Рекомендации для воспитателей по написанию конспекта НОД
методическая разработка

Качура Ольга

Воспитателям, особенно молодым, иногда сложно написать конспект НОД, Сложно сформулировать задачи, сложно написать сам ход занятия. В данных методических рекомендациях я постаралась отразить все нюансы по написанию конспекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_plan.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для воспитателей по написанию конспекта НОД

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности

           для детей от !.5 до 3-х лет- не более 10 минут,

для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 минут,

для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут,

для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут,

для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут.

Прописывается название НОД (в рамках тематической недели). Например, «Неразлучные друзья – взрослые и дети», (тема недели «Я и мои друзья»).

Указывается цель НОД.

   Цель формулируется как результат деятельности и должна быть:

  • конкретной,
  • реалистичной,
  • достижимой в данный период времени,
  • диагностируемой.

Указываются задачи НОД.

Задачи НОД должны обозначать процесс и отвечать на вопрос «Что  надо сделать?»

Задачи должны носить триединый характер, т.е. включать образовательную, развивающую, воспитательную направленность. При этом самих задач может быть от трех до семи.

Формулирование образовательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.

Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер НОД вы планируете: по сообщению нового знания, тренировочный или итоговый.

Примерные формулировки образовательных задач НОД по сообщению нового знания:

  • познакомить ….,
  • формировать первоначальные представления…,
  • учить (научить) составлять…

Развивающие задачи направлены на развитие высших психических функций (мышление, память, воображение, внимание), а так же на развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики и др. В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:

  • если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов

«формировать …», «начать работу по развитию…» и т.д.;

  • если функция недостаточно сформирована, либо необходимо закрепить какой – либо навык, то выбор будет следующий «продолжать формировать…», «продолжать развивать …», «совершенствовать …» и т.д.

Воспитательные задачи направлены наформирование нравственных качеств личности, взглядов, убеждений и поступков ребенка (опираться на реализацию задач ОО «Социально-коммуникативное развитие»).

Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола. В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над которым вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:

  • если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «воспитывать …» и т.д.
  • если качество (свойство) недостаточно сформировано, либо необходимо его закрепить, то выбор глагола будет следующий

«продолжать формировать …», «продолжать воспитывать …»,

«совершенствовать …» и т.д.

Активизация словаря: расписать новые слова и словосочетания, которые вводятся в активный словарь детей.

Предварительная работа:

• чтение художественной литературы (указать автора, наименование произведения);

• беседы, ситуативные разговоры (указать тему)

• игры (название)

• прослушивание музыкальных произведений (указать название) и др.

Развивающая предметно-пространственная среда включает в себя: (оборудование: демонстрационный и раздаточный материал, реквизит, используемые материалы, мизансцены).

В ходе НОД надо помнить, что дети могут предложить вам такую образовательную и развивающую ситуацию, которой нет в вашем плане. Не упускайте ее. Вспомните пословицу «Ложка дорога к обеду» и не бойтесь отступить от конспекта! Знание, полученное в нужное время, усвоится детьми намного лучше.

Методы  и приёмы:

Наглядный: наблюдение, рассматривание картин, игрушек, предметов, иллюстраций; демонстрация опытов; просмотр мультфильмов и др.

Словесный: беседа; объяснение; рассказы воспитателя, детей; чтение художественных произведений, вопросы, сравнение, пояснение, и др.

Практический: элементарные опыты, моделирование; продуктивная деятельность; упражнения, показ, выполнение определённых действий и др.

Игровой: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде, роль; внезапное появление объекта; выполнение игровых действий; инсценировки, загадки; элементы соревнования; создание игровой ситуации; имитация голоса, движения и др.

Формы организации познавательной деятельности детей на занятии: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная, парная

Продолжительность вводной части НОД составляет 2-3 минуты:

  • организация детей;
  • переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя,
  • точные и чѐткие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения заданий, предполагаемые результаты );

создание образовательной проблемной ситуации, мотивация детей на предстоящую деятельность (в доступной для детей форме), подведение к цели НОД (например, кому-то помочь, что-то найти или узнать, отыскать, построить, сделать подарок и т.п.).

Необходимо отразить, как обеспечивается:

-психологический настрой на предстоящую деятельность,

- мотивация предстоящей деятельности (знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности, создание проблемной ситуации,

- актуализация имеющихся знаний, представлений, по возможности установление связи с прошлым опытом детей.

Указать (описать, какой мотив используется, как дети привлекаются к пониманию стоящей перед ними задачи (цели, и тому, что в соответствии с этим необходимо сделать. Если используется игра рабочего настроя, то указать какая и в чем ее суть (цель).

