семинар "Дивергентное мышления"
методическая разработка

Даваа Айлан Викторовна

семинар "Дивергентное мышления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл семинар Дивергентное мышления58.74 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие дивергентного и конвергентного мышления у старших дошкольников.

В условиях современного времени все чаще слышим о том, что у детей плохо развита речевая активность, умение отвечать не односложно, и даже выстроить более или менее логический ответ на какое- либо задание, связанное с мышлением. И исходя из этого, образовалась очень острая и очень актуальная проблема – гибкость мышления.

Ведь через гибкость творческого мышления происходит полное становление ребенка в полноценную личность.

Мы все так привыкли всегда мыслить односложно и просто, ища самый легкий и простой ответ на тот или иной вопрос, исключая момент поиска и других, альтернативных решений на данные вопросы. И мы не задумываясь такое мышление даем нашим детям, как самое верное, исключая возможности творчества и креативного мышления.

В широком смысле креативностью называют способность отказаться от стереотипов.

Ведь что такое дивергентное и конвергентное мышление в своей сути?

Дивергентное (от латинского divergere – расходиться) мышление используется человеком тогда, когда нужно выдать множество решений на основе одних и тех же данных, в то время как конвергентное (от латинского cоnvergere – сходиться) – это фокусировка на главном (одном) решении.

То есть нужно дать толчок для развития этих двух видов мышления. И в итоге каждый из них будет полностью взаимодействовать друг с другом, полностью дополняя.

Дивергентность - понятие очень тесно связано с понятием «творчество». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Потому и это стало моей идеей развития логического мышления у детей моей группы через творческое мышление, тем самым направляя их на полноценное развитие их личности. Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями ребенка. Воображение является его центром. Выполняя какое- либо творческое задание ребенком, в творчестве может стать абсолютно новым, то есть определенно не сделанный шаблонно исследовательно нестереотипно.

В такой момент у детей старшего возраста начинает развиваться и обогащаться более активно воображение, расширяется познание, опыт и естественно интересы.

Когда ребенок находится в процессе творчества, он начинает испытывать массу положительных эмоций, как от самого процесса, но и от самого главного - полученного им результата.

В дошкольном возрасте мы всегда делаем акцент на развитие таких процессов, как память, мышление, восприятие, внимание. Тем самым нацеливая детей на более успешную в дальнейшем учебную деятельность.

Особенно старшие дошкольники любят заниматься творческой деятельностью, они с увлечением лепят, рисуют, танцуют, сочиняют сказки, небылицы, истории. И с каждым разом, чем сложнее задание, тем интереснее им искать нужное решение для его воплощения. Потому именно творчество делает жизнь ребенка богаче и интереснее. Именно в творческом мышлении ребенок себя раскрывает в независимости от своих личностных комплексов. В то время, как взрослый зачастую боясь ошибиться, стесняется их проявить. Потому дети искренни в проявлении себя в творческой деятельности. И именно в такие моменты можно подключать дивергентное мышление - как метод творческого, художественного мышления.

При помощи такого мышления дети могут усваивать моральные и нравственные нормы, развивая умение различать многие, свойственные для человека, качества (сострадание и ненависть, добро и зло и т. д.)

Это мышление заставляет детей вкладывать смысл и понимание жизненных ценностей. И мы развиваем данный вид мышления включая в обычную познавательную деятельность – игру. Так как ведущей ролью в жизни дошкольника является именно она, при помощи которой развивается и логическое мышление. Для этого мы можем использовать такие игры, например:

- интеллектуальные викторины;

- «зачем нам нужен карандаш?» - нужно назвать все доступные действия с ним, и затем предложить свой вариант предмета и т. д.

- «перечисли все виды использования бумаги»

-литературные вечера «в стране смешных историй»«в гостях у любимых сказок» и т. д. ;

- «шишка» - знакомить с новыми многозначными словами; учить подбирать слова, схожие по звучанию;(шишка- еловая, на лбу, слова рифмы- малышка, мышка, трусишка, плутишка и т. д.)

- «идет- стоит» -знакомить с разными значениями слова «идти»; находить слова с противоположным значением.

«Секреты» учить детей ориентироваться по плану на участке детского сада (старшая, подготовительная к школе группы);

«Найди игрушку» - учить детей ориентироваться по плану в групповой комнате (старшая, подготовительная к школе группы);

«Куда спрятался жучок?» - учить детей свободно пользоваться планом (средняя, старшая, подготовительная к школе группы).

-задания с перевоплощением детей в персонажей; с включением моделирования, и тому подобное.

Детям очень сложно сразу включиться в такие игры, и это действительно заметно, но по истечении времени и систематизации проведения данных заданий и упражнений, это дает результат, дети становятся более активными в общении, стараются находить самый неожиданный ответ, и не самое простое решение.

И если вы хотите развить в себе или в вашем ребенке дивергентного (креативного) мышления, то стоит лишь придерживаться некоторых советов:

-Не бойтесь никогда казаться необычным и предлагать новые идеи; -Не бойтесь мнения окружающих, будьте самим собой; -развивайте свое нестандартное мышление дальше рамок установленных обществом; -не бойтесь ошибаться и никогда не ругайте за ошибку своего ребенка, ошибиться может каждый, всегда есть несколько

выходов и решений из разных ситуаций; -обсуждайте любые интересующие вашего ребенка и вас темы или вопросы. -Находите объяснения непонятных и странных для ребенка и вас вещей. -Научитесь мыслить сами, избавьтесь от шаблонности и стереотипности, которые мешают вашему развитию.

