«Воспитание основ коллективизма у детей дошкольного возраста»
статья по теме
Характерные для ребёнка любовь и стремление к подражанию находят в условиях жизни детского коллектива широкую арену для своего реального проявления.
Внедрение в работу социо-игровой технологии, как одно из прогрессивных направлений.
Организация жизни детей в малых группах.
Социо-игры – ведущая деятельность, основное и любимое занятие детей.
Социо-игровые задания способствуют развитию детского коллектива.
Взаимодействие с коллегами нашего детского сада.
Работа с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Воспитание основ коллективизма у детей дошкольного возраста» | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание основ коллективизма у детей дошкольного возраста»
В условиях нестабильности современного мира, кризиса системы общественного дошкольного образования в России очень важно принять оперативные меры по присвоению ребёнком нравственных общечеловеческих ценностей. Порою нам, взрослым, кажется, что развитие ребёнка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому, чтобы создавать необходимые условия для детского развития. Но это не так. Окружающие взрослые и дети – это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный источник, двигатель развития ребёнка. Ребёнок не может стать нормальным человеком, если он не владеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей.
Опираясь на психологическую теорию Л.С. Выготского и передовую педагогическую теорию и практику Е.Е.Шулешко, В.М.Букатова, а также красноярского новатора-учёного Г.Г. Кравцова, я выстроила модель организации воспитательно-образовательного процесса через написание «Матрицы событий по формированию детского коллектива» для работы с детьми 5-7 лет.
Поставила перед собой цель – создать в группе особый микроклимат доброжелательного отношения, внимания друг к другу, взаимного уважения, уступчивости и вместе с тем инициативности, активного интереса ко всему происходящему.
Наметила задачи:
научить детей считаться с интересами, замыслами товарищей, добиваясь общей цели, оказывать помощь друг другу;
развивать в детях чувство ответственности за своё поведение перед своими сверстниками;
воспитывать партнёрские взаимоотношения детей: их дружеское расположение, желание и умение сообща играть.
Всякий, кто хорошо знаком с повседневной жизнью детского сада, легко отличает, какие в ней заложены богатые возможности для проявления и расцвета детской индивидуальности. Здесь ребёнок чувствует себя равным среди равных. Этот факт, с одной стороны, открывает возможность детской индивидуальности без всякой помехи проявить себя в самых разнообразных формах, и с другой, является естественным и сильным возбудителем детской активности, так как именно это равенство прав и обязанностей требует от ребёнка напряжённых личных усилий и инициативы для того, чтобы он мог утвердить себя как личность. Характерные для ребёнка любовь и стремление к подражанию находят в условиях жизни детского коллектива широкую арену для своего реального проявления, которое далеко не всегда приводит к простому механическому копированию, а часто служит средством для заимствования образцов поведения, психических приёмов, оборотов речи.
Я начала внедрять в работу социо – игровую технологию, которая предполагает новые подходы в воспитании и обучении детей через взаимосвязь игры и обучения, изменение позиции взрослого, ориентацию на личностный подход к детям. Но, начав работу по технологии «Педагогика сотрудничества» и встретила ряд трудностей. Освоение нового всегда трудно. По отношению к детям я занимала позицию лидерства – не хватало терпения дать детям сыграться, разыграться, получить удовольствие от доигрывания, от самой игры; прерывала их своими поспешными объяснениями и показами. Главным положительным качеством детей считала беспрекословное послушание, исполнительность, бесконфликтность. Основной формой совместного поведения было: ребёнок – воспитатель. Дети были разобщены. Каждый из них смотрел на меня, воспитателя, как на источник поощрения и порицания, приспосабливаясь к моим требованиям, а приятельские отношения со сверстниками воспринимались как нечто неважное, второстепенное. Не учитывала то, что у ребёнка особенно активно формируется багаж для оценки своих возможностей. Большое число решений ему надо попробовать и перепробовать на практике, и об их целесообразности он сможет судить, лишь сравнивая себя с другим, а результаты своих действий с успехами или неуспехами других детей. Также оценка, отработанная собственными усилиями, гораздо точнее и для развития ребёнка намного полезнее, чем оценка взрослого.
