Педагогический проект. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Я живу на Уральской земле.
проект (старшая группа)

Тараканова Людмила Ивановна

Духовно-нравственное воспитание  - это усвоение высоких моральных норм, традиций, устоев, семьи, коллектива и общества, приобщение к сиситеме социокультурных ценностей, отражающих богатство, своеобразие и гармоничное сочетание культур народов России.

Духовно – нравственное воспитание  - это воспитание души ребенка,  создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

Проблема духовно-нравственного  воспитания – одна из важнейших проблем человечества. Особую актуальность она приобретает в переломные периоды развития общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 Увельского района п. Нагорный

Педагогический проект

 

«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста: Я живу на Уральской земле»

Выполнила: Тараканова Людмила Ивановна

2018 г.

Содержание:

  1. Актуальность……………………………………………………….    3
  2. Цель и задачи……………………………………………………….   4
  3. Объекты проекта……………………………………………………  5
  4. Планируемые   результаты…………………………………………  5
  5. Программа  реализации проекта…………………………………..   6
  6. Диагностический инструментарий………………………………..  16
  7. Список использованных источников……………………………..  23
  8. Приложения………………………………………………………… 24

1.Актуальность

Духовно-нравственное воспитание  - это усвоение высоких моральных норм, традиций, устоев, семьи, коллектива и общества, приобщение к сиситеме социокультурных ценностей, отражающих богатство, своеобразие и гармоничное сочетание культур народов России.

Духовно – нравственное воспитание  - это воспитание души ребенка,  создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

Проблема духовно-нравственного  воспитания – одна из важнейших проблем человечества. Особую актуальность она приобретает в переломные периоды развития общества.

 Многие авторы (А. Ф. Ахматов, А.В. Панкратов, З.Я. Багишаев) отмечают, что начало третьего тысячелетия характеризуются нарушением единства духа, души и тела человека, разрывом между образованностью и  воспитанностью, бедностью духовных интересов, снижением истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета.

Выходом из создавшейся ситуации может стать изменение воспитательной направленности всей системы образования, начиная с самой первой ее ступени – дошкольной. 

 Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей – культурных, социальных, моральных, лежащих в основе развитых цивилизаций и не чуждых другим народам.

 Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребёнка к истории, традициям, обычаям своего народа взрослые  вводят его в мир богатой народной культуры.

Установлено, что  маленькие дети способны воспринимать культуру разных народов. Яркие впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога.

На Урале живут люди разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, казахи и др.  Поэтому  каждый ребенок  должен с детства  быть знаком с культурой этих народов, уважать их традиции и обычаи. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре.

Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время отмечается проявления детской агрессии по отношению друг к другу, замечены проявления: осмеяния, передразнивание, не желание общаться с человеком, проявление детской бестактности, не умение правильно вести себя в различных ситуациях. Проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится всё более актуальной.

Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Родители несут  ответственность за воспитатение детей. Но все таки наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно  детский сад должен быть сосредоточен  не только на интеллектуальной, но и духовной  жизни  дошкольника.

Методических разработок по воспитанию у детей духовно -  нравственных ценностей детей дошкольного возраста  в настоящее время недостаточно, не всегда они несут в своем содержании региональный компонент,  приемлемый для работы с нашими детьми.

 Именно социальная потребность, пробелы в работе по духовно – нравственному воспитанию у дошкольников побудили  начать разработку  данного проекта.

  1. Цель и задачи проекта

Цель: Создание  условий для формирования  у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма в процессе духовно – нравственного воспитания

 Задачи

Обучающие задачи:

1.Формировать  у дошкольников первичные  представления о материальной и духовной культуре народов, проживающих в родном крае.

Развивающие задачи:

1.Развивать положительные чувства к родному краю, гордость за достижения родного края, способствующих возникновению чувства любви к Родине

Воспитательные задачи:

1.Познакомить с системой   общечеловеческих норм, правил и требований к поведению личности в современном мире

2.Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей; гордости за свой народ и его культуру

3.Объекты проекта

Объекты проекта: родители и дети   старшей группы  МКДОУ № 14, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

  1. Планируемые  результаты:

Дети познакомятся с богатством и своеобразием культур народов, проживающих в родном крае,  свободно смогут использовать и применять в повседневной жизни полученные знания. У  них появится желание  участвовать  в традиционных  народных праздниках, играть в народные подвижные игры, желание слушать  и рассказывать сказки  разных народов.

