Сказкотерапия - действенный метод в воспитании дошкольника.
статья (средняя группа) по теме

Весницкая Ольга Сергеевна

Материал изложенный в статье может быть полезен для педагогов работающих с детьми дошкольного возраста, а также для родителей воспитанников ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapiya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия - действенный метод  в воспитании дошкольника.

(Из личного опыта воспитателя ДОУ)

Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра,

она нужна для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя,

измерить, оценить свои возможности.

Дж. Родари

Сказки! Они с нами рядом всю жизнь. Одни из них учат уму - разуму, другие – добру и счастью, третьи волшебные, завораживают нас чудесами. И мы представляем себя, то Иван - царевичем, то прекрасной принцессой, то доброй феей. Мы начинаем играть в сказки и творить чудеса. Сказки помогают раскрыть творческие способности детей. В каждом ребенке можно открыть артиста. Ребенка привлекают невероятность сказочных событий, поступки героев, победы добра над злом. Он учится доброжелательно общаться в коллективе сверстников, не замыкаться при взрослых. Понимая, что его всегда слушают и слышат, становится более инициативным и открытым, эмоционально благополучным. Я считаю, чем раньше и больше разных игр и пособий использует ребенок в своей жизни, тем легче ему будет познавать окружающий мир.

Важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к сказкам. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Сказка – это чудо! Первые впечатления от встречи со сказкой живут очень долго, порой всю жизнь. С каким нетерпением ждут дети этой встречи! С этим словом у них связаны ощущения радости, праздника, веселья. 

Сказкотерапия – метод достаточно известный в педагогических кругах, но, судя по страницам психолого-педагогической периодики, в детских садах недостаточно используемый.

Поэтому меня так заинтересовало направление – сказкотерапия в воспитании дошкольника среднего возраста.

Первое, что было сделано – это разработаны:

1. Цель и задачи.

2. Тематическое планирование;

3. Учебно-тематический план;

4. Картотеки игр.

Цель: Усвоение детьми духовно-нравственных правил.

Задачи:

  • Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи;
  • Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор;
  • Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.

Основой для планирования НОД по сказкотерапии являются разработки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Д.Ю. Соколова, Т.М. Грабенко и других авторов методик по креативной терапии.

Непосредственно-образовательная деятельность (занятие) по сказкотерапии проводится один раз в неделю в подгруппе из 8-10 человек. Важно правильно определить состав подгруппы, чтобы в игре участвовали дети с разными чертами характера. Все начинается с ритуала, например, приветствие с предметом: дети образуют круг и передают друг другу колокольчик, называя свое имя. Дальше – возможно несколько сценариев.

  • Сказкотерапия может проходить как спектакль – разыгрывание сказки. Воспитанникам предлагается на выбор несколько ролей – дети подсознательно сами выберут для себя подходящую им, «верную» роль. Можно заранее подготовить декорации, костюмы, подобрать мелодии, подходящие по сюжету – все это будет способствовать положительному эффекту. Воспитателю отводится главная роль – он озвучивает текст сказки и приглашает участников выполнять определенные действия.
  • Сказкотерапия может проходить в форме чтения или обсуждения самой сказки. Важно дать возможность каждому ребенку высказаться, при этом на занятии должна царить полная свобода мысли – любое мнение имеет право на существование и не должно осуждаться.

Сказкотерапия может включать в себя как известные сказки, так и придуманные педагогом. Главный герой в таких сюжетах очень похож на конкретного ребенка. Со стороны поступки лучше видно, и малыш с легкостью сможет соотнести себя с героем. Важно преодолеть все препятствия в сказке, чтобы и в действительности ребенок увидел выход из сложившихся ситуаций. В качестве авторов могут выступать и сами дети. Детская сказка показательна, она раскрывает переживания малышей, которые они стесняются обсуждать со взрослыми или о которых родители даже и не подозревали.                                                                                

Дети нашей группы от общения друг с другом, с родителями и педагогами получают удовольствие. А сколько эмоций они  испытывают от игровой коллективной сказки.

Примерный план непосредственно-образовательная деятельности по сказкотерапии:

1. Вспомнить прошлое занятие и проговорить с детьми, какую сказку они разыгрывали, к каким выводам пришли.

2. Познакомить ребят с новой сказочной историей на определенную тему Хорошо изобразить ее в лицах – так сказка быстрее вызовет у ребят эмоциональный отклик.

3. Упражнения и игры для закрепления нового опыта.

4. Выводы, к которым привело занятие. Важно, чтобы разыгранное сказочное действие было связано с реальной жизнью.

Для занятий по методу сказкотерапии хорошо использовать сказочные декорации и костюмы, музыкальный фон. Детям очень нравятся ритуалы, с которых занятие начинается и заканчивается.

В заключении хочется сказать, что в нашей группе взаимодействие с детьми при помощи сказкотерапии проходит очень плодотворно и интересно!

Список использованной литературы

  1. Театральная деятельность в детском саду. А.В.Щеткин, М. «Мозаика-Синтез», 2007г.
  2. Театрализованные игры дошкольников. Л.В.Артемова, М. 1991 г.
  3. Путь к волшебству. Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева.
  4. Художественное творчество в детском саду. Под ред. Н.А.Ветлугиной, М. 1974 г.
  5. Журналы: «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Обруч».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии "Сказкотерапия" в музыкальном воспитании дошкольников

В работе обозначена формулировка проблемы, систематизирована теория, говорится о внедрении технологии в деятельность дошкольников....

Выступление из опыта работы по теме: «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Выступление из опыта работы по теме: «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания дошкольников»...

Презентация "Сказка в развитии наглядно - действенного мышления младших дошкольников".

Презентация представляет собой мини - картотеку игр для развития наглюдно - действенного мышления младших дошкольников на основе сказочного материала....

« Фольклор – как действенный метод воспитания ребёнка с первых лет жизни »

Фольклор  для  детей – это раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность  его  -  он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец. Знакомство ...

Социально-значимый творческий проект по формированию основ экологической культуры на тему: «Сказкотерапия в экологическом воспитании дошкольников».

Актуальность:  Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа в...

Сказкотерапия – действенный метод в работе педагога-психолога детского сада

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.  Т...