Программа кружка "Песочное царство"
рабочая программа (младшая группа)

Кузоятова Светлана Ивановна

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «КОЛОКОЛЬЧИК»  МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

 

 

Принято на совете педагогов

протокол № __ от

 

«___»___________2019г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»____________  Ворожцова Н.В.

Приказ №__ от «__»_________2019г.

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая СП «детский сад

комбинированного вида «Колокольчик» МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»

________________ Аброськина А.Б.

Приказ № _ от «__»__________2019г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

детей дошкольного возраста с использованием песка для II младшей группы

 

Срок реализации: 1 год

Возраст: 3-4 лет

 

 

«Песочное царство»

 

 

 

 

Составители: Кузоятова С.И.

Бондаренко О.И.

 

 

 

 

 

 

пгт. Комсомольский 2019 год

 

Содержание рабочей программы

 

  1. Пояснительная записка…………………………………………………...3
  2. Учебно - тематический план……………………………………………..6
  3. Содержание рабочей программы………………………………………...11
  4. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы…………………………………………………………………12
  5. Рекомендации по организации обучения и организации предметно-развивающей среды……………………………………………………….14
  6. Список литературы……………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пояснительная записка

Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития ребенка. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей в значительной степени зависит от уровня эмоционально-волевой и познавательной сфер. Одной из составляющих развития познания и эмоций является сенсорное развитие и развитие микромоторики. Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

Актуальность, педагогическая целесообразность, новизна

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Песок является универсальным строительным материалом, с его помощью можно быстро реализовать свои идеи, выстроить замок, слепить фигуру, придумать и воплотить в жизнь новую идею.

Пескография развивает сенсорно – перцептивную сферу, раскрывает творческий потенциал, формирует коммуникативные навыки. Хорошо известна практика рисования для развития мелкой моторики рук, которая взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Пескография является одним из направлений арттерапии. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка. При создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. Акцент на занятиях делается не на «правильное» рисование, а на самовыражении, выплеске негативных эмоций, получении моря положительных эмоций, развитии уверенности в себе.

Сухой песок можно использовать в песочной анимации, дошкольник сможет проявить свои художественные таланты. При помощи песочной анимации в работе с детьми дошкольного возраста, психолог детского дошкольного учреждения может спокойно распознать имеющиеся проблемы каждого из детей, так как рисунки на песке являются подсознательно всплывающими образами ребёнка.

В Японии мастера дзен-буддизма всегда использовали песок для выражения философских идей. Японцы рассматривают песок как символ течения жизни. Песок обычно ассоциируется с водой: причудливая последовательность мелких и крупных завитков, остающихся на песке, если провести по нему граблями, напоминает игру ветра и волн.

Кинетический или живой песок (материал, который движется) – это смесь силиконовой составляющей и обычного кварцевого песка. Игра с этим материалом способствует развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, творческого воображения, концентрации внимания. Манипуляции с кинетическим песком так же оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка.

Песочная терапия для детей может стать лекарством от ряда заболеваний, помощником в решении затруднительных вопросов, оказать благотворное влияние на их психоэмоциональное  состояние. Она раскрывает скрытые потенциалы ребёнка и корректирует дефекты развития.

Рисунки ребенка на песке не могут быть просто произвольными, в них скрываются страхи, переживания, конфликты и другие эмоциональные всплески. У детей это выявляется намного легче, так как находится на поверхности сознания, нежели у взрослых. У взрослых людей всё гораздо сложнее, психические и психологические проблемы находятся глубже.

           Сегодня игра с песком становится все более популярной. Активно стала использоваться песочная терапия в детском саду. Работа с песком успокаивает (особенно тревожных и гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

Программа предназначена для коллективной работы с детьми. Но упражнения рассчитаны на  осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению детей с разным уровнем подготовки и разными способностями.

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста с использованием песка, разработанная в соответствии с Письмом Минобрнауки от 11.12.2006 г. № 06 -1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», является программой социально-педагогической направленности. Программа разработана  для детей второй младшей группы структурного подразделения «Детский сад комбинированного вида «Колокольчик» поселка Комсомольский Республики Мордовия.

           Инновационная педагогическая технология - песочная игротерапия расширяет и дополняет общеобразовательную «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.

           Новизна программы заключается в оптимальном подборе нетрадиционных методов и приёмов арт-педагогики.

Цель программы: развитие и коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием песка через формирование психологической защищенности и внутренней эмоциональной раскрепощенности.

