ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Город мастеров»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Сенцова Марина Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

         ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: «Город мастеров»

Выполнил:

слушатель курсов

повышения квалификации

воспитателей ДОО,

Сенцова М.В.

(МБДОУ «Детский сад общеразвивающего

 вида № 177» г. Воронеж)

 

 

 

ВОРОНЕЖ  2015

Пояснительная записка

   Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников, кроме того учтены концептуальные положения используемой в ДОУ Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа представляет  собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в определенном  возрастном периоде, обеспечивает  разностороннее гармоничное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию.

В основе разработки программы:

-Федеральный Закон «Об образовании в РФ» 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ

-Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, разработанная в соответствии с ФГОС.

-Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «детский сад общеразвивающего вида №177» департамента образования  города Воронежа  (утвержден председателем департамента образования администрации города  Воронежа от г.).

-Постановление от 15 мая 2013г.№ 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» («Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного  образовательного стандарта дошкольного образования» действует с 01.01.2014г.

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

                                                  

Срок реализации программы -1 год (2015-2016 учебный год)

 

   Цели и задачи реализации рабочей программы подготовительной к школе группы «Акварельки» в соответствии с ФГОС дошкольного образования

 

Целью рабочей программы является  развитие физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических  и личностных качеств ребёнка, творческих способностей, а также  развитие предпосылок учебной деятельности.

      Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

1.Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

2.Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.

     

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

·        охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

·        обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

·        обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

·        создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

·        объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

·        формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

·        обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

·        формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим  и физиологическим особенностям детей;

·        обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

·        определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

 

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

 

 

Подготовительная к школе группа  от 6 до 7 лет – количество детей-35

Формы реализации программы: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность,  проектная деятельность.

Реализация Программы осуществляется в  форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно - эстетическое развитие ребенка, в организованной образовательной деятельности.

 

 

Возрастные особенности детей 6-7 лет.

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом, дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажи-рами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее.

Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д,

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно- творческие способности в изобразительной деятельности. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные

отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского  рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится  произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер ощущений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

 

 

Проектирование воспитательно-образовательного процесса.

При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода — интегрировать образовательную деятельность и избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Одной теме следует уделять не менее одной недели. 

Фрагмент рабочей программы

в соответствии с проектом ФГОС ДО и спецификой Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС в подготовительной к школе группе.

Содержание образовательной деятельности в рамках реализации образовательных тем

Образовательная тема недели: «Город мастеров»

Приоритетная образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

Цель: Формировать знания детей о декоративно-прикладном искусстве, воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Задачи:

- развивать эстетические чувства, художественное восприятие;

- продолжать развивать декоративное творчество детей, умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.);

- учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида;

- закреплять умение создавать композиции на силуэтах предметов и игрушек, расписывать вылепленные детьми игрушки

 

 

 

Дни

недели

Приоритетные виды детской деятельности

Непосредственно образовательная

деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы)

Образовательная деятельность в режимных моментах

по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей(виды деятельности и соответствующие формы работы)

Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы

Взаимод.

с род. /

социал.

партнерами

Понедельник-физическое развитие

Организация НОД на основе двигательной деятельности в интеграции с игровой деятельностью

Тема дня: «Народные промыслы»

Физкультура (по плану специалиста)

 

Прием детей. Утренняя гимнастика (по плану специалиста). Просмотр презентации «Народные промыслы». Физкультминутки и динамические паузы:   «Петрушка», «Матрёшки». Народные подвижные игры:  «Перетяни канат», «Плетень». Рассматривание разных видов изделий народного творчества. Мини-беседа «О народной игрушке» (использовать рассказ И. Токмаковой «Про игрушки»).  Настольный театр «К нам гости пришли»

(с использованием  филимоновской игрушки). Чтение: А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

 

Подвижные игры «Третий лишний», «Золотые ворота», «Мышеловка». Пальчиковая игра «Посуда». Сюжетно-ролевая игра «Магазин сувениров». Дидактические игры и

упражнения,

настольно печатные игры: «Найди пару», «Составь узор»,  «Узнай элементы узора», «Найди по эскизу»

 

ППС насыщена предметами и разнообразными играми соответствующей тематики. Представлены картинки с изображениями декаративно-прикладного творчества

 «Консультация для родителей «Знакомим детей с народными промыслами».

 

Вторник-социально-коммуникативное развитие

Организация НОД на основе конструирования в интеграции с коммуникативной деятельностью

Тема дня: «Хохлома»

Конструирование: «Посуда для кукол» (по мотивам хохломской) 

Прием детей. Утренняя гимнастика (по плану специалиста).

