Картотека наблюдений. Весна.
картотека (младшая группа)

Бочагова Наталья Николаевна

Первая младшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_nablyudeniy_1_mladshaya_gruppa_vesna.odt29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдения на прогулке

 в 1 младшей группе

(весна)

1. Рассмотреть одежду детей во время сборов на прогулку:«Стало тепло, пригрело солнце, поэтому все одеты в пальто и куртки. Сняли шубы, тёплые пальто, шапки, зимние сапоги и валенки, а надели резиновые сапожки. Уже весна»

2. Наблюдать, как одеты прохожие: они тоже сняли зимнюю одежду.
Прочесть стихотворения о весне:

МАРТ.
Летят последние снежинки,
Повисли с крыш сосульки – льдинки;
Всё чаще в вышине видна
Весенняя голубизна… Е. Благинина.

3. Наблюдение за солнцем: солнце светит ярче, его лучи стали очень тёплыми. Чтобы дети лучше ощутили, как пригревает солнце, предлагаю положить руку на пальто, скамейку, домик, стенку веранды: тепло!
Солнце вешнее пригрело,
Всё вокруг зазеленело.
И берёзка, и трава,
И скамейка, и забор -
И дорожка, и ольха,
Вот какой зелёный двор!

4. Наблюдение за ветром: вместе с весной прилетел к нам ласковый, тёплый ветерок.
Ветер, ветерок, ветрище,
Ты чего по свету рыщешь
Лучше улицы мети
Или мельницы крути.
Загадка: Без рук, без ног,
А ворота отворяет.
Наблюдать, как ветер играет вертушками, разноцветными флажками, султанчиками, шарами.

5. Наблюдение за таянием снега: в ясный солнечный день обращаю внимание на мокрый снег, лежащий на асфальте: он тает и от него в разные стороны текут ручейки. Это происходит потому, что пригрело солнце.


Сугроб уже сутулится  От солнечных лучей,
И побежал по улице Сверкающий ручей.
В пути ему поётся, И как не петь – весна!
Бежит ручей, смеётся У нашего окна.
Капель слетает с крыши И небосвод высок,
Салют весны я слышу,  Весёлый голосок. И. Демьянов.

6. Рассмотреть сосульки: тонкие и толстые, длинные и короткие, маленькие и большие; их легко счищать лопаткой. Послушать, как в пустое детское ведёрко капает с сосулек вода: «Кап, кап, кап!»
Сосулька.
Каплями забулькав,
Плакала сосулька:
- Я хотела сесть повыше,
Я хотела влезть на крышу,
А ступила на карниз!
И боюсь свалиться вниз!
Кап! Кап! Кап!

7. Показать множество больших и маленьких ручейков, бегущих по участку.

Солнце ласково смеётся,
Светит ярче, горячей.
И с пригорка звонко льётся
Разговорчивый ручей. Я. Колас.


Лопатами прорыть канавки и соединить маленькие ручейки в один большой ручей. Пустить лодочки, кораблики по широкому ручью.

8. Показать набухающие почки тополя на улице и в группе (в вазе). Рассмотреть сначала их, а потом и первые листочки, осторожно гладя их пальцами: они нежные, маленькие и зелёные.

9. Во время прогулки в сад показать детям фруктовые деревья, как их украсила цветами весна, как жужжат пчёлы, перелетая с одного цветка на другой.
Маленькая яблонька
У меня в саду,
Белая-пребелая
Вся стоит в цвету.
Я надела платьице
С белою каймой.
Маленькая яблонька,
Подружись со мной!

10. На участке обратить внимание на яркую зелень травы:
Как по лугу-лугу,
По зелёному лугу
Разливайся, вода,
Расстилайся, трава,
Трава шёлковая!

11. Обратить внимание на первоцветы: мать-и-мачеху, подснежники, одуванчики. Наблюдать, как пушинки одуванчика разлетаются в разные стороны.
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт – нарядится
В беленькое платьице:
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное.

