«Опыт коррекционной работы воспитателей ДОУ по устранению речевых нарушений с помощью игры»
учебно-методический материал

Лапшина Ирина Васильевна

«Опыт коррекционной работы воспитателей ДОУ по устранению речевых нарушений с помощью игры»

 

 

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с окружающим миром.

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дети отображают свои представления и знания об окружающем мире.

С детьми, имеющими нарушения речи, работает логопед, а воспитатели—это первые его помощники. Воспитатели включаются в работу на этапе закрепления уже в определенной степени сформированных речевых навыков. Чтобы обучающий материал усваивался быстрее, легче и давал положительную динамику, необходимо преподносить его ребенку в игровой форме. В игре – сложные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

В своей работе воспитатели нашего ДОУ   используют игры всех видов (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, строительные, игры-драматизации и др.), как на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе, так и вне занятий. Проводят игры с детьми на наглядном, звуковом, практическом материале.

Начинают коррекционную работу воспитатели  с подготовительных игр на развитие дыхания

Также воспитатели используют на данном этапе игры «драматизации». Когда детям предлагается исполнить роли различных персонажей сказки. Дети изображают героев, меняя голосовую окраску речи, так чтобы его поняли остальные участники игры.  Воспитатели также организовывают подвижные игры с использованием музыкальных инструментов, когда при изменении темпа звучания инструмента меняется темп движения

 Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяют: : игровой самомассаж, игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические упражнения, мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок, кукольные театры, игры с прищепками, а также  воспитатели дают интересные задания с помощью игр тренажеров

Огромное значение в коррекционной работе играют игры с песком. Педагоги используют разнообразные игры: на
развитие тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук. Игры помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза; позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

 

Особое значение для детей имеет сюжетно-ролевая игра.  Используются возможности сюжетно-ролевой игры в процессе занятий по звукопроизношению и развитию лексико-грамматических средств речи. Обращают  внимание детей на необходимость выполнения определенных игровых действий, составляющих сюжет игры, в соответствии с той или иной ролью. Игры проводятся как индивидуально, так и с подгруппами, обучая их игровым действиям, формируя ролевые умения, развивая возможности их речевого общения между собой и со взрослым.

Воспитатели логопедических групп в коррекционной работе опираются на театрализованную деятельность. Так как театрализованная деятельность является эффективным средством развития дошкольников. Педагоги используют  различные виды театра – фланелеграф, настольный и пальчиковый театр, игрушки и др. Дети действуют за героя, изображают его интонацией и мимикой. Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы. По ходу действия ребенок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки, стихотворения или потешки.

Перчаточные и другие театральные куклы используются  на занятиях и в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.

Разыгрываем сказки, которые оказывают активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребенка. Сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствием слабому, любимые герои становятся образцами для подражания.

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной из которых является ЛЕГО-технология.

Воспитатели используют эту технологию при проведении коррекционной работы по постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);

Применение ЛЕГО позитивно отражается на качестве коррекции, так как способствует:

  • формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь;
  • овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением
  • тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.

 

Таким образом, использование игр при проведении коррекционной работы, способствует решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

Литература:

  1. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов Под. Ред. В.И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1981. -192 с.
  2. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи.- М., 1992

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Опыт коррекционной работы воспитателей ДОУ по устранению речевых нарушений с помощью игры»

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с окружающим миром.

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дети отображают свои представления и знания об окружающем мире.

С детьми, имеющими нарушения речи, работает логопед, а воспитатели—это первые его помощники. Воспитатели включаются в работу на этапе закрепления уже в определенной степени сформированных речевых навыков. Чтобы обучающий материал усваивался быстрее, легче и давал положительную динамику, необходимо преподносить его ребенку в игровой форме. В игре – сложные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

В своей работе воспитатели нашего ДОУ   используют игры всех видов (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, строительные, игры-драматизации и др.), как на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе, так и вне занятий. Проводят игры с детьми на наглядном, звуковом, практическом материале.

Начинают коррекционную работу воспитатели  с подготовительных игр на развитие дыхания 

Также воспитатели используют на данном этапе игры «драматизации». Когда детям предлагается исполнить роли различных персонажей сказки. Дети изображают героев, меняя голосовую окраску речи, так чтобы его поняли остальные участники игры.  Воспитатели также организовывают подвижные игры с использованием музыкальных инструментов, когда при изменении темпа звучания инструмента меняется темп движения

 Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяют: : игровой самомассаж, игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические упражнения, мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок, кукольные театры, игры с прищепками, а также  воспитатели дают интересные задания с помощью игр тренажеров

Огромное значение в коррекционной работе играют игры с песком. Педагоги используют разнообразные игры: на
развитие тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук. Игры помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза; позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Особое значение для детей имеет сюжетно-ролевая игра.  Используются возможности сюжетно-ролевой игры в процессе занятий по звукопроизношению и развитию лексико-грамматических средств речи. Обращают  внимание детей на необходимость выполнения определенных игровых действий, составляющих сюжет игры, в соответствии с той или иной ролью. Игры проводятся как индивидуально, так и с подгруппами, обучая их игровым действиям, формируя ролевые умения, развивая возможности их речевого общения между собой и со взрослым.

Воспитатели логопедических групп в коррекционной работе опираются на театрализованную деятельность. Так как театрализованная деятельность является эффективным средством развития дошкольников. Педагоги используют  различные виды театра – фланелеграф, настольный и пальчиковый театр, игрушки и др. Дети действуют за героя, изображают его интонацией и мимикой. Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы. По ходу действия ребенок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки, стихотворения или потешки.

Перчаточные и другие театральные куклы используются  на занятиях и в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.

Разыгрываем сказки, которые оказывают активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребенка. Сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствием слабому, любимые герои становятся образцами для подражания. 

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной из которых является ЛЕГО-технология.

Воспитатели используют эту технологию при проведении коррекционной работы по постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);

Применение ЛЕГО позитивно отражается на качестве коррекции, так как способствует:

  • формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь;
  • овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением
  • тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.

Таким образом, использование игр при проведении коррекционной работы, способствует решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

Литература:

  1. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов Под. Ред. В.И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1981. -192 с.
  2. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи.- М., 1992

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы в коррекционной работе воспитателя с дошкольниками, имеющими речевые нарушения.

Передо мной встала проблема оптимизации коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи и формирование у них таких свойств личности как мыслительная речевая активность, на основе использовани...

Задачи работы воспитателя с детьми, имеющими речевые нарушения

Задачи,стоящие перед воспитателем. Коррекционная работа. Организация жизни и деятельности детей. Создание специальных условий....

Консультация для родителей "Логоритмика в коррекционной работе логопеда с дошкольниками, имеющими речевые нарушения"

Логоритмика представляет собой особую методику, включающую в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. В России изучением положительного воздействия на рече...