Дивергентного мышления бы не было без конвергентного, так как вся суть такого мышления, сводится к тому, что находя много вариаций решений поставленной задачи, сохраняет их и позволяет нам создают новую информацию из той, что имеется в сокровищнице памяти. Как дивергентное, так и конвергентное мышление можно и нужно развивать, и понимание особенностей каждого из типов помогает стимулировать его правильными методами и с наилучшими результатами.

Характеристика дивергентного типа мышления

Понятие дивергентного мышления больше известно как творческий мыслительный процесс. Чтобы понять, что необходимо развивать для становления этого типа мышления, перечислим основные свойства творческого подхода к поиску и развитию идей.

  1. Гибкость как способность рассматривать задачу под различными углами зрения, применять разнообразные подходы и стратегии.
  2. Беглость – свойство быстрого придумывания реальных и фантастических решений для одной и той же проблемы.
  3. Оригинальность – способность находить нестандартные решения.
  4. Способность к детализации – умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любую идею, сюжет, рисунок.

Признаки проявления дивергентного мышления у детей

Важным плюсом развития дивергентного мышления у детей дошкольного возраста является пробуждение познавательной мотивации. Желая найти оригинальное решение, ребенок включает свою исследовательскую активность, проявляет чувствительность к обнаружению нового в обычном.

Дошкольник, у которого формируется дивергентный тип мышления, удивляет тем, какие оригинальные образы он может увидеть в облачке или обнаруженной в лесу коряге. Он всем интересуется, задает множество уточняющих вопросов, и сам выдает предположительные ответы.

Такие дети предпочитают сюжетно-ролевые игры иной игровой деятельности, потому что получают возможность детализировать сюжет, видоизменять роли и правила.

Рисунки творческих дошкольников отличаются богатством красок и оригинальностью художественного замысла, а конструкции и поделки – изобретательностью по отношению к формам и выбору материала.

Задания на развитие дивергентного мышления у дошкольников 

Сенситивным периодом для развития данного типа мышления является старший дошкольный возраст. В этот период дети имеют довольно высокую осведомленность и активное воображение, что помогает мыслить бегло, гибко и оригинально.

Существует много дидактических игр и упражнений на развитие дивергентного мышления. Приведем 12 заданий, удобных как для индивидуального, так и группового применения.

Задания на развитие беглости

  1. У твоего друга плохое настроение. Придумай, как его улучшить. ( У мамы испортилось настроение, у бабушки… Придумать варианты поднятия).
  2. Какие вещи могли бы стать более удобными, если бы их уменьшили в размерах? (Пр.: подъемный кран – понадобился бы гараж поменьше и пр.). Какие хотелось бы увеличить? (Пр.: игольное ушко, шоколадку).
  3. Назовите как можно больше слов, которые начинаются на «при- » (прибежать, приложить…), на «за-», на «ко-». Придумайте слова, которые заканчиваются на «-ик», «-ёк» и т. п.

Упражнения на гибкость мышления

  1. «Новый образ». Назовите два объекта – например, ЯБЛОКО и ЕЛКА. Перечислите вместе с детьми по три признака каждого (яблоко – сочное, краснобокое, растет на ветке; елка – растет в лесу, имеет иголки, зеленая). Возьмите по одному признаку этих объектов, объедините и придумайте новый образ. Один из вариантов: если объединить «сочное – имеет иголки», получим КАКТУС. Предложите детям следующую пару слов.
  2. Договоритесь с ребенком, что каждое слово можно нарисовать в виде несложного рисунка. Сочините ему «письмо» из двух-трех рисованных предложений, а он пусть нарисует вам свое сообщение.
  3. Предложите дошкольнику по-своему завершить известную сказку (Колобок, Теремок и т.д.)

Игры на развитие оригинальности

  1. Придумать пять названий для вкусного пирожного (джема, мороженого). Самыми оригинальными, как правило, бывают последние варианты.
  2. Поиграйте в «Волшебную подзорную трубу». Пусть некая труба будет направлена на планету (на город, на папину работу…), а дошкольник перечислит, что он видит.
  3. Инструкция: Нарисуй значок, который бы как можно больше рассказывал о тебе. Когда значок будет готов, попроси трех человек посмотреть на значок и на его основе рассказать о тебе.

Задания на детализацию

  1. Нарисуйте несколько одинаковых кружков (полукругов, стрелок). Предложите ребенку на основе каждого создать рисунок.
  2. Инструкция: Представь, что твой велосипед (Мишка, конструктор) заговорил. Что бы он тебе рассказал?
  3. Покажите ребенку сюжетную картинку. Пусть он расскажет, что сейчас происходит на картинке, а затем пофантазирует, что было до этого сюжета, и как будут далее развиваться события.

Приемы развития дивергентного мышления дошкольников основаны на использовании графических изображений, сюжетных картинок, на развитии словарного запаса и сочинении историй.