Дети усвоят  нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к  разным народностям. Сформируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений.

Оптимизируется  взаимодействие с родителями, активизируется  позиция  родителей как участников образовательного процесса.

Расширяться  связи с социумом.

Предметно – пространственная среда   пополнится дидактическим,  игровым материалом, оборудованием для  организации воспитательно - образовательного процесса.

Продукты проекта:

  • Макеты  «Русская изба», «Казахская юрта»
  • Выставки  «Кукла в национальном костюме»,  «Куклы наших бабушек» (куклы-обереги, тряпичные куклы, игрушки из глины, соломы, куклы-закрутки и др.)
  • Мини-музей «Сокровища бабушкиного сундука»
  • Уголок  народного искусства
  • Игротека  русских, чувашских, мордовских, татарских, казахский игр
  • Тематические  альбомы « Русские народные праздники», «Празднично – обрядовая культура татар», «Обычаи и праздники чувашского народа», «Мордовские традиции и обычаи»
  • Дидактические игры: ««Подбери головной убор к сарафану», «Одень куклу в национальный костюм», «В русской горнице», «Все мы жители России»

5. Программа реализации проекта

Изучение психолого-педагогической литературы.

Необходимо остановиться на некоторых базовых понятиях.

-Духовность личности - предполагает приоритет человека общечеловеческих и духовных ценностей с сохранением им всех других потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей, определяющих жизнь большинства людей.

-Нравственность - ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.

 В широком смысле слова нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; в узком смысле -совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.

-Духовно-нравственное развитие личности — формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

-Духовно-нравственное воспитание личности - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей.

Личностные образования дошкольника:

1. Интеллектуальный компонет, определяющий уровень знаний и представлений, уровень развития способов  действий по присвоению опыта

2. Эмоционально – чувственный компонент, включающий эмоции и чувства

3. Мотивационно – потребительский компонент, представляющих систему потребностей в деятельности ее мотивов

4.Поведенческий компонент, выражающий степень сформированности и устойчивости умений и навыков реализации собственной позиции к миру

Темы подлежащие освоению детьми в процессе совместной со взрослым и самостоятельной деятельности

Макроединицы

Микроединицы( темы)

Культура народов родного края:

Русская

Татаркая

Чувашская

Мордовская

Казахская народная культура

Тема 1:

«Материальная культура народов родного края  ( жилища, одежда, обувь, украшения, музыкальные инструменты, игрушки)

Тема 2:

 «Духовная культура народов родного края» (песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники)

Основные принципы организации  духовно-нравственного развития и воспитания детей:

- нравственный пример педагога

- социально-педагогическое партнёрство

- индивидуально-личностное развитие

- интегративность программ духовно-нравственного воспитания

- социальная востребованность воспитания

Образовательные технологии, реализуемые в рамках проекта:

- здоровьесберегающие педагогические технологии

- технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

- технология проектной деятельности

- технология исследовательской деятельности

- информационно-коммуникативные (коммуникационные) технологии

-игровые технологии

Деятельность детей по реализации проекта:

- Игровая  – сюжетно – ролевые, дидактические, музыкальные, подвижные  игры, игры- драматизации

- Познавательно – исследовательская деятельность – проектная деятельность, исследовательская деятельность

- Восприятие художественной литературы – чтение потешек, песенок, прибауток, сказок разных народов (слушание), обсуждение, рассуждение

- Коммуникативная – беседы, разговоры

- Художественный  труд -  конструирование из бумаги, ручной труд

- Изобразительная – рисование, лепка, аппликация

- Музыкальная – пение, игра на музыкальных инструментах, танцы

- Двигательная  - подвижные игры

План реализации проекта

  1. этап:  Организационный

1. Изучение научно-методической литературы, литературы  о  народах, проживающих на территории родного края

2. Подборка материала, составление плана реализации проекта

3. Привлечение специалистов  учреждений культуры  для  реализации проекта  

4. Налаживание взаимодействия  с родителями, привлечение членов семьи к совместной работе над проектом

5. Первоначальная диагностика  с целью вывления уровня  сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма по направлению духовно – нравственное воспитание

2 этап: Основной

1. Пополнение предметно – пространственной  среды

2. Образовательная  деятельность  с детьми по реализации проекта

3. Взаимодействие с родителями, общественными организациями по реализации проекта.