12. Наблюдать за работой взрослых на клумбах, как они высаживают рассаду в землю. Рассказать, что скоро вся клумба зазеленеет, и зацветут цветы. Позже отметить, что одни цветы высокие, другие низкие, но все они красивые, яркие, хорошо пахнут, рвать цветы на клумбах нельзя!

13. Обратить внимание на поведение птиц: воробьи перелетают с куста на куст, громко чирикают, много летают; голуби воркуют; скворцы устраиваются в скворечнике, который повесили дети подготовительной группы. Объяснить, что птицам тоже стало тепло, и они вместе с нами радуются приходу весны.
Уже несут подснежники,
Летят скворцы в скворечники,
А где-нибудь в орешнике
Токуют глухари.

14. Наблюдать за поведением животных: как кошка лакает молоко и ухаживает за котятами; как собака играет с детьми старшей группы.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки белые.

15. К нам пришла собачка,
Умная собачка.
С детками играет,
Очень громко лает.

Загадки: Мохнатенькая, усатенькая,
Молоко пьёт,
Песенки поёт. Кто это?

Хвост крючком,
Уши торчком,
Громко лает,
Никого в дом не пускает. Кто это?

16. Наблюдать за уборкой взрослыми оставшегося снега, расчисткой граблями земли вокруг кустов и деревьев, её вскопкой.

17. Уборка участка: собрать ветки, палочки, камни и другой мусор; подмести дорожки, пол на веранде

       Наблюдение за снегом

Цель: продолжать знакомить детей с природным явлением — снегом.

Ход наблюдения:

Выйти с детьми на прогулку и внимательно посмотреть вокруг себя. Что вы заметили? Все заметено белым снегом. Снег на солнце искрится, даже глазам больно. Предложить детям походить по снегу и послушать, как он скрипит. Может он «возмущается», что мы ходим по нему и топчем его? А может он «рассказывает» нам о чем-то? Выслушать рассказы детей.

Падал снег, сыпал снег, а потом устал…

Чем же, снег, снег-снежок, на земле ты стал?

Для озимых стал я периной теплою,Для сосенок — кружевною периною,Для зайчишек стал — подушкой пуховою,Для детишек — их любимою игрой.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожки, запорошенной снегом.

Цель: учить правильно пользоваться лопаткой, доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры

«Зайка»

Цель:продолжать учить действовать детей в соответствии с текстом

«Кто быстрее добежит до флажка?».

Цель: учить при беге преодолевать препятствия.

Выносной материал

Лопатки, санки, клеенки для катания с горки.

        Наблюдение за сосульками

Цели:

познакомить с различными явлениями природы;

показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Ход наблюдения:

Что растет вниз головой? (Сосулька.) Обратить внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне. Почему? С южной стороны снег подтаивает и стекает капельками, сосульки не успевают Упасть и замерзают. Вырастает сосулька в морозную погоду, а в теплую уменьшается. Сосульки начинают «плакать». Найдите место, куда капают капельки. Чем оно отличается от соседних участков? Откуда произошло слово «капель»?

Сосулька — замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед. Предложить посмотреть вокруг через сосульку.

Сели дети на карниз и растут все время вниз? (Сосульки.) Почему сосульки «растут» кончиком вниз? Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.

Шаловливые сосульки сели на карниз,

Шаловливые сосульки посмотрели вниз.

Надоело им свисать, стали капельки бросать.

Целый день идет трезвон: «Кап-кап-кап! Дон-дон-дон!»

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от снега.

Цель: учить работать сообща, помогать друг другу.

Подвижные игры

«Брось дальше», «Подбрось и поймай».

Цель: улучшать координацию движений.

Выносной материал

Лопатки, формочки, ведерки.

   Наблюдение за работой дворника

Цели:

продолжать воспитывать уважение к труду взрослых;

учить приходить на помощь окружающим.

Ход наблюдения:

Обратить внимание детей на убранную территорию. Рассказать им об особенностях работы дворника, ее необходимости людям. Вызвать у детей желание соблюдать чистоту.