Необходимо остановится на мотивации ООД

1. Игровая - присутствие игрушки + помощь или игрушка-эрудит (приходит Незнайка и просит помочь).

Если приходит игрушка и просит нас о помощи, этот мотив лучше использовать на младших детях, чем старше дети, тем он менее действенен.

2. Мотивация общения в условиях помощи взрослому (не нужна игрушка, воспитатель сам ставит вопрос «Вы мне поможете» или «Я этого не знаю»)

Например: Вы знаете, ребята, я не понимаю чем отличается кофе от чая? Сама ставлю вопрос и говорю, что чего-то не понимаю. И не отвечаю за детей, задаю наводящие вопросы.

3.Мотивация личной заинтересованности - это высший пилотаж (мотивация личной заинтересованности «Кто хочет поиграть?») . Попробуйте поиграть с детьми, сказать им утром, кто хочет позаниматься, убираем игрушки, а кто не хочет, можете продолжать играть.

Продолжительность основной части НОД в зависимости от возрастной группы составляет:

                        3 – 4 года примерно 9-10 мин.;

  1. – 5 лет примерно 14-16 мин.;
  2. – 6 лет примерно 19 -20 мин.;
  3. – 7 лет примерно 22 – 24 мин.
  • обеспечение осмысленного усвоения детьми информации (необходимо продумать содержание беседы, практической деятельности для осознанного восприятия детьми информации).
  • создание условий для разнообразной активной деятельности детей;
  • осуществление образовательной работы детьми (длительность с учѐтом возрастной группы):
  • установление (по возможности) связи с прошлым опытом детей.
  • активизация имеющихся знаний детей;
  • уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте совзрослым,
  • обеспечение активной деятельности детей, выполнение всех поставленных задач НОД;
  • создание условий для достижения результата каждого ребѐнка, осуществление дифференцированного подхода;
  • проведение физкультминутки для снятия статического напряжения, утомления (в соответствие с возрастом детей желательно проводить в середине НОД).

В основной части решаются главные задачи деятельности, создаются условия для активной деятельности детей.

Открытие нового знания или умения. Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной (игровой) деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят её, используя новый способ деятельности (действия).

Продолжительность заключительной  части НОД составляет 2-3 минуты:

  • закрепление и обобщение изученного материала;
  • подведение        итогов        деятельности,        оценка        результатов        детской деятельности;
  • поощрение детей, справившихся с заданиями повышенной сложности;
  • переход        из        образовательной        деятельности        всовместную        или самостоятельную.

В заключительной части при подведении итогов НОД необходимо помнить, что:

  • в        младшей        группе        педагог        хвалит        за        усердие,        активизирует положительные эмоции;
  • в средней группе – дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей;
  • в старшей и подготовительной группе к оценке и самооценке результатов привлекаются дети (содержание должно быть направлено на понимание детьми зависимости полученного результата от качества осуществления работы с учетом специфики вида деятельности, уровня взаимодействия детей, проявления необходимых личностных качеств).

Важно отметить успешных детей, подчеркнув, за счет чего удалось добиться положительного результата, поддержать стеснительных, застенчивых, охватить вниманием тех детей, у которых уже что-то получается лучше, в сравнении с предыдущими их результатами.

Типичные ошибки при написании конспекта:

  • нет разницы между полным, развёрнутым конспектом и планом-конспектом занятия;
  • недостаточное освещение в конспекте организационных моментов;
  • отсутствие обобщений и выводов;
  • нарушение баланса между занимательными, игровыми элементами и учебно –познавательным содержанием;
  • недостаточная продуманность сюжетной основы занятия, его начала и окончания;
  • недогруженность или перегруженность по содержанию:(играми, их не высокая эффективность, сочетаемость между собой и т.д.);
  • слабое использование или отсутствие современных дидактических средств и развивающих методов обучения дошкольников.
  • недостаточно игр на активизацию мыслительной и речевой деятельности воспитанников;
  • отсутствие проблемной ситуации на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации составления и написания конспекта физкультурного занятия

Методические рекомендациисоставления и написания конспекта физкультурного занятия...

Памятка для воспитателя по написанию конспекта НОД

Данный материал поможет воспитателям ДОУ правильно написать конспект непосредственно-образовательной деятельности....

Рекомендации по написанию конспекта НОД

Рекомендации по оформлению  конспекта непрерывной образовательной деятельности. В каждом регионе могут быть свои традиции написания конспектов. Самое главное – кон...

"Рекомендации к написанию конспекта для воспитателей в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС"

Занятие – это форма организации обучения. Занятие является структурной единицей образовательного процесса, реализующей определенную часть образовательной программы. Ведущая роль принадлежит педа...

Рекомендации к написанию конспекта занятия

Рекомендации к написанию  конспекта занятия...