Поэтому дети в группе ссорились. Их частые конфликты не могли содействовать формированию коллективных взаимоотношений. Изучив литературу по социо-игровым подходам, побывав на практических занятиях по этой технологии, поняла, что сформировать коллектив детей будет значительно проще и интереснее, если видоизменить уже известное дело, использовать игровую форму освоения нового. Это одно из прогрессивных направлений в организации воспитательно-образовательного процесса детей в коллективе. Осваивать новую игру не столько трудно, сколько интересно. Но надо, чтобы интерес не угасал под давлением страха ошибки. Ведь мы, воспитатели, часто стремимся демонстрировать своё умение быть во всём правильными и правдивыми, пусть не вполне осознанно, но всё же показать и доказать, что сами-то мы в осваиваемом детьми деле сумеем избежать ошибок. Это, конечно, позволяет воспитателю постоянно быть в лидерах за счёт страха ошибки, возникающего в детях.
Чтобы реализовать свои цели и задачи, я организовала жизнь детей в малых группах. Это самый простой путь к возникновению у детей сотрудничества, коммуникативности, создания в детском коллективе микрогрупп. В каждой из них дети связаны совместными играми, знаниями, они живут собственной жизнью, имеют собственные секреты, тайны. Внутри микрогрупп возникают благоприятные эмоциональные условия для сравнения своих знаний, умений, возможностей с возможностями, знаниями, умениями своего друга. Микрогруппа – это малый социум. Сначала я объединяла детей в пары по их желанию. Учила работать дружно, помогать друг другу, уступать. Далее объединяла в группы по три, четыре и шесть человек. Формировала группы по разным направлениям: по сходству или жизненным ситуациям (чтобы в команде были и девочки и мальчики; со своими друзьями; с кем больше всего любишь играть и т.д.), по слову, движению, действию (по дням недели, месяцам, по животным, или просто рассчитаться на 1-ый – 4-ый), по разрезному материалу (по разрезным открыткам, по лоскуткам ткани разной формы, по небольшим сюжетным картинкам), по отдельным предметам, объединённым одним названием (предлагаю взять по одному предмету и найти у кого предмет подходящий ему). Дети учились рассказывать, слушать других, запоминать, тренировали воображение, скорость реакции. Активизировался эмоциональный, мыслительный, контактный настрой каждого ребёнка. Постепенно решалась задача по становлению детского и педагогического сообществ на основе взаимного интереса взрослых и детей друг к другу. Дети становились ровесниками, т.е. видели себя в другом человеке, слышали его, понимали и учились от него. Дети стали интересны друг другу и более защищены.
Найти подход к каждому ребёнку, выяснить его проблемы, воспитать в нём чувство коллективизма, мне помогают социо-игры. Если «социо» – это малая группа, то игра – ведущая деятельность, основное и любимое занятие детей, позволяющее ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игру основывала на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, она стала основной формой организации детской жизни. Оправдались ожидаемые результаты – расширение «степеней свободы» развивающегося ребёнка (с учётом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив. В ситуации сотрудничества преодолевался эгоцентризм и индивидуализм детей, формировался коллектив. Воображение и мышление детей, не скованные страхом перед неудачей или насмешкой, раскрепощалось. Развивались познавательные и творческие способности. Игра позволила установить содержательно-опосредственные взаимоотношения в детском коллективе. Развивались такие психические качества, как доверие ручным действиям, т.е. быстрота реакции; уверенность действий руками; подчинение своего поведения определённым правилам. В игре интересно и взрослому, и ребёнку, мы вместе смеёмся, огорчаемся, волнуемся, ошибаемся и исправляемся, выполняя упражнения. Так возникло равноправие в игре, возник мой союз с детьми и детей друг с другом.
