Творческая мастерская как форма организации совместной деятельности для развития способностей и поддержки интересов у детей раннего возраста
методическая разработка по рисованию на тему

Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Ранний возраст- благоприятный период для развития творчества. Именно в это время закладываются основы развития личности и формируются творческие способности, происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение.)

Наша жизнь требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

 Одной из форм организации совместной деятельности, позволяющей вызвать интерес к продуктивным видам деятельности у детей раннего возраста, может стать творческая мастерская.

Творческая мастерская способствует сохранению в ребенке творческого начала, оказанию помощи в реализации его возможностей, способствует развитию его самостоятельности и творческой инициативы.

Организация творческих мастерских способствует решению следующих задач:

- Развитие изобразительных навыков и умений;

- Развитие умения свободно выражать свой замысел;

- Развитие умения работать с разнообразными материалами;

- Развитие творческих способностей и воображения.

Основные принципы работы творческой мастерской позволяют учитывать индивидуальные особенности развития детей (стеснительность, неуверенность, неаккуратность), и помогают каждому ребенку найти себе деятельность по душе. Возможность использовать в рисовании различные инструменты и материалы дают детям свободу выбора. Добровольное привлечение малышей к процессу деятельности, а также отсутствие оценки, соревнования, сравнений. В раннем возрасте дети в силу своих возрастных особенностей довольно неусидчивы и нетерпеливы, поэтому так важен не результат, сколько сам процесс.

Занятия предполагают совместную работу взрослого и ребенка. Творческие мастерские организуются 2 раза в неделю, во вторую половину дня. В творческой мастерской ребенку предоставляется возможность играть, рисовать, конструировать в соответствии с собственными интересами, что является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

Чтобы занятия стали более эффективны и интересны: перед занятием стараюсь создать у ребят положительный эмоциональный настрой. Начало мастерской - это обычно задание вокруг рисунка, предмета, воспоминания. Далее использую различные пальчиковые гимнастики, художественное слово, подвижные игры. Такой эмоциональный настрой дополняет занятие и соответствует теме рисования, понятен и интересен для ребят. По окончанию занятия обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов.

Основным направлением  работы в  творческой мастерской является развитие изобразительных навыков у  детей раннего  возраста посредствам использования нетрадиционных изобразительных техник.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру.

Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования я начала с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Вариантов отпечатывания множество. Мы с детьми рисовали «Краски осени», «Осенние кораблики». Детям очень нравится украшать точками заранее подготовленные предметы: точки на божьей коровке, яблочки на дереве или дополнять сюжет картины: рисовать следы зайчика на снегу, пшено для цыплят и т.д. 

Рисование с помощью ладошек одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные. Этот способ рисования им очень нравится. У нас получались замечательные рисунки «Солнышко лучистое», «Снегири».

Рисование поролоновым тампоном. Итак, после знакомства с краской и рисования пальчиками, ладошками детям хорошо использовать поролоновый тампон, с помощью которого ребенок получит необходимый навык для подготовки к рисованию кистью.

Тампон можно брать разной формы, в зависимости от задач, которые стоят перед вами. Он может быть прямоугольной формы, с закругленным кончиком, квадратной формы, круглый и т.д.

 Для начала используем краску одного цвета, при смене цвета, меняем тампон. Мы с помощью поролонового тампона нарисовали «Кленовый лист», «Дождевые тучи», «Снеговые тучи», «Зимний лес», «Шубка зайчика», «Шубка белочки»

Невидимка Рисование восковыми мелками или свечой и акварелью. Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение. Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Рисунок появится как по волшебству! Мы с детьми попробовали нарисовать «Белый хоровод»

