Мастерская как форма организации совместной деятельности.
статья

Балачевцова Елена Георгиевна

Материал для выступления на педсовете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Кирилловский детский сад «Теремок»

МАСТЕРСКАЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ

       

Подготовила воспитатель: Балачевцова Е.Г.

М. Кириллы 2019г.

  В связи с принятием ФГОС ДОУ повысились требования к профессиональной компетентности педагога по реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которая включает в себя новые подходы к организации образовательного процесса с участниками образовательных отношений. Она строится с учетом реализации образовательных областей по двум основным составляющим:

- совместная (партнёрская) деятельность взрослого и детей, осуществляемая

в процессе НОД и режимных моментов;

- самостоятельная деятельность детей, обеспечивающая выбор каждым

ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать

со сверстниками.

          Непосредственно образовательная деятельность в детском саду чаще

всего осуществляется в виде традиционных занятий или занятий - путешествий, на игровой основе, а также с использованием викторин, метода проектов. Это более знакомые и уже понятные педагогам формы работы с детьми. В связи с современными требованиями, предъявляемыми к дошкольному образованию, стали популярны такие формы организации совместной деятельности, как мастерская, лаборатория, детское кафе, сенсорные и интеллектуальные тренинги и др., что делает образовательный процесс более интересным и запоминающимся для детей.

          Рассмотрим более подробно такую форму организации совместной деятельности педагога с детьми, как мастерская, где, по мнению многих авторов, лучше всего обеспечивается субъективная позиция ребенка в познавательном процессе, предоставляется свобода выбора, проявление индивидуальных стремлений и развития личности, его творческих способностей, возможность путем индивидуальной или коллективной работы

приходить к новым знаниям и активно пользоваться ими. Кроме того одно из важных качеств мастерской – ощущение свободы творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают ее участники.

          Понятие "мастерская" пришло в педагогику из сферы творчества, подразумевая место, где создается что-то новое.

          Мастерская представляет собой место в группе, оснащенное всем необходимым оборудованием для экспериментирования и конструктивной деятельности с различными материалами. Наличие мастерской позволяет также сочетать созидательную деятельность детей с формированием основ культуры использования материалов и созданных конструкций.

          В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы с материалами. В каждой мастерской обязательно есть мастер-педагог, задача, которого включить ребенка в процесс индивидуальной творческой познавательной деятельности, помочь ему совершить открытие, подарить радость создания нового, самостоятельно полученного знания.

          В детском саду выделяют несколько типов мастерских в зависимости от состава участников, целей и способов деятельности, временной продолжительности процесса.

          По составу участников мастерские подразделяются:

  •  на занятия только для детей;
  • только для педагогов
  • только для родителей (законных представителей)
  • взрослые  с детьми

          По целям и видам деятельности выделяются:

  •  художественная мастерская (включает в себя аппликацию, рисование,

лепку);

  •  театральная (изготовление элементов костюмов, пригласительных билетов, афиш, декораций);
  • мастерская игр и игрушек (мебель из спичечных коробков, игрушек из

коробочек);

  •  сувенирная мастерская (изготовление поздравительных открыток, подарков для сотрудников детского сада, гостей);
  • архитектурная  мастерская (изготовление макетов домов, дорог, карты

поселка, ландшафтных макетов – гор, вулканов).

          По временной продолжительности мастерские разделяют на «одноактные» (в течение одного занятия) и длительного действия (2-3 занятия), когда работа прерывиста, может продолжаться неделю (метод погружения) или даже в течение нескольких недель.

          Использование мастерской возможно, как в виде самостоятельной единицы, организованной в свободное от непрерывной образовательной деятельности, так и как форма организации занятий (или как ее часть) при проведении комплексного занятия.

          При организации мастерской необходимо соблюдение ряда существенных условий. Необходимо организовать общее пространство для работы. Это может быть большой рабочий стол (или несколько столов), сделанный из сдвинутых обычных столов с необходимыми материалами, инструментами, образцами. Это могут быть отдельные места для индивидуальной работы. При этом мастерская может меняться в зависимости от поставленных задач.