Рассказы, беседы: «Об истории промысла (Хохлома)»; о пословицах, поговорках, о труде, нравственных качествах людей. Разучивание  русских народных пословиц и поговорок. Выставка «Полочка красоты»:  размещение  предметов (изделий) народных промыслов: «хохломская посуда». Сюжетно-ролевая игра «Художественная мастерская». Дидактическая игра «Узоры Хохломы». Изготовление атрибутов для костюма (кокошники, бусы). Слушание любимых песенок. Побуждать к выполнению танцевальных движений.

Беседы о значении народного искусства в развитии страны. Составление рассказов (творческих, описательных) «Золотая хохлома». Народные подвижные игры: «Обыкновенные жмурки», «Пятнашки»

 

 

ППС насыщена предметами и разнообразными играми соответствующей тематики. Представлены картинки с изображениями декаративно - прикладного творчества

Попросить родителей  принести предметы народных промыслов: «Хохломская посуда»

Среда- познавательное развитие

Организация НОД на основе познавательно-исследовательской деятельности в интеграции с элементарной трудовой деятельностью

Тема дня: «Путешествие в гжель»

 

Наблюдения в природе:

За красивой формой листьев. За  насекомыми, птицами, цветков, яркими росписями. Решение проблемной ситуации: «Как создать уголок народных промыслов?» Экспериментирование «Делаем свистульку» (из бумаги)

Прием детей. Утренняя гимнастика (по плану специалиста).

Рассматривание альбома «Сказочная Гжель»; репродукции, экспонаты, альбомы,  открытки, книги, иллюстрации:  «Мастера Земли русской». Дидактические игры и

упражнения,

настольно печатные игры: «Узнай элементы узора», «Найди по эскизу». Задания: подбор предметов, изделий, изображений народно – прикладного искусства для создания выставки.

 

 

Подвижные игры «Третий лишний», «У медведя во бору», «Мышеловка». Пальчиковая игра «Посуда». Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка».

Дидактическая игра: «Расскажи сказку»

Игра-эксперимент «Свойства бумаги»

ППС насыщена предметами и разнообразными играми соответствующей тематики. Представлены картинки с изображениями декаративно-прикладного творчества

Пригласить маму Киры Б. с коллекцией изделий Гжели, рассказать о ней.

Четверг- речевое развитие

Организация НОД на основе восприятия художественной литературы в интеграции с изобразительной деятельностью

Тема дня: «Расписной узор»

Лепка: «Игрушка на ярмарку» - разные виды народных промыслов.

 

Прием детей. Утренняя гимнастика (по плану специалиста). Ситуативная беседа -  «Какими игрушками играли в старину?» Дидактические игры: Укрась орнаментом посуду», «Раскрась рисунок». Чтение пословиц и поговорок о труде; рассказ Волков «Зодчие» (повесть о русских ремесленниках и строителях); Пермяк Е. «Золотые колечки»; Кочнев М. «Расписной узор»: Стихотворения А. Дьяков  «Весёлая Дымка»; Лена Гулыгы «Пестрый хоровод». Игровая ситуация: «Что лишнее?». Загадки на тему «Из чего сделано?». Игра-драматизация «Жихарка» - развивать умение пересказывать сказку по ролям, передавая голосом характер героев.

Подвижные игры: «Карусель», «Не оставайся на полу», «Удочка».

Выполнение творческой работы: «Доделай, что задумал мастер»

Физ.минутка «Ярмарка»

 

Упражнение «Скажи наоборот»

ППС насыщена предметами и разнообразными играми соответствующей тематики. Представлены картинки с изображениями декаративно-прикладного творчества

1. Домашние чтения сказок и заучивание наизусть стихов, потешек.

2. Создание картотеки. (подборка художественных произведений по теме).

 

Пятница- художественно-эстетическое развитие

Организация НОД на основе музыкальной деятельности в интеграции с игровой (двигательной) деятельностью

Тема дня:

Музыка (по плану специалиста)

Прием детей. Утренняя гимнастика (по плану специалиста). Слушание: Русская народная песенка «Ой, ниточка тоненькая»

 Пение: «Весёлая кадриль» (муз. В. Тёмного,  сл. О. Левицкого)

Хороводы: «Завиток», «Во саду ли, в огороде»

Развлечение:

«Праздник свистульки», «Посиделки», «русская ярмарка»

Игра: «Прялица»

 

Подвижные игры «Золотые ворота», «Мышеловка». Пальчиковая игра «Посуда». Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка». Дидактические игры и

упражнения,

настольно печатные игры: «Найди пару», «Составь узор»,  «Узнай элементы узора», «Найди по эскизу»

 

ППС насыщена предметами и разнообразными играми соответствующей тематики. Представлены картинки с изображениями декаративно-прикладного творчества

Участие родителей в подготовке развлечения и как непосредственных участников мероприятий.