Трудовая деятельность

Расчистка площадок от свежевыпавшего снега.

Цели:

приучать детей помогать взрослым;

учить правильным навыкам работы с лопатками;

—закреплять умение убирать инвентарь после работы на прежнее место.

Подвижные игры

«Лошадки»,

Цель: упражнять в беге, развивать выносливость и ловкость.

Выносной материал:

Лопатки, санки, вожжи, карандаши, флажки.

   Наблюдение за набуханием почек на деревьях

Цели:

—закреплять умение понимать зависимость объектов и явлений в природе;

—вызывать радостные чувства.

 

    Ход наблюдения:

Посмотреть, как набухают почки на деревьях. Понюхать их, осторожно потрогать руками.

Набухают почки,

Пробиваются листочки,

Начинают муравьи

Поправлять дворцы свои. Г. Ладонщиков

Трудовая деятельность

Удаление поврежденных и сухих веток.

Цель: воспитывать любовь, заботливое отношение к природе.

Подвижные игры

«Хвостики».

Цель: упражнять в быстром беге с увертыванием.

«Ровным кругом».

Цель: продолжать учить согласовывать свои движения с движениями товарищей.

Выносной материал

ведерки, совочки, формочки для песка.

    Наблюдение за тополем весной

Цель:

расширять знания о том, что деревья и кустарники живые, весной от тепла пробуждаются почки, распускаются листочки.

Ход наблюдения:

Рассмотреть толстые ветки тополя, его крупные почки и цилиндрические сережки. Напомнить детям, что в группе у них уже есть листья, которые хорошо пахнут. Спросить: «Почему в комнате на ветках появились листья, а на улице только почки?»

Эти маленькие почки

Распечатает весна.

А пока в них спят листочки

И растут во время сна.

Трудовая деятельность

Уборка снега на участке.

Цель: учить работать в коллективе, добиваться выполнения общими усилиями поставленной цели.

Подвижные игры

«Лошадки».

Цели:

упражнять в ходьбе с соблюдением равновесия;

развивать быстроту, ловкость, координацию движений.

Выносной материал:

лопатки, формочки для снега.

   Наблюдение за небом

Цели:

     - продолжить знакомство с различными природными явлениями;

  • научить отличать состояния неба (ясно, облачно, пасмурно, облака, тучи).

Ход наблюдения:

Предложить детям посмотреть на небо. Отметить, какое оно (чистое, голубое), значит, погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами, какое оно? (Хмурое, серое, нерадостное.) Какая погода?(Пасмурная.) А если подует ветер, что случится с тучами? (Ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце.) Дуют ветры, ветры буйные, Ходят тучи, тучи ясные.

Трудовая деятельность

Сгребание снега лопатками, расчистка площадки для игр.

Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.

Подвижная игра

«Колобок»

Цель: продолжать действовать детей в соответствии с текстом,бегать по кругу не наталкиваясь друг на друга

Выносной материал:

Лопатки, совочки, ведерки.

   Приметы ранней весны

Цели:

закреплять знания о времени года;  изучать приметы ранней весны.

Ход наблюдения:

В солнечный мартовский день обратить внимание на приметы весны: яркое ослепительное солнце, высокое небо, легкие белые облака. С южной стороны на солнышке снег подтаивает, и появляются сосульки. Снег стал рыхлым и влажным — из него можно лепить. Воробьи весело чирикают и прыгают по снегу.

Скоро-скоро быть теплу —

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба.

Надоела нам зима, уходи зима сама!

В марте солнышко печет, в марте с крыш вода течет,

И расцвел подснежник в срок — самый первый наш цветок.

Добрый март, весь мир согрей, ты всех месяцев милей!

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от снега на участке, уборка снега на веранде.

Цель: учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место.

Подвижные игры

«Зайцы».

Цель: закреплять навыки отталкивания при прыжках на двух ногах.

«Прыгни — повернись».

Цель: учить быстро выполнять действия по сигналу воспитателя.