Ход игры:

Посмотрите на картинку! Найдите ошибку. (Слайд 1, 2)

(Слайд 3) Вы заметили, что на каждой руке человека по шесть пальцев? Проблема невнимания к тому, что находится вне зоны внимания, заключается в том, что оно отражает тип образовательного опыта прошлого столетия. Систематическое стремление к единственно правильным ответам способствовало развитию слепоты невнимания, которая может ослаблять навыки дивергентного мышления детей и ограничивать перспективы, необходимые им для достижения успеха в XXI веке.

Cлепота невнимания (или перцептивная слепота)

Cлепота невнимания – это явление, при котором мы сознательно воспринимаем гораздо меньше информации из окружающего мира, чем полагаем. Не существует сознательного восприятия без внимания. Когда наше внимание полностью сосредоточено на одной детали, мы можем не замечать других деталей, окружающих нас, – и даже некоторых весьма необычных. Неспособность обнаруживать неожиданные объекты, на которые не направлено ваше внимание, это и есть то, как слепота невнимания не позволила вам воспринять ошибку на предложенной картинке.

Такой уровень непреднамеренной слепоты находится в пределах нормы и вряд ли будет оказывать какое-либо влияние на ваш профессиональный или познавательный успех. Тем не менее последствия слепоты невнимания будут гораздо более серьезными для нового поколения молодых людей, которые станут конкурирующей рабочей силой в ХХI-м веке.

В современной экономике, основанной на глобальных технологиях, лучшие университеты и работодатели ищут кандидатов со способностью мыслить дивергентно и соответствующе действовать. Этот набор навыков включает способность выходить за пределы заданной точки внимания и воспринимать все гораздо шире, чем это можно сделать при помощи внимания, ограниченного конкретной целью. То есть успех в ХХI веке требует не только умения нестандартно мыслить, но и восприятия информации вне зоны внимания и очевидного контекста.

Специфические качества, необходимые для достижения успеха в реальном мире быстро изменяющихся фактов и технологий, противоположны заученным (а значит, и быстро забываемым) ответам, самые актуальные из которых легко можно найти в Интернете.

Люди, обладающие дивергентным мышлением, способны:

  • Быть инициативными, целеустремленными и нацеленными на действия.
  • Критически оценивать предоставляемую информацию, проверять надежность источников, ставить под сомнение предположения, искать противоречивые факты, свидетельства и определять наиболее ценные данные, которые необходимо использовать, чтобы делать обоснованные выводы, интерпретацию, заявления и решения.
  • Использовать новую информацию и технологии в творческих и инновационных методах.
  • Успешно и гибко взаимодействовать и сотрудничать и эффективно использовать информационные средства.

Когда мозг постоянно «натаскивается» на быструю эффективность и поиск единственно правильного ответа, он становится все более «успешным» в его нахождении. У детей развиваются когнитивные привычки принятия первого найденного ответа как правильного и единственно верного. Мозг, который привык бездумно следовать прямым инструкциям и запоминать единственные правильные ответы, не может адекватно подготовиться к быстро расширяющемуся информационному пулу в глобализированном, технологическом мире, который ждет детей после окончания школы.

Детям необходим опыт интерпретации данных и разработки дивергентных решений, а не механических и однообразных. Цель состоит в том, чтобы помочь детям развить их когнитивную гибкость для того, чтобы они могли воспринимать и оценивать информацию и опыт широко, а не с точки зрения суженной перспективы, которая развивается при поиске единственно правильного ответа или определенного фрагмента информации из единственного указанного источника (например, из учебника или конспекта учителя).

Когнитивная гибкость – это способность быть открытым и готовым рассматривать все аспекты существующего опыта, многочисленные источники информации, различные толкования, всевозможные подходы к проблемам и альтернативную точку зрения. Когнитивная гибкость – это часть дивергенции, необходимая для оценки и интерпретации источников информации с различных точек зрения, для прогнозирования возможных вариантов развития и умения адаптироваться к изменению данных по мере их поступления.

В будущем будут востребованы люди, обладающие дивергентным мышлением, восприимчивые и открытые к самым новым фактам и данным. Будущие лидеры и инноваторы – это люди, которые уверенно воспринимают новый опыт и информацию, которые открыты к разным мнениям и интерпретациям и способны объективно и критически анализировать альтернативные точки зрения и различные подходы к решению задач.

Поэтому наша задача состоит в том, чтобы дать своим детям возможность видеть информацию за пределами отдельных ответов и не считать один какой-либо вариант единственно правильным. Существенное значение для развития когнитивной гибкости несет способность ребенка допускать неопределенность, неоднозначность и быть готовым рисковать и совершать ошибки. (Слайд 4)

Задание 1

Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?

Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста — 3 мин. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции. По 1 баллу за ответ, и по 1 баллу за разные категории.

Категории ответов

1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать).

2. Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).

3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка).

4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы).

5. Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).

6. Использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).

7. Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).

8. Сдача в макулатуру.

9. Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу TV и т.д.).

10. Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).

11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).

12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).

