" Технологии сенсорного развития в ДОУ"
материал (младшая группа)

Негодяева Татьяна михайловна

Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_sensornoe_razvitie_1.docx185.82 КБ

Предварительный просмотр:

                         «Технология сенсорного развития детей раннего возраста»

Подготовила: воспитатель-Негодяева Татьяна Михайловна в.к.к.

(МДОУ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «28»Ласточка»)

C:\Users\OLGA\Downloads\IMG_20201015_091315.jpg

Познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника.Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового.

Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве переоценить невозможно. Именно этот возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий – накопление сенсорного опыта.

В своей работе, я использую игровую технологию, которая обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые, могут, обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.С внедрением игровых технологий происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, возникает интерес как позитивная эмоция, и, как следствие, ребенок выполняет роль заинтересованного участника образовательного процесса, а не исполнителя указаний со стороны воспитателя, также происходит взаимодействие воспитателя с детьми.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Для этого в группе подобран комплекс интересных, доступных и познавательных для детей игр для сенсорного развития и разработана система педагогической работы, направленная на сенсорное развитие детей младшей возрастной группы посредством дидактических игр.

В группе, где я работаю, разработаны множеством пособий и игр по сенсорному развитию детей раннего возраста. Данные пособия необходимы для:

-для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);

- развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

- снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

- создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

- активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

- повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности ребенка.

В создании такого комплекса игр мне помогали родители группы, которые приняли участие в конкурсе на лучшую сенсорную игру. Родители проявили активность, креативность и творческий поиск, им были вручены грамоты и благодарственные письма.

В работе по сенсорному развитию для детей раннего возраста, я использую следующие игры:

Игры со строительным материалом.

Для развития строительных игр детей младшего дошкольного возраста необходимо показать детям, как надо строить. Важно, чтобы эти первые постройки опирались на предметы, хорошо известные детям,— забор, ворота, стол, стул, домик, мост.Для сооружения этих построек детям надо дать такой материал, который был бы устойчив, чтобы уже соединение двух-трех деталей напоминало бы тот предмет, который задумали построить. Важно, чтобы у детей возникло желание строить, играть с постройкой.

Подвижные игры обеспечивают разносторонее развитие детей, а также способствуют формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры.

Игры с куклой

Перед тем как организовывать сюжетно-ролевую игру необходимопогрузить детей в игровые ситуации. Игровые ситуации: «Накормим куклу Катю», «Машенька проснулась», «Угостим кукол чаем» и другое.

Настольно-печатные игры —являются своеобразной формой обучения детей дошкольного возраста. Подборка предмета по определенном 1-2 признакам, сбор пирамидок, разнообразные вкладыши, парные картинки, а так же разрезные картинки, в начале года начиная с 2-4 частей и в конце года доводя до 6-8 частей разрезных картинок. Составление мозаик по образцу и замыслу, подбор предметных картинок для различных сюжетов, овладевая разными видами игр на самостоятельном уровне, ребенок повышает свою возможность для совместных игр со сверстником в настольно печатном варианте.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - удовлетворять естественные потребности детей в познании и изучении окружающего мирапомогают игры – исследования, которые мы активно применяем с раннего возраста. Педагоги разных стран адаптируют и развивают технологии использования давно известных российских и зарубежных дидактических средств (развивающие игры Никитина, блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера), расширяя горизонты мирового образовательного пространства. Разработка и внедрение эффективных дидактических средств, позволяет нам разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.

Палочки Кюизенера

«Палочки Кюизенра» или «Цветные числа» - этот материал, разработанный бельгийским ученым Джорджом Кюизенером. В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см.

На начальном этапе палочки я  использовала как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.

Занятия с палочками облегчаются специальными пособиями с яркими рисунками. По изображению ребенок выкладывает палочки как мозаику и у него получается объемная картинка.

Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

Блоки Дьенеша

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог ЗолтанДьенеш.  

Набор блоков состоит из 48 объемных фигур, все блоки различаются по четырем свойствам:

• по форме — круглые, квадратные, прямоугольные и треугольные;

• по размеру — маленькие и большие;

• по цвету — красные, желтые, синие;

• по толщине — тонкие и толстые.

На первом этапе я выкладывала перед ребенком набор и дала ему вволю наиграться с деталями: потрогать, перебрать, подержать в ручках. Начиналось ознакомление с одним свойством блоков: толстый - тонкий, большой - маленький. Можно рассматривать изучение сходства по цвету. Мои воспитанники уже понимают такие слова, как «разные», «одинаковые», начинают понимать форму предметов.

Для того, чтобы ребенку было интересно играть и заниматься, к этому увлекательному процессу можно привлечь любимые игрушки, специальные пособия с яркой картинкой.

Игры с блоками способствуют развитию у детей:памяти, логического мышления, комбинаторики, внимания.

Игра «Сложи Квадрат» Б.П.Никитина

Получая части квадрата и задание “сложи квадрат”, малыш выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и по степени сложности. Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Они напоминают, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов. Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.

Игра «Сложи узор» Б.П. Никитина

Игра «Сложи узор» состоит из набора в 16 кубиков, грани которых раскрашены в разные цвета определенным образом. Борис Павлович Никитин рекомендует начинать играть в нее с полутора лет.

В начале знакомства я просто рассматривала кубики вместе с детьми. Обращала внимание детей на то, в какие цвета они раскрашены. Первая игра –это учим и закрепляем цвета; считаем кубики — учим понятие «количество», формируем начальные навыки счета. Затем можно показать, как из кубиков строить дорожки: одноцветные, двухцветные.  Таким же образом можно научить складывать квадраты из четырех кубиков: одноцветные и разноцветные