Воспитание первоначальных черт коллективизма у детей старшего возраста 18.10.2020
консультация (старшая группа)

Хисматова Екатерина Владимировна

Коллективизм - нравственное качество, проявляющееся в чувстве товарищества, принадлежности к коллективу, долга перед ним, умении при необходимости подчинять личные интересы с  общественными. Быть коллективистом значит осознавать себя частью коллектива, жить его интересами, вносить свой вклад в его успехи и достижения.  Коллективизм носит высокоидейный и гуманистический характер, предполагает всестороннее развитие личности каждого члена коллектива. Педагогика рассматривает коллектив как условие всестороннего развития личности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №6 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район

Воспитание первоначальных черт

коллективизма у детей

старшего дошкольного возраста

Туймазы 2020г.

Коллектив - это группа людей, объединенных общественно значимыми целями, деятельностью, направленной на осуществление этих целей, общими   интересами,  ответственностью друг перед другом.

Коллективизм - нравственное качество, проявляющееся в чувстве товарищества, принадлежности к коллективу, долга перед ним, умении при необходимости подчинять личные интересы с  общественными. Быть коллективистом значит осознавать себя частью коллектива, жить его интересами, вносить свой вклад в его успехи и достижения.  Коллективизм носит высокоидейный и гуманистический характер, предполагает всестороннее развитие личности каждого члена коллектива. Педагогика рассматривает коллектив как условие всестороннего развития личности.

В коллективе человек вступает в общение с другими людьми, накапливает опыт сотрудничества, сопереживания, совместных усилий, направленных на достижение общих целей. Здесь ярче раскрываются и успешнее развиваются индивидуальные способности, интересы; взаимное влияние разных индивидуальностей обогащает всех членов коллектива.

Только в коллективе человек чувствует себя  свободным  и нужным, окруженным заботой, вниманием; это укрепляет в нем веру в свои силы, способствует росту самосознания, чувства собственного достоинства. Коллектив - условие формирования   личности .

«Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода»,- так оценивали К. Маркс и Ф. Энгельс роль коллектива. Коллектив не поглощает личность, «...лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиваться».

Одной из важнейших задач  научить детей работать и жить коллективно. «Чем раньше начинает ребенок жить коллективной жизнью, тем больше шансов, что из него вырастет   настоящий  человек , умеющий всей душой отдаваться общему делу». Основным средством воспитания коллективизма,  это  совместная  деятельность, общие переживания детей .

A. С. Макаренко  придавал большое значение коллективу как условию всестороннего развития личности. Он выдвинул и обосновал один из принципов советской педагогики: «воспитание в коллективе, для коллектива, через коллектив».

Создание коллектива А. С. Макаренко считал целью и средством воспитания, так как ребенок проходит в нем школу подготовки к общественной жизни. Коллектив он рассматривал как средство воздействия на воспитанника. «Человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами эта личность ни обладала»,- писал А. С. Макаренко.

Организация автономной жизни дошкольника – главная задача направляющей деятельности воспитателя.

Самостоятельность ребенка и направляющая деятельность воспитателя.

Для самодеятельности личности исключительно важно наличие цели и перспективы, поскольку они служат проводниками между внутренним духовным миром личности и ее внешними проявлениями.

Однако у детей ни цель, ни перспектива не могут возникать сами по себе. Их появление у ребенка может произойти только под руководством имеющего цель воспитания. Сознательные действия ребенка на практике организуются целенаправленным воздействием – руководством. При бесцельном воспитании не может возникнуть цели и у ребенка. Имеющего цель ребенка может вырастить только имеющий цель воспитатель. Цель его – быть посредником между детьми; используя мастерство, он руководит действиями.

Например, цель воспитателя «ребенок, уважающий товарищей» - должна передаваться малышу посредством мастерства педагога. Специфика педагогического воздействия заключается в том, что ребенок не только, субъект, имеющий свой внутренний мир, он и объект воздействия педагогической методики.

Дошкольный возраст - первый этап в формировании у детей чувства коллективизма. Коллективизм - нравственное качество, проявляющееся в чувстве товарищества, принадлежности к коллективу, долга перед ним, умении при необходимости подчинять личные интересы общественным. Быть коллективистом значит осознавать себя частью коллектива, жить его интересами, вносить свой вклад в его успехи и достижения, радуясь им.

Воспитывать коллективизм - значит, организуя детскую жизнь и деятельность, развивать у детей желание и умение сообща выполнять работу, вместе дружно играть, заботиться о каждом и каждому, обо всех.

