлениям:

  1. Знакомство со сказкой. (чтение)
  2. Художественное творчество детей по сказкам. (продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация; сочинение сказок, историй)
  3. Драматизация/театрализация сказки.

В своей работе я использую такие формы работы:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми (с помощью взрослого дети разыгрывают сюжеты сказок в играх-драматизациях).
  • свободная самостоятельная деятельность детей (дети самостоятельно умеют организовывать сюжетно-ролевые игры и играют в них, воссоздавая различные стороны действительности и сказочные сюжеты).
  • чтение сказок детям; дети отвечают на вопросы, дополнительное разъяснение сюжета сказки, разбор ситуаций; беседы с элементами диалога; обобщающие рассказы;
  •  инсценировка вместе с детьми отрывков из текста (ролевой диалог);
  • раскрашивание черно-белых иллюстраций к сказкам;
  • сочинение собственных сказок, историй;
  •  придумывание конца текста или введение своих персонажей (как хотелось бы);
  • показ кукольного театра детьми (пальчиковый театр, настольный театр)

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, я использую различные дидактические игры. Приведу пример некоторых из используемых.

Звукорежиссеры. Цель игры направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

После прочтения сказки, рассмотреть иллюстрации к ней. Остановиться на понравившейся. Предложить детям «озвучить» картинку. Пусть вспомнят, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли.

Пропущенный кадр. Цель игры направлена на то чтоб научить ребенка составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ему запомнить последовательность событий сказки. По порядку перед детьми вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед ними ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если они затрудняются найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности.

Сказочная цепочка. Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным картинкам, помочь детям запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.

Выбрать для игры любую прочитанную сказку. Приготовить отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке.  Далее составляется предложение по сказке, с использованием данных предметов и героев.

Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут детям лучше ориентироваться в мире сказок. Когда дети научатся работать со сказкой, будут в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, они смогут эту модель перенести в реальную жизнь.

Условия реализации:

1 раз в неделю 15 минут (вторая младшая группа).

Таким образом с помощью сказкотерапии как метода совершенствования взаимодействия дошкольников с окружающей средой дети научатся понимать смысл сказок, отличать добро от зла, станут менее застенчивы, не будут бояться выбирать в игре любую роль. В самостоятельной игровой деятельности с удовольствием разыгрывать знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра, придумывать новые, свои сказки.

Для себя я сделала вывод, что работу в данном направлении необходимо продолжать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредсвенно-образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с окружающей средой в первой младшей группе, на тему: "Поможем зайчику"

Программные задачи:- развивать слуховое внимание и восприятие; - учить правильно воспроизводить интонационно-ритмический рисунок слов;- обучать правильно отвечать на поставленные вопросы; - развивать ...

ПРОЕКТ «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ»

Вид проекта: краткосрочный.Возраст: с 4х лет.Актуальность темы: ни для кого не секрет, что сложившееся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у всей планеты. Особую тревогу мы исп...

Сказкотерапия - действенный метод в воспитании дошкольника.

Материал изложенный в статье может быть полезен для педагогов работающих с детьми дошкольного возраста, а также для родителей воспитанников ДОУ....

Сказкотерапия - эффективный метод развития речи дошкольников

СЛАЙД 1 Сказка — это сон, приснившийся нации ( философ Иван Ильин) А знаете ли вы, давно ли появилось название- "сказка"?Сказки на Руси известны с древних временРассказывание сказок – старый...

Консультация для родителей "Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников в окружающей среде"

Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников в окружающей среде...

Сказкотерапия как метод психологической коррекции дошкольников.

Сегодня психологи бьют тревогу – уровень развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста очень низок. Страхи, тревоги, агрессия – это уже те понятия, ко...