Главные вкладки

    Консультация для воспитателей «Организация адаптационного периода с детьми раннего возраста»
    консультация

    Паленова Евгения Валериевна

    Консультация для воспитателей

    «Организация адаптационного периода с детьми раннего возраста»

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_po_adaptatsii.docx33.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

    «Организация адаптационного периода с детьми раннего возраста»

    Подготовила: педагог-психолог Паленова Е.В.

    Тольятти, 2020

    «Организация адаптационного периода с детьми раннего возраста»

    На сегодняшний день актуальна проблема организации адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

    Приход малыша в детский сад – непростой и серьёзный этап жизни ребёнка и взрослого. Освоиться к дошкольному учреждению детям раннего возраста сложно. Ведь мы не можем знать, какие последствия вызовет внезапное превращение ребёнка из «домашнего» в «ясельного». Страдает и ребёнок, и его родители. Чаще всего пребывание в детском саду приносит ребёнку стресс. Зачастую, как проходит привыкание у детей к новому режиму, к новому обществу зависит его психическое и физическое развитие. В это время следует организовать для детей положительный эмоциональный климат.

    Ранний возраст – чрезвычайно значимый и ответственный этап в развитии ребёнка. В первые годы жизни закладываются фундаментальные личностные образования: стремление к самостоятельности, познавательная активность, инициативность, общая самооценка, доверие к людям, творческие способности. Практика показывает, недоразвитие или деформация этих качеств в раннем детстве с трудом поддаются коррекции на более поздних этапах развития. Это этап наиболее значительного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования различных умений и поведения. Нравственное и умственное развитие ребенка в первые три года больше, чем когда-либо в дальнейшем, зависит от его физического состояния и настроения. Темпы психического и физического развития в раннем возрасте высокие, но строение всех органов и систем еще не сформирована, следовательно, и деятельность их несовершенна. В этом возрасте ведущей является предметная деятельность. В процессе этой деятельности происходит овладение общественно выработанными способами действий с предметами.

    Ситуативно-деловое общение со старшими становится формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребёнок осваивает общественно - выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребёнка. Он становится участником его деятельности и образцом для подражания.

    В это время у детей активно формируются первые элементарные представления. Хорошо и плохо, навыки поведения, доброжелательные чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Особенно удачно это протекает в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи.

    Наступает важнейший этап в жизни малыша поступление в детский сад. Как помочь ребёнку преодолеть адаптационный период мы рассмотрим далее.

    Адаптация – это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. Для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться. Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка, коим является поступление в детский сад, приводит к серьёзным изменениям в привычном распорядке. Требует этот переход торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребёнка является трудной задачей.

    Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.

    Учёные выделили три фазы адаптационного периода:

    1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопутствуется различными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит регрессу в речевом развитии, к снижению веса, нарушению сна, снижению аппетита, частым респираторным заболеваниям (длится в среднем один месяц).

    2. Подострая фаза или собственно адаптация. Определяется естественным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три-пять месяцев).

    3. Фаза компенсации или период адаптированности. Определяется ускорением скорости развития, в результате дети преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее, к концу учебного года.

    Отличают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

    - легкая адаптация: к двадцатому дню пребывания в детском саду, ребенок хорошо уже идет на контакт с детьми и взрослыми, нормализуется сон. Ребёнок болеет реже.

    - адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к тридцатому дню нахождения в детском учреждении. Несколько замедляется нервно-психическое развитие (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более десяти дней, без осложнений. Ребёнок не теряет в весе.

    - тяжелая адаптация определяется, значительной продолжительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений.

    Кажется один и тот же ребёнок, но в различных ситуациях может повести себя по-разному, а именно в период адаптации. Порой общительный и тихий малыш при расставании с родными вдруг принимается плакать и проситься домой, привыкает к новым требованиям тяжело.

    Поведение малыша под воздействием сформированных привычек также получает индивидуальный характер. Когда ребёнок не может, есть самостоятельно сам, то в детском саду он наотрез отказывается брать в руки ложку и дожидается, когда его накормят. Если же он не умеет мыть руки в новой обстановке - сразу плачет. Малыш не знает, где взять игрушки - тоже плачет; не привык спать без мамы - плачет и т.д. поэтому особенно ценно знать привычки ребенка, считаться с ними. Далее рассмотрим условия успешной адаптации детей раннего возраста к детскому салу.

    Так чтоб дети в короткий срок и безболезненно адаптировались к условиям детского сада, в семье нужно готовить его к поступлению в дошкольное учреждение. Благополучная адаптация малыша к условиям детского сада в большинстве обуславливается от совместных установок семьи и сада. Они складываются достаточно удачно, если две стороны понимают всю значимость целенаправленного воздействия на малыша и поддерживают и друг друга.

