Доклад на совет педагогов
материал (старшая группа)

Слатовская Елена Юрьевна

Выступление на совете педагогов № 3 06.03.2020г.

доклад на тему : " Развитие речи дошкольников через интерес и любовь к чтению".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_1.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка  – детский сад № 21 «Надежда»

Городского округа Ступино Московской области

Адрес: 142800, РФ, Московская область, г. Ступино, ул. Горького, владение 69

lc3esixt54http://ds21nadejda-stupino.edumsko.ru/

Доклад на педагогический совет на тему:

«Развитие речи дошкольников через интерес и любовь к чтению».

Подготовила:  Слатовская Е.Ю.

Воспитатель группы «Теремок»

2020г.

Что бы вы ни делали, чем бы вы не занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник — книга. 
Самуил Маршак

    Одной из главных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

 Психолог Л.С. Выготский справедливо утверждал: «Прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе – и к чтению, будет стабильным при условии, если ребенок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность».

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать, учитывая возраст, интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает больше содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.

В результате общения с книгой к 6-7 годам ребенок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения, приобретает особое значение. Перед воспитателем стоит сложная задача — каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, т. е. интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и прочувствовать его, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания — четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос). Только при условии выразительного донесения до ребенка литературного произведения каждого жанра можно говорить о правильном его восприятии.

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

Речь не является врождѐнной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребѐнка. Важная задача, стоящая перед воспитателями детского сада, это обогащения словаря ребенка.

В детском саду обычно используются следующие виды занятий: рассказывание по картине, пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов об игрушках, составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание), составление рассказов из личного опыта, рассказывание по серии сюжетных картинок.

С взрослением в жизни ребенка наступает такой момент, когда происходит знакомство с большим количеством книг, находящихся в залах детских библиотек. Семья – начало всех начал. Родители, любя своего малыша, покупают ему игрушки, лакомства, водят в гости и на прогулки. Но не все знают, что не меньше, а порой больше ребенок радуется тогда, когда родители читают ему книжку. Родители читают малышу книжку не только для того, чтобы развивать и позабавить его, но и проявить интерес к самому чтению.

Важность семейного чтения обуславливается рядом факторов:  именно семья – это то место, где человек впервые встречается с книгой. Мир книжной культуры изначально открывается для ребенка в процессе семейного чтения, которое представляет собой наиболее древний, проверенный способ воспитания человека, и как читателя в том числе;  основы дальнейшего взаимоотношения с книгой складываются благодаря семейному чтению, которое способствует пробуждению и углублению внимания, формированию потребности и интереса к чтению;  в ходе регулярного чтения вслух с раннего детства ребенок знакомится с самим процессом чтения и постепенно овладевает  самостоятельным чтением, формирует свои предпочтения как будущий читатель.

Самое важное в развитии интереса к чтению – помнить, что для ребенка чтение – трудная работа. Если ребенку не интересно проводить время за книжкой, то родителям легко это увидеть: он тянет время, не начинает, трет глаза, отвлекается, хочет то пить, то рисовать, может предложить поиграть в какую-либо игру. Все эти симптомы говорят о том, что ребенку не хочется читать. Обычно дети стараются подражать взрослым, и чтобы ребенку захотелось взять книгу, нужно, чтобы он видел с книгой своих родителей и как они читают ее. Ребенок увидит, что взрослым это интересно и сам заинтересуется в чтении.

Художественная литература – важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Произведения литературы способствуют формированию отношения ребенка к окружающему, обобщая реальные жизненные факторы, помогают познавать жизнь, мир человеческих взаимоотношений и чувств. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащая его эмоции, дает лучшие образцы русского литературного языка. Раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Конечно, это очень сложная задача — донести до ребенка и познавательную, и нравственную, и эстетическую сущность.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. В процессе общения с книгой ребёнок познаёт прошлое, настоящее, будущее мира. А главное – учится думать, анализировать, развиваться творчески, формируется нравственная и культурная основа его личности. Не читая, ребенок не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть». Это слова В.А. Сухомлинского. Может быть потому, современные дети не испытывают потребности в чтении, потому что «крупинок человечности» в нашей жизни становится всё меньше.

Детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания. Надеюсь, что положительное отношение к произведениям художественной литературы, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акулова, О. В., Гуревич, Л. М. Чтение художественной

литературы [Текст] / О. В. Акулова, Л. М. Гуревич. – М. : Издательство

«Детство-Пресс», Сфера, 2012. – 192 с.

2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному

языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб.

заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Издательский центр

«Академия», 2000. – 400 с.

3. Белинский, В. Г. Полное собрание сочинений в 13 томах [Текст] :

Т. 4 / В. Г. Белинский. – М. : Просвещение, 1970. – 107 с.

4. Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе

[Текст] : учебное пособие / В. В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на совете педагогов « Формирование безопасного поведения у детей 5-6 лет»

Актуальность темы – «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важно...

Доклад к совету педагогов. Тема : «Работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни»

Доклад к совету педагогов на тему "Работа с родителями по пропаганде ЗОЖ"...

Доклад "Практические советы по овладению приёмом точечного массажа с использованием ложек".

Детский точечный массаж с использованием ложек - является одним из методов работы по физическому, психическому и социальному  оздоровлению детей.  Желание родителей и педагогов вид...

Доклад на Совете педагогов «Актуальность патриотического воспитания в условиях ФГОС.»

                                 Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи...

Доклад "ИКТ -компетентность педагога-требование профессионального стандарта педагога"

Доклад"ИКТ -компетентность педагога-требование профессионального стандарта педагога"...

Доклад на совет педагогов Флегонтовой С.Ф.

Планирование работы по восприятию произведений портретного жанра живописи в искусстве с детьми 6-7 лет....