Задача 2

Одни из самых известных задач на творческое, нестандартное, гибкое мышление придуманы советским физиком, Нобелевским лауреатом Л. Ландау, который, по легенде, отбирал себе в аспиранты тех, кто решал их. Задача № 2. О, Д, Т, Ч, П, Ш. (Продолжить последовательность.)

Сам Ландау ожидал такого ответа: на первую задачу – последовательность: Один, Два, Три, Четыре, Пять, Шесть, Семь, Восемь и т.д.

Однако вряд ли гениальный физик стал бы возражать против какого либо другого ответа, который, конечно же, возможен.

Задача №3

Задача № 3. Любовь, Дыхание, Рим, Власть, Колонна, Чувство, Небо.

(Продолжить последовательность.)

Задачи Ландау предполагают один правильный ответ, хотя при этом они требуют и гибкости, и оригинальности мышления. Задачи Ландау дают нам замечательную возможность поговорить о том, что считать единственным ответом.

В задаче приведена последовательность устойчивых словосочетаний, в состав которых входят начальные порядковые числительные: первая любовь, второе дыхание, третий Рим, четвертая власть, пятая колонна, шестое чувство, седьмое небо.

Однако продолжить эту последовательность можно по разному: восьмое чудо света, девятый вал или девять месяцев, десять заповедей или десять негритят…

В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важные исследовательские навыки, а также такие важные характеристики креативности, как: оригинальность гибкость, беглость (продуктивность) мышления и др. Все они необходимы для исследователя.

Задача 4

Вставь число.

Дошкольники решают эту задачу за 5-10 минут. У некоторых программистов уходит на неё до часа.

Задача №5

Какая фигура лишняя?

Ответы на головоломку:

1) Первое, что приходит, в голову, это то, что лишняя фигура №4 – зеленый квадрат в черной рамке. Если ты ответил так, то ты один из 80% населения с абсолютно стандартным мышлением, у которых доминирует правое полушарие мозга и которые первыми реагируют на цвет.

2) Если ты ответил не так, как в предыдущем пункте – ты, скорее всего выбрал вариант №3 – так как это круг, а все остальные – квадраты. Поздравляем, ты мыслишь более глубоко (с тобой аналогично смотрят на эту ситуацию еще 15% населения).

3) Если ты выбрал вариант №2, потому что эта фигура без черной рамки – ты в 4% населения. И, кстати, ты скорее всего расист…

4) Если по известным только тебе причинам ты выбрал фигуры №1 или №5, ты настоящий гений, который не руководствуется никакими логическими нормами. Кстати, аналогичные показатели демонстрируют дети до 6 лет (пока их не начинают учить в школе, и они не тупеют) в пропорциональном соотношении.

Задача №6

Выбери фигуру, которая наиболее точно соответствует тебе.

Тест на оригинальность мышления

Хотите узнать уровень своей креативности? Тогда пройдите тест Э. П. Торранса (Ellis Paul Torrance) и Дж. П. Гилфорда (Joy Paul Guilford), которым вот уже несколько десятков лет пользуются профессиональные психологи.

Эта уникальная методика дает оценку уровня интеллекта и креативности испытуемого. В XX веке подобные тесты использовали для обучения военных, а сейчас они доступны любому желающему.

Инструкция

Внимательно рассмотрите 10 картинок, представленных ниже, и скажите, что именно изображено на каждой из них. Если ответ покажется вам слишком очевидным, возможно, вам стоит подумать еще немного. 3 минуты.

А теперь, попробуйте придумать еще варианты! 3 минуты.

Итак, приступаем!

Результаты

Самое интересное, что этом тесте нет заведомо правильных или неправильных ответов. На креативность испытуемого указывает лишь то, насколько сильно его ответы отличаются от тех, что дает большинство людей.

1 Стандартный ответ: свеча на подставке. Некоторые видят штопор, застрявший в пробке. А что увидели вы?

2 Стандартный ответ: лужи на дороге. Но другие видят жирафа (вид из окна второго этажа). Ваш вариант?

3 Стандартный ответ: следы ног в круге. Творческие люди видят, как парашютист летит на землю (вид снизу). А что разглядели вы?

4 Стандартный ответ: колесо автомобиля. Или вы увидели танцующего мексиканца в сомбреро (вид сверху)?

5 Стандартный ответ: обычно люди видят кусок любительской колбасы или след от каблука. Правда, некоторые утверждают, что это поезд, выезжающий из туннеля (вид спереди). А как думаете вы?

6 Стандартный ответ: обычные люди просто теряются в догадках! А креативным видится медведь, слезающий с дерева? А вы рассмотрели его лапы? Или увидели что-то другое?

7 Стандартный ответ: мужская рубашка с галстуком-бабочкой. А вот некоторые считают, что здесь изображено, как незадачливого официанта зажало дверями лифта. Ваш вариант?

8 Стандартный ответ: компас. Но один нестандартный человек увидел здесь, к примеру, как голодный птенец зовет маму, сидя в гнезде (вид сверху). А что разглядели на этом рисунке вы?

9 Стандартный ответ: обычно говорят, что «кто-то за чем-то прячется». Некоторые уточняют, что это бравые пограничники с овчарками притаились в засаде. Интересно узнать и ваш вариант!