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности для подготовительной группы по изобразительному искусству "Город народных мастеров" (декоративное рисование)
 

Выполнил:

слушатель курсов

повышения квалификации

воспитателей ДОО,

Сенцова М.В.

(МБДОУ «Детский сад общеразвивающего

 вида № 177» г. Воронеж)

Цель занятия: Закрепление пройденного материала на тему  “Город мастеров”, роспись блюдца, используя элементы хохломской росписи.

Задачи:

1.     Образовательная – Через диалог, игры, проблемные вопросы к ситуации закреплять знания и навыки детей о народных художественных промыслах русский мастеров, в частности хохломских росписей. Обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы.

2.     Развивающая – Помочь детям через беседу, дидактические карты, наглядные пособия, декоративное рисование развить воображение, память, мелкую моторику руки, чувство света, эстетическое восприятие.

3.     Воспитательная – Воспитывать бережное отношение к продуктам своего и чужого творческого труда, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру.

Материалы и оборудование:

а) Для воспитателя– наглядные пособия, наглядный материал (ложки, стульчик, тарелки, самовар, бублики, платки, кружева), избушка, баба-яга, мальчик Джонни, мухоморы, кроссворд, магнитофон, кассеты с музыкой.

б) Для детей – Тарелки, сделанные предварительно методом “Папье-маше” и окрашенные в желтый цвет, кисти беличьи № 1, № 2, подставка для кистей, тряпочка, стакан с водой, краски гуашевые (черная, красная, желтая, зеленая).

Литература:

1.     “Подсобные художественные промыслы России”- В.А. Барадулин, В.А. Сидоренко, - Москва 1983 г.

2.     “Хохломская роспись” - А.О. Орлова.

3.     “Хохлома” - Н. Беаник

4.     “Я открою Вам секрет. Рисуем, мастерим, знакомимся с народными промыслами.”

Музыка: “Детские песни” Клары Румянцевой, плясовые проигрыши, “Гармоника”, баян.

Организационный момент:

В. Здравствуйте дети! У нас сегодня на уроке гости, давайте поздороваемся с ними.

Д. Здравствуйте!

В. Дети! Давайте повернемся, друг к другу лицом и подарим всем свою улыбку, чтобы весь мир вокруг нас стал светлее и прекраснее! (Музыка К. Румянцевой “Улыбка”).

Молодцы. На наших занятиях мы узнали много интересного о народных промыслах России, а сегодня я предлагаю вам отправиться в город, где живут и работают народные мастера и умельцы. Хотите?

Д. Да! Хотим!

В. Тогда закройте свои глазки и представьте, как мы из городской суеты, от гула машин, множества домов и пешеходов перенеслись в волшебный, тихий уголок. Мы сошли с поезда и идем по узкой тропинке в лесу с могучими деревьями, а вокруг растут грибы: белые, подберезовики… и никто их не собирает… Вы слышите, как поют птицы?

Д. Да.

В. Лес, будто живой… Тише, на полянке стоит избушка на курьих ножках. Пройдем мимо нее как можно тише, чтобы не разбудить хозяйку этого дома. Вот уже за холмом виднеется деревня. А это пастух погнал коров на пастбище. Ой! Ребята, а вот и первый дом, хотите в него заглянуть и посмотреть, где живут и творят русские мастера.

Д. Да! Хотим.

(Учитель снимает платок и накидывает его на себя. Под платком находятся изделия, расписанные хохломской росписью, кухонная утварь).

Беседа:

В. (в роли хозяйки дома). Здравствуйте детки! Рада видеть вас в своем доме!

Д. Здравствуйте! (звучит русская народная музыка, баян).

В. Проходите, проходите миленькие. Осмотритесь, здесь отовсюду веет стариной. Посмотрите на интересную мебель и красочную кухонную утварь.

Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы.

Как это называется?

Д. Хохлома!

В. Правильно.

Вы не знаете, ребята,
От чего и почему,
Очень часто называют
Золотую Хохлому?
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома?
Может, всюду там сияют
Золотые терема?
Деревянная, резная
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой, -
Вот чем славится она.
Этот тонкий, этот дивный
Золотистый завиток!
Раз увидишь, не забудешь,
И хотел бы, да не смог.

А какие краски используют мастера для хохломской росписи?

Д. Золотой, желтый, красный, черный, зеленый.

В. Правильно! Молодцы. А чем рисуются “брусничка”, “смородинка”, “рябинка”.?

Д. Тычком.

В. А как нарисовать “капельки”?

Д. Нужно приложить кисть к бумаге.

В. Правильно. “Капельки” рисуются методом “примакивания”.

Раз вы такие умненькие и все знаете, тогда расскажите мне, когда появилась хохломская роспись?