Использование пластилина в рисовании Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветным фоном поверхность картона. Мы используем первоначальные приёмы в рисовании пластилином: скатывание пластилиновых шариков, очень небольших размеров, их надавливание, размазывание по поверхности основы (плотный картон) для создания плоского или полурельефного изображения. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем. С детьми в этой техники нарисовали «Богатый урожай» методом отщипывания и скатывания небольших кусочков, сделали свой урожай помидор и репки, а также разложили их по разным ящикам. С помощью размазывания пластилина нагрузили «Большой грузовик» зерном, и пополнили запасы мышонка большим мешком- семечками. На «Грибной полянка» скатали небольшие кусочки пластилина и прикрепили к нему фасоль, получились прекрасные грибы на полянке. Помогли медведю с медвежонком укрыться от зимней стужи, размазали пластилин и прикрепили веточки. Поиграли в снежки- скатывание снежного кома и прижимание к сюжетной картинке и покормили птичек рябиной- скатывание и прижимание ягодок к сюжетной картинке.

Рисование манкой В первую очередь рисование манкой помогает ребёнку тренировать мелкую моторику пальчиков, что благотворно влияет на будущее развитие. Ещё у малыша проявляются фантазия, богатое воображение, речь. При помощи такого занятия дети становятся более усидчивыми.

Рисование на подносе-насыпьте в посуду манную крупу тонким слоем и покажите, как можно оставлять отпечатки пальчиков и ладошек. Это самое простое, что нужно знать и уметь ребёнку. Затем возьмите небольшую фигурку или предмет. С ними тоже можно оставлять отпечатки и получаются уже рисунки. Маленький массажный мячик оставляет очень красивые следы. Возьмите с детьми по вилке и рисуйте вместе дорожки. Пальчиком проводите горизонтальные или вертикальные линии. Можно изобразить солнышко, домик, облачко, цветочек, бабочку и многое другое.

Рисование манкой на бумаге – это увлекательное занятие. Мы с детьми рисовали «Нора для лисички» с помощью клея и манки –укрывали нору снегом, чтобы и лисичка не замерзла.

Рисование ватными палочками Детям в возрасте от 1 года до 3 лет рисовать палочками гораздо проще, чем кисточкой. В каждой технике рисования существуют различные секреты и нюансы. Пуантилизм – не исключение. Есть некоторые моменты, на которые стоит ориентироваться, чтобы получить максимально удовлетворительный результат. Для малышей на первых занятиях лучше предлагать только один цвет краски. Картинки надо подбирать максимально простые: солнышко, яблочко или снег, дождик. Мы с детьми рисуя ватными палочками наполнили «Дупло белочки», нарисовали «Осенний дождик», «Первый снег», «Зернышки для воробьев»

Аппликация с ватой и ватными дисками Аппликация – один из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения. Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей.

С помощью аппликаций из ваты мы сделали «Пушистые облака», «Трака под снегом», утеплили и поменяли «Шубка зайчика», для «Катания на лыжах» построили горку, слепили «Веселого снеговика» с использованием ватных дисков.

Использование природного материала Аппликация с добавлением круп, семян, природного материала- веточки, мох, сухие листья.

Крупа и семена – прекрасный материал для поделок. Ее легко можно покрасить, и тем самым сделать работу яркой и привлекательной. Гречка, пшено, манка, рис, горох, различные семечки пригодятся для работы.

Крупа – доступный, красивый и безопасный материал для детского творчества.

Для разнообразия деятельности творческих мастерских стали приглашать детей подготовительной группы, и дети совместно занимались творческой деятельностью.

Опыт работы показал, что создание творческой мастерской доставляет детям истинную радость. Они с удовольствием создают «шедевры», не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_masterskaya.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №42 «Аленка» г. Воркуты

«Челядьӧс    42№-а  видзанін   «Аленка»

школаӧдз  велӧдан   муниципальнӧй сьӧмкуд учреждение Воркута к.

                                                                       

Творческая мастерская как форма организации совместной деятельности для развития способностей и поддержки интересов у детей раннего возраста

Феоктистова И.М., воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 42» г. Воркуты

Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Ранний возраст- благоприятный период для развития творчества. Именно в это время закладываются основы развития личности и формируются творческие способности, происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение.)

Наша жизнь требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

 Одной из форм организации совместной деятельности, позволяющей вызвать интерес к продуктивным видам деятельности у детей раннего возраста, может стать творческая мастерская.

