Картотека игр-драматизаций для детей старшего дошкольного возраста
картотека (старшая, подготовительная группа)

Иванюшина Валерия Сергеевна

Игры-драматизации хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий – их можно проводить в помещении, на участке, на полянке.

Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми, внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr-dramatizatsiy_starshaya.docx175.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСТЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

КАРТОТЕКА ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воспитатель: Васильева Валерия Сергеевна

Игры-драматизации хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий – их можно проводить в помещении, на участке, на полянке.

Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми, внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают.

Игра-драматизация «Вреднуля, Жаднуля и Пачкуля» («Полезные советы» Г. Остер)
Дети сидят полукругом. Педагог читает детям отрывок из «Полезных советов» Г.Остера , затем дети заучивают его:
Если вас зовут за столик,
Гордо прячьтесь под диван,
И лежите там тихонько,
Чтоб не сразу вас нашли.
А когда из-под дивана
Будут за ноги тащить,
Вырывайтесь и кусайтесь,
Не сдавайтесь без борьбы. 
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье -
Трудно будет вынимать. 
Ход игры.
Педагог: Ребята давайте разыграем смешные истории , дети вместе с педагогом распределяют роли Вреднули, Жаднули и Пачкули .
Вреднуля: 
Если руки за обедом
Вы испачкали салатом,
И стесняетесь о скатерть 
Пальцы вытереть свои, 
Опустите незаметно 
Их под стол, и там спокойно 
Вытирайте ваши руки 
Об соседские штаны. 
Жаднуля: 
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье -
Трудно будет вынимать. 
Пачкуля: 
Если руки за обедом
Вы испачкали салатом,
И стесняетесь о скатерть 
Пальцы вытереть свои, 
Опустите незаметно 
Их под стол, и там спокойно 
Вытирайте ваши руки 
Об соседские штаны. 

Игра – драматизация «Хорошо спрятанная котлета» (Г. Остер).
Прочитать детям сказку «Хорошо спрятанная котлета» (Г. Остер):
Щенок пришёл к котёнку на чердак и принёс котлету.
— Посмотри, чтоб никто не утащил мою котлету, — попросил щенок. — Я
немножко поиграю во дворе, а потом приду и съем её.
— Ладно, — согласился котёнок Гав.