Задачи:

  • стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
  • вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой;
  • формировать позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам
  • развивать навыки социального поведения;
  • совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
  • развивать фантазию и образное мышление;
  • развивать мелкую моторику;
  • побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;

 

Учебная программа рассчитана для детей 3-4 лет  на 1 учебный год по 20 часов в год, 30 минут в неделю.

НОД в соответствии с программой  проводятся 2 раза в неделю.

 В 1 и 3 неделю «Песочная игротерапия», во 2 и 4 неделю занятия с кинетическим песком.

Продолжительность НОД в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 (изм. от 2.01.2016г.) устанавливается в пределах 15 минут для детей 3-4

Форма обучения:

1) индивидуальная;

2) подгрупповая, наполняемость групп – 10 человек.

 

занятие

количество занятий в месяц

длительность занятия

объем нагрузки в месяц

всего занятий в год

Песочная игротерапия

4

15 минут

 60 минут

32

(480 минут, 8 часов)

Занятия с кинетическим песком

4

15 минут

60 минут

32

(480 минут, 8 часов)

Итого

8

15 минут

120 минут

64

(960 минут, 16 часов)

 

           

Прогнозируемые результаты.

Работа по программе кружка «Песочное царство» позволяет достичь  следующих результатов:

  • игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;
  • дети, вновь поступившие в дошкольное учреждение, легче и быстрее адаптируются к новым условиям жизни;
  • песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого ( формирование эмпатии );
  • игры с песком и водой  позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению;
  • в игре с песком и водой у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;

в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций, особенно тактильной чувствительности.

               Формы подведения итогов

  • оформление выставочного стенда в ДОУ (фотографии работ);
  • выступление на родительских собраниях
  • консультации
  • мастер-классы
  • методические рекомендации для родителей

 

 

2.Учебно-тематический план.

 

Месяц

Тема

Цель

Кол-во занятий

Октябрь

«В песочном царстве».

(песочная игротерапия)

Познакомить детей со свойствами песка.

2

«Мостик для лошадки»

(занятия с кинетическим песком)

Создание коллективной работы на основе впечатлений от предыдущих игровых ситуаций

2

«Знакомство с Песочным Человечком»

(песочная игротерапия)

Знакомство детей с правилами поведения в песочнице; развивать навыки общения детей; развивать доброжелательность детей

2

«Что получилось?»

(занятия с кинетическим песком)

Развивать умение работать по образцу, взаимодействовать с педагогом и

сверстниками.

 

2

Ноябрь

«Песочный дождь»

(песочная игротерапия)

Снятие психоэмоционального напряжения у дошкольника; разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения; развитие тактильной чувствительности.

2

«Город веселых музыкантов»

(занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

«В гостях у Песочной феи»

(песочная игротерапия)

Познакомить детей с игровым материалом для песочной игротерапии; формировать представление о свойствах сухого и влажного песка; закреплять знания детей о правилах и нормах поведения при работе с песком; развивать тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику рук.

2

«Дорожка для зайчиков»

 (занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

Декабрь

Песочные прятки с камушками        (песочная игротерапия)

Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

2

«Песочный торт»

 (занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей;

2

 «Путешествие золотой рыбки»

(песочная игротерапия)

Продолжать учить детей создавать песочные сюжеты. Заинтересовать и вовлечь в работу детей. Развитие устойчивости их внимания, познавательного интереса, используя элемент нравственности.

2

«Островок»

(занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

Январь

«Снежинки на песке» (песочная игротерапия)

Сохранение и укрепление психического здоровья детей.

2

«Знакомство с песочной черепашкой»

 (занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений.

Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

«Сказочный зимний лес»

(песочная игротерапия)

Учить проговаривать свои ощущения;

 закрепить знания о временах года, признаках зимы.

 Способствовать восприятию мира через зрительный, слуховой и кинестетический каналы; активизировать мыслительные и эмоциональные резервы.

2

 «Что такое снеговик?»

(занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

 

2

Февраль

«Колобок»

(песочная игротерапия)

Побуждать детей к речевой, эмоциональной активности с помощью путешествия по сказке «Колобок», используя в работе с детьми различные технологии (игры с песком). Создавать обстановку внутренней защищенности с помощью использования форм естественной деятельности ребенка – игр с песком.

Улучшать координацию движений и мелкую моторику рук с помощью игровой терапии с песком.

