Фрагмент рабочей программы воспитателя ДОО Методическая разработка Тема: « В царстве воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Панкова Наталья Васильевна

приобщать детей к экологически грамотному поведению по отношению к воде в быту и на природе; познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе; с различными явлениями и состоянием воды в окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка36.08 КБ

Предварительный просмотр:

Кафедра теории и методики дошкольного образования

Воронежский областной институт повышения квалификации и

Переподготовки работников образования

Фрагмент рабочей программы воспитателя ДОО

                                 Методическая разработка

                                Тема: « В царстве воды»

                                          Выполнил слушатель курсов

        повышения квалификации

        воспитателей ДОУ

        Панкова Н.В.

        МК ДОУ детский сад № 2

        Г. Острогожска

Пояснительная записка.

На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению. На фоне общего физического развития совершенствуется нервная система, улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают  достаточным  запасом двигательных умений и навыков. Появляются личные интересы мальчиков и девочек в выборе  физических упражнений и подвижных игр.

        В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной  к школе группе начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослым. Кроме сюжетно-ролевых игр у детей развиваются и другие формы игры—режиссерские,  игры-фантазии, игры с правилами. Игра продолжает являться ведущей деятельностью этого возраста.

В старшем дошкольном возрасте активно развивается диалогическая речь. Диалог приобретает  характер скоординированных  предметных и речевых действий. Формируется новая форма речи—монолог. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь ,так и характер общений ,формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы и т.д.

Старших дошкольников все больше интересует природа, различные природные явления. У них возникает особый интерес к печатному слову, математическим отношениям.

Слушая чтение книг дети сопереживают ,сочувствуют,  обсуждают действие  литературных героев. При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры.

В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета ( форма ,пропорции, цвет), замысел становится более устойчивы

Детей подготовительной группы отличает эмоционально яркая реакция на музыку. Значительно обогащается индивидуальная интерпретация  музыки.

Рисунки детей седьмого года жизни приобретают более детализованный характер. Обогащается их цветовая гамма. Более  явными становятся различия между рисунками девочек и мальчиков. Мальчики охотно изображают технику, космос, военных и т. д.  Девочки же обычно рисуют женские образы:  балерин, принцесс и т. д. Изображение  человека становится более детализированным.

        Дети подготовительной группы в значительной степени освоили  конструирование из строительного материала. Они способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям. Они быстро и правильно подбирают необходимый материал. Дети достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения.

              В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные.  

Усложняется конструирование из природного материала. Детям доступны целостные композиции по предварительному замыслу.

В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей, как предметов человеческой культуры, освоением форм позитивного общения с людьми ,развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

Общее количество детей ,посещающих подготовительную группу 29 человек. Из них 20 мальчиков и 9 девочек. Четыре ребенка с нарушением речи. Два ребенка из неполных семей.

Приоритетная образовательная область : познавательное развитие.

Тема: « В царстве воды»

Цель: приобщать детей к экологически грамотному поведению по отношению к воде в быту и на природе ; познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе; с различными явлениями и состоянием воды в окружающей среде.

Задачи: развивать познавательный интерес, навыки поисковой и экспериментальной деятельности; развивать творческие способности детей через пение ,художественную деятельность, создание поделок, рисунков, прививать навыки правильного поведения в быту и на природе ;учить понимать необходимость бережного отношения к воде ,как к природному ресурсу.

Планируемый результат:

-- результатом экспериментирования предполагается определение свойств воды ,имеющих способность меняться в зависимости от окружающей среды и воздействия на воду.

-- вывод о свойствах воды дети делают самостоятельно на основе собственного опыта по постановке эксперимента.

-- проявление инициативы и самостоятельности  в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности.

ИТОГОВОЕ МЕРОМРИЯТИЕ

ТЕМА: «РЕКИ, РЕЧКИ И МОРЯ НА ЗЕМЛЕ

ТЕКУТ НЕ ЗРЯ»

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе

        Тема: «Реки, речки и моря на Земле текут

не зря»

                Цель: обогащение представлений о водных ресурсах Земли.