Воспитание детей не может осуществляться каким-либо одним методом или средством. В педагогическом процессе используется целый комплекс методов и приемов, направленных на формирование коллективизма у детей старшего дошкольного возраста. Эти методы можно условно сгруппировать.

Первая группа методов обеспечивает создание у детей практического опыта общественного поведения. К ним можно отнести метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения, воспитания нравственных привычек.

Основной смысл его заключается в том, что детей систематически в самых разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе. Детей приучают к помощи и взаимопомощи, к проявлению заботы о младших, о старших, воспитывают правдивость, скромность.

Приучение осуществляется с помощью упражнения, при этом побуждение к поступку, действию сочетается с влиянием на чувства ребенка, на его сознание. Систематическое приучение исключительно важно для формирования положительных поступков. Педагог на общих делах побуждает детей к сопереживанием.

Совместная уборка групповой комнаты или участка, ожидание предстоящей экскурсии или подготовка к празднику, увлекательная игра или интересное занятие при целенаправленном руководстве педагога становятся средством создания у детей общих переживаний, сближающих их.

Всего несколько фраз, обращенных к ребятам, но они заставляют их думать о том, что сегодня кого-то нет в этой дружной семье, его ждут, ему надо посочувствовать. Так воспитатель побуждает ребят беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему. Педагог содействует проявлению детьми заботы об окружающих, видя в этом истоки дружеских, товарищеских отношений. Вместе с опытом заботы о других к детям приходит понимание, что значит "одни -- за всех, все -- за одного".

 Метод приучения дает наибольший эффект, если он сочетается с использованием примера взрослого или других детей. Но чтобы ребенок начал действовать по примеру старшего или сверстника, необходимо желание быть похожим на того, кто затронул его чувства, направил деятельность. Педагог при помощи общественного мнения старается закрепить пример положительных дружеских взаимоотношений детей.

При случае он отмечает: "Валя настоящий товарищ -- сам вызвался помочь Лене", "Лиля всегда делится тем, что у нее есть, с другими, поэтому и ребята ничего для нее не жалеют", "Таня помогла в беде Насте. Так всегда поступают настоящие друзья".

Таким образом, пример товарищеских проявлений одних детей воспитатель стремится сделать достоянием других, создать у них желание подражать. Следует подчеркнуть значение целенаправленного наблюдения, организуемого педагогом. С этой целью педагог организует наблюдения детей за окружающей жизнью, насыщенной фактами заботы человека о человеке, показывая на повседневных примерах, что эти отношения строятся по принципу "человек человеку -- друг, товарищ и брат". Эта задача решается на занятиях, экскурсиях, прогулках, а также в самом обычном, повседневном.

Можно использовать и показ действия. Этот тоже эффективный метод, с его помощью формируется такое, например, важное качество, как самостоятельность. В условиях жизни ребенка в детском саду самостоятельность приобретает ярко выраженный нравственный, общественный аспект. К первой группе методов относится также метод организации совместной деятельности, которая в старшем дошкольном возрасте, носит общественно полезный характер.

Организуя коллективную деятельность, педагог может по-разному объединять детей для достижения общего результата, с учетом опыта их коллективного взаимодействия. В первую очередь это совместный, коллективный труд детей (например, уборка групповой комнаты, участка, посадка кустарников, цветов, сбор семян растений для посадок и подкормки птиц, изготовление игрушек и других предметов для подарков взрослым к 8 Марта и др.). Важно дать детям почувствовать себя творцами общих дел для других: "Это сделали мы для малышей", "Порадуем наших мам", "Сделаем приятное для воспитателя, няни". Хорошо, когда дети становятся участниками добрых дел, выходящих за пределы своей группы. Самым простым является объединение детей общей целью и общим результатом.

При этом планирование и совершение действий каждым участником деятельности происходит автономно. Например, приняв общую цель - сделать пригласительные билеты на концерт для родителей, каждый ребенок разрабатывает и осуществляет свой вариант оформления такого билета. В результате все родители получают приглашения на праздник, а детский коллектив испытывает чувство радости от полученного результата.

Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы.

При такой организации между детьми возникают более тесные отношения сотрудничества, понимание важности совместных усилий для достижения общего результата, что способствует укреплению дружеских взаимоотношений между детьми. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах. Например, дети с удовольствием участвуют в оформлении панно на стене групповой комнаты "Волшебная страна Детства".

 Разделившись по собственному желанию на подгруппы, дети самостоятельно решают вопросы о том, какой сюжет будет отражен их группой на общем изобразительном поле.

В процессе накопления опыта жизни в коллективе (группе) сверстников, рядом с понятиями "я", "мне", "мое" появляются понятия "мы", "нам", "наши", причем, иногда они отодвигают личное начало на задний план, хотя первый ряд понятий был господствующим в жизни ребенка до его поступления в детский сад. Это значит, что дети начинают осознавать себя как часть коллектива и готовы иногда подчинить свои личные интересы общим. Это отнюдь не означает стирания индивидуальности или игнорирования, подавления личных интересов и потребностей каждого ребенка. Быть хорошим товарищем - значит чувствовать себя равным среди равных, замечать тех, кто рядом, о них заботиться, при этом знать, что ты не одинок, что и о тебе думают, проявляют внимание твои товарищи.

Задача Педагога -- руководить детской деятельностью, придавая ей общественную направленность. Совместную деятельность можно считать воспитывающей, если она формирует у детей нравственные чувства и поступки, вызывает доброжелательность, стремление помогать друг другу, добиваться общими усилиями поставленной цели. В формировании у детей коллективизма особое место принадлежит игре. Объединяясь в игровые коллективы, дети учатся умению действовать сообща, приобретают опыт общественных отношений. Воспитатель, руководя играми, придает отношениям детей дух доброжелательности, учит их проявлять внимание к партнерам, уважать мнение большинства, делиться игрушками, договариваться, следовать правилам игры, а при необходимости уступать, ждать, помогать.

 Организуя игру, руководя ею, воспитатель воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. Становясь участником игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняться правилам, которые устанавливаются в игре.

Яркие впечатления детства связаны с праздничными утренниками в детском саду, с вечерами веселых развлечений. Детей сплачивает нетерпеливое ожидание праздников, совместная подготовка к ним.

Праздники в детском саду используются и для воспитания у детей общительности, гостеприимства. Активное участие работников детского сада в проведении праздников доставляет детям большую радость и создает у них ощущение того, что детский сад - это единая, дружная семья взрослых и детей. Постоянное и непрерывное общение детей на протяжении всего дня в самой различной деятельности благодаря целенаправленному руководству воспитателя становится важнейшим средством формирования коллективизма. Вторая группа методов направлена на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок.

Поощряя детскую дружбу, основанную на равенстве, отзывчивости, стремлении выручить товарища, помочь друг другу воспитатель регулирует отношения детей, подсказывая, как они должны вести себя по отношению друг к другу. Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, воспитатель использует чтение литературных произведений ("Кубик на кубик" Я. Тайца, "Умей обождать", "Вместе тесно, а врозь скучно" К. Д. Ушинского, "Что такое хорошо и что такое плохо" В. Маяковского,"Синие листья" В. Осеевой, "Как друзья познаются" С. Михалкова и др.). Стихи и песни о детском саде, о дружных ребятах, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, радио- и телепередач, также способствуют воспитанию у детей товарищества и дружбы. В связи с чтением произведений и рассматриванием картин, основной идеей которых является товарищество, дружба, возникает благоприятная возможность для бесед с детьми на этические темы. Основанием для таких бесед могут служить и поступки детей данной группы. Эти средства, методы и приемы целесообразно применять, во-первых, при организации занятий со всей группой. Здесь в системе на основе "Программы воспитания в детском саду" даются наиболее сложные знания, которыми должны овладеть все дети.

Сформированные на занятиях представления о ценных моральных качествах человека, о явлениях общественной жизни послужат необходимой основой для формирования коллективизма у дошкольников. Методы, направленные на формирование у детей нравственных представлений, суждений и оценок, нужно активно использовать и вне занятий. Это могут быть беседа, разговор с теми детьми, кто по наблюдениям воспитателя не овладел еще программными знаниями в области общественных представлений, кому трудно даются обобщения, или с группой детей, у которых велика жажда познания. Конечно, обе названные группы методов тесно связаны между собой.

Так, первая группа методов, используемая педагогом для формирования у детей практического опыта нравственного поведения, подготавливает возможность формирования моральных представлений ("что такое хорошо и что такое плохо"). В свою очередь словесные методы (и словесно-наглядные), т. е. вторая группа методов, применяемые с целью повышения уровня нравственных представлений и суждений, обогащают и направляют поведение ребенка, его поступки, отношение к взрослым и детям. Можно использовать и такие, более частные методы: вопросы к детям, побуждающие к выбору ("Что бы ты сделал, как поступил, еслибы... мальчик упал и расшиб ногу?"; "Что бы ты показала знакомой девочке, если бы она приехала в твой родной город в гости, куда бы ее повела?"); картинки, на которых изображены различные ситуации, настольные игры и т. п.