Д. В XVI веке.

В. А кто придумал такой способ “золотой” посуды?

Д. Иконописцы-старообрядцы.

В. Правильно. И это вы знаете! Посмотрите, у меня два блюдца, чем они отличаются?

Д. Первое – “верховое” письмо, а второе – фоновое.

В. Молодцы. На этом блюдце роспись положили на золотой фон, а на этом золотые детали оставили золотыми, а фон закрасили черным (или красным).

А теперь давайте поиграем.

Д. Давайте!

В. Посмотрите сюда. Я вам буду показывать узор, а вы мне будете говорить на какой посуде его нарисовал мастер.

Д. Хорошо.

1-1

2-4

3-3

4-2

5,4-2,5

В. Замечательно! Вы ответили на все мои вопросы, значит много знаете о хохломской росписи.

Ой! Что это? Вы слышали?. Кто зовет на помощь…

(Звучит песня К. Румянцевой “Мальчик Джонни”

А.. Это Баба-Яга похитила маленького мальчика Джонни и хочет им сегодня отобедать. Но мы можем ему помочь. Баба-Яга очень любит загадывать загадки. И если мы отгадаем все ее загадки, она отпустит мальчика. Поможем мальчику Джонни?

Д. Да! Конечно!

В. Но Баба-Яга, очень хитрая, и она усложнила нам задачу и из своих загадок.

Вы умеете разгадывать загадки?

Д. Да.

В. Тогда начнем.

Хохлома

Посуда не простая,
А точно – золотая! 
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она-
Золотая Хохлома.

Дымково

Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
С голосами тонкими, 
Пестрыми фигурками. 
Кошечками Мурками,
Расписными петухами,
Курицами, индюками,
Змейки, ленточки и точки.
Клетки, кольца, завиточки,
Веселит, ласкает взор
Пестрый Дымковый узор.

Гжель.

Чашка эта голубая 
О зиме напомнит вдруг:
На снегу холодном тает
Не расстает синий луг. 
Рассветают на морозе 
Хризантемы и ромашки.
Колокольчики и розы.
Украшают чашки, вазы
Сколько блеска, сколько глянца
В сине-белом том фасьянсе!
Неужели, неужели
В Вашем доме нету Гжели?

Городец

Была доска некрашеной,
Простою, неприглядной,
А стала разукрашенной,
И празднично нарядной.
В руках умельца досочка
Узором заиграет,
Гирляндою из розочек.
Украшена по краю
Вот барыня-красавица
Понравилась лихому молодцу,
Идут они гуляют по Городцу.

Матрешка.

Веселушки, хохотушки, 
Деревянные подружки, 
Любят в прятки поиграть,
И попеть, и поплясать. 
Не нарадуется взгляд,
Если выстроиться в ряд,
А попрячутся друг в дружку -
Видишь старую подружку.
Нарумяненные щечки,
Разноцветные платочки
Сарафанчики в горошек,
У семеновских матрешек.

Жостово

Вот черный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
На нем бликами летними солнце играет,
Каймой золотой по краю сверкает
Как же, как же называется поднос?

Кружево

Вологодская избушка,
В небе ясная луна,
Одинокая старушка
Засиделась у окна.
Труд у бабки Пелагеи
С молодых годов в чести.
Принялась за рукоделье -
Стала кружево плести.

Мы отгадали все загадки Бабы-Яги и мальчик Джонни - свободен.

Физ. Минутка «Петрушка».

Продуктивная деятельность.

В. У меня и самовар вскипел, и бублики я сегодня на ярмарке купила, пирожки испекла. А блюдечек, чтобы угостить вас - нет, все на ярмарке сегодня утром продала. Может вы сами для себя, их распишите и тогда устроим чаепитие.

Д. Хорошо.

(Дети расписывают блюдца)

В. На доску я повесила все элементы хохломской росписи, чтобы вам легче было составить узор. Дети расписывают блюдечко, используя элементы хохломского узора.

Итог.

В. Молодцы! Вы поработали на славу, поставьте их пожалуйста сюда, на стол. А сейчас отправимся чай пить. (Выставка детского творчества).

(выставка детских работ и анализ)

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сегодня продолжают хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью.

И с ними в наш дом приходит красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.

А теперь, давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдем пить чай с бубликами и пирожками.

Д. До свидания. Спасибо.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachet_sentsova_mv.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

        ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: «Город мастеров»

Выполнил:

слушатель курсов

повышения квалификации

воспитателей ДОО,

Сенцова М.В.

(МБДОУ «Детский сад общеразвивающего

 вида № 177» г. Воронеж)

ВОРОНЕЖ  2015 

Пояснительная записка

   Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников, кроме того учтены концептуальные положения используемой в ДОУ Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа представляет  собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в определенном  возрастном периоде, обеспечивает  разностороннее гармоничное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию.