10 Стандартный ответ: водители видят спидометр, а физики — барометр. А вот люди с нестандартным мышлением сумели разглядеть снеговика (вид сверху). Что увидели вы?

Количество вариантов для каждого рисунка

При интерпретации этого теста психологи также обращают внимание на то, как много разнообразных вариантов испытуемый сумел придумать для каждой картинки.

Итак, сколько ответов для каждого рисунка дали вы?

1–2 варианта

К сожалению, вы мыслите так же, как и большинство жителей Земли. Либо вы просто не восприняли этот тест всерьез и сразу перешли к ответам. Второй вариант засчитывается в вашу пользу, поскольку любопытство напрямую связано с креативностью!

3–5 вариантов

Примите наши поздравления! Вы нестандартно мыслите и творчески подходите к решению любых проблем. При желании вы способны свернуть горы!

6 и более вариантов

Ваша креативность граничит с гениальностью, а любые шаблоны и рамки буквально рассыпаются в прах при вашем приближении. Мы в восхищении!

        Возможно, вы обратили внимание, что при решении задач мы опирались на опыт конвергентного мышления, а затем включали креативность! Это говорит о том, что необходим строго выверенный баланс в использовании заданий, направленных на развитие конвергентного и дивергентного  видов мышления у детей.  

Только такой подход обеспечивает полноценное развитие творческого мышления.

Спасибо за внимание!

Методическая разработка для воспитателей и педагогов-психологов

«Занятия со старшими дошкольниками

по формированию творческого (дивергентного) мышления»

Занятия направлены на:

1) развитие творческих способностей, предпосылок к дивергентному мышлению, любознательности и положительной учебной мотивации;

2) тренировку памяти, внимания и наблюдательности;

3) развитие сознательной регуляции собственного поведения;

4) развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Форма занятий выбрана с учетом психологических основ организации процесса обучения детей старшего дошкольного возраста. Предполагается  сочетание групповой и самостоятельной работы, в основном используются такие методы, как игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные); игры – драматизации; проектирование и анализ данных ситуаций; дидактические игры и упражнения.

.

Структура занятий. 

Структура занятия

Содержание этапа

Время

(в минутах)

1

Вводный этап

Этап направлен на включение в работу, постановку целей и задач, снятие эмоционального напряжения. Возможно использование некоего приветственного ритуала для каждой конкретной группы или небольшой скоростной разминки на выполнение каких-либо движений, припоминаний слов, реплик определенной тематики

5

2

Основная часть

Направленная на формирование, актуализацию и развитие творческих способностей

15-20

3

Заключительная часть

Подведение итогов занятия. Прощальный ритуал

5

Итого

25-30

Варианты приветственных ритуалов (дети с ведущим стоят в кругу):

  • Игра «Доброе утро»

Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть: - Доброе утро, Саша! (Улыбнуться и кивнуть головой.)

Доброе утро, Маша! (Называются имена, идет по кругу.)

Доброе утро, Ирина Николаевна!

Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, опускают.)

Доброе утро, небо! (Аналогичные движения)

Доброе утро всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают.)

  • Игра "Встаньте все, кто…"

Воспитатель. Встаньте все, кто любит бегать, радуется хорошей погоде, имеет сестру, любит дарить цветы и т.д.

  • Игра "Повтори движение"

Дети стоят в кругу, психолог предлагает проверить, умеют ли ребята быть одним целым. Показывает любое движение, жест с соответствующей мимикой лица, дети должны повторить.

  • Игра «Привет»

Хлопая по ладошкам ребенку, педагог приветствует его: - Привет, Алеша! Ребенок, хлопая в ответ педагогу по ладошкам: - Привет, Лена! И так с каждым ребенком, по очереди.

  • Игра «Выполни задание»

Психолог говорит: «Представьте, что вы в сказочном лесу. Оглядитесь вокруг. Поют птицы, летают бабочки, растут красивые цветы. Ярко светит солнце. Вы ощущаете мягкую зеленую сочную траву под ногами. Вдыхаете свежий воздух, аромат природы, вслушиваетесь в звуки. Вам хорошо и комфортно. Давайте   сыграем в игру.

Садитесь все на стульчики, как только вы услышите команду и найдете это у себя, то должны будете выполнить задание. Например:

Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.

Пусть похлопают в ладоши все, у кого карие глаза.

Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то розовое в одежде.

Пусть погладят себя по голове все, кто никогда не обижает других.

Пусть улыбнуться все, кто умеет помогать детям и взрослым.

Пусть хлопнут в ладоши те, кто не обзывает других

  • Игра « Сигнал».

Дети стоят (сидят) по кругу, держась за руки. Педагог- психолог передает «сигнал» легким нажатием руки рядом стоящего ребенка справа. Ребенок, получивший «сигнал» (левой рукой), должен передать его рядом стоящему - правой рукой. И т.д. по кругу, пока « сигнал» не дойдет до ведущего, который в этот момент может издать радостный возглас. Тоже  повторяется в другую сторону.