          За рабочим столом должны быть обязательно предусмотрены и места

для всех потенциальных участников, в том числе и для воспитателя, который

не отделяет себя от детей, а располагается рядом с ними. Места за детьми не

рекомендуется закреплять жестко, дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется какой-то инструмент, материал. Динамична и позиция воспитателя, который на каждом проведении мастерской располагается рядом с тем или иным ребенком, которому требуется повышенное внимание в связи с имеющимися трудностями в данном типе работы или материалом и инструментами. Организованное таким образом общее рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других,  обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты.

          Таким образом, второе условие – возможность общения участников мастерской друг с другом, где диалог (между участниками мастерской, отдельными группами, с самим собой) выступает главным принципом взаимодействия, сотрудничества, сотворчества в ходе работы.

         Следующим условием выступает то, что начиная занятие, взрослый не обязывает и не принуждает к нему, а обращает их внимание на подготовленные материалы, выдвигает интересные идеи работы. Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми – выбрав для себя цель, сам начинает действовать. Он обсуждает замыслы, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы; самим своим деятельным присутствием и стремлением получить конечный результат поддерживает это стремление и у остальных участников. Атмосфера, создаваемая при работе в мастерской, должна способствовать творческому саморазвитию личности ребенка и стимулировать его.

          Немаловажным условием в данной ситуации служит и то, что деятельность в мастерской должна быть безоценочной, т.е. недопустимы критические замечания в адрес любого участника мастерской, что создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности с реализацией

принципов «педагогики успеха». Деятельность имеет открытый временной конец. По мере завершения (достижения принятой каждым цели) дети переходят к свободной деятельности по собственному выбору. Взрослый в это время не покидает «рабочее поле» до тех пор, пока все не завершат работу, подбадривая детей.

          Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важны сам процесс постижения истины и создание творческого продукта.

          Таким образом, можно выделить следующие принципы и правила ведения мастерской:

  • организация общего пространства для работы в мастерской, где мастер-педагог и дети будут находиться вместе, на одном уровне, без жестко закрепленных рабочих мест, с правом выбора соседа;
  • возможность перестроить реальное пространство, в котором устраивается мастерская  в зависимости от задачи каждого этапа;
  • свободное вхождение детей в процесс мастерской через привлечение к новой идее, подготовленным материалом и др.
  • предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы;
  • демократическое руководство работой детей;
  • безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской;
  • открытый временной конец (каждый ребенок работает в своем темпе);
  • атмосфера, создаваемая при работе в мастерской, должна обеспечивать эмоциональный комфорт каждому ребенку, способствовать и стимулировать творческое саморазвитие личности дошкольника.

          В.Сухомлинский говорил: "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества". Все это возможно, организуя такую форму работы, как мастерская.

Литература

  1. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, №10/2015
  2. Дронова Т.Н. Наша мастерская. М., 2012

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мастерская» как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка

Выделяются основные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности, под которыми мы понимаем такие фак...

Презентация "Мастерская» как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка

Мастерская – это форма организации продуктивной деятельности.Это не просто занятия, здесь преобладает совместная деятельность, коллективные формы работы, которые имеют определенную социальную мо...

Творческая мастерская как форма организации совместной деятельности для развития способностей и поддержки интересов у детей раннего возраста

Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.Ранни...

Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических представлений» Кружковая деятельность «Развивай - ка»

Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических п...

Творческая мастерская как форма организации продуктивной деятельности дошкольников.

В статье представлен материал о "Творческой мастерской", как инновационной форме организации  деятельности,об особенностях организации работы "Творческой мастерской" в ДОО,...

Выступление на совете педагогов №3 «Современные подходы к организации работы по направленности-практическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО» мастер-класс «Утренний Круг- как форма организации совместной деятельности»

Выступление на совете педагогов №3 «Современные подходы к организации работы по направленности-практическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО» мастер-класс «Утренний Круг- ...