«ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ» (из опыта работы)
материал (средняя группа)

Климочкина Светлана Александровна

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу…» А. С. МАКАРЕНКО

I. Описание опыта.

1.1. Условия возникновения и становления опыта. Актуальность.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих проблемы в речевом развитии, неуклонно растет. У многих детей отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной речи и в формировании грамматического строя. Поэтому я считаю актуальной и необходимой тему развития речи дошкольников.

При достижении этих целей не стоит забывать, что мы воспитываем современных детей, которые с легкостью запоминают то, что им интересно, а неинтересную, монотонную работу просто игнорируют.

Что же является ведущим, доступным и понятным видом детской деятельности в дошкольном возрасте? Ну, конечно же - игра. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы партнеров по игре, то есть происходит речевое развитие ребенка.

В связи с этим, моя методическая тема – «Игра как средство развития речи.»

1.2. Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании условий для повышения эффективности процессов развития речи детей дошкольного возраста через различные игры.

На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы:

Требования ФГОС ДО.

теоретические основы психологического развития дошкольников;

изучение методической литературы и опыта коллег;

апробирование новых методов и приёмов работы;

курсы повышения квалификации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_igra_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад №5 «Почемучка» комбинированного вида

г. Суворова Тульской области

        Подготовила для секции воспитателей РМО:

Воспитатель средней группы

Климочкина С.А.

(1-ая квалификационная категория)

25.09.2020 год

 «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу…» А. С. МАКАРЕНКО

I. Описание опыта.

1.1. Условия возникновения и становления опыта. Актуальность.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих проблемы в речевом развитии, неуклонно растет. У многих детей отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной речи и в формировании грамматического строя. Поэтому я считаю актуальной и необходимой тему развития речи дошкольников.

При достижении этих целей не стоит забывать, что мы воспитываем современных детей, которые с легкостью запоминают то, что им интересно, а неинтересную, монотонную работу просто игнорируют.

Что же является ведущим, доступным и понятным видом детской деятельности в дошкольном возрасте? Ну, конечно же - игра. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы партнеров по игре, то есть происходит речевое развитие ребенка.

В связи с этим, моя методическая тема – «Игра как средство развития речи.»

1.2. Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании условий для повышения эффективности процессов развития речи детей дошкольного возраста через различные игры.

На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы:

Требования ФГОС ДО.

теоретические основы психологического развития дошкольников;

изучение методической литературы и опыта коллег;

апробирование новых методов и приёмов работы;

курсы повышения квалификации.

1.3. Новизна опыта

Новизна опыта заключается в том, что игра - является одним из наиболее действенных средством развития речи детей дошкольного возраста. Так как игра это доступный, полезный и эффективный метод развития речи. И поскольку процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка, я считаю применение игр позволяет повысить эффективность обучения и развития детей.

1.4. Теоретическая база опыта

Многие выдающиеся педагоги и мыслители прошлого придавали большое значение игре, как средству развития речи детей дошкольного возраста.

Педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской деятельности, игре.

Дидактические игры – это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку теории игры внесла

Надежда Константиновна Крупская.

Она придавала большое значение игре, игра – это средство воспитания и формирования личности ребенка. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». В игре ребенок развивается, у него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Надежда Константиновна Крупская отмечает, что приобретать знания можно не только сидя за книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.

Идеи развития речи дошкольников с использованием дидактических игр получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания в статьях, методических работах Светланы Леонидовны Новоселовой «Игра дошкольника».

Константин Дмитриевич Ушинский высоко ценил игры, создаваемые народом для детей. Он указывал на то, что игры, припевки, потешки, прибаутки, сказочки содержат доступные формы обучения, они близки детям по содержанию, по игровым действиям, образам.

Народная педагогика талантливо решала вопрос о связи обучения с игрой и внесла вклад в понимание особенностей обучающей игры.

Известный педагог Тихеева Елизавета Ивановна высоко ценила дидактическую игру, ее роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями жизни. Особое значение она придавала обучению родному языку. Обучение и игровая деятельность как форма обучения в детском саду направлена на развитие у детей внимания, наблюдательности, запоминания и припоминания, сравнения, форм аналитико-синтетической деятельности, деятельности воображения, развития речи, любознательности и познавательных интересов, направлена также на решение задач нравственного и эстетического воспитания.

Изучив теоретические источники, я поставила перед собой цель:

-создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию речи дошкольников через дидактические, речевые игры, театрализованные, сюжетно - ролевые игры.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева.

ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА-это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Оснащение воспитательно-образовательного процесса формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Учитывая то, что главной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, в группе созданы уголки для сюжетно – ролевых игр, уголок детского творчества, зона отдыха, отдельные уголки для девочек и мальчиков (гендерное воспитание детей). Предметно-развивающую среду регулярно пополняю новыми атрибутами, сделанными своими руками и родителей.

Для формирования диалогической речи я использую различные виды театра. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй.

В своей работе использую игровые ситуации, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.

Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. И вижу результат своей работы. Как постепенно у детей «растворяется» закомплексованность и дети преодолевают страхи.

«В развитии мышления и речи детей, особое место отводится движениям руки. Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию речи». И. П. Павлова

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

В своей работе особое внимание я уделяю дидактической игре. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. При организации игры я особое внимание обращаю на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. д.

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Использую различные дидактические игры: словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные, которые способствуют развитию мышления, памяти, воображения, речи, формируют умственные способности детей. Такие как:

СЛОВА НАОБОРОТ

ЧТО СЛУЧИТСЯ

СКАЖИ ПРАВИЛЬНО

ИГРАЕМ В ЛОТО

МОИ ПЕРВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ КТО ЧТО ДЕЛАЕТ

КОРОТКИЕ СЛОВА

ВРЕМЕНА ГОДА

Организую детей во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Хочется отметить в моей работе тесную взаимосвязь с родителями. Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.

Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогало в организации игр, в домашних условиях. Знания родители получали через беседы, консультации, родительские собрания, практические семинары.

Проведены консультации по темам: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», «Ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста», семинар – практикум «Играем с пальчиками», совместно с родителями изготавливали игры для речевого развития.

Систематическая работа позволила достичь следующих положительных результатов: речь детей стала лучше, расширился и обогатился словарный запас, произношение слов и звуков стало чище, дети стали отвечать краткими и развернутыми предложениями, научились сравнивать, объединять предметы по признакам, у детей стала развиваться способность устанавливать простые причинно-следственные связи между предметами. Таким образом, работа по развитию речи с использованием игр, позволяет детям к концу дошкольного периода не только научиться играть и совершенствовать речь, но и значительно расширить знания дошкольника об окружающем мире.

При условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых технологий, а также с организованной развивающей предметно- пространственной средой речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и  ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА   (Обобщение опыта работы)...

«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников». Из опыта работы.

Из опыта работы:Основная цель моей работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью дидактической игры.  ...

Доклад из опыта работы "ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА".

Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольников, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с худо...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста»

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт мал...

«ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ» (из опыта работы)

laquo;ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ»(из опыта работы)...

Консультация для воспитателей. Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Сюжетно-ролевая игра является одной из форм детской игровой деятельности. Дети с ОВЗ в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в игровой деятельности, чем нормально разви...