Когда дети усвоят эту игру можно усложнить:

- передавать «сигнал» детям, у которых закрыты глаза;

 -передавать «сигнал», состоящий из нескольких нажимов руки (от2 до 5 в зависимости от возраста детей)

Упражнения для основной части занятия, направленные на развитие творческих способностей и дивергентного мышления:

  • Кто может издавать такой звук? Прослушивается звук – скрип снега, шум дождя, звон бубенчика, звук подбирать неоднозначный и необычный;
  • На что  похоже то, что у тебя в руках – задание «мешочек» (в непрозрачный тканевый мешочек положить около 20-30-ти маленьких предметов – дети просовывают руку в мешочек и пытаются отгадать тот предмет, который они нащупали);
  • «Волшебная банка». Закройте глаза и представьте себе 3-х литровую банку. А теперь подумайте, что можно положить в банку начинающееся на букву «М», «П», «Б»;
  • Давайте вспомним, какие есть слова на букву «Р»;
  • При помощи чего можно перемещаться в пространстве? 1) Вспомните как можно больше предметов. 2) Покажите как можно больше способов передвижения: перейди комнату разными способами, повторяться нельзя;
  • Как может звучать ветер, собака, дерево? Надо постараться назвать как можно больше типов звучаний;
  • «Крокодил» со сказочными персонажами и характерами. Правила: участники делятся на две команды. Первая команда загадывает слово (сказочного персонажа) и сообщает его представителю соперников. Это – избранный, который должен изобразить слово с помощью пантомимы своей команде. Изображающий говорить не может, но участники его команды могут задавать ему вопросы, перечислять появляющиеся варианты. Кивать головой «да» или «нет» изображающему слово разрешается – но не больше;
  • Нарисовать музыку (звучит вальс «Голубой Дунай», которую дети потом зарисовывают);
  • «Веселые дети». Работа с двумя картинками, с изображениями детей: перечислить как можно больше причин хорошего настроения детей;
  • Что может говорить один человек другому? (работа с 10-тью фотографиями, показывающими различные жизненные ситуации);
  • Поздороваться, как если бы ты был президентом, тигром, военным, поваром, учителем, попугаем, собакой, кошкой, кактусом, березой, волшебником, пожилым человеком, учителем, пиратом, немым, пингвином, осьминогом, начальником, А.С. Пушкиным;
  • «Совешник». Вспомни героев истории про Винни–Пуха;
    СОВЕШНИК – так назвала свой новый домик Сова, а как еще можно назвать ее дом?
    Придумай занимательные названия домикам для страуса, бегемота, 
    черепахи, пеликана, кенгуру, павлина, суслика. А теперь нарисуй домик для животного, какое больше всего нравится;
  • Ответьте с детьми на вопросы:

-  Что делать, если нужно узнать погоду на улице, не выходя из дома?

- Вам нужно срочно нарисовать рисунок, но нет красок, кистей, карандашей, ручек, фломастеров. Что ещё и как можно использовать, чтобы выполнить рисунок?

  • На какое животное похоже темнеющее перед грозой небо? сделай свой рисунок;
  • «Чудо – стул». Задание проигрывается с детьми. Каждый ребенок по очереди придумывает, как можно использовать стул в игре не по прямому назначению и, не говоря ни слова, показывает это остальным, которые должны отгадать, что он имел в виду. Например: стул можно представить в виде тележки в супермаркете (заполняя по ходу ее товарами с полок), или, взобравшить ногами на сидение, начать с «вершины горы» обозревать окрестности, или, надев перевернутый вверх ножками стул на голову, важно шествовать, придерживая «корону» и раскланиваться с придворными;
  • «Человек – цифра». Преподаватель называет цифры от одного до девяти. Задача детей – показать эти цифры с помощью своего тела. Двухзначные цифры показываются в парах. Трехзначные – тремя детьми и т.п. Последняя цифра содержит столько знаков, сколько детей в группе;
  • Нарисуй волшебный лес, волшебную страну;
  • «Придумай окончание истории». Ребятам читается история. Им надо  придумать, чем история закончится.

Истории: 1) в семье львов родился Львенок. Папа с мамой его очень любили и старательно оберегали от всех забот, трудностей и опасностей. Они продолжали это делать и тогда, когда Львенок вырос и превратился в Льва…..

2) Отправился Иван Царевич вызволять из плена свою возлюбленную Василису, похищенную Змеем Горынычем. И увидел он высоченную башню без дверей. А у подножия башни сидел….

3) Жил-был Футбольный Мяч. У него была необычная жизнь: в отличие от других его знакомых, он оказывался полезен только тогда, когда его начинали бить. Да еще ногами. В конце концов такая ситуация его возмутила….

4) У одного Короля было три дочери. Старшие дочери были красивы, удачливы и любимы отцом. А младшая не слыла красавицей, и в делах ей не везло. Отец не уделял ей внимания, и она чувствовала себя очень одинокой. И вот однажды….

5) Один Юный Волшебник любил проказничать и совершать разные чудеса без разрешения взрослых. Тогда его мама-волшебница взяла свою волшебную палочку и сделала его стеклянным. Теперь благодаря его прозрачности она всегда могла видеть, что он задумал….