4. Промежуточная диагностика (в конце учебного года в старшей группе и в начале учебного года в подготовительной группе) с целью анализа и корректирования воспитательно – образовательной работы

3 этап: Заключительный

1.Заключительная диагностика целью вывления уровня  сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма по направлению духовно – нравственное воспитание

2. Анализ  и обобщение полученных результатов.

3. Презентация проекта

Содержание проекта

Предполагаемая дата проведения мероприятия

Место проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Ответственный за выполнение

Старшая группа

 сентябрь

Первоначальная диагностика  с целью вывления уровня  сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма по направлению духовно – нравственное воспитание

Знакомство с народами, проживающими в родном крае

Экскурсия в краеведческий музей

Буклет для родителей о традициях  русского народа

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Воспитатели

Воспитатели

Работники музея

Воспитатели

Воспитатели

октябрь

«Мир старинных вещей»

Знакомство с жилищем, бытом  русского народа

Оформление макета «Русская изба»

Дид. игры «В русской горнице», «Какие предметы сделал кузнец, а какие гончар?»

Праздник урожая «Осенины»

Родительское собрание «Приобщение детей к истокам народных традиций»

Воспитатели

Воспитатели,родители

Муз. руков., воспитатели

Воспитатели

ноябрь

16 ноября Международный день толерантности – Развлечение «Калейдоскоп народных игр»

«Так мы раньше одевались» Исследование характерных особенностей русских национальных костюмов

Выставка рисунков «Головные уборы  русского народа»

Дид.игра «Оденем куклу Машу в русский национальный костюм»

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели,родители

декабрь

Русский народный фольклор

Чтение руских народных небылиц, прибауток, частушек, считалок, сказок

Просмотр мультфильма «Морозко»

Воспитатели, родители

январь

Знакомство с традициями и обычаями русского народа

Знакомство с блюдами народной кухни

Русские народные игры «Рыбаки и рыбы», «Змейка», «Горелки»  "Гори - гори ясно"

Воспитатели

февраль

Знакомство с жилищем, бытом  казахского народа

Оформление макета «Казахская юрта»

Буклет для родителей о традициях  казахского народа

Воспитатели

Воспитатели, родители

Воспитатели

март

Знакомство с  казахским  национальным костюмом, одеждой, обувью

Исследование характерных особенностей татарских национальных костюмов

Руссский народный праздник «Масленица»

Что за  праздник «Наурыз»?

Воспитатели

Воспитатели, родители

Муз.руководитель, воспитатели

апрель

Знакомство с традициями и обычями, праздниками казахского народа

Казахские  народные игры

Воспитатели

май

Итоговое мероприятие Праздник «Венок дружбы народов»

Промежуточная диагностика с целью вывления уровня  сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма по направлению духовно – нравственное воспитание

Муз.руководитель воспитатели

Воспитатели

Подготовительная группа

сентябрь

Мини-музей  «Сокровища бабушкиного сундука»

Знакомство с жилищем, бытом  татарского  народа

Знакомство с  татарским национальным костюмом

Продуктивная деятельность Рисование «Укрась казанские сапоги»

Буклет для родителей о традициях  татарского народа

Воспитатели,родители

Воспитатели

октябрь

«В гостях у татарской бабушки»

Знакомство с традициями и обычаями, праздниками  татарского народа

Приготовим «чак – чак»

Конструирование из бумаги «Тюбетейка»

Татарский фольклор Чтение  татарских  сказок «Водяная», «Волшебное кольцо», «Гульчечек»

Татарские игры: «Угадай и догони», «Скок – перескок», «Куры и лисица». "Перетяни канат", Не пролей воды"

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели,родители

Воспитатели

ноябрь

16 ноября Международный день толерантности – НОД «Все народы – в гости к нам!»

Знакомство с жилищем, бытом   мордовского   народа

«Нет краше Мордовочки нашей» Исследование характерных особенностей национальных костюмов

Дид игра «Наряди куклу Акань»

"Декоративно-прикладное творчество мордовских женщин".