2

«Чей малыш?»

(занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

«Воздушный шарик»

(песочная игротерапия)

Развивать творческое воображение, устойчивость и концентрацию внимания, вербальную память, логическое мышление, мелкую моторику руки, самостоятельность, инициативность, тактильно-кинетические ощущения; умение получать удовольствие от процесса и результатов своей деятельности

2

«У солнышка в гостях»

(занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

Март

«Волшебный цветок»

(песочная игротерапия)

Научить детей при помощи песка делать аппликацию. Формировать умение различать предметы по цвету

Развивать мышление, восприятие цвета

Развивать мелкую моторику, координацию движений

2

«Что спрятано в песке?»

(занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

«Роспись песком»

(песочная игротерапия)

Развитие познавательных процессов;

развитие внимания, воображения, мышление; совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве;

снижение психофизического напряжения.

2

«Весёлые цветные куличики»

(занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей. Знакомство детей с основными цветами: красным, синим, зеленым и желтым

2

Апрель

«Путешествие в сказку»

(песочная игротерапия)

Обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе разрешения моделируемых проблемных игровых ситуаций.  Развитие фантазии. Воспитание положительного отношения к нравственным ценностям. Снятие эмоционально – психического напряжения.

2

«Песочные звезды» (занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

 

2

«День рождения Песочной феи»

(песочная игротерапия)

Развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений, развитие умений выполнять действия по инструкции; развитие ориентировки в схеме собственного тела (правая и левая рука); воспитание чувства радости.

2

«Корзинка конфет»

(занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

Май

«Путешествие на остров Сокровищ»

(песочная игротерапия)

 

 Помочь дошкольникам укрепить мышцы рук, развить ловкость и координацию движений кисти.

Помочь ребёнку почувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде.  Развивать активность, расширять жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме

2

«Пироги пекла лиса»

(занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

« Бабочка»

(песочная игротерапия)

Научить детей при помощи песка делать аппликацию. Повторить свойства песка. Развивать моторику рук и воображение.

2

«Путешествие на лесную поляну»

(Итоговое диагностирующее занятия)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

 

2

 

 

 

3.Содержание рабочей программы

 

Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости и жизненные успехи. Во многом это зависит от того, как складываются отношения ребёнка с окружающим миром, людьми.

 Принципы содержания программы:

1.Системностьв течение учебного года работа по программе проводится систематически, в определённый день недели. Конкретно запланированная тема может не ограничиваться рамками одного занятия, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций.

2.Преемственность взаимодействия взрослых с ребенком в условиях детского сада и в семьедля эффективной реализации программы родители выступают активными участниками педагогического процесса и познания внутреннего мира своего ребёнка.

3.Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлеченности в процессе занятий.

4.Личностно ориентированное взаимодействие: создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка.

5.Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребёнком материалов, способов работы, и степени активности.

 

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка (3-4 лет), представленными в пяти образовательных областях.

Художественно-эстетическое развитие

 Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира природы, музыки, становление эстетического отношения к окружающему миру, реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Познавательное развитие

 Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

 Социально-коммуникативное развитие

 Направлено на развитие и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к творчеству.

 Физическое развитие

Развитие координации движений, мелкой моторики рук и флангов пальцев. Активизация волевой сферы. Формирование правильной осанки.

 Речевое развитие

 Речевое развитие включает владение речью как средством общения между людьми.

 

 

4 . Методическое обеспечение

 

На занятии используются различные методы и приѐмы:

  • словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет) ;
  • наглядные
  • практические
  • игровые

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Данные методы:

  • дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
  • формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу;
  • способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

    Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.

                  Часть 1. Вводная

   Настраивание детей на совместную работу, установление эмоционального контакта между  детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки.

                   Часть 2. Основная   

 На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

    Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие работы.

                  Часть 3. Завершающая

   Подводится итог  занятия, создается у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепляется  положительные эмоции  от работы на занятии, беседуя о том, что было на занятии. Основные процедуры: ритуал выхода.

 

На занятиях используются:

  • индивидуальные лоточки-подносы с песком для песочной     игротерапии и лепки кинетическим песком;
  • фигурки зверей, людей, предметов быта, растений и пр.
  • шаблоны-трафареты;
  • кисточки, лопаточки, грабельки и пр.

 

Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы

 Уже на первом можно узнать очень многое о ребёнке:

• состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);

 • уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);

• уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);

• сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены по темам);

• личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).