Выносной материал

Лопатки, формочки, ведерки.

   Наблюдение за птицами весной

Цели:

познакомить с жизнью птиц весной;

воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.

Ход наблюдения:

С приближением весны к кормушке больше не прилетают синички, остались только воробьи и голуби. Наблюдать за появлением грача. Грач большой, черный, у него светлый клюв. Он кричит «гра-гра», отсюда его название. Сравнить с вороной.

Капли падают с крыши, Всюду пахнет весной. Небо кажется выше, Звонче воздух лесной. В поле снег синеватый Подмывает вода. Грач — разведчик крылатый — Теребит провода.

Трудовая деятельность

Уборка мусора на участке.

Цели:

учить пользоваться граблями;

воспитывать бережное отношение к природе;

закреплять умение трудиться в коллективе.

Подвижные игры

«Перелет птиц».

Цель: упражнять в лазанье.

«Кто позвал?».

Цель: развивать речевое восприятие

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Выносной материал

    Грабли, ведерки, носилки, метелки, мячи.

     Наблюдение за проталинами и зеленой травой

Цель:

  • закреплять умение понимать зависимость явлений в природе.

Ход наблюдения:

Наблюдать за появлением проталин и зеленой травой (где проходит теплотрасса).

Рассмотреть росточки, они нежные, светло-зеленые. Рассмотреть пушистые серебристые почки ивы, срезать несколько веток и поставить в уголок природы. Отгадать загадку «Белые овечки скачут по свечке». (Ветка вербы с цветочными почками.)

Уж верба пушистая

Раскинулась кругом.

Опять весна душистая

Повеяла крылом. А. Фет

Трудовая деятельность

Сбор поломанных веток на участке.

Цели:  воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым;

формировать навыки коллективного труда;

приучать к самостоятельному выполнению поручений.

Подвижные игры

«Бездомный заяц».

Цель: упражнять в беге.

«Найди, где спрятано».

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Выносной материал

Ведерки, метелки.

    Наблюдение за насекомыми

Цель:

формировать реалистические представления о природе.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадку, задает вопросы.

С хоботом, а не слон. Не птица, а летает. Никто не приучает, А на нос садится. (Муха.)

Как выглядит муха?

Как мухи ходят по потолку? (Мухи имеют липкие волосатые подушечки на ногах; поскольку муха легкая, а сила сцепления  подушечек с любой поверхностью очень велика, то муха в состоянии удержаться практически везде.)

Почему мух называют вредными насекомыми?

Какой вред приносят мухи? (Разносят микробы.)

Как размножаются мухи? (Откладывают яйца.)

Где мухи откладывают свои яйца? ( В навозе, мусоре.)

Какие враги есть у мух? (Пауки, стрекозы.)

Для чего мухам служит хоботок? (Для захватывания пищи.)

Сколько глаз у мухи? (Два вида глаз — простые и сложные: они могут видеть одновременно впереди, сзади и внизу.)

Трудовая деятельность

Коллективный труд по уборке территории.

Цель: закреплять умение концентрировать внимание на определенных объектах, сочетать силу и быстроту.

Подвижные игры

«Кто быстрее?», «у медведя во бору».

Цель: учить свободно бегать, не наталкиваясь друг на друга, реагировать на сигнал, возвращаясь на место.

Выносной материал

Лопатки, метелки, формочки для снега, цветные кружочки.








1



15




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека наблюдений весной

картотека наблюдений весной для детей старшей группы...

Картотека наблюдений "Весна"

Цель: пролжать знакомить детей с природным явлением снегом....

картотека "Наблюдения весной на прогулке в средней группе"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД №22 ст. КАВКАЗСКАЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН...

Картотека наблюдений весна

Интересные наблюдения за природой весной...

Картотека наблюдений весной для старшего возраста

Картотека наблюдений для календарного планирования с номером, целью, кратким ходом на формате А5....

Картотека наблюдений ВЕСНА

сбоник наблюдений на прогулке весной...