Продуктивная деятельность Рисование Пояс «Пулагаем» (украшение мордовского пояса)

Буклет для родителей о традициях  мордовского народа

Муз.руководитель, воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, родители

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

декабрь

Знакомство с традициями и обычаями, праздниками  мордовского народа

Дид.игра «Собери мордовский музыкальный интсрумент»(иодифон, торама, дорама)

Экскурсия в краеведческий  музей «Тряпичная кукла на Руси»

Воспитатели

Воспитатели родители

Работники музея

январь

Чтение  мордовских   сказок «Лиса и медведь», «Сыре – варда», «Чучело в перьях».

Инсценировка сказки "Как собака друга искала"

Мордовские игры «Лапта», «Котел»

Выставка «Куклы наших бабушек»

Воспитатели, родители

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, родители

февраль

«Наведем порядок в чувашском доме – «киле»

Знакомство с жилищем, бытом  чувашского    народа

Буклет для родителей о традициях чувашского народа

Воспитатели

март

Исследование характерных особенностей чувашских национальных костюмов, головных уборов

Национальное своеобразие чувашской

Выставка рисунков «Национальные  чувашские  узоры»

Конструирование из бумаги «Енчек – поясной кошелек для зеркала и денег»

Чувашский  фольклор Чтение чувашских  сказок «Иван – батыр», «Лиса и дятел», «Лиса – плясунья».

Воспитатели, родители

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, родители

апрель

Знакомство с чувашскими праздниками, обычаями  Чувашские  праздники – Акатуй, Уяв.

Чувашские  народные игры «Бои петухов», «Воробьи и кошки», «Иголка, нитка, узелок». "Девушка и луна", «Хищник в море»

Выставка  «Кукла в национальном костюме»

Совместное мероприятие с родителями «Калейдоскоп народных традиций»

Воспитатели

Воспитатели, родители

май

Итоговое мероприятие Занятие - конференция «Культура народов родного  края»

Ярмарка  народных подвижных игр

Итоговая  диагностика с целью вывления уровня  сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма по направлению духовно – нравственное воспитание

Воспитатели

Реализация содержания проекта

Основные модели организации образовательного процесса:

- совместная деятельность педагога и детей

- самостоятельная деятельность детей

- взаимодействие с родителями

Совместная деятельность педагога и детей 

предполагает индивидуальную, подгрупповую, и фронтальную форму организации с воспитанниками.

В рамках данной модели проводится:

- образовательная деятельность, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого и детей и направленная  непосредственно  на решение образовательных задач

-  совместная деятельность взрослого и детей, осуществляеммая в ходе  режимных моментов и направленная на решение образовательных задач

- совместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов и направленная на осуществление функций присмотра или ухода

Самостоятельная деятельность детей

- Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогом развивающей предметно – пространственной среды

- организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (помощь в быту и др)

Формы работы с детьми

- Экскурсии

- Беседы

- Рассматривание картинок

- Просмотр презентаций, мультфильмов

- Дидактические, сюжетно- ролевые, подвижные игры, игры- драматизации

- Исследовательская деятельность (исследование характерных особенностей русских национальных костюмов, орнаментов, узоров и.т.д.)

- Творческая художественная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, констуирование, оформление макетов, плакатов, стенгазет, организация выставок)

- Праздники

Взаимодействие с родителями

Формы и методы сотрудничества с родителями:

- Родительские собрания

- Родительские  вечера

- Праздники

- Тематические консультации

- Буклеты

- Папки - передвижки

- Участие родителей в выставках поделок, рисунков

- Участие  родителей в изготовлении наглядных пособий, дидактических игр

- Участие родителей  в создании мини – музея, макетов

- Участие родителей  в исследовательской деятельности детей

6.Диагностический инструментарий

Диагностика   духовно нравственного воспитания проводиться по учебно- методическому пособию «Диагностика основ патриотизма в старшем дошкольном возрасте», под ред. О.В Дыбиной

Уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма по направлению работы духовно – нравственное воспитание

Показатель

Шкала

Показатель

« - »

Перечисляет народы, живущие в родном краю (русские, татары, чуваши и др)

3 2 1

Не  может точно назвать народы, живущие в родном крае

Имеет представление о национальных костюмах (одежде, обуви, головных уборах) народов родного края