Для развития самосознания разработала варианты социо-игр на основе учебного издания «Возвращение к таланту» Букатова В.М и Ершовой А.И. для каждой возрастной группы. Например: в социо – игре «Что слышно за окном, дверью» во II младшей группе я упражняла детей ориентировке в пространстве, учила слышать звуки, не мешая товарищам. В средней группе учила детей вслушиваться в услышанные звуки, терпению в высказывании своего мнения, уступая очередь своему товарищу. В игру «Руки – ноги» я начала играть с детьми начиная со II младшей группы, постепенно усложняя задания: II младшая группа – учила детей всей группой выполнять единые команды, не отставая от своих товарищей, в средней группе учила детей выполнять команды в быстром темпе, не повторяя движений соседей, а делая все обдуманно, в старшей группе – учила делать простые движения под команду воспитателя в разном темпе, чётко подчиняясь командам в малых группах, в подготовительной группе – добиваюсь умения чётко выполнять команды, удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторять движения соседей, которые могут быть неправильными. При проведении социо-игр я поняла, что детям необходим запас знаний, поэтому в своей работе я использую народный фольклор:
считалки: «Ехал Грека через реку», «1, 2, 3, 4, 5, плыл по реке красный мяч», «Аты-баты» и т.д.;
поговорки: «Кончил дело, гуляй смело», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда» и другие;
потешки: «Киска», «Петушок», «Зайчата», «Вот какая курица», «Солнышко-вёдрышко», «Дождик» и т.д.;
небылицы: «Ехала деревня», «Как по речке» и другие;
скороговорки: «Шесть мышат в шалаше шуршат», «На горе дубы, под горой грибы», «На горе Арарат», «Лена искала булавку» и т.д.;
хороводы: «А мы просо сеяли», «Плетень», «На горе-то калина».
Это всё помогает мне сплачивать детей.
Для рабочего настроения я часто применяю такие социо-игры: «Встань по пальцам», «Одновременность», «Стою, на кого-то смотрю», «Замри», «Разведчики», «Слушай за окном, дверью», «Волшебная палочка», «Летает – не летает», «Расчёт с двух концов». Также использую игры-разминки для перехода от одной деятельности к другой: «Руки – ноги», «Заводные человечки», «Замри», «Вес», «Японская машинка», «Карлики – великаны». При выполнении заданий я не подталкиваю, не вмешиваюсь в работу детей. Это коллективные игры, в которых у каждого есть своя обязанность, выполняемая вовремя. Это «вовремя» и является основной трудностью. Причём для каждого исполнителя трудность заключается в том, чтобы верно определить момент, когда самому нужно выполнить задание, а для всего коллектива – умение не вмешиваться в работу каждого, терпеливо ждать, не торопить, не подталкивать, не останавливать. Это терпеливое отношение друг к другу оказывается совсем непростым делом для участников. Особенно полезно оно для детей эгоцентрического склада, не умеющих дослушивать, уступать, дожидаться. Для того, чтобы дети лучше запомнили новый материал, использую игры: «Эхо», «Превращение предмета», «Летает - не летает», «Живой алфавит», «Составь слово», «Шумы», «Шапка вопросов», «Огонь, вода, земля и воздух». Для развития творчества, художественного образа использую игры: «Вес», «Животные», «Детские стихи по ролям», «Заданные обстоятельства», «Сценки и истории». Очень часто использую социо-игры на прогулках: «Воробьи – вороны», «Ходить след в след», «Где мы были, не скажем, а что делали – покажем», «День и ночь». При выполнении заданий я ничего никому не советую. Такое ограничение сдерживает тех, кому кажется, что они всё понимают, могут, умеют и активизируют тех, кому нелегко решиться действовать самостоятельно, на свой страх и риск. В ходе общения с детьми получают жизнь игры, которые придумываются вместе с детьми: «Ухо – нос», «Волшебная снежинка», «Волшебный мяч, сундучок», «Посмотри, запомни, скажи», «Назови своё имя», игры с камешками, мозаикой, шишками: «Назови, какого цвета», «Найди такой же» и другие.
Через социо-игры я воспитываю в каждом ребёнке такие качества личности, которые помогают «врастанию» его в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность).
