Развитие мелкой моторики у ребенка дошкольного возраста.
методическая разработка (младшая группа)

Вильданова Шафада Шавкатовна

 Статья посвещена проблеме развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и средствам ее устранения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motorika_statya.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

Вильданова Ш.Ш., воспитатель

Развитие мелкой моторики у ребенка дошкольного возраста

«Источник способностей и дарований 
детей – на кончиках их пальцев. От пальцев,
образно говоря, идут тончайшие ручейки, 
которые питают источник творческой мысли»
Сухомлинский В.А.

В современном обществе, под действием постоянно растущего прогресса, ребенок часто сталкивается с рядом трудностей. Одной из таких трудностей является  несформированность мелкой моторики рук, что в дальнейшем отрицательно сказывается на ранних стадиях обучения в школе.

Многие родители не понаслышке знают, что развивать мелкую моторику у маленького ребенка крайне важно и нужно, поскольку это напрямую связано с формированием речевых навыков. Почему же тогда родители забывают о ее развитии? Когда нужно начинать развивать мелкую моторику рук? Чем раньше, тем лучше. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для развития речи. Речевые центры головного мозга интенсивно стимулируются двигательной активностью ребенка. Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу несколько систем: нервная, костная и мышечная. Интересно, что та зона коры головного мозга, которая отвечает за тонкие движения пальцев, расположена очень близко к речевой зоне. Соответственно, чем более развита часть мозга, отвечающая за мелкую моторику, тем большее влияние она оказывает и на речевую зону. Вот почему между речью ребенка и мелкой моторикой и существует эта особенная и неразрывная связь.

Специальные исследования, проведенные Институтом физиологии детей и подростков, подтвердили, что от степени развития мелкой моторики зависит не только успешное удовлетворение бытовых потребностей ребенка (умение одеться, обуться, поесть при помощи ложки или вилки), но и управление речью, а значит, и в целом, качество жизни.

Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. У детей улучшается внимание, память, речь слух, зрение, оптико-пространственное восприятие (координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память). Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность. Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук является использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумать их можно бесконечное множество. И главное здесь — учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка. Практически всем этим занятиям уделяется должное внимание в детских садах. Педагоги предлагают на выбор детям массу видов творчества, среди которых малыши всегда находят что-то свое.

Однако развивать мелкую моторику можно и нужно и в домашних условиях. В качестве простейших упражнений для этого могут послужить элементарные действия по уходу за собой: завязывание шнурков на обуви, застегивание молний или пуговиц. Пока мама готовит ужин, ребенку можно предложить перебирание пальцами всевозможных плодов, крупной крупы (фасоль красного и белого цвета). Стоите в пробке во время любой поездки с ребенком поможет пальчиковая игра : надела бабушка очки и читает книжку, ножки спинка и сиденье-вот вам стул на удивленье (ладошка и кулачек), гусь стоит и все гогочет, ущипнуть тебя он хочет. Папа может предложить своему малышу закручивать болты на гайки.

Помните, что для того, чтобы ребенок научился работать своими руками, следует предоставлять ему такую возможность.

Не спешите все сделать за него, а дайте ему шанс проявить себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев…»...

Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму

Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму...

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....