 Методы второй группы используются главным образом для формирования у детей правильных оценок поведения и отношений и превращения моральных представлений в мотивы поведения. Этому содействует сочетание занятий словесного, словесно-наглядного характера с практической деятельностью детей. Используя методы второй группы, воспитателю нужно не только знакомить детей с моральными качествами и отношениями, которыми обладали герои художественных произведений, участники каких-то событий, о которых шла речь в беседе педагога, но и включать детей в обсуждение и анализ собственного практического опыта.

Например, проводятся беседы: "Как, по-вашему, что такое хорошо дружить?", "О трудолюбивых взрослых и детях", "Как мы играли", "Что такое хорошо и что такое плохо?". Темы подобных бесед, конечно, должны подбираться с учетом возраста детей, но во всех случаях дети будут ориентироваться на свой практический опыт (в детском саду и дома) и воспитателю следует направлять их высказывания именно таким образом.

В педагогической практике довольно широко применяются методы поощрения и наказания, и чаще всего при повседневном общении воспитателя с детьми. Они могут иметь положительное воздействие, особенно, конечно, поощрения, однако преувеличивать роль этих методов было бы неверно. Хорошее поведение, хорошие поступки заслуживают положительной оценки воспитателя, а иногда и особого одобрения с привлечением внимания группы детей. Очень важно замечать и малые достижения детей, особенно если ребенок приложил усилия, чтобы стать лучше. Не следует захваливать одних и тех же детей. В старших группах вопрос о достижениях отдельных ребят, о том, достойны ли они одобрения, похвалы, целесообразно обсудить во время общей беседы.

Дошкольнику особенно небезразлично общественное мнение. Оно становится большой побудительной силой в дальнейшем развитии его коллективности. Оценка педагога на виду у ребят -- "Ты хороший товарищ" или: "Это не по-товарищески" -- приобретает для него особое значение: все слышат, как о нем отзывается воспитатель. Такой прием одновременно воспитывает и всех, кто находится рядом: поощрение вызывает желание подражать, порицание заставляет задуматься, не повторять того, что дружно осуждено.

Мнение коллектива как фактора, воздействующего на отдельного ребенка, нельзя недооценивать, но нельзя и переоценивать и потому злоупотреблять им. Дети испытывают чувство неловкости и стыда за плохой поступок, особенно если о нем рассказывают при всех. Это очень сильный способ воздействия на детей любого возраста, а в отдельных случаях он равен наказанию. Поэтому его можно применять лишь в крайних, исключительных случаях, когда другие, более мягкие способы, применяемые ранее, не имели успеха. Если детский поступок часто подвергается общественному осуждению, то вольно или невольно притупляется чувствительность ребенка. Коллективизм быстрее формируется там, где детская жизнь насыщена событиями, объединяющими ребят в единую семью. Надежда Константиновна Крупская советовала: "С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми. Необходимо, чтобы эта совместная жизнь была как можно полнее, радостнее, ярче".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание основ коллективизма у детей дошкольного возраста»

Характерные для ребёнка любовь и стремление к подражанию находят в условиях жизни детского коллектива широкую арену для своего реального проявления. Внедрение в работу социо-игровой техноло...

Проект по национальному воспитанию "Мой родной край» для детей старшего возраста

Пояснительная записка Патриотизм – наиболее сложное человеческое чувство. Оно так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным м...

Рабочая программа театральной студии "В гостях у сказки" для детей старшего возраста на 2019 – 2020 учебный год

Театрализованная деятельность является мощным источником развития эмоциональной сферы; способствует развитию чувства успешности, помогает преодолеть робость, неуверенность, застенчивость, развив...

ВОСПИТАНИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Похвала всегда была мощным средством в деле воспитания детей и развития у них хорошего мнения о себе. Но исследования показывают, что похвала эффективна, поскольку она является частью гораздо большего...

Формирование коллективизма у детей дошкольного возраста.

Особенностью детского коллектива является то, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей, формирует у них представления о роли каждого из них в жизни коллектива...

Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшего дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание для детей дошкольного возраста Срок реализации: 2020-2023 г.г.

Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшей дошкольного возрастаПояснительная запискаОсобое внимание в деятельности ЧДОУ «Солнечные лучики» уделяется...

Воспитание инициативы и самостоятельности у детей старшего возраста

Воспитание инициативы и самостоятельности у детей старшего возраста...