                

Образовательные задачи:

        -расширять знания детей о значении воды в жизни человека;

        -закреплять у детей знания о разных состояниях воды ,о круговороте воды в природе;

-развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения;

-учить проводить элементарные опыты;

Воспитательные задачи:

-формировать бережное отношение к воде;

Развивающие задачи:

- активировать и обогащать словарь детей существительными,

прилагательными и глаголами по теме;

Оборудование:

-мультимедийное оборудование;

-фотоматериалы по теме;

-глобус;

-яблоко;

-баночки с водой;

-салфетки;

-соль;

-сундучок с буквами;

Предварительная работа:

-разучивание игры «Ручейки и река»;

-рассматривание детской энциклопедии (раздел «Наша планета Земля»);

-составление модели «Как человек воду использует»

-Ребята, я сегодня к вам пришла с удивительным сундучком. В нем находятся загадки и цветные буквы. Если вы правильно отгадаете загадки, то из букв получится нужное  слово  и вы узнаете, о чем мы сегодня будем беседовать.

-ЗАГАДКИ:

Быстро убегает,

Прямо из-под ног,

Брызгами играя

Прохладный…(ручеек)

(получают букву В)

А за поворотом

Тиха и глубока

Течет ,качая лодки,

Широкая…(река)

(получают букву О)

Облака нахмурятся,

Соберутся в кучу,

Ты увидишь черную,

Грозовую…(тучу)

(получают букву Д)

Облака и тучи

Рисовал художник

На него из тучи

Проливался…(дождик)

(получают букву А)

Ребята ,какое  слово из букв мы собрали? (Вода)

-А все ли вы знаете о воде? Например, много ли воды на Земле? Как нам

это узнать? (Можно подумать самостоятельно, можно спросить кого-то, можно посмотреть в книгах, по телевизору, в интернете).

Звучит фонограмма «Шум ручья"

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже ,в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом уползает,

На плите у вас кипит

Паром чайника шипит,

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

        Н. Рыжова.

-Вы со мной согласны ,ребята? (Согласны!) А сейчас отгадайте еще одну

мою загадку:

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывая страны,

Реки, горы, океаны. ( Глобус)

А что же такое глобус? (Модель Земли) .Правильно! Давайте рассмотрим его .Какого цвета на глобусе больше? (Голубого) А что обозначает  голубой  цвет ? (Это вода) Верно. А суша на глобусе показана желтым, зеленым и коричневым цветом. (Дети находят участки суши )Посмотрите ,ребята, здесь есть еще участки белого цвета. (Дети находят) Белым цветом на глобусе обозначены льды и снега, которые никогда не тают.

Если быстро раскрутить глобус, то покажется будто он одноцветный—голубой. А все потому, что голубой краски на нем намного больше. Значит моря и океаны на планете занимают больше места, чем суша. Чтобы вам проще было представить сколько же воды на земном шаре, давайте представим, что это яблоко и есть наша планета. Разрежем его на четыре части. Одна часть – это суша, а три других вода. Большие голубые пространства – это моря и океаны. А тоненькими ниточками изображены реки.

На нашей планете четыре океана. Вы знаете ,как они называются? (Ответы детей) Самый большой из океанов—Тихий. Поэтому он по праву носит название Великий. Назвал его Тихим древний мореплаватель Магеллан. Необыкновенно тихая погода, стоявшая во время долгого перехода через океан , и навела  его  на мысль назвать  океан Тихим. Позже мореплаватели убедились, что этот «тихоня»-- как раз самый бурный и непредсказуемый изо всех океанов.

Второй по размерам – Атлантический. Люди назвали его в честь Атланта – одного из самых сильных героев греческой мифологии.

Самый теплый океан – Индийский. Назван так, потому что омывает берега Индии, которая в древние времена считалась самой сказочной страной.

Самый маленький и самый спокойный, но зато самый холодный океан расположился на макушке Земли, вокруг Северного полюса. Он называется Северным ледовитым. Большую часть года океан дремлет ,укрывшись толстыми плавучими льдами.

А как вы думаете, ребята, где еще в природе можно встретить воду? (В реке, в озере) Правильно. Необозримы просторы морей и океанов. А главное, что вода в них не такая, как в реках. В реках и озерах вода без вкуса. Как ее еще можно назвать?(Пресная) А в морях и океанах? (Соленая) Как вы думаете, какая вода пригодна для питья? Эксперимент с пресной и соленой водой.  

Вывод детей: для питья пригодна только пресная вода.