3 2 1

Отсутствие представлений о национальных костюмах народов родного края

Может выбиратьиз предложенных на иллюстрациях предметов предметы материальной культуры ( жилище, игрушки, музыкальные инструменты) народов родного края

3 2 1

Не может выбрать из предложенных на иллюстрациях предметов предметы материальной культуры народов родного края

Имеет  представление о жилище, предметах быта народов родного края

3 2 1

Отсутствие представлений о жилищеЮ предметах быта народов родного края

Имеет представление о традиционных праздниках народов родного края

3 2 1

Отсутствие представлений о традиционных праздниках народов родного края

Демонстрирует желание участвовать в традиционных праздниках народов родного края

3 2 1

Отсутствие желания играть в подвижные игры народов родного края

Использует элементы традиционных орнаментов в изобразительной деятельности народов родного края

3 2 1

Отсутствие желания играть в подвижные игры народов родного края

Демонстрирует желание играть в подвижные игры народов родного края

3 2 1

Отсутствие желания играть в подвижные игры народов родного края

Умеет играть в подвижные игры народов родного края

3 2 1

Не умеет играть в подвижные игры народов родного края

Знает сказки народов родного края

3 2 1

Не знает сказки народов родного края

Демонстрирует желание слушать и рассказывать сказки народов родного края

3 2 1

Отсутствие желания слушать сказки народов родного края

Шкала критериев:

3– ребенок выполняет задание самостоятельно

2– ребенок справляется с заданием с помощью педагога

1 – ребенок не справляется с задание даже с помощью педагога

Диагностическое задание:

Ребенку предлагается сделать коллаж «Село мое  – наш общий дом, в котором дружно мы живем»

Содержание задания:

Показатели для наблюдений

Содержание задания

Действия педагога, стимульный материал

Перечисляет народы, живущие в родном краю (русские, татары, чуваши и др.)

-Африку, родину Симбы, населяют разные африканские народности и племена, у которых свои традиции и обычаи.

-А ты знаешь, какие народы живут в нашем селе? Выбери картинки, на которых изображены представители народов, проживающих в нашем  селе.

Демонтрирует изображения представителей африканских народностей

Раскладывает перед ребенком изображения представителей разных национальностей, проживающих на территории России

Имеет представление о национальных костюмах (одежде, обуви, головных уборах) народов родного края

- Как ты догадался, что на картинке изображены русские, татары, морда, чуваши, казахи?

- Посмотри, на какой из этих картинок изображены русские мужчина и женщины? Как ты догадался?

-На какой из оставшихся татары? Как дагадался?

- На какой и  трех чуваши, на  какой- морда, на какой  -казахи? Как догадался?

Раскладывает перед ребенком картинки на которых изображены  представители народов родного края.

Может выбирать из предложенных на иллюстрациях предметов предметы материальной культуры (жилище, игрушки, музыкальные инструменты) народов родного края

- Давай в подарок Симбе сделаем коллаж о народах родного села. Мы его назовем «Село мое  – наш общий дом, в котором дружно мы живем»

- А по оформлению жилища можно определить, семья какой национальности в ней живет. Предлагаю разместить на коллаже изображения жилищь и их хозяев.

Предлагает заготовку коллажа

Предлагает картинки и помогает разместить их на коллаже

Имеет  представление о жилище, предметах быта народов родного края

-Древние африканские племена на родине Симбы жили вот в таких хижинах.

- А в каких домах живут народы нашего села? Выбери картинки и назови.

- Предлагаю поиграть в игру «Что в избе?» Выбери из предметов на картинках те, которые являются предметами народного быта в избе.

- Как ты думаешь, почему в пословице говориться «Печь всему голова»

Демонстрирует изображение африканской  хижины.

Показывает картинки и предлагает выбрать ту, на котрой изображено традиционное жилище народов родного края.

Показывает картинки

Имеет представление о традиционных праздниках народов родного края

-У каждого народа свои праздники. О каких праздниках народов нашего села ты можешь рассказать Симбе?

Предлагает ребенку разместить на коллаже изображения традиционных праздников народов родного края.

Демонстрирует желание участвовать в традиционных праздниках народов родного края

-Какие из этих праздников ты хотел бы организовать в детском саду и пригласить Симбу? Почему?