В основе разработки программы:

-Федеральный Закон «Об образовании в РФ» 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ

-Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, разработанная в соответствии с ФГОС.

-Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «детский сад общеразвивающего вида №177» департамента образования  города Воронежа  (утвержден председателем департамента образования администрации города  Воронежа от г.).

-Постановление от 15 мая 2013г.№ 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» («Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного  образовательного стандарта дошкольного образования» действует с 01.01.2014г.

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

                                                   

Срок реализации программы -1 год (2015-2016 учебный год)

   Цели и задачи реализации рабочей программы подготовительной к школе группы «Акварельки» в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Целью рабочей программы является  развитие физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических  и личностных качеств ребёнка, творческих способностей, а также  развитие предпосылок учебной деятельности.

      Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

1.Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

2.Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.

     

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим  и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Подготовительная к школе группа  от 6 до 7 лет – количество детей-35

Формы реализации программы: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность,  проектная деятельность.

Реализация Программы осуществляется в  форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно - эстетическое развитие ребенка, в организованной образовательной деятельности.

 

Возрастные особенности детей 6-7 лет.

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом, дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажи-рами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее.

Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д,

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно- творческие способности в изобразительной деятельности. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные

отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского  рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится  произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер ощущений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

 

Проектирование воспитательно-образовательного процесса.

При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода — интегрировать образовательную деятельность и избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Одной теме следует уделять не менее одной недели.  

Фрагмент рабочей программы

в соответствии с проектом ФГОС ДО и спецификой Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС в подготовительной к школе группе.

Содержание образовательной деятельности в рамках реализации образовательных тем

Образовательная тема недели: «Город мастеров»

Приоритетная образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

Цель: Формировать знания детей о декоративно-прикладном искусстве, воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Задачи:

- развивать эстетические чувства, художественное восприятие;

- продолжать развивать декоративное творчество детей, умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.);

- учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида;

- закреплять умение создавать композиции на силуэтах предметов и игрушек, расписывать вылепленные детьми игрушки

Дни

недели

Приоритетные виды детской деятельности

Непосредственно образовательная

деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы)

Образовательная деятельность в режимных моментах

по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности

Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей(виды деятельности и соответствующие формы работы)

Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы

Взаимод.

с род. /

социал.

партнерами

Понедельник-физическое развитие

Организация НОД на основе двигательной деятельности в интеграции с игровой деятельностью

Тема дня: «Народные промыслы»

Физкультура (по плану специалиста)

Прием детей. Утренняя гимнастика (по плану специалиста). Просмотр презентации «Народные промыслы». Физкультминутки и динамические паузы:   «Петрушка», «Матрёшки». Народные подвижные игры:  «Перетяни канат», «Плетень». Рассматривание разных видов изделий народного творчества. Мини-беседа «О народной игрушке» (использовать рассказ И. Токмаковой «Про игрушки»).  Настольный театр «К нам гости пришли»

(с использованием  филимоновской игрушки). Чтение: А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Подвижные игры «Третий лишний», «Золотые ворота», «Мышеловка». Пальчиковая игра «Посуда». Сюжетно-ролевая игра «Магазин сувениров». Дидактические игры и

упражнения,

настольно печатные игры: «Найди пару», «Составь узор»,  «Узнай элементы узора», «Найди по эскизу»

ППС насыщена предметами и разнообразными играми соответствующей тематики. Представлены картинки с изображениями декаративно-прикладного творчества

 «Консультация для родителей «Знакомим детей с народными промыслами».

Вторник-социально-коммуникативное развитие

Организация НОД на основе конструирования в интеграции с коммуникативной деятельностью

Тема дня: «Хохлома»

Конструирование: «Посуда для кукол» (по мотивам хохломской) 

Прием детей. Утренняя гимнастика (по плану специалиста).

Рассказы, беседы: «Об истории промысла (Хохлома)»; о пословицах, поговорках, о труде, нравственных качествах людей. Разучивание  русских народных пословиц и поговорок. Выставка «Полочка красоты»:  размещение  предметов (изделий) народных промыслов: «хохломская посуда». Сюжетно-ролевая игра «Художественная мастерская». Дидактическая игра «Узоры Хохломы». Изготовление атрибутов для костюма (кокошники, бусы). Слушание любимых песенок. Побуждать к выполнению танцевальных движений.

Беседы о значении народного искусства в развитии страны. Составление рассказов (творческих, описательных) «Золотая хохлома». Народные подвижные игры: «Обыкновенные жмурки», «Пятнашки»

ППС насыщена предметами и разнообразными играми соответствующей тематики. Представлены картинки с изображениями декаративно - прикладного творчества

Попросить родителей  принести предметы народных промыслов: «Хохломская посуда»

Среда- познавательное развитие

Организация НОД на основе познавательно-исследовательской деятельности в интеграции с элементарной трудовой деятельностью

Тема дня: «Путешествие в гжель»

Наблюдения в природе:

За красивой формой листьев. За  насекомыми, птицами, цветков, яркими росписями. Решение проблемной ситуации: «Как создать уголок народных промыслов?» Экспериментирование «Делаем свистульку» (из бумаги)

Прием детей. Утренняя гимнастика (по плану специалиста).

Рассматривание альбома «Сказочная Гжель»; репродукции, экспонаты, альбомы,  открытки, книги, иллюстрации:  «Мастера Земли русской». Дидактические игры и

упражнения,

настольно печатные игры: «Узнай элементы узора», «Найди по эскизу». Задания: подбор предметов, изделий, изображений народно – прикладного искусства для создания выставки.

 

Подвижные игры «Третий лишний», «У медведя во бору», «Мышеловка». Пальчиковая игра «Посуда». Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка».

Дидактическая игра: «Расскажи сказку»

Игра-эксперимент «Свойства бумаги»

ППС насыщена предметами и разнообразными играми соответствующей тематики. Представлены картинки с изображениями декаративно-прикладного творчества

Пригласить маму Киры Б. с коллекцией изделий Гжели, рассказать о ней.

Четверг- речевое развитие

Организация НОД на основе восприятия художественной литературы в интеграции с изобразительной деятельностью

Тема дня: «Расписной узор»

Лепка: «Игрушка на ярмарку» - разные виды народных промыслов.

Прием детей. Утренняя гимнастика (по плану специалиста). Ситуативная беседа -  «Какими игрушками играли в старину?» Дидактические игры: Укрась орнаментом посуду», «Раскрась рисунок». Чтение пословиц и поговорок о труде; рассказ Волков «Зодчие» (повесть о русских ремесленниках и строителях); Пермяк Е. «Золотые колечки»; Кочнев М. «Расписной узор»: Стихотворения А. Дьяков  «Весёлая Дымка»; Лена Гулыгы «Пестрый хоровод». Игровая ситуация: «Что лишнее?». Загадки на тему «Из чего сделано?». Игра-драматизация «Жихарка» - развивать умение пересказывать сказку по ролям, передавая голосом характер героев.

Подвижные игры: «Карусель», «Не оставайся на полу», «Удочка».

Выполнение творческой работы: «Доделай, что задумал мастер»

Физ.минутка «Ярмарка»

Упражнение «Скажи наоборот»

ППС насыщена предметами и разнообразными играми соответствующей тематики. Представлены картинки с изображениями декаративно-прикладного творчества

1. Домашние чтения сказок и заучивание наизусть стихов, потешек.

2. Создание картотеки. (подборка художественных произведений по теме).

Пятница- художественно-эстетическое развитие

Организация НОД на основе музыкальной деятельности в интеграции с игровой (двигательной) деятельностью

Тема дня:

Музыка (по плану специалиста)

Прием детей. Утренняя гимнастика (по плану специалиста). Слушание: Русская народная песенка «Ой, ниточка тоненькая»

 Пение: «Весёлая кадриль» (муз. В. Тёмного,  сл. О. Левицкого)

Хороводы: «Завиток», «Во саду ли, в огороде»

Развлечение:

«Праздник свистульки», «Посиделки», «русская ярмарка»

Игра: «Прялица»

Подвижные игры «Золотые ворота», «Мышеловка». Пальчиковая игра «Посуда». Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка». Дидактические игры и

упражнения,

настольно печатные игры: «Найди пару», «Составь узор»,  «Узнай элементы узора», «Найди по эскизу»

ППС насыщена предметами и разнообразными играми соответствующей тематики. Представлены картинки с изображениями декаративно-прикладного творчества

Участие родителей в подготовке развлечения и как непосредственных участников мероприятий.

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Конспект непосредственно образовательной деятельности для подготовительной группы по изобразительному искусству "Город народных мастеров" (декоративное рисование)

Выполнил:

слушатель курсов

повышения квалификации

воспитателей ДОО,

Сенцова М.В.

(МБДОУ «Детский сад общеразвивающего

 вида № 177» г. Воронеж)

Цель занятия: Закрепление пройденного материала на тему  “Город мастеров”, роспись блюдца, используя элементы хохломской росписи.

Задачи:

  1. Образовательная – Через диалог, игры, проблемные вопросы к ситуации закреплять знания и навыки детей о народных художественных промыслах русский мастеров, в частности хохломских росписей. Обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы.
  2. Развивающая – Помочь детям через беседу, дидактические карты, наглядные пособия, декоративное рисование развить воображение, память, мелкую моторику руки, чувство света, эстетическое восприятие.
  3. Воспитательная – Воспитывать бережное отношение к продуктам своего и чужого творческого труда, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру.

Материалы и оборудование:

а) Для воспитателя– наглядные пособия, наглядный материал (ложки, стульчик, тарелки, самовар, бублики, платки, кружева), избушка, баба-яга, мальчик Джонни, мухоморы, кроссворд, магнитофон, кассеты с музыкой.

б) Для детей – Тарелки, сделанные предварительно методом “Папье-маше” и окрашенные в желтый цвет, кисти беличьи № 1, № 2, подставка для кистей, тряпочка, стакан с водой, краски гуашевые (черная, красная, желтая, зеленая).

Литература:

  1. “Подсобные художественные промыслы России”- В.А. Барадулин, В.А. Сидоренко, - Москва 1983 г.
  2. “Хохломская роспись” - А.О. Орлова.
  3. “Хохлома” - Н. Беаник
  4. “Я открою Вам секрет. Рисуем, мастерим, знакомимся с народными промыслами.”

Музыка: “Детские песни” Клары Румянцевой, плясовые проигрыши, “Гармоника”, баян.

Организационный момент:

В. Здравствуйте дети! У нас сегодня на уроке гости, давайте поздороваемся с ними.

Д. Здравствуйте!

В. Дети! Давайте повернемся, друг к другу лицом и подарим всем свою улыбку, чтобы весь мир вокруг нас стал светлее и прекраснее! (Музыка К. Румянцевой “Улыбка”).

Молодцы. На наших занятиях мы узнали много интересного о народных промыслах России, а сегодня я предлагаю вам отправиться в город, где живут и работают народные мастера и умельцы. Хотите?

Д. Да! Хотим!

В. Тогда закройте свои глазки и представьте, как мы из городской суеты, от гула машин, множества домов и пешеходов перенеслись в волшебный, тихий уголок. Мы сошли с поезда и идем по узкой тропинке в лесу с могучими деревьями, а вокруг растут грибы: белые, подберезовики… и никто их не собирает… Вы слышите, как поют птицы?

Д. Да.

В. Лес, будто живой… Тише, на полянке стоит избушка на курьих ножках. Пройдем мимо нее как можно тише, чтобы не разбудить хозяйку этого дома. Вот уже за холмом виднеется деревня. А это пастух погнал коров на пастбище. Ой! Ребята, а вот и первый дом, хотите в него заглянуть и посмотреть, где живут и творят русские мастера.

Д. Да! Хотим.

(Учитель снимает платок и накидывает его на себя. Под платком находятся изделия, расписанные хохломской росписью, кухонная утварь).

Беседа:

В. (в роли хозяйки дома). Здравствуйте детки! Рада видеть вас в своем доме!

Д. Здравствуйте! (звучит русская народная музыка, баян).

В. Проходите, проходите миленькие. Осмотритесь, здесь отовсюду веет стариной. Посмотрите на интересную мебель и красочную кухонную утварь.

Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы.

Как это называется?

Д. Хохлома!

В. Правильно.

Вы не знаете, ребята,
От чего и почему,
Очень часто называют
Золотую Хохлому?
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома?
Может, всюду там сияют
Золотые терема?
Деревянная, резная
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой, -
Вот чем славится она.
Этот тонкий, этот дивный
Золотистый завиток!
Раз увидишь, не забудешь,
И хотел бы, да не смог.

А какие краски используют мастера для хохломской росписи?

Д. Золотой, желтый, красный, черный, зеленый.

В. Правильно! Молодцы. А чем рисуются “брусничка”, “смородинка”, “рябинка”.?

Д. Тычком.

В. А как нарисовать “капельки”?

Д. Нужно приложить кисть к бумаге.

В. Правильно. “Капельки” рисуются методом “примакивания”.

Раз вы такие умненькие и все знаете, тогда расскажите мне, когда появилась хохломская роспись?

Д. В XVI веке.

В. А кто придумал такой способ “золотой” посуды?

Д. Иконописцы-старообрядцы.

В. Правильно. И это вы знаете! Посмотрите, у меня два блюдца, чем они отличаются?

Д. Первое – “верховое” письмо, а второе – фоновое.

В. Молодцы. На этом блюдце роспись положили на золотой фон, а на этом золотые детали оставили золотыми, а фон закрасили черным (или красным).

А теперь давайте поиграем.

Д. Давайте!

В. Посмотрите сюда. Я вам буду показывать узор, а вы мне будете говорить на какой посуде его нарисовал мастер.

Д. Хорошо.

1-1

2-4

3-3

4-2

5,4-2,5

В. Замечательно! Вы ответили на все мои вопросы, значит много знаете о хохломской росписи.

Ой! Что это? Вы слышали?. Кто зовет на помощь…

(Звучит песня К. Румянцевой “Мальчик Джонни”

А.. Это Баба-Яга похитила маленького мальчика Джонни и хочет им сегодня отобедать. Но мы можем ему помочь. Баба-Яга очень любит загадывать загадки. И если мы отгадаем все ее загадки, она отпустит мальчика. Поможем мальчику Джонни?

Д. Да! Конечно!

В. Но Баба-Яга, очень хитрая, и она усложнила нам задачу и из своих загадок.

Вы умеете разгадывать загадки?

Д. Да.

В. Тогда начнем.

Хохлома

Посуда не простая,
А точно – золотая! 
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она-
Золотая
Хохлома.

Дымково

Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
С голосами тонкими, 
Пестрыми фигурками. 
Кошечками Мурками,
Расписными петухами,
Курицами, индюками,
Змейки, ленточки и точки.
Клетки, кольца, завиточки,
Веселит, ласкает взор
Пестрый
Дымковый узор.

Гжель.

Чашка эта голубая 
О зиме напомнит вдруг:
На снегу холодном тает
Не расстает синий луг. 
Рассветают на морозе 
Хризантемы и ромашки.
Колокольчики и розы.
Украшают чашки, вазы
Сколько блеска, сколько глянца
В сине-белом том фасьянсе!
Неужели, неужели
В Вашем доме нету
Гжели?

Городец

Была доска некрашеной,
Простою, неприглядной,
А стала разукрашенной,
И празднично нарядной.
В руках умельца досочка
Узором заиграет,
Гирляндою из розочек.
Украшена по краю
Вот барыня-красавица
Понравилась лихому молодцу,
Идут они гуляют по
Городцу.

Матрешка.

Веселушки, хохотушки, 
Деревянные подружки, 
Любят в прятки поиграть,
И попеть, и поплясать. 
Не нарадуется взгляд,
Если выстроиться в ряд,
А попрячутся друг в дружку -
Видишь старую подружку.
Нарумяненные щечки,
Разноцветные платочки
Сарафанчики в горошек,
У семеновских
матрешек.

Жостово

Вот черный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
На нем бликами летними солнце играет,
Каймой золотой по краю сверкает
Как же, как же называется поднос?

Кружево

Вологодская избушка,
В небе ясная луна,
Одинокая старушка
Засиделась у окна.
Труд у бабки Пелагеи
С молодых годов в чести.
Принялась за рукоделье -
Стала
кружево плести.

Мы отгадали все загадки Бабы-Яги и мальчик Джонни - свободен.

Физ. Минутка «Петрушка».

Продуктивная деятельность.

В. У меня и самовар вскипел, и бублики я сегодня на ярмарке купила, пирожки испекла. А блюдечек, чтобы угостить вас - нет, все на ярмарке сегодня утром продала. Может вы сами для себя, их распишите и тогда устроим чаепитие.

Д. Хорошо.

(Дети расписывают блюдца)

В. На доску я повесила все элементы хохломской росписи, чтобы вам легче было составить узор. Дети расписывают блюдечко, используя элементы хохломского узора.

Итог.

В. Молодцы! Вы поработали на славу, поставьте их пожалуйста сюда, на стол. А сейчас отправимся чай пить. (Выставка детского творчества).

(выставка детских работ и анализ)

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сегодня продолжают хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью.

И с ними в наш дом приходит красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.

А теперь, давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдем пить чай с бубликами и пирожками.

Д. До свидания. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектирование фрагмента рабочей программы воспитателя» по теме "Чудо своими руками" в старшей группе с учетом требований ФГОС

Программа разработана для детей старшей группы. Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальн...

Фрагмент рабочей программы воспитателя ДОО Методическая разработка Тема: « В царстве воды»

приобщать детей к экологически грамотному поведению по отношению к воде в быту и на природе; познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе; с различными явлениями и состоянием воды в окруж...

Фпагмент рабочей программы воспитателя МКДОУ методическая разработка тема: "Осенний калейдоскоп ".

Данный материал направлен на уточнение и закрепление у детей представлений об осенних изменениях в природе (в жизни животных, в погоднях явлениях)....

ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Удивительный мир космоса»

Пояснительная запискаВозрастные особенности воспитанников группы:     На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-лич...

ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Праздники и важные события»

Цели:Сохранять и укреплять здоровье детейи сформировать у них привычкук здоровому образу жизниСпособствовать своевременномуи полноценному психическому развитиюкаждого ребёнкаОбеспечить каждому ребёнку...

ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Реализация образовательной темы «Моя семья» младшая группа 2-3 года...