Моя задача – воспитывать в детях чувство ответственности перед коллективом за своё поведение. Я поощряю детскую дружбу, основанную на равенстве, отзывчивости, стремлении выручить товарища, помочь друг другу. У детей 3-5 лет воспитываю интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим. Учу открыто и искренне выражать свои чувства, сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в приемлемой форме (не толкать, не бить другого, не вырывать игрушку). У детей 5-7 лет проявляется доброта, внимание, забота, умение оказать помощь и попросить о помощи своих товарищей, уважают желания других людей, умеют сдерживать себя, способны управлять своим поведением и способами общения. Они умеют включаться в совместную деятельность с взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим.
Социо-игровые задания способствуют развитию детского коллектива:
поддерживают интерес друг к другу;
развивают эстетические потребности;
развивают творческое воображение, память;
побуждают к оценке поступков (эмоциональной и словесной);
вызываю сопереживание к другим людям;
сохраняют и укрепляют жизнеспособность организма в конкретных условиях социальной и экологической среды;
развивают произвольность и свободу поведения, самосознание и способность к самооценке, умение устанавливать при помощи речи контакты, налаживать взаимопонимание и взаимодействие с взрослыми и сверстниками (диалог);
В результате образуется новая общность детей – группа ровесников; у которых сформирована социальная компетентность к пониманию разного характера отношения к нему окружающих взрослых и сверстников; выбирают линию поведения, соответствующую ситуации.
Через игровое взаимодействие детей развиваю творческий характер социо-игр. Этим обеспечиваю дальнейшее развитие у детей кругозора: разностороннее представление о действительности, самостоятельности, поддерживаю при этом нравственно-ценные дружеские взаимоотношения, как в партнёрских, так и в игровых объединениях по интересам.
При проведении игровых заданий и упражнений я придерживаюсь следующих правил:
игровые задания и упражнения предлагаю всей группе детей или парам, тройкам, четверкам, шестеркам; Дети выполняют игровые задания – упражнения:
по мере готовности одного ребенка или партнеров, или подгрупп;
по согласованным правилам;
в заданном порядке;
последовательность действий определяют дети самостоятельно по считалке или по их желанию быть первыми, вторыми, третьими и т.д.;
всей группой детей;
выбранными малыми группами.
учу уметь разыграться, получить удовольствие от игры и доигрывания, не жаждать казаться всеведущим и способным всё оценить, как взрослым, так и детям.
организую оценивание детьми самих себя, формируя у них это умение;
нарабатываю показатели хорошего качества по каждому делу и поддерживать внимание детей на этих показателях. Не допускаю придирчивости детей друг к другу;
обращаюсь к личному опыту и воображению детей, предоставляя им возможность использовать на занятии ранее ненароком накопленные знания, умения и навыки;
наполняю игру содержанием наибольшего, развивающего детей эффекта, ориентируясь на возрастной уровень развития психики детей;
организую детей в микрогруппы и веду игровое общение между детьми, как в микрогруппе, так и между микрогруппами.
Чтобы сформировать у детей чувство коллективизма я использую:
9 правил социо-игровых подходов к педагогике:
позиция воспитателя. Я для детей – равноправный партнёр, умею интересно играть, организую игры, выдумываю их;
снимаю судейскую роль и передаю её детям, так как это предопределяет снятие страха ошибки у детей;
даю свободу и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков, но свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам;
использую смену мизансцен, т.е. обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы: в центре группы, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной;
ориентирую детей на индивидуальные открытия, делаю их соучастниками игры или задумки;
создаю детям трудности и учу их преодолевать. У детей не вызывает интереса то, что легко и просто а то, что трудно – интересно;
стремлюсь чтобы дети на занятиях двигались и были активны.;
стремлюсь к принципу полифонии: за 133 зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток;
никогда не использую оценки «правильно», «хорошо», «у тебя лучше», «ты молодец», а стремлюсь, чтобы дети признавали равноправными всех детей в своей микрогруппе;
в каждом деле создаю ситуации реализации собственных возможностей каждого ребенка через ситуации сотрудничества;
ставлю детей в такие условия, при которых они сами определяют свои действия, планируют их; сами, практически без моей помощи добиваются положительных результатов;
создаю атмосферу эмоционального подъёма и раскрепощенности;
развиваю в детях уверенность в себе и своих товарищах;
проявляю искреннюю заинтересованность в достижениях каждого ребёнка;
обучаю детей эффективному взаимодействию в процессе групповой работы: умению слушать, распределять работу, оказывать помощь, обмениваться информацией и усилиями и др.;
снимаю с детей чувство страха за ошибку, снимая с себя судейскую роль, не акцентируя внимание на недостатках, неудачах ребенка, не сравнивать между собой детей с разными учебными возможностями.
осуществляю гостевой обмен между группами с равными возможностями.
Я сотрудничаю с воспитателями нашего ДОУ, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию, учителем-логопедом. Взаимодействие в коллективе обеспечивает эффективную социализацию, принимающую сегодня особую актуальность. Руководствуясь общими целями, программным содержанием и методами педагогической деятельности все педагоги сада вживляют, ассемблируют их в индивидуальный вариант деятельности каждого из них. Использую демократический стиль общения: сотрудничество, соавторство, согласование действий. Совместно с музыкальным руководителем проводим культурно-досуговую деятельность, решаем задачи развития коммуникативных способностей дошкольников. С инструктором по физическому воспитанию проходят консультирования о создании в группе условий для организации двигательной деятельности; использовании нетрадиционного оборудования; физическое развитие детей, а также вместе решаем задачу по развитию здоровья детей и формирования у них привычки к здоровому образу жизни. В нашей группе у 12 из 19 детей отмечаются нарушения звукопроизношения, поэтому взаимодействую с учителем-логопедом. Я решаю задачи речевого развития детей, участвую в совместной работе по выполнению индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
С воспитателями нашего детского сада взаимодействие осуществляю через участие в методической работе детского сада, разработку проектов предметно-развивающей среды, взаимопосещения, просмотр открытых мероприятий, взаимоконтроль.
Являюсь руководителем «Школы молодого педагога» в нашем детском саду.
Сформировать детское сообщество мне помогают родители. Я поняла, что недостаточно проводить только анкетирование или проявлять своё желание сотрудничества, но необходимо ещё и современные знания о семье. Мой опыт работы с семьёй показал, что не всякая семья имеет положительный опыт воспитания ребёнка, и зачастую неумение родителей правильно воспитывать своё дитя – одна из причин возникновения агрессии. Семья – это некая целостность. Изменение одного члена семьи ведёт к изменению все семьи (например, хроническая болезнь ребёнка влияет на других членов семьи и их отношения друг с другом и с ребёнком). Проблему семьи обязательно рассматриваю в контексте семейных отношений. В разных семьях внешне одинаковое поведение, скажем ребёнка или мамы, имеет разные причины. Стараюсь увидеть их и определить ведущие причины к усилению или ослаблению проблемного поведения. Большую роль играет циркулярность процессов в семье. Если семья в тупике, то возникает порочный круг из стереотипных ситуаций, которые проблему не устраняют, а создают видимость стабильности. В своих беседах, консультациях с родителями выявила, что проблемы в семье обязательно выполняют какую-то функцию. Несмотря на свою болезненность, они часто становятся в чём-то выгодной для всех членов семьи, и поэтому многим бывает так трудно порой изменить поведение и установки членов семьи: им так удобно, привычно, понятно. Я поняла, что изменения в поведении кого-то одного заставляют остальных членов семьи взаимодействовать друг с другом по-новому, не так как прежде. Я очень часто беседую с родителями, посещаю их на дому, изучаю новинки литературы по работе с семьёй (А.В.Козлова, Р.П. Дешеулина «Работа ДОУ с семьёй). Это помогает мне адекватно воспринимать жалобы членов семьи на детей или природу конфликтов и своевременно подсказать пути выхода (направляю на консультацию к психологу, провожу тренинги, успокаиваю, обнадёживаю, помогаю увидеть новую грань в болезненной проблеме и т.п.). Ведь все отношения в семье дети переносят на других детей группы. Чем больше сплочённых, дружных детей, тем быстрее формируется детское сообщество в нашей группе
В своей работе использую, как традиционные формы работы с родителями: родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование, тестирование, так и нетрадиционные: выставки («Мир природы и фантазии», «Новогодние игрушки», картинная галерея, поделки из снега, выставки книг на разные темы, «Мама – рукодельница»), семинары- практикумы (знакомство с социо-игровой педагогикой, работа с тестом, семейный досуг, техника рисования, поделка атрибутов, костюмов для драматизации в д/саду и дома), провожу недели: «Родители и дети» (знакомство с профессиями, обучение игре в шашки, шахматы, знакомство с гитарой, с прялкой, семейные увлечения), фото-монтаж ( «Один день ребёнка в детском саду», «Путешествие по стране Фантазия», «Моя мама», «В мире сказок», кружок «Радуга», «Такие разные дети», «Счастливое детство»), папки-передвижки, раскладушки («Что и как читать детям», «Задачи экологического воспитания», «Какие игрушки покупать детям» (по каждому возрасту), «Как устроить ребёнку дома праздник», «Спорт нам поможет – силы умножит», «Судьба ребёнка – по группе крови», «Ребёнок у экрана»), провожу вечера развлечений совместно с родителями («Мы слушаем сказку», «Что? Где? Когда?», «Вместе веселее», «Молодцы-удальцы» (с папами), показ кукольных спектаклей родителями, совместный выход в музей, кино, выезд на природу, КВН «Семь «Я» (день семьи). Привлекаю родителей к выпуску газет к Новому году, 8 марта, 23 февраля, ко Дню семьи, ко Дню защиты детей. Родители оказывают помощь в изготовлении фланелеграфа, кукольного театра, теневого театра, театра газетных кукол, пальчикового театра и т.д. Оказывают большую помощь в оформлении группы к Новому году, к созданию развивающей среды в группе. Привлекаю родителей к проведению утренников и вечеров развлечений. Организовала семейный клуб «Родничок» для родителей МДОУ, в котором решаем вопросы, заявленные самими родителями. Например, «Как преодолеть агрессию у детей», «Эмоциональное благополучие в семье», «Современная семья – какая она?». Всей своей работой с родителями я добиваюсь поставленной цели: дать родителям знания, которые помогут им «повернуться лицом» к ребёнку, заложат умение самокритично оценивать собственные воспитательные воздействия, смотреть на ситуацию глазами ребёнка.
Сегодня я могу с уверенностью сказать, что социо-игровые подходы дали возможность сохранить психическое и физическое здоровье детей, помогли детям стать ровесниками, слышать и слушать друг друга и взрослого. Они стали собеседниками, у них появилась способность действовать организованно, в меру требований жизни. В них комплексно тренируется воображение, внимание, скорость реакции, уверенность, навык слаженной работы, активизируется эмоциональный, мыслительный, контактный настрой. Социо-игровые задания стали одним из любимых видов занятий для детей в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование фольклорных праздников и развлечений в воспитании основ патриотизма у детей дошкольного возраста»
направлен на формирование у детей представлений о культуре русского народа, на приобщение детей и родителей к культурным ценностям и особенностям русского народа; на просвещение родителей в области ис...
Воспитание основ безопасности для детей дошкольного возраста
Детский дорожно-транспортный травматизм, как показывает статистика, имеет, к сожалению, тенденцию к его увеличению, а не к снижению, что связано с ростом все нарастающего количества транспорта и числа...
Воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста
Сотрудничество детского сада с семьей по воспитанию толерантности у воспитанников....
Система эколого-педагогической работы по воспитанию основ экологической культуры детей дошкольного возраста в условиях города
Планирование работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...
Консультация: "Воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста"
Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем.В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию, как начальному этапу в нравственном разви...
Семинар на тему: «Воспитание основ толерантности у детей дошкольного возраста» ( для молодых специалистов).
Цель семинара: повышение профессиональной компетентности молодых специалистов в решении вопросов нравственного воспитания, формирования культуры толерантности у детей дошкольного возраста. ...
консультация для родителей Воспитание основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста
Воспитание основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста...