Воспитание основ безопасности для детей дошкольного возраста
консультация на тему

Дулова Татьяна

Детский дорожно-транспортный травматизм, как показывает статистика, имеет, к сожалению, тенденцию к его увеличению, а не к снижению, что связано с ростом все нарастающего количества транспорта и числа происшествий на дорогах нашего города и края.

Работая в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года), решать содержание образовательной области «Безопасность» необходимо через интеграцию всех образовательных областей, организацию самостоятельной детской деятельности, создание предметно-развивающей образовательной среды и взаимодействие с семьями воспитанников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_metod._obedineniya.docx262.88 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

методического объединения

для педагогов

F:\Детские картинки\Фото о паравилах.jpg


                                                                                            Подготовила:

        воспитатель

        МБДОУ ДС КВ №2

        «Ласточка»

        ст. Выселки

        Т. В. Дулова

    Детский дорожно-транспортный травматизм, как показывает статистика, имеет, к сожалению, тенденцию к его увеличению, а не к снижению, что связано с ростом все нарастающего количества транспорта и числа происшествий на дорогах нашего города и края.

Работая в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года), решать содержание образовательной области «Безопасность» необходимо через интеграцию всех образовательных областей, организацию самостоятельной детской деятельности, создание предметно-развивающей образовательной среды и взаимодействие с семьями воспитанников.

Для системной работы  с дошкольниками в воспитательно-образовательном процессе я использую программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Безопасность», где дан материал, с помощью которого у детей появляется потребность следовать правилам поведения в экстремальных ситуациях. Она разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования, реализует шесть основных направлений:

ребенок и другие люди;

ребенок и природа;

ребенок дома;

здоровье ребенка;

эмоциональное благополучие ребенка;

ребенок на улицах города

и нацеливает на специальную работу по ознакомлению дошкольников с различными опасными ситуациями в их жизни и правилами безопасного поведения.

Цель моей деятельности – формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

- формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передавать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

В своей работе использую разнообразные эффективные формы работы с детьми по данной теме:

 - комплексные занятия;

- беседы;

- ознакомление с художественной литературой;

- беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам;

- развлечения, досуги;

- игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые);

- экскурсии по ДОУ, по территории сада, за пределы участка;

- наблюдения;

- эксперименты и опыты;

- игровые тренинги;

- «минутки безопасности»;

 - моделирование заданных ситуаций;

На практике убедилась, что литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.

Примером для детей служат литературные произведения:

сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршака, Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; Л. Толстой «Пожарные собаки»; С. Михалков «Дядя Степа»; Г.-Х. Андерсен «Сказка про спички»; Т. Нуждина «История спички»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампочка». - Б. Житков «Пожар». - Е. Хоринская «Спичка-невеличка»; М. Кривич «Где работает огонь»; Г. Остер «Вредные советы»; Б. Житков «Пожар в море» и др.

Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников являются дидактические игры.

Дидактическая игра – явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций.

Основным средством ознакомления детей с правилами безопасности в быту считаю дидактические игры оформленные мной: «Четвертый лишний», «Хорошо - плохо», «Если случится беда?», «Что нужно для пожарного щита?» и др.

Игры дают возможность:

познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;

учить различать потенциально опасные предметы;

сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;

познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения считаю ситуативно-имитационное моделирование. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности в быту.

При изучении с дошкольниками правил дорожного движения следует учитывать три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города:

ребенок – пешеход;

ребенок – пассажир городского транспорта;

ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.).

Работу по формированию основ безопасности у детей провожу, охватывая все виды детской деятельности, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, реализовывал в играх, закреплял знания и умения на прогулке, ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной повседневной жизни, на практике за пределами дошкольного учреждения.

 Не последнюю роль играет весьма низкий уровень обучения детей правилам безопасного поведения на улицах города и в транспорте, вызванный, на мой взгляд, недостаточным количеством наработанного опыта, интересных, ярких, в содержательном плане, методических пособий для воспитателей разных возрастных групп, многие из которых, имеют слабую специальную подготовку или вовсе не имеют ее.

 Еще в большей мере это относится ко многим родителям, которые сами нередко переходят улицу в неустановленном месте на глазах у своего несовершеннолетнего ребенка, хотя, первичные навыки безопасного поведения ребенка на улице должны сознательно прививаться семьей.

 Именно по этим причинам, я серьезно начала работать по проблеме формирования у детей дошкольного возраста первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улицах города и в транспорте. Своей первостепенной задачей считаю донести до своих воспитанников и их родителей всю важность и ответственность соблюдения правил дорожного движения, воспитывать уважение друг к другу на дороге.

 Тема дорожного движения красной нитью проходит через мою педагогическую деятельность. Не смотря на то, что я углубленно работала по другой проблеме, я всегда активно пропагандировала тему правил дорожного движения. В своем ДОУ сформировала группу  из творческих педагогов, с которыми систематически выступали перед детским коллективом, коллективом сотрудников ДОУ и родителями. Неоднократно в ДОУ приглашали телевидение, чтобы отразить нашу работу в СМИ.

  Привлекала к работе и родителей. Проводила дорожные конкурсы, КВН, родительские собрания, делилась опытом с молодыми специалистами на открытых мероприятиях по ПДД,  выпускаемых нашим ДОУ.

 Цели и задачи, которые я ставлю перед собой для выполнения, это:

 • Донести до детей всю важность и ответственность соблюдения ПДД, воспитывать уважение друг к другу на дороге

 • Продолжать формировать у детей привычку соблюдать элементарные правила пешеходов

 • Продолжать расширять представления детей о правилах дорожного движения, развивать внимание, наблюдательность

 • Познакомить с новыми знаками дорожного движения

 • Активизировать в речи детей слова на дорожную тематику

 • Учить детей устанавливать причинно-следственные связи в окружающем

 • Учить детей предвидеть опасность

 • Расширять представления детей о деятельности взрослых

 • Познакомить с названиями общественно-бытовых зданий в ближайшем окружении

 • Закрепить виды городского транспорта

 • Закрепить навыки организованного поведения на дороге и в городском транспорте

 • Продолжать учить детей различать и называть части дороги: проезжая часть, тротуар, обочина, понимать сигналы светофора

 • Учить детей определять направление от себя: направо, налево, вперед, назад и т. п.

 • Учить детей определять изменение местонахождения предмета (идет, едет, переходит, отъезжает, поворачивает, останавливается, подъезжает и т. п.)

 • Читать рассказы, петь песни с детьми, связанные с дорогой, улицей, транспортом. Использовать загадки для выявления признаков различных транспортных средств, светофора, частей дороги

 • Стимулировать детей к рассказам о собственном поведении на дороге и поведении своих друзей, проводить самоанализ (рефлексию).

 Считаю, что мною проделана огромная работа по пропаганде безопасного поведения на улицах города, но я не собираюсь останавливаться на достигнутом. Впереди большие планы, а значит много работы.

 Проблема соблюдения правил безопасного поведения на дорогах, по которой я осуществляю свою педагогическую деятельность, по моему мнению, является современной, актуальной и своевременной.

 В данный момент я использую в своей работе Программу и методическое пособие по воспитанию безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах, улице и в транспорте. Авторы-составители: Р. М. Литвинова, М. Б. Перетрухина и др. ; Рец: Г. С. Зубенко, Т. Н. Таранова, Н. А. Палиева и др. –Ставрополь:СКИПКРО, 2003 и руководствуюсь Программой, рекомендованной МО СК и УГИБДД ГУВД СК «Приключения светофора», а также: «Методическое пособие по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге», «Добрая Дорога Детства», Всероссийская газета для детей, педагогов, родителей. 

В группе мною оформлен центр по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности, где имеются дидактические игры, изготовленные вместе с детьми, атрибуты для сюжетных и творческих игр, литература и наглядный материал для детей.

Вместе с детьми создан цикл альбомов детских рисунков по теме: «Что мы знаем о пожаре?», «Что мы знаем о правилах дорожного движения?», «Я – человек»; цикл альбомов с фотографиями о работе пожарных, о тренировках пожарных в ДОУ.

Мною разработано перспективное планирование работы с детьми по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности, подобран цикл занятий, игр, развлечений и досугов, художественного слова, загадок.