Творческая мастерская способствует сохранению в ребенке творческого начала, оказанию помощи в реализации его возможностей, способствует развитию его самостоятельности и творческой инициативы.

Организация творческих мастерских способствует решению следующих задач:

- Развитие изобразительных навыков и умений;

- Развитие умения свободно выражать свой замысел;

- Развитие умения работать с разнообразными материалами;

- Развитие творческих способностей и воображения.

Основные принципы работы творческой мастерской позволяют учитывать индивидуальные особенности развития детей (стеснительность, неуверенность, неаккуратность), и помогают каждому ребенку найти себе деятельность по душе. Возможность использовать в рисовании различные инструменты и материалы дают детям свободу выбора. Добровольное привлечение малышей к процессу деятельности, а также отсутствие оценки, соревнования, сравнений. В раннем возрасте дети в силу своих возрастных особенностей довольно неусидчивы и нетерпеливы, поэтому так важен не результат, сколько сам процесс.

Занятия предполагают совместную работу взрослого и ребенка. Творческие мастерские организуются 2 раза в неделю, во вторую половину дня. В творческой мастерской ребенку предоставляется возможность играть, рисовать, конструировать в соответствии с собственными интересами, что является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

Чтобы занятия стали более эффективны и интересны: перед занятием стараюсь создать у ребят положительный эмоциональный настрой. Начало мастерской - это обычно задание вокруг рисунка, предмета, воспоминания. Далее использую различные пальчиковые гимнастики, художественное слово, подвижные игры. Такой эмоциональный настрой дополняет занятие и соответствует теме рисования, понятен и интересен для ребят. По окончанию занятия обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов.

Основным направлением  работы в  творческой мастерской является развитие изобразительных навыков у  детей раннего  возраста посредствам использования нетрадиционных изобразительных техник.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру.

Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования я начала с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Вариантов отпечатывания множество. Мы с детьми рисовали «Краски осени», «Осенние кораблики». Детям очень нравится украшать точками заранее подготовленные предметы: точки на божьей коровке, яблочки на дереве или дополнять сюжет картины: рисовать следы зайчика на снегу, пшено для цыплят и т.д.  

Рисование с помощью ладошек одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные. Этот способ рисования им очень нравится. У нас получались замечательные рисунки «Солнышко лучистое», «Снегири».

Рисование поролоновым тампоном. Итак, после знакомства с краской и рисования пальчиками, ладошками детям хорошо использовать поролоновый тампон, с помощью которого ребенок получит необходимый навык для подготовки к рисованию кистью.

Тампон можно брать разной формы, в зависимости от задач, которые стоят перед вами. Он может быть прямоугольной формы, с закругленным кончиком, квадратной формы, круглый и т.д.

 Для начала используем краску одного цвета, при смене цвета, меняем тампон. Мы с помощью поролонового тампона нарисовали «Кленовый лист», «Дождевые тучи», «Снеговые тучи», «Зимний лес», «Шубка зайчика», «Шубка белочки»

Невидимка Рисование восковыми мелками или свечой и акварелью. Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение. Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Рисунок появится как по волшебству! Мы с детьми попробовали нарисовать «Белый хоровод»

Использование пластилина в рисовании Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветным фоном поверхность картона. Мы используем первоначальные приёмы в рисовании пластилином: скатывание пластилиновых шариков, очень небольших размеров, их надавливание, размазывание по поверхности основы (плотный картон) для создания плоского или полурельефного изображения. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем. С детьми в этой техники нарисовали «Богатый урожай» методом отщипывания и скатывания небольших кусочков, сделали свой урожай помидор и репки, а также разложили их по разным ящикам. С помощью размазывания пластилина нагрузили «Большой грузовик» зерном, и пополнили запасы мышонка большим мешком- семечками. На «Грибной полянка» скатали небольшие кусочки пластилина и прикрепили к нему фасоль, получились прекрасные грибы на полянке. Помогли медведю с медвежонком укрыться от зимней стужи, размазали пластилин и прикрепили веточки. Поиграли в снежки- скатывание снежного кома и прижимание к сюжетной картинке и покормили птичек рябиной- скатывание и прижимание ягодок к сюжетной картинке.

Рисование манкой В первую очередь рисование манкой помогает ребёнку тренировать мелкую моторику пальчиков, что благотворно влияет на будущее развитие. Ещё у малыша проявляются фантазия, богатое воображение, речь. При помощи такого занятия дети становятся более усидчивыми.

Рисование на подносе-насыпьте в посуду манную крупу тонким слоем и покажите, как можно оставлять отпечатки пальчиков и ладошек. Это самое простое, что нужно знать и уметь ребёнку. Затем возьмите небольшую фигурку или предмет. С ними тоже можно оставлять отпечатки и получаются уже рисунки. Маленький массажный мячик оставляет очень красивые следы. Возьмите с детьми по вилке и рисуйте вместе дорожки. Пальчиком проводите горизонтальные или вертикальные линии. Можно изобразить солнышко, домик, облачко, цветочек, бабочку и многое другое.

Рисование манкой на бумаге – это увлекательное занятие. Мы с детьми рисовали «Нора для лисички» с помощью клея и манки –укрывали нору снегом, чтобы и лисичка не замерзла.

Рисование ватными палочками Детям в возрасте от 1 года до 3 лет рисовать палочками гораздо проще, чем кисточкой. В каждой технике рисования существуют различные секреты и нюансы. Пуантилизм – не исключение. Есть некоторые моменты, на которые стоит ориентироваться, чтобы получить максимально удовлетворительный результат. Для малышей на первых занятиях лучше предлагать только один цвет краски. Картинки надо подбирать максимально простые: солнышко, яблочко или снег, дождик. Мы с детьми рисуя ватными палочками наполнили «Дупло белочки», нарисовали «Осенний дождик», «Первый снег», «Зернышки для воробьев»

Аппликация с ватой и ватными дисками Аппликация – один из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения. Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей.

С помощью аппликаций из ваты мы сделали «Пушистые облака», «Трака под снегом», утеплили и поменяли «Шубка зайчика», для «Катания на лыжах» построили горку, слепили «Веселого снеговика» с использованием ватных дисков.

Использование природного материала Аппликация с добавлением круп, семян, природного материала- веточки, мох, сухие листья.

Крупа и семена – прекрасный материал для поделок. Ее легко можно покрасить, и тем самым сделать работу яркой и привлекательной. Гречка, пшено, манка, рис, горох, различные семечки пригодятся для работы.

Крупа – доступный, красивый и безопасный материал для детского творчества.

Для разнообразия деятельности творческих мастерских стали приглашать детей подготовительной группы, и дети совместно занимались творческой деятельностью.

Опыт работы показал, что создание творческой мастерской доставляет детям истинную радость. Они с удовольствием создают «шедевры», не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие проекты как форма организации совместной деятельности взрослых и детей

Проект, предлагаемый вашему вниманию,- это комплекс разных по содержанию и форме организации совместных дел педагога и детей. Работа проводилась на протяжении двух недель. Участвовали в ней и родители...

«Мастерская» как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка

Выделяются основные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности, под которыми мы понимаем такие фак...

Презентация "Мастерская» как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка

Мастерская – это форма организации продуктивной деятельности.Это не просто занятия, здесь преобладает совместная деятельность, коллективные формы работы, которые имеют определенную социальную мо...

Развитие в играх познавательного интереса у детей раннего возраста

Проблема познавательного интереса — одна из наиболее актуальных в современной педагогике. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её п...

Творческая мастерская как форма организации продуктивной деятельности дошкольников.

В статье представлен материал о "Творческой мастерской", как инновационной форме организации  деятельности,об особенностях организации работы "Творческой мастерской" в ДОО,...

Мастерская как форма организации совместной деятельности.

Материал для выступления на педсовете....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с применением мнемотехники для детей раннего возраста 2 – 3 лет «Путешествие по сказкам»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с применением мнемотехники для детей раннего возраста 2 – 3 лет«Путешествие по сказкам»Цель: способствовать фор...