Использует элементы традиционных орнаментов в изобразительной деятельности народов родного края

-Наряди детей на праздник, укрась узором костюмы русского мальчика, девочки, татарина, чуваша и.т.д.

Предлагает заготовки костюмов, цветные карандаши.

Демонстрирует желание играть в подвижные игры народов родного края

Умеет играть в подвижные игры народов родного края

-В какую подвижную игру ты хотел бы поиграть с Симбой и своими друзьями на Масленице? Ты сможешь научить Симбу в нее играть?

-В какую подвижную игру ты хотел бы поиграть с Симбой и своими друзьями на празднике Сабантуй? Почему? Ты сможешь рассказать, как в нее играть?

-В какую повижную игру ты хотел бы поиграть на чувашском празднике Акатуй? Почему именно в эту игру? Ты можешь рассказать ее правила? и.т.д.

Демонстрирует иллюстрации, на которых изображены дети, играющие в народные подвижные игры

Знает сказки народов родного края

- Симба прислал нам несколько сказок африканского народа. Они о животных, живущих в Африке. Мы их обязательно прочитаем.

-Давай на нашем коллаже разместим героев сказок народов родного края: русских народных, чувашскихи.т.д.

-Как ты думаешь, эта иллюстрация из какой сказки?

Предлагает иллюстрации к сказкам

Демонстрирует желание слушать и рассказывать сказки народов родного края

-Тебе нравиться слушать сказки? Какие тебе нравятся сказки, какие в них герои?

-Хочешь расскажу тебе смешную татарскую сказку «О кривой березе»? ты можешь нарисовать к ней рисунок и по нему рассказать сказку дома.

Предлагает лист бумаги и цветные карандаши

7.Список используемых источников

1. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1 – 2005.

2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ,

2005. – 247с.

3. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – Москва, 1986.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008.

5. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997.

6. Диагностика основ патриотизма в старшем дошкольном ворасте.- Тольятти, Кассандра, 2014

7. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2009г.

8.Козлова С.А Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру М.Линка – Пресс, 2000

9. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности. – М. Мозаика- Синтез, 2012

10. Куклы в народных костюмах №19, Deagostini, 2012.

11.Кузина Т.Ф Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. М.Школьная пресса, 2001.

12. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6лет: Методическое пособие, М., 2007

13. Кочетков Е. Раскраска "Народные костюмы", Москва, 2006.

14. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – Москва, 2002

15.Шорыгина Т.А Наша Родина – Россия. Методическое пособие М, Сфера, 2013.

16.Шмелева Н.В. Путешествие по русской избе Народное творчество, М,Сфера, 2012

8.Приложения

Глоссарий

Духовная культура – это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно- историческому единству или человечеству в целом.

Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека о общества.

 Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой культуры.

Заклички – один из видов закличительных песен языческого происхождения. Они торажают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье.

Заклички представляют собой обращения к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным, птицам.

Культура в широком значении есть преобраховательная деятельность челровека и общества по созданию и сохранению материальных и духовных ценностей, а также результат этой деятельности. В этом смыле культура – это все, что не является природой, т.е. то, что создано и создается обществом и человеком.

Материальная культура – искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным  условиям жизни. Предметы матеральной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценостей. Конкретно это одежда, обувь, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения.

Обычай – унаследованный стереотипный способ поведения, который восприозводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

Обряд (ритуал)  – разновидность обычая

Пестушка – короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале своей жизни

Потешка – элемент народной педагогики, песенка – приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка.

Праздник – день торжества, установленный в честь или в память кого- нибудь, чего – нибудь

Прибаутка – стихотворная , короткая, веселая история, которая рассказывает мать своему ребенку

Промысел – совокупность действий, целью которых является достижение определенного результата. Промыслом обычно называют занятие, с целью получения выгоды, каким – либо делом в объеме, который может обеспечить, полностью или частично, доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи

Реликвия – свято хранимая, почитаемая вещь, связанная и историческими или религиозными событиями прошлого

Ремесло – мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто выскохудожественные изделия

Традиция -  элементы социального и культурного наследия, передащиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Это обычай, устоявшаясяв быту привычка, правило, норма

Содержание  развивающей предметно – пространственной среды для реализации проекта

Игровой центр(центр сюжетно – ролевой игры)

Атрибуты для сюжетно – ролевых игр с сюжетными оболочками:

«Рубим избу», «Печь всему голова», «Приготовим обед из национальных блюд», « Наведем порядок в доме»: предметы народного  быта, копии предметов быта, муляжи, куклы в национальных костюмах

Атрибуты для моделирования практических ситуаций, сюжетно – ролевых игр с сюжетными оболочками:

«Приготовим чак – чак», «Готовим пироги»,  «Печем куличи», «Масленица пришла», «Сабантуй», « Приготовим костюм к празднику»: куклы в национальных костюмах, предметы народного  быта

Театральный центр

Атрибуты для игр – драматизаций, инсценировок  русских народных, татарских, чувашских,  песенок, сказок

Музыкальный центр

Аудио записи для прослушивания:

- Детские русские народные песни «По лугу я гуляла», «Как на тоненький ледок», «Во кузнмце», «Ах, вы сени, мои сени» и др

- Детские татарские народные песни («Соловей» и др)

- Чувашсике народные песни «Засыпай сынок» и др)

- Мордовские народные песни

- Гимн республики Татарстан, гимн Чувашии и др.

Центр художественно – творческого развития

Картонные заготовки (силуэты) для декоративного рисования

Схемы изготовления народных игрушек, кукол

Материалы для продуктивной деятельности: лепки, аппликации, рисования

Литературный  центр

Иллюстрации к русским народным сказкам художника В.М Васнецова

Иллюстрированный сборник  русских нвародных сказокА.Н Афанасьева

Иллюстрации к татарским, чувашским, мордовским народным   сказкам, стихам, песням

Чувашские народные сказки – «Мышка вострохвостик, «Кот и Воробей» и др.

Татарские народные сказки: «Три сестры», «Умная девушка», «Гульчечек» и др.

Мордовские народные сказки «Как собака друга искала» и др.

Казахские народные сказки «Лисья шуба» и др.

Мини - музей

Мини – музей «Русская изба»: предметы одежды с народными орнаментами, предметы русского бытва

Центр патриотического воспитания

Карта Среднего Поволжья

Тематические альбомы

Серии сюжетных картинок: «Основные занятия  татар», «Ремесла татар»

«Основные занятия чувашского народа», «Народные промыслы и декоративно – прикладное искусство  чувашского народа», «Основные занятия мордвы», «Народные промыслы и ремесла мордовского народа»

Фотографии и иллюстрации: Татарских, чувашских, мордовских, казахских народных костюмов, орудий труда, оформления жилища и его интерьера, музыкальных инструментов, изображения символики

Тематические альбомы:

«Русские народные праздники», «Празднично – обрядовая культура татар», , «Обычаи и праздники чувашского народа», «Мордовские обычаи и традиции», «Казахские традиции и обычаи»

Познавательный центр

Дидактические игры:

«Оденем куклу Машу(Акань)  в  русский (мордовский) национальный костюм», «Собери народный завиток», «В русской горнице», «Угадай вид росписи», «Угадай народный промысел», «Какие предметы сделал  кузнец, а какие гончар», «Собери флаг», «Угадай, чье жилище?», «Собери музыкальный инстремент»

Дидактический материал: «Азбука русского быта»

Двигательный центр

Материалы и оборудование для подвижных игр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".

Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...

Использование проекта «Живой ручей» в развитии духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы

В сообщении описывается  работа по реализации проекта "Живой ручей" (на основе проекта "Живая вода") с использованием речевых заданий...

ПРОЕКТ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО - ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Сотрудничество детей и взрослых, развитие дружеских взаимоотношений у старших дошкольников путём организации совместной проектной деятельности; в содействии развития у детей коммуникативных способност...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Семья и ее корни»

Актуальность. Одной из приоритетных задач нашего детского сада является сотрудничество ДОО и семьи.Семья – первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого явля...

Внеобразовательная деятельность: педагогический проект гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Кадет- звучит гордо!»

Цель и задачи проектаЦель :формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.Задачи проекта:...

Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Тайны русского Севера»

Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине. Формирование интереса к творческой познавательно-исследова...

проект «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи»

  Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка.  Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семь...