В своей работе я использую метод проектов. Он актуален и очень эффективен. Использование метода проекта меня привлекло потому, что:

во-первых, технология метода проектов, где отношения «ребенок-взрослый» строится на соучастии в деятельности, - это общение на равных. В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», когда заявляет свои цели, озвучивая их; отстаивает свою точку зрения перед другими детьми, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими;

во-вторых, в процессе проектирования ребенок может выступать не только как заказчик и исполнитель, но и как эксперт;

в-третьих, в совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе;

в-четвертых, в результате общения со взрослыми ребенок удовлетворяет свои потребности в новых впечатлениях, в получении новой информации, удовлетворяет познавательные потребности, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях.

Тематика проводимых мною проектов разнообразна, например: «Берегись бед, пока их нет», «Школа пешеходных наук», «Путешествие в большой мир» и др.

В процессе работы над решением задач моей методической темы широко использую ИКТ. Применение компьютерной техники позволяет мне разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни. С этой целью разработан цикл презентаций для занятий с детьми: «Пожар в лесу», «Кто работает с огнем», «Тело», «Убережем детей от беды», «Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения».

С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу воспитания основ безопасности жизнедеятельности привлекаю родителей к активному участию в педагогическом процессе, через:

- совместные рисунки, поделки для выставки;

- совместные рисунки для альбомов;

- дни открытых дверей;

- помощь в изготовлении атрибутов для игр;

- совместные развлечения и досуги;

- совместные прогулки;

- родительские собрания (групповые и общесадовские);

- индивидуальные консультации по запросам родителей;

 - оформление стендов и родительских уголков;

 - анкетирование;

 - выставки детских работ с родителями;

- цикл консультаций и информационных бюллетеней «Один дома», «Домашние животные», «Как уберечь себя от пожара?», «Советы родителям», «Поведение в транспорте», «Весеннее половодье» и др.

Наряду с традиционными я выбрала и инновационные для моей педагогической практики методы работы. В первую очередь это метод проектной деятельности. Включение родителей в исследовательские и практикоориентированные проекты способствует вовлечению родителей в сферу интересов ребёнка, совместному поиску решения, достижению цели.

Реализуя принципы системности и последовательности обучения детей основам безопасности, работаю в тесном контакте со всеми участниками педагогического процесса - воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог - психологом, используя в работе следующие формы:

- совместное планирование;

- индивидуальные консультации;

 - консультации для педагогов ДОУ;

- семинары-практикумы;

- открытые просмотры;

- развлечения, праздники.

   Результаты диагностики, проводимые мной, позволяют сделать вывод, что выбранные мной методы и приемы по формированию у детей основ безопасности способствуют определить уровень знаний детей о правилах безопасности в быту; выявить уровень умений обращения с потенциально опасными бытовыми предметами и отношение к ним, стимулируют развитие у детей самостоятельности и ответственности в различных ситуациях, воспитывают у детей потребность научиться находить правильные решения в опасных ситуациях, бережно относиться к своему здоровью и здоровью .

    Результатом планомерной и систематической работы являются показатели диагностики по разделу «Безопасность», имеющие положительную динамику.

Я вижу результат своей работы - постепенно дети смогли понять, что мир — разный, что есть в нём и добро, и зло и, что от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадёшь, как выбраться из сложившихся обстоятельств, чтоб вернуться домой целым и невредимым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика. Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста.

Чемакина Валентина Семёновна, воспитательМБДОУ "Детский сад №12" г.Торжок.Практическая часть: «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»Вторая младшая группа.Изучив программу «Раду...

Консультация для педагогов ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Как подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями....

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста

Об актуальности темы Безопасность можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анали...

Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»    Воспитатель: Кемкина Ю.В 2...

Неделя «Специалист» по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Конспект познавательного занятия «Хочу все знать» (подготовительная группа)

Программное содержание:1. Обобщить знания детей о бытовых приборах, их назначении и правилах пользования.2. Активизировать умение избегать опасные ситуации и по возможности правильно действовать...

Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»     Кустовое методическое объ...

Проект для детей младшей группы :Формирование основ безопасности жизни детей дошкольного возраста и их родителей.

Проект для детей младшей группы :Формирование основ безопасности жизни  детей дошкольного возраста и их родителей....