Если открыть кран в кухне или в ванной, то из него потечет вода. Она никогда не кончается. Подумайте, откуда она берется в кране? Ведь мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. Почему так происходит? (ответы детей) Хотите я расскажу, как вода в наш дом приходит? Далеко за городом построены запруды. Там вода собирается и  «хранится» в больших озерах. Они так и называются – водохранилища. Специалисты следят, чтобы эти водоемы оставались чистыми. Потом вода по кранам и трубам поступает туда, где ее очищают ,уничтожают вредных микробов  и проверяют с помощью разных приборов. Чистая вода по трубам приходит в дома, а сильные насосы подают ее на все этажи. Поэтому в любой квартире всегда можно набрать чистой, холодной воды из крана.

Чем меньше чистой воды тратит зря, тем меньше грязной приходится очищать. Даже если вода из крана не течет, а просто капает, то за сутки зря выливается целое ведро.

Для чего человеку нужна вода? Как она нам помогает? Где мы используем воду? (Пьем, купаемся, стираем, моем пол, поливаем растения и др.)

Ребята, а ведь вода может быть очень разной. Она может бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячим паром. Вот какая она разная. Вода в природе может быть в трех состояниях: в жидком, в твердом и газообразном. Где мы можем встретить воду в жидком состоянии? (это вода рек, морей, озер, дождь, роса) А в твердом? (лед, снег, град, иней) А в газообразном? (Пар из чайника, облака)

-В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед,

Растает – и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

Вокруг оглянись,

В природу вглядись:

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница наша – вода!

Ребята, а вы знаете откуда берут свое начало реки? ( Реки начинаются с родников) Правильно. Еще их называют ключ, источник. И всегда люди  как могли оберегали родники. Они очищали их от мусора, обкладывали камушками, сооружали деревянные срубы. Вода в роднике чистая, прозрачная, еще ее называют «хрустальная» .

Дети берут в руки голубые ленточки.

Игра «Роднички и река»

-А вы знаете, ребята, что водоемы тоже могут болеть? Как же они болеют? (Загрязняется вода) Источники заражения воды – сточные воды

заводов, разливы нефти с кораблей. Люди, часто не задумываясь о своем отношении к рекам, «обижают» их, не правильно ведут себя во время отдыха на их берегах. Мы, люди, должны быть благодарны рекам за чистую воду, которую они нам дают и платить им хорошим, бережным отношением к ним.

-А как вы думаете, ребята, с помощью чего можно очистить грязную воду? (ответы детей) Сегодня мы с вами будем учиться проводить  самостоятельные исследования, как это делают настоящие ученые.

Эксперимент «Очистим воду»

-Капнем немного масла в воду, добавим мелкого мусора (кусочки пенопласта), немного земли. Можно пить такую воду? (Нет ,она  грязная) А что можно сделать, чтобы она стала чище?(Очистить от масла и мусора) А вы знаете, что это можно сделать только при помощи фильтра. Самый простой фильтр мы с вами можем сделать из обычной салфетки. Посмотрите, как я это делаю. (показать, как сделать фильтр, затем вставить его в баночку) А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно. Давайте попробуем, как работают ваши фильтры. Мы очень осторожно будем лить грязную воду в ваши баночки. А теперь аккуратно уберите ваши фильтры и посмотрите на воду. Какая стала вода? Без масла и мусора .Вот мы и узнали самый простой способ очистки воды.

-А представьте себе ,дети, что было бы, если бы на нашей планете исчезла бы вся вода?(ответы детей) А что мы с вами можем сделать, чтобы помочь природе?(На заводах и фабриках нужно ставить фильтры для очистки воды; нельзя бросать в воду мусор, а так же оставлять его на берегах рек и озер; нельзя мыть в реке машины; нужно следить за тем, чтобы вода из крана не лилась зря) Правильно, ребята . Обо всем этом вы сегодня расскажите своим родителям.

Без воды мы не сможем прожить. Погибнут растения, животные, люди. Значит  правильно  говорят, что реки, речки и моря на Земле текут не зря!  Давайте, друзья беречь воду!

Ребята, ваши родители для нас организовали фотовыставку «Вода вокруг нас». Давайте сейчас все вместе пройдем, посмотрим и обсудим увиденное.