В течение занятия, пока маленький волшебник строит свою сказочную страну, можно выяснить:

 • уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;

 • уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);

• эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);

• стиль семейных отношений (диалоги между героями);

• уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;

• устойчивость и распределение внимания, работоспособность;

• воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).

 

 

5. Рекомендации по организации обучения и организации предметно-развивающей среды

При организации образовательного процесса следует учитывать следующие моменты:

  1. на фоне занятия может использоваться классическая расслабляющая спокойная музыка или по настрою ситуации;
  2. руки необходимо мыть до и после занятия;
  3. очистку песка от мусора, использованного материала, а так же  желательно доверить самим детям, т.к. это дополнительная стимуляция мелкой моторики и воспитание КГН.

При организации игротерапии следует учитывать следующие моменты:

  1. игротерапия проводится в основном с увлажненным песком;
  2. во время обыгрывания ситуаций при игротерапии необходимо давать высказаться каждому ребенку;
  3. установки не должны быть директивными;
  4. при затруднении составления композиций предложить на выбор несколько фигурок, либо показать сперва свой пример игры на его участке песка, затем предложить ребенку составить свой.

При организации занятий кинетическим песком:

  1. нельзя допускать увлажнение песка;
  2. в начале занятия песок в равном количестве по кусочку лежит в подносе; после использования песка желательно, чтобы дети самостоятельно собрали его снова в комочек.

 

Список литературы

 

  1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
  1. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007
  2. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.

   4.  Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.

       5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005г.
  1. З.Мариэлла Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница.(адапт.перевод с англ. Качанова И.А.) – М.: ИНТ, 2010 – 94с.
  1. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
  1. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
  1. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005
  1. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhoka_pesochnoe_tsarstvo.docx56.55 КБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «КОЛОКОЛЬЧИК»  МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Принято на совете педагогов

протокол № __ от

«___»___________2019г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»____________  Ворожцова Н.В.

Приказ №__ от «__»_________2019г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая СП «детский сад

комбинированного вида «Колокольчик» МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»

________________ Аброськина А.Б.

Приказ № _ от «__»__________2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

детей дошкольного возраста с использованием песка для II младшей группы

Срок реализации: 1 год

Возраст: 3-4 лет

«Песочное царство»

Составители: Кузоятова С.И.

Бондаренко О.И.

пгт. Комсомольский 2019 год

Содержание рабочей программы

  1. Пояснительная записка…………………………………………………...3
  2. Учебно - тематический план……………………………………………..6
  3. Содержание рабочей программы………………………………………...11
  4. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы…………………………………………………………………12
  5. Рекомендации по организации обучения и организации предметно-развивающей среды……………………………………………………….14
  6. Список литературы……………………………………………………….15

  1. Пояснительная записка

Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития ребенка. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей в значительной степени зависит от уровня эмоционально-волевой и познавательной сфер. Одной из составляющих развития познания и эмоций является сенсорное развитие и развитие микромоторики. Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

Актуальность, педагогическая целесообразность, новизна

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Песок является универсальным строительным материалом, с его помощью можно быстро реализовать свои идеи, выстроить замок, слепить фигуру, придумать и воплотить в жизнь новую идею.

Пескография развивает сенсорно – перцептивную сферу, раскрывает творческий потенциал, формирует коммуникативные навыки. Хорошо известна практика рисования для развития мелкой моторики рук, которая взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Пескография является одним из направлений арттерапии. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка. При создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. Акцент на занятиях делается не на «правильное» рисование, а на самовыражении, выплеске негативных эмоций, получении моря положительных эмоций, развитии уверенности в себе.

Сухой песок можно использовать в песочной анимации, дошкольник сможет проявить свои художественные таланты. При помощи песочной анимации в работе с детьми дошкольного возраста, психолог детского дошкольного учреждения может спокойно распознать имеющиеся проблемы каждого из детей, так как рисунки на песке являются подсознательно всплывающими образами ребёнка.

В Японии мастера дзен-буддизма всегда использовали песок для выражения философских идей. Японцы рассматривают песок как символ течения жизни. Песок обычно ассоциируется с водой: причудливая последовательность мелких и крупных завитков, остающихся на песке, если провести по нему граблями, напоминает игру ветра и волн.

Кинетический или живой песок (материал, который движется) – это смесь силиконовой составляющей и обычного кварцевого песка. Игра с этим материалом способствует развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, творческого воображения, концентрации внимания. Манипуляции с кинетическим песком так же оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка.

Песочная терапия для детей может стать лекарством от ряда заболеваний, помощником в решении затруднительных вопросов, оказать благотворное влияние на их психоэмоциональное  состояние. Она раскрывает скрытые потенциалы ребёнка и корректирует дефекты развития.

Рисунки ребенка на песке не могут быть просто произвольными, в них скрываются страхи, переживания, конфликты и другие эмоциональные всплески. У детей это выявляется намного легче, так как находится на поверхности сознания, нежели у взрослых. У взрослых людей всё гораздо сложнее, психические и психологические проблемы находятся глубже.

           Сегодня игра с песком становится все более популярной. Активно стала использоваться песочная терапия в детском саду. Работа с песком успокаивает (особенно тревожных и гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями. 

Программа предназначена для коллективной работы с детьми. Но упражнения рассчитаны на  осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению детей с разным уровнем подготовки и разными способностями.

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста с использованием песка, разработанная в соответствии с Письмом Минобрнауки от 11.12.2006 г. № 06 -1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», является программой социально-педагогической направленности. Программа разработана  для детей второй младшей группы структурного подразделения «Детский сад комбинированного вида «Колокольчик» поселка Комсомольский Республики Мордовия.

           Инновационная педагогическая технология - песочная игротерапия расширяет и дополняет общеобразовательную «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.

           Новизна программы заключается в оптимальном подборе нетрадиционных методов и приёмов арт-педагогики.

Цель программы: развитие и коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием песка через формирование психологической защищенности и внутренней эмоциональной раскрепощенности.

Задачи:

  • стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
  • вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой;
  • формировать позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам
  • развивать навыки социального поведения;
  • совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
  • развивать фантазию и образное мышление;
  • развивать мелкую моторику;
  • побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;

Учебная программа рассчитана для детей 3-4 лет  на 1 учебный год по 20 часов в год, 30 минут в неделю. 

НОД в соответствии с программой  проводятся 2 раза в неделю. 

 В 1 и 3 неделю «Песочная игротерапия», во 2 и 4 неделю занятия с кинетическим песком.

Продолжительность НОД в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 (изм. от 2.01.2016г.) устанавливается в пределах 15 минут для детей 3-4

Форма обучения:

1) индивидуальная;

2) подгрупповая, наполняемость групп – 10 человек.

занятие

количество занятий в месяц

длительность занятия

объем нагрузки в месяц

всего занятий в год

Песочная игротерапия

4

15 минут

 60 минут

32

(480 минут, 8 часов)

Занятия с кинетическим песком

4

15 минут

60 минут

32

(480 минут, 8 часов)

Итого

8

15 минут

120 минут

64

(960 минут, 16 часов)

           

Прогнозируемые результаты.

Работа по программе кружка «Песочное царство» позволяет достичь  следующих результатов:

  • игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;
  • дети, вновь поступившие в дошкольное учреждение, легче и быстрее адаптируются к новым условиям жизни;
  • песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого ( формирование эмпатии );
  • игры с песком и водой  позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению;
  • в игре с песком и водой у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;

в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций, особенно тактильной чувствительности.

               Формы подведения итогов

  • оформление выставочного стенда в ДОУ (фотографии работ);
  • выступление на родительских собраниях
  • консультации
  • мастер-классы
  • методические рекомендации для родителей

2.Учебно-тематический план.

Месяц

Тема

Цель

Кол-во занятий

Октябрь

«В песочном царстве».

(песочная игротерапия)

Познакомить детей со свойствами песка.

2

«Мостик для лошадки»

(занятия с кинетическим песком)

Создание коллективной работы на основе впечатлений от предыдущих игровых ситуаций

2

«Знакомство с Песочным Человечком»

(песочная игротерапия)

Знакомство детей с правилами поведения в песочнице; развивать навыки общения детей; развивать доброжелательность детей

2

«Что получилось?»

(занятия с кинетическим песком)

Развивать умение работать по образцу, взаимодействовать с педагогом и

сверстниками.

2

Ноябрь

«Песочный дождь»

(песочная игротерапия)

Снятие психоэмоционального напряжения у дошкольника; разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения; развитие тактильной чувствительности.

2

«Город веселых музыкантов»

(занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

«В гостях у Песочной феи»

(песочная игротерапия)

Познакомить детей с игровым материалом для песочной игротерапии; формировать представление о свойствах сухого и влажного песка; закреплять знания детей о правилах и нормах поведения при работе с песком; развивать тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику рук.

2

«Дорожка для зайчиков»

 (занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

Декабрь

Песочные прятки с камушками        (песочная игротерапия)

Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

2

«Песочный торт»

 (занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей;

2

 «Путешествие золотой рыбки»

(песочная игротерапия)

Продолжать учить детей создавать песочные сюжеты. Заинтересовать и вовлечь в работу детей. Развитие устойчивости их внимания, познавательного интереса, используя элемент нравственности.

2

«Островок» 

(занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

Январь

«Снежинки на песке» (песочная игротерапия)

Сохранение и укрепление психического здоровья детей.

2

«Знакомство с песочной черепашкой»

 (занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений.

Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

«Сказочный зимний лес»

(песочная игротерапия)

Учить проговаривать свои ощущения;

 закрепить знания о временах года, признаках зимы.

 Способствовать восприятию мира через зрительный, слуховой и кинестетический каналы; активизировать мыслительные и эмоциональные резервы.

2

 «Что такое снеговик?»

(занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

Февраль

«Колобок»

(песочная игротерапия)

Побуждать детей к речевой, эмоциональной активности с помощью путешествия по сказке «Колобок», используя в работе с детьми различные технологии (игры с песком). Создавать обстановку внутренней защищенности с помощью использования форм естественной деятельности ребенка – игр с песком.

Улучшать координацию движений и мелкую моторику рук с помощью игровой терапии с песком.

2

«Чей малыш?»

(занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

«Воздушный шарик»

(песочная игротерапия)

Развивать творческое воображение, устойчивость и концентрацию внимания, вербальную память, логическое мышление, мелкую моторику руки, самостоятельность, инициативность, тактильно-кинетические ощущения; умение получать удовольствие от процесса и результатов своей деятельности

2

«У солнышка в гостях»

(занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

Март

«Волшебный цветок» 

(песочная игротерапия)

Научить детей при помощи песка делать аппликацию. Формировать умение различать предметы по цвету

Развивать мышление, восприятие цвета

Развивать мелкую моторику, координацию движений

2

«Что спрятано в песке?» 

(занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

«Роспись песком» 

(песочная игротерапия)

Развитие познавательных процессов;

развитие внимания, воображения, мышление; совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве;

снижение психофизического напряжения.

2

«Весёлые цветные куличики»

(занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей. Знакомство детей с основными цветами: красным, синим, зеленым и желтым

2

Апрель

«Путешествие в сказку»

(песочная игротерапия)

Обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе разрешения моделируемых проблемных игровых ситуаций.  Развитие фантазии. Воспитание положительного отношения к нравственным ценностям. Снятие эмоционально – психического напряжения.

2

«Песочные звезды» (занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

«День рождения Песочной феи»

(песочная игротерапия)

Развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений, развитие умений выполнять действия по инструкции; развитие ориентировки в схеме собственного тела (правая и левая рука); воспитание чувства радости.

2

«Корзинка конфет»

(занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

Май

«Путешествие на остров Сокровищ»

(песочная игротерапия)

 Помочь дошкольникам укрепить мышцы рук, развить ловкость и координацию движений кисти.

Помочь ребёнку почувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде.  Развивать активность, расширять жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме

2

«Пироги пекла лиса»

(занятия с кинетическим песком)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

« Бабочка»

(песочная игротерапия)

Научить детей при помощи песка делать аппликацию. Повторить свойства песка. Развивать моторику рук и воображение.

2

«Путешествие на лесную поляну»

(Итоговое диагностирующее занятия)

Развитие фантазии, творчества, тактильных ощущений. Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей

2

3.Содержание рабочей программы

Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости и жизненные успехи. Во многом это зависит от того, как складываются отношения ребёнка с окружающим миром, людьми.

 Принципы содержания программы:

1.Системностьв течение учебного года работа по программе проводится систематически, в определённый день недели. Конкретно запланированная тема может не ограничиваться рамками одного занятия, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций.

2.Преемственность взаимодействия взрослых с ребенком в условиях детского сада и в семьедля эффективной реализации программы родители выступают активными участниками педагогического процесса и познания внутреннего мира своего ребёнка.

3.Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлеченности в процессе занятий.

4.Личностно ориентированное взаимодействие: создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка.