    Необходимо провести родительское собрание в составе заведующий, воспитателей, медицинской сестры, психолога. Важно рассказать и объяснить родителям, как правильно вести себя в адаптационный период с детьми раннего возраста. С родителями проводится анкетирование, с помощью которого воспитатель выделит для себя индивидуальные особенности ребёнка.

    Родителям предлагаются следующие рекомендации:

    Не следует переживать! У малыша всё в порядке. Ребёнок находится в надёжных руках. Родители могут в любой момент связаться с воспитателем и узнать о его самочувствии.

    2. Пересмотрите режим дня малыша. Необходимо незаметно перестроить режим дома и приучать ребёнка к новому укладу жизни. Создать домашние условия к особенностям д/с: включить части режима, тренировать малыша в самостоятельности, чтоб в дальнейшем ребёнок самостоятельно мог себя обслуживать.

    3.Очень важно приучить ребенка ходить в туалет. В настоящее время многие мамы используют памперсы. Поэтому ребёнок, придя в детский сад, испытывает трудности.

    4. Домашняя пища должна быть приближена к меню детского сада. Ребёнка необходимо самостоятельно научить принимать пищу. Если у ребёнка с аппетитом имеются проблемы, следует переговорить с педагогом и попросить его быть сдержанным в этом вопросе. Возникающие у ребёнка проблемы с едой зачастую бывают причиной, вследствие которой малыши отказываются посещать детский сад.

    5.С детьми раннего возраста родителям необходимо проводить закаливающие мероприятия. Самый простой способ это босохождение дома и летом по земле или траве. Не нужно переживать, что ребёнок заболеет. Так же для малыша полезны водные процедуры.

    6. Не все дети без слёз расстаются с мамой. Прежде всего, чтоб ребёнок не плакал. Родители сами должны настроить себя только на положительное. Ведь дети чувствуют наше состояние. Не нужно стоять за дверью, подглядывать в окна, как там мой ребёнок. Этим вы нарушаете и своё психическое состояние. Поведение наших детей является следствием поведения нас взрослых. Родителям нужно научиться, как правильно создавать ситуацию при расставании с ребёнком. Свой совет и помощь всегда дадут опытные воспитатели и психолог. Забирая, ребёнка не забудьте спросить, как он провёл день его достижения в саду.

    7.Очень важно развивать до прихода в детский сад у ребёнка коммуникативные качества. Общительному ребёнку легче перенести разлуку с родными. Обратите внимание, как ваш ребёнок играет с другими малышами. Постарайтесь его научить, делиться со своими игрушками. Как можно самому попросить у детей игрушки. Как следует реагировать, если вдруг другой ребёнок не желает делиться игрушками.

    Следуя этим простым рекомендациям, адаптация детей раннего возраста пройдёт в более благоприятной форме.

    Адаптация детей раннего возраста - тяжёлый процесс, который может пройти для малыша в более лёгкой форме только при совместных усилиях воспитателя и родителей. Родителям не стоит бояться адаптационного периода. Воспитатель должен изучить и знать индивидуальные особенности своих маленьких воспитанников. Это поможет ему работе с детьми. Важным фактором при работе с детьми имеет личность педагога. Воспитатель должен быть добрым, отзывчивым, тактичным. Уметь управлять поведением ребёнка в этот период.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка: «Роль игры в адаптационный период с детьми раннего возраста»

            Сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоцио...

    Проект "Игры и игровые ситуации в адаптационный период с детьми раннего возраста в соответствии с ФГОС"

    Особым направлением педагогической работы с детьми раннего возраста является формирование игровой деятельности. И в большинстве случаев, именно игры помогают адаптировать детей к детскому саду.Основны...

    Роль игр с песком в адаптационный период с детьми раннего возраста

    СОДЕРЖАНИЕ: 1.     Актуальность темы……………………………………………&he...

    Консультация для воспитателей "Организация летнего досуга с детьми раннего возраста"

    Лето- самая любимая пора всех детей, ведь в тёплую погоду можно практически целый день проводить на улице. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое...

    Консультация для воспитателей «Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста»

    Театрализованная деятельность в детском саду -это возможность раскрытия творческого потенциала ребенка,воспитания творческой направленности личности.Театральная игра - самый актуальный и наиболее опт...

    Игры в адаптационный период с детьми раннего возраста

    Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста. При поступлении в дошкольное учреждение привычные условия жизни в семье (режим, характер питания, микроклимат помеще...