6) Попал Иванушка в плен к Злому Волшебнику. И говорит тот Иванушке: «Выбирай: либо ты десять лет будешь в моем услужении станешь выполнять все, что я ни повелю, либо я превращу тебя в капкан, куда будут попадаться звери лесные…

7) Как-то Аленушке Злая Колдунья (которую та считала доброй) подарила волшебное кольцо, способное выполнять любые желания. Аленушка обрадовалась – ведь она не знала, что кольцо исполняет желания с точностью до наоборот: например, пожелаешь здоровья – и сразу заболеешь…

8) Отправилась как-то Машенька в лес по ягоды и повстречала там удивительного старика, который подарил ей маленькое и с виду ничем не примечательное зеркальце. Взглянула она в зеркальце…

9) Брел странствующий Принц по какой-то дальней стране и зашел в деревню с очень странным названием – Большие Враки. Никак не ожидал он, что….

  • «Кляксы». Раздать детям альбомные листы. На одной половине листа поставьте с детьми краской (одного или нескольких цветов) пятно. Сложите лист пополам, пока краски не высохли, и тут же разогните. Рассмотрите изображения, которые получились у детей. Попросите детей придумать, на что похожи получившиеся пятна;
  • «Какое неожиданное чудо!». Детям предлагается ряд вопросов для совместного рассуждения: что могло бы быть, если….

1) Если бы люди научились лазать по деревьям как кошки.

2) Если бы коровы научились говорить как люди.

3) Если бы сны можно было записывать на видеокамеру и показывать по телевизору.

4) Если бы дождь шел вверх.

5) Если бы из водопровода лился сок.

6) Если исчез вкус сладкого.

7) Если бы людям не нужно было спать.

8) Если бы всегда был день.

9) Если бы все жидкое вдруг застыло и стало твердым.

10) Если бы не было мыла.

11) Если бы вдруг исчезли все дома.

12) Если бы после лета вдруг начиналась зима, а осени бы не было.

13) Если бы полетели жить на другую планету.

14) Если бы динозавры ожили.

15) Если бы рыбы научились летать.

16) Если бы солнце было зеленое.

17) Если бы собаки дружили с кошками.

18) Если бы лягушки ловили мышей.

19) Если бы кони научились запрыгивать на облака.

20) Если бы все полы во всех домах стали скользкими.

  • «Закорючки». Это задание похоже на упражнение «Кляксы». Детям предлагается понять, на что похожи нарисованные закорючки. Дорисовать их до целых образов.

https://lh5.googleusercontent.com/ZZ6EppPbCkkvuYpSbqU5F2Sa5BV2yU90q8RyNagoUboJlpy6qTLABpVMSHGaIQeHXgvStxR9qzl1jDlnqGeHoQnwmhQWZBfOm3bgSl8r-xhmT6PMCMa5NE8VVGrfpatDWJv7tYgpcGnCe4LSlQ

  • «Дорисуй овалы». Задание похожее на предыдущее, только тут предлагается дорисовать овалы до целых образов:

https://lh3.googleusercontent.com/Ic90Kx4VRXcfMWbbeAnpUhPiAn9qNCX6X0zeNkAHYxItyl-wteIZOUrRkJDXrkmsuBuK3nK4XS1UjqlayErptozpZHFO_Id6hhZ12_VIvz0ISdIcJ2mKzmrrDLQkFnTbQNHGvS5hqp4z-nXS9w

  • «Придумай фантастический дом». Детям предлагается придумать и нарисовать новый дом по некоему предлагаемому условию:

1) У тетушки – улитки сломался ее домик – раковинка. Его нужно починить. Придумай для улитки домик, в котором она сможет пожить, пока чинится ее раковинка.

2) Подумай, в каких домиках живут марсиане.

3) А те, кто обитают на Луне или на Солнце?

4) В каком доме сможет жить заколдованная Царевна – Лягушка?

5) Какой домик у русалки?

6) Придумай, в каком домике мог бы жить пудель Артемон.

7) Придумай домик, в котором будут жить одни дети.

8) Нарисуй дом, в котором смогли бы удобно жить и Мальчик-с-пальчик и Великан.

9) Нарисуй дом, в котором живет человек, который очень любит читать книги. И читает их всегда и везде.

10) Нарисуй дом для зайчика, который очень любит морковку и хочет, чтобы ее было много.

Варианты прощальных ритуалов:

  • Игра «Тепло рук и сердец»

Дети встают в круг и передают в ладошке соседу свое имя, улыбаясь самой доброй улыбкой. Педагог-психолог просит детей подарить ему что-нибудь на прощание!У вас нет ничего с собой, но у вас есть тепло сердец, которое можно почувствовать это тепло ваших ладошек. Рукопожатие по кругу.

  • Игра «Встретимся опять»

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.

  • Игра « Эстафета дружбы».

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»

  • Речевка

Все мы дружные ребята

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Источники: 1) Машталь О.Ю. Лучшие методики развития способностей у детей 4-6 лет. 300 заданий и упражнений на CD. – СПб: Наука и техника, 2012. – 320 с.

2) http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/03/ritualy-nachala-i-okonchaniya-zanyatiya - статья Рыбьяковой Минзили Фаритовны «Ритуалы начала и окончания занятия»

Описание

Цель данного исследования - изучение уровней развития дивергентного мышления старших дошкольников.
В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
- Изучение теоретической литературы по изучаемой проблематике.
- Раскрытие особенностей развития дивергентного мышления у дошкольников.
-Диагностика уровней дивергентного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
-Составление системы игр и упражнений, направленных на развитие дивергентного мышления и их апробация.
Выявление эффективности проведенной работы.

Содержание

Введение 4
1.Теоретические основы развития мышления 6
1.1 Характеристика мышления как познавательного процесса 6
1.2 Особенности и условия развития дивергентного мышления
старших дошкольников 11
2. Изучение уровней мышления в старшем дошкольном возрасте 18
2.1 Развитие дивергентного мышления посредством игр и упражнений 18
2.2 Выявление эффективности проведенной работы 23
Заключение 32
Список использованных источников 35

Скачать (46.91 Кб) Сколько стоит заказать работу?

Работа состоит из  1 файл

дивергентное_мышление_переделано.doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)

     -Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

     -Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации.

         Дивергентное   мышление  (от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

            Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

              Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (т.е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т.е. открытием для себя). У большинства детей чаще всего мы видим продукты творчества второго рода [5, c.8]

              Хотя это не исключает возможность создания детьми и объективных открытий. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

           Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному, и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Вместе с тем и само воображение значимо включено в учебный процесс, поскольку он на 90 процентов состоит из открытия нового. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной.

           Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и т.д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах [4, c.36]

           Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и талантливых детей. Одаренность – это комплекс способностей, позволяющих иметь особые достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной и социальной деятельности. Не многие дети отличаются ярко выраженной талантливостью и одаренностью. Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным качеством. Ему необходима постоянная активность фантазии. Нетривиальные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения проблемы – все это характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения.

     Одаренность и талант тесно связаны с опережающим  развитием. Такие дети отличаются более  высокими результатами по сравнению  со своими сверстниками. И достигают этих результатов гораздо легче. Они отличаются большей чувствительностью к окружающему миру. Кстати, особо высокой чувствительностью отдельных психических функций в конкретные периоды отличаются все дети. Такие периоды называются «сензитивными». В эти периоды конкретная функция (например речь, наглядно-действенное мышление или логическая память) наиболее восприимчива к раздражителям внешнего мира, легко поддается тренировке и интенсивно развивается. Такие периоды выделены в психологии для всех функций. В эти периоды все дети проявляют особые достижения в результатах, строящихся на соответствующих функциях. Для обычного ребенка на один возраст падает сензитивный период для одной-двух функций. Талантливый ребенок демонстрирует «сензитивность» сразу многих функций [3, c.35]

             Развитая способность воображения постепенно теряет свою активность по мере увеличения возраста. Вместе с тем теряется живость и свежесть впечатлений, оригинальность ассоциаций, остроумие сравнений и многое другое. Таким образом, очевидно, что воображение тесно связано с личностью, ее развитием. Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития – это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.

           Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

             Занимаясь творчеством (для чего также первоочередным является воображение) ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм. 

     1.2 Особенности  и  условия развития  дивергентного   мышления  старших  дошкольников 

         Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями [7, c.116]:

           Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

           Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.

           Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

          Законченность – способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

         Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности [4, c.38]

     1. Способность видеть проблему  там, где её не видят другие.

     2. Способность сворачивать мыслительные  операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

     3. Способность применить навыки, приобретённые  при решении одной задачи к  решению другой.

     4. Способность воспринимать действительность  целиком, не дробя её на части.

     5. Способность легко ассоциировать  отдалённые понятия.

     6. Способность памяти выдавать  нужную информацию в нужную  минуту.

     7. Гибкость мышления.

     8. Способность выбирать одну из  альтернатив решения проблемы  до её проверки.

     9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

     10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое  из того, что привносится интерпретацией.

     11. Лёгкость генерирования идей.

     12. Творческое воображение.

     13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

            Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории [12, c.19]

     1. Реализм воображения – образное  схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности  развития целостного объекта,  до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

     2. Умение видеть целое раньше  частей.

     3. Надситуативно – преобразовательный  характер творческих решений  – способность при решении  проблемы не просто выбирать  из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

     4. Экспериментирование – способность  сознательно и целенаправленно  создавать условия, в которых  предметы наиболее выпукло обнаруживают  свою скрытую в обычных ситуациях  сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях.

           Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности [7, c.74]

     1. Способность рисковать.

     2. Дивергентное мышление.

     3. Гибкость в мышлении и действиях.

     4. Скорость мышления.

     5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

     6. Богатое воображение.

     7. Восприятие неоднозначности вещей  и явлений.

     8. Высокие эстетические ценности.

     9. Развитая интуиция.

            Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

           Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста:

     1. Развитие воображения.

     2. Развитие качеств мышления, которые  формируют креативность.

                Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей [10, c.95]

           Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению

Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...

Речь как инструмент мышления, соотношение мышления и речи. Техника и приёмы общения

Данный материал составлен на основании книги Р.С.Немова "Общие основы психологии" (книга первая, стр. 323,519)....

Презентация на тему: Развитие мышления по методике Эдварда де Бано "Шесть шляп мышления"

1.Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) - один из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более э...

Роль аппликации в развитии мышления: развитие логического мышления через аппликативные образы

Роль аппликации в развитии мышления: развитие логического мышления через аппликативные образы...