Консультация для педагогов: "Психолого-педагогическая диагностика в детском саду"
консультация

Щербакова Ольга Викторовна

В материале содержится информация о психолого-педагогической диагностике в ДОУ, ее видах, описываются принципы взаимодействия педагогов с детьми при проведении диагностического обследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologo-pedagogicheskaya_diagnostika.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая диагностика является частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, включающей еще педагогическую и медицинскую.

     Цели и задачи психодиагностики должны быть направлены на выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребенка-дошкольника. Другими словами, психодиагностика должна являться основой для построения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Виды диагностической работы можно выделять по тому, кто её проводит, однако более целесообразным представляется выделение видов диагностической работы по её предмету. Если исходить из того, что объектом диагностики в дошкольном образовательном учреждении является развитие ребенка, то можно выделить следующие виды диагностики.

Психологическая. Предмет диагностики — психическое развитие ребёнка. В проведении психологической диагностики могут принимать участие все педагоги дошкольного образовательного учреждения. Воспитатели, музыкальные руководители и другие узкие специалисты могут участвовать в сборе первичной информации о развитии детей с помощью наблюдений, бесед с родителями, а также экспериментальных методик. Анализ же и интерпретация полученных результатов проводится только психологом.  Особенно это важно когда в дошкольном образовательном учреждении отсутствует педагог-психолог. В этом случае психологическая диагностика может и должна проводиться воспитателями в профилактических целях с последующей консультацией в районных или городских психологических центрах.

Педагогическая. Предметом диагностики является освоение ребёнком образовательной программы. Особенностью данного вида диагностики является то, что для каждой образовательной программы должна быть своя диагностическая программа.

Содержание принципов и правила работы при проведении диагностики

Принцип ненанесения ущерба испытуемому требует от педагога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили испытуемому какого-либо вреда: его здоровью, состоянию или социальному положению.

- Правило взаимоуважения педагога и испытуемого. Педагог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных
и гарантированных Конституцией. Работа с испытуемым допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать, после
извещения его о цели исследования, о применяемых методах и способах использования полученной информации.

 

 - Правило безопасности для испытуемого применяемых методик. Педагог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья, состояния испытуемого, не представляют его в результатах исследования в ложном, искаженном, свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкретным, согласованным задачам психологического исследования.

     2. Принцип компетентности педагога требует от педагога приниматься за решение только тех вопросов, в которых он профессионально осведомлен и для решения которых владеет практическими методами работы и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения тех или других воздействий.

 

- Педагог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей.

     - Правило профессионального общения педагога и испытуемого. Педагог должен владеть методами беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной
стороны, максимально эффективно решать поставленную задачу, а с другой — поддерживать у испытуемого чувство симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом. Если испытуемый болен, то применение любых методов исследования и профилактики допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы испытуемого.

 -  Правило обоснованности результатов исследования педагога. Педагог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в  науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег.

3. Принцип беспристрастности педагога не допускает предвзятого отношения к испытуемому, формулирования выводов и осуществления действий психологического характера, противоречащих научным данным, какое бы субъективное впечатление испытуемый ни производил своим видом, юридическим и социальным положением, каким бы положительным или отрицательным ни было отношение заказчика к испытуемому.

 

 - Правило адекватности методик, применяемых педагогом. Педагог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента. Методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными и валидными, адаптированными к контингенту испытуемых.

 

 - Правило научности результатов исследования
педагога. Педагог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание и не зависящие от его научных пристрастий, общественных увлечений, личных симпатий к испытуемым определенного типа, социального положения, профессиональной деятельности. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и такой же квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.

 

  - Правило взвешенности сведений, передаваемых заказчику педагогом. Педагог передает заказчику результаты исследования в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций,
которые не позволяют и не располагают к их домысливанию, рассмотрению личности испытуемого вне тех задач, которые были поставлены перед педагогом. Педагог руководствуется только интересами дела и не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика, коллектива, в котором они сотрудничают.

4. Принцип конфиденциальности деятельности педагога означает, что материал, полученный педагогом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни педагога.

-  Правило корректного использования сведений. Педагог должен достичь соглашения с заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать, и создать условия для выполнения этого соглашения. Сведения об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»...

Консультация для педагогов «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»

Психолого педагогические условия организации опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ....

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»

консультация для педагогов по адаптации детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические особенности детей при обучении правилам дорожного движения»

В Государственном докладе о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации указывается, что «основной причиной аварийности по-прежнему является низкая дисциплина водителей и пешеходо...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ТОТАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ»

В консультации представлен материал для педагогов о психолого-педагогических особенностях детей с тотальным недоразвитием псических функций легкой степени...

Консультация для педагогов "Психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей в детском саду".

Психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей в детском саду....

Консультация для педагогов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в рамках деятельности Психолого-педагогического консилиума ДОУ"

Детям с ОВЗ и детям-инвалидам, посещающим МДОАУ «Детский сад №171», оказывается психолого-педагогическое сопровождение. Основной целью такого сопровождения является помощь в решении пробле...