Котёнок остался сторожить котлету. На всякий случай, он накрыл котлету коробкой из-под торта.
И тут прилетела муха. Пришлось её прогнать.
Кот, который отдыхал на крыше, вдруг почуял очень знакомый и вкусный
запах.
— Так вот откуда пахнет котлетами... — сказал кот и просунул в щель
когтистую лапу.
«Ой! — подумал котёнок Гав. — Котлету надо спасать...»
— Где моя котлета? — спросил щенок.
— Я её спрятал! — сказал котёнок Гав.
— А её никто не найдёт?
— Не волнуйся! — уверенно сказал Гав. — Я её очень хорошо спрятал. Я
её съел.
Ход игры.
Дети совместно с воспитателем выбирают детей на роли щенка и котёнка и инсценируют сказку:
Воспитатель:( зовёт щенка, причмокивая губами.) На! На! Выбегает Щенок.
Щенок (ритмично открывая рот). Гав-тяв, тяв-тяв-тяв! (Убегает, приплясывая)
Воспитатель: (Зовёт Котенка). Кис! Кис! Выбегает Котенок.
Котенок (умывается лапкой, оглядывается вокруг). Мяу! Мяу! (Уходит.)
Выбегает Щенок, в зубах у него котлета.
Воспитатель: Щенок принес котлету на чердак, положил ее в уголок.
Щенок кладёт котлету слева.
Щенок (пугливо озираясь). Гав!
Воспитатель: Позвал он котенка.
Медленно и лениво потягиваясь, выходит Котенок.
Щенок (повернувшись к котенку). Посмотри, пожалуйста, чтобы никто не утащил мою котлету, а я немножко поиграю во дворе, а потом ее съем.
Котенок (внимательно слушает, кивает). Хорошо!
Щенок убегает . Котенок подкрадывается к котлете, хватает ее лапками.
Котенок. Мя-у! Мяу-мяу! (Радостно убегает )
Воспитатель: Щенок играл во дворе. Выбегает Щенок. 
Щенок. Ав-ав! Ав-ав-ав! Выходит Котенок.
Котенок (сыто, довольно похлопывает себя лапкой по животу). Мя-у!
Щенок. Гав!
Воспитатель: Заволновался Щенок.
Щенок. Почему ты оставил мою котлету без присмотра?
Котенок. Я ее спрятал!
Щенок. А вдруг ее кто-нибудь найдет?
Котенок (успокаивающе махнув лапкой). Не волнуйся.
Воспитатель: Уверенно сказал Котенок.
Котенок. Я ее очень хорошо спрятал! (Похлопывает себя по животу.) Я ее… (широко открывает и закрывает рот) съел. (Поглаживает себя по животу.)
Щенок поворачивается к Котенку, секунду остолбенело стоит с широко открытым ртом, потом бросается с лаем на Котенка. Котенок сердито фыркает, шипит и убегает, закрыв лапками голову. Щенок опускает голову и, жалобно повизгивая, уходит .
Возможен и другой вариант этой инсценировки — на двух исполнителей (без слов воспитателя).
Первый вариант труднее для детей тем, что им чаще приходится вступать в речь, постоянно переключать внимание с одного действующего лица на другое.
Второй вариант легче, так как сокращается количество участников и оба исполнителя говорят непосредственно друг за другом. Зато равномернее и больше речевая нагрузка на каждого. Для образца предлагаем начало инсценировки. 
Выбегает Щенок., Кланяется.
Появляется Котенок. Кланяется.
Щенок и Котенок разбегаются и убегают в разные стороны
Щенок ( держит котлету в лапках, озирается , кладет, прижимает лапкой, как бы закапывает и тихо говорит Котенку ,выбегает Котенок, смотрит на Щенка): Гав! Посмотри, пожалуйста, чтобы никто не утащил мою котлету. И т. д.

Игра – драматизация "Три товарища" А.Осеевой
Педагог читает детям рассказ А.Осеевой «Три товарища»:
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.
- Завтрак потерял...
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко ещё!
- А ты где его потерял? - спросил Миша.
- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
- Бери, ешь!
Ход игры.
Педагог предлагает инсценировать его, распределить роли.
Педагог: «Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке». 
Коля: «Почему ты не ешь?»
Витя: « Завтрак потерял..». 
Коля: «Плохо. До обеда далеко ещё! («откусывает» большой кусок белого хлеба)
Миша: « А ты где его потерял?»
Витя: « Не знаю…» ( Витя говорит тихо и отворачивается). 
Миша: « Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть» 
Педагог : «А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу: 
Володя: « Бери, ешь!» 
Педагог: «Ребята, как вы думаете, кто из мальчиков оказался настоящим товарищем и почему?»
Ответы детей

Игра-драматизация «Дунюшка»
Воспитатель читает детям потешку "Дунюшка", дети совместно с воспитателем заучивают её.
«Дунюшка»
Дунюшка, вставай, уже день занимается. 
Пусть занимается, у него до вечера много дел. 
Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит. 
Пусть всходит, ему далеко бежать. 
Вставай, Дунюшка, уже каша готова. 
Матушка, да я уже за столом сижу!
Ход игры.
Дети распределяют роли и инсценируют потешку. (Действующие лица – мама и дочка): 
Мама: «Дунюшка, вставай, уже день занимается». 
Дочка: «Пусть занимается, у него до вечера много дел». 
Мама: Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит. 
Дочка: Пусть всходит, ему далеко бежать. 
Мама: Вставай, Дунюшка, уже каша готова. 
Дочка: Матушка, да я уже за столом сижу!

Игра-драматизация «Друзья» (Е.Стеквашова).
Педагог читает детям стихотворение Е.Стеквашовой «Друзья», дети совместно с педагогом заучивают его:
Друзья.

Как начну конфеты есть,
У меня друзей не счесть. 
А закончились конфеты,
И друзей в помине нету.
За конфету каждый друг. 
Так и рвет ее из рук.
Ну зачем мне дружба эта? 
Я и сам люблю конфеты.
Ход игры.
Педагог: давайте выберем мальчика, который будет играть главного героя, остальные будут ему помогать в инсценировке.
Выходит мальчик , прижимая к груди конфеты, «ест» конфеты. К нему подходит группа детей
Мальчик с конфетами: 
Как начну конфеты есть,
Мальчик с конфетами показывает на окруживших его детей
Мальчик с конфетами: 
У меня друзей не счесть. 
Мальчик с конфетами кладёт конфеты позади себя
Мальчик с конфетами: 
А закончились конфеты, 
И друзей в помине нету.
Мальчик с конфетами: 
«Друзья» разбегаются
Мальчик с конфетами: 
За конфету каждый друг
. (подбирает конфеты)
Мальчик с конфетами: 
Так и рвет ее из рук.
«Друзья» стараются вырвать конфеты из рук 
Мальчик с конфетами: 
Ну зачем мне дружба эта? 
(машет рукой)
Мальчик с конфетами: 
Я и сам люблю конфеты. (прижимает конфеты к груди)
Педагог: Как вы думаете, почему герой стихотворения не хочет отдавать конфеты «друзьям»?

Игра-драматизация «Идёт кисонька из кухни».
Песенку «Идёт кисонька из кухни» (слова народные) нужно выучить заранее. Это вызовет интерес к игре, радостное ожидание её. 
«Идёт кисонька из кухни».
Идёт кисонька из кухни,
У ней глазоньки опухли.
О чем, кисонька, ты плачешь?
Повар пеночку слизал
И на кисоньку сказал…
Ход игры.
Дети сидят на стульях. Из-за дверей выходит ребенок, выполняющий роль кисоньки. На нем передничек, на шее бант. Кисонька проходит мимо детей. Она очень печальна, вытирает лапкой слезы. 
Дети читают стихи:
Идёт кисонька из кухни,
У ней глазоньки опухли.
О чем, кисонька, ты плачешь?
Киска: (останавливается и плача отвечает детям):
Повар пеночку слизал
И на кисоньку сказал…
Воспитатель её утешает, гладит, предлагает кому-нибудь из ребят также пожалеть кисоньку, напоить её молоком. Варианты концовки могут быть разными. 

Игра-драматизация «Жадина» (Э. Мошковская)
Воспитатель читает стихотворение Э. Мошковской «Жадина», дети заучивают стихотворение
«Жадина»

Пёс шагал по переулку, 
Он жевал большую булку. 
Подошел Щеночек, 
попросил кусочек. 
Встал Пёс, 
стал гадать: 
дать или не дать? 
Погадал – погадал - 
не дал. 

Подошла Кошка-мяушка, 
попросила Кошка мякушка. 
Встал Пёс, 
стал гадать: 
дать или не дать? 
Погадал – погадал, 
пожевал – пожевал – 
не дал. 

Прискакала Лягушка, 
Пошептала на ушко, 
Попросила Лягушка горбушку. 
Сел Пёс, 
стал гадать: 
дать или не дать? 
Погадал – погадал, 
пожевал – пожевал – 
не дал. 
Подошла Курочка, 
Попросила Курочка корочку. 
Встал Пёс, 
стал гадать: 
дать или не дать? 
Погадал – погадал, 
пожевал – пожевал – 
не дал. 

Подошла Уточка, 
Постояла минуточку, 
Попросила Уточка чуточку, 
Только попробовать! 
Сел Пёс, 
стал гадать: 
дать или не дать? 
Погадал – погадал, 
пожевал – пожевал 
и сказал: 
- Я бы дал! 
У меня самого 
Больше нету ничего! 
Ход игры.
Воспитатель предлагает инсценировать стихотворение Э.Мошковской «Жадина» 
Воспитатель:
Пёс шагал по переулку, 
Он жевал большую булку. 
Щеночек:
Подошел Щеночек, 
попросил кусочек. 
Пёс :
Встал Пёс, 
стал гадать: 
дать или не дать? 
Погадал – погадал - 
не дал. 
Кошка-мяушка, :
Подошла Кошка-мяушка, 
попросила Кошка мякушка. 
Пёс :
Встал Пёс, 
стал гадать: 
дать или не дать? 
Погадал – погадал, 
пожевал – пожевал – 
не дал. 
Лягушка: 
Прискакала Лягушка, 
Пошептала на ушко, 
Попросила Лягушка горбушку. 
Пёс :
Сел Пёс, 
стал гадать: 
дать или не дать? 
Погадал – погадал, 
пожевал – пожевал – 
не дал. 
Курочка:
Подошла Курочка, 
Попросила Курочка корочку. 
Пёс :
Встал Пёс, 
стал гадать: 
дать или не дать? 
Погадал – погадал, 
пожевал – пожевал – 
не дал. 
Уточка
Подошла Уточка, 
Постояла минуточку, 
Попросила Уточка чуточку, 
Только попробовать! 
Пёс :
Сел Пёс, 
стал гадать: 
дать или не дать? 
Погадал – погадал, 
пожевал – пожевал 
и сказал: 
- Я бы дал! 
У меня самого 
Больше нету ничего! 

Игра-драматизация "Патаха с имбирем"
Воспитатель читает потешку "Патаха с имбирем":, дети заучивают потешку.
"Патаха с имбирем"
Патаху с имбирем
Варил дядя Симеон,
Тетушка Арина
Кушала - хвалила!
А дедушка Елизар
Все пальчики облизал!
Аленушка молода
Калачей напекла,
Калачи горячи - 
На окошко мечи,
Прилетели грачи,
Утащили калачи!
Апчхи!!!!!!
Вот тебе и калачи!
Ход игры.
(Действующие лица – Алёнушка, дядя Симеон, тетушка Арина, дедушка Елизар, грачи Петрушка):
Дядя Симеон: 
«Патаху с имбирем
Варил дядя Симеон»,
Тётушка Арина: 
«Тётушка Арина
Кушала - хвалила!»
Дедушка Елизар:
«А дедушка Елизар
Все пальчики облизал!»
Аленушка :
«Аленушка молода
Калачей напекла,
Калачи горячи - 
На окошко мечи»
Грачи:
«Прилетели грачи,
Утащили калачи!
Апчхи!!!!!!
Вот тебе и калачи!»
(все плачут)
Петрушка:
« Это что же за народ? 
Слезы горькие он льет?»
Аленушка:
« Да, противные грачи, утащили калачи.»
Петрушка: «Можно жить без калачей, был бы чай погорячей!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра - драматизация для детей старшего дошкольного возраста."

В статье рассказывается о значении игр - драматизаций, о том как правильно организовать игру. В статье рассказывается , что игра-драматизация обогащает развитие ребёнка и развивает его речь....

Картотека игр-драматизаций для детей младшего дошкольного возраста

Игры-драматизации, используемые мною на занятиях с младшими дошкольниками...

Картотека игр-драматизаций с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Картотека игр-драматизаций с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)...

Конспект занятия «Литературный калейдоскоп по басням И. А. Крылова». Литературная викторина с решением кроссворда, разгадыванием ребусов, с использованием ЭОР, игр и игры драматизации. Для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная запискаКраткая аннотация с указанием основной цели: Знакомство с книжным  Санкт-Петербургом. Жизнью и  творчеством И. А. Крылова, памятником поэту в летнем саду, «домом К...

Картотека игр-драматизаций для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Данный материал пригодится для воспитателей групп компенсирующей направленности, т.к именно через театрализованную деятельность активизируются высшие психические функции ребенка с ЗПР....