5.Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребёнком материалов, способов работы, и степени активности.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка (3-4 лет), представленными в пяти образовательных областях.

Художественно-эстетическое развитие

 Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира природы, музыки, становление эстетического отношения к окружающему миру, реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Познавательное развитие

 Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

 Социально-коммуникативное развитие

 Направлено на развитие и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к творчеству.

 Физическое развитие

Развитие координации движений, мелкой моторики рук и флангов пальцев. Активизация волевой сферы. Формирование правильной осанки.

 Речевое развитие

 Речевое развитие включает владение речью как средством общения между людьми.

4 . Методическое обеспечение

На занятии используются различные методы и приѐмы:

  • словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет) ;
  • наглядные
  • практические
  • игровые

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Данные методы:

  • дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
  • формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу;
  • способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

    Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.

                  Часть 1. Вводная

   Настраивание детей на совместную работу, установление эмоционального контакта между  детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки.

                   Часть 2. Основная   

 На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

    Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие работы.

                  Часть 3. Завершающая

   Подводится итог  занятия, создается у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепляется  положительные эмоции  от работы на занятии, беседуя о том, что было на занятии. Основные процедуры: ритуал выхода.

На занятиях используются:

  • индивидуальные лоточки-подносы с песком для песочной     игротерапии и лепки кинетическим песком;
  • фигурки зверей, людей, предметов быта, растений и пр.
  • шаблоны-трафареты;
  • кисточки, лопаточки, грабельки и пр.

Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы

 Уже на первом можно узнать очень многое о ребёнке:

• состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);

 • уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);

• уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);

• сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены по темам);

• личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).

В течение занятия, пока маленький волшебник строит свою сказочную страну, можно выяснить:

 • уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;

 • уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);

• эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);

• стиль семейных отношений (диалоги между героями);

• уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;

• устойчивость и распределение внимания, работоспособность;

• воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).

5. Рекомендации по организации обучения и организации предметно-развивающей среды

При организации образовательного процесса следует учитывать следующие моменты:

  1. на фоне занятия может использоваться классическая расслабляющая спокойная музыка или по настрою ситуации;
  2. руки необходимо мыть до и после занятия;
  3. очистку песка от мусора, использованного материала, а так же  желательно доверить самим детям, т.к. это дополнительная стимуляция мелкой моторики и воспитание КГН.

При организации игротерапии следует учитывать следующие моменты:

  1. игротерапия проводится в основном с увлажненным песком;
  2. во время обыгрывания ситуаций при игротерапии необходимо давать высказаться каждому ребенку;
  3. установки не должны быть директивными;
  4. при затруднении составления композиций предложить на выбор несколько фигурок, либо показать сперва свой пример игры на его участке песка, затем предложить ребенку составить свой.

При организации занятий кинетическим песком:

  1. нельзя допускать увлажнение песка;
  2. в начале занятия песок в равном количестве по кусочку лежит в подносе; после использования песка желательно, чтобы дети самостоятельно собрали его снова в комочек.

Список литературы

  1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
  1. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007
  2. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.

   4.  Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.

       5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005г.
  1. З.Мариэлла Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница.(адапт.перевод с англ. Качанова И.А.) – М.: ИНТ, 2010 – 94с.
  1. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
  1. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
  1. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005
  1. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент рабочей программы воспитателя ДОО Методическая разработка Тема: « В царстве воды»

приобщать детей к экологически грамотному поведению по отношению к воде в быту и на природе; познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе; с различными явлениями и состоянием воды в окруж...

Конспекты НОД по программе "Ортобионика". Тема: «В Царстве Здоровья»

Конспекты НОД по программе "Ортобионика". Тема: «В Царстве Здоровья»...

Рабочая Программа совместной деятельности воспитателя с детьми 5 – 7 лет по художественно-эстетическому направлению «В некотором царстве, в бумажном государстве»

Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра, изоб...

"Хлебобулочное царство." Познавательно-игровая программа.

НОД  Тема: «Хлебобулочное царство»Возраст старший дошкольныйИнтеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», &laqu...

Трениговая программа "В царстве эмоций"

Данная тренинговая программа представляет собой работу с детьми 4-6 лет, имеющими нарушения в поведении и эмоциональном развитии, предполагает вовлечение родителей в решение эмоциональных проблем дете...

Развлекательная программа "В царстве гигиены"

Развлекательная программа "В царстве гигиены"...