Предварительная работа: рассматривание фотографий и открыток с изображением цветов; беседа о цветущих растениях.

Задачи: учить детей составлять полихромный цветок из трех бумажных форм, красиво сочетая их по величине и цвету; показать приемы оформления цветка ( нарезать бахромой, поворачивая бумажный круг в руке; наклеивать меньшую форму на большую, нанося клей на середину цветка;

учить вырезать листья из бумажных прямоугольников путем срезания и закругления углов;

вызывать интерес к созданию коллективной композиции из отдельных элементов;

познакомить с этикетом поздравлений.

Оборудование: готовые бумажные формы – цветные круги разного размера и цвета; ножницы; салфетки тканевые; клей; кисти; подставки для кисточек; клеенки; изображение корзины

                                         

                                                     ХОД  ЗАНЯТИЯ:

В гости к детям приходит медвежонок и рассказывает, что у его мамы Настасьи Петровны сегодня день рождения, а что подарить ей он не знает.

Воспитатель: Ребята, поможем Мишутке? Подумайте, что можно подарить на день рождения?

Дети: Открытку, игрушку ,книгу, цветы.

-- Я думаю, что медведице будет приятно получить корзину цветов, которую мы с вами сделаем своими руками. У каждого из вас на подносе лежат заготовки разной величины и цвета. Скажите, какой они формы?

Дети: Круглые и прямоугольные.

-- Берем самый большой кружок и нарезаем его бахромой, поворачивая в руке. Дальше берем круг поменьше и тоже нарезаем бахромой. Затем самый маленький. Теперь соединяем их с помощью капельки клея. Сначала на середину большого круга, затем на средний, а самый маленький—это серединка цветка. Тоже самое проделаете с кружками других цветов.

Теперь будем вырезать листья. Какого они цвета? Я срезаю уголки, закругляя их. Готовые цветы и листья мы наклеем к этой корзине.

Ребята, нам предстоит очень ответственная работа. И чтобы вы не устали и все у вас получилось, я предлагаю немного отдохнуть и приглашаю вас на прогулку.

                                         

                                            ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Вместе по лесу идем,

Не спешим, не отстаем.

Вот выходим мы на луг ( ходьба на месте)

Тысяча цветов вокруг( руки разводим в стороны)

Вот ромашка, василек,

Медуница, кашка клевер,

          И налево, и направо( повороты в стороны).

          К небу ручки потянули ( потянулись)

          Позвоночник растянули.  

          Отдохнуть мы все успели

          И на место снова сели.

-- А сейчас с хорошим настроением приступим к работе. С чего начнем работу?

Дети: Нарежем кружочки бахромой и склеим их между собой.

--Что будем делать дальше?

Дети: Будем срезать уголки у прямоугольника, чтобы получились листики.

-- Молодцы! Приступайте к работе.

( Дети выполняют работу, звучит « Вальс цветов» П.И.Чайковского )

--Молодцы, ребята, вы очень старались и у нас получилась замечательная корзина с цветами. Я думаю она понравится Мишкиной маме. (Стук в дверь. Появляется медведица)

А вот и сама именинница к нам пришла! Мы с ребятами от Мишутки узнали, что у тебя день рождения и хотим подарить эту корзину с цветами, которую дети сделали своими руками. ( Настасья Петровна всех благодарит)

А теперь давайте все вместе споем « Каравай».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектирование фрагмента рабочей программы воспитателя» по теме "Чудо своими руками" в старшей группе с учетом требований ФГОС

Программа разработана для детей старшей группы. Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальн...

Фпагмент рабочей программы воспитателя МКДОУ методическая разработка тема: "Осенний калейдоскоп ".

Данный материал направлен на уточнение и закрепление у детей представлений об осенних изменениях в природе (в жизни животных, в погоднях явлениях)....

ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Город мастеров»

ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДООМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАТема: «Город мастеров»Выполнил:слушатель кур...

ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Удивительный мир космоса»

Пояснительная запискаВозрастные особенности воспитанников группы:     На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-лич...

ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Праздники и важные события»

Цели:Сохранять и укреплять здоровье детейи сформировать у них привычкук здоровому образу жизниСпособствовать своевременномуи полноценному психическому развитиюкаждого ребёнкаОбеспечить каждому ребёнку...

ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Реализация образовательной темы «Моя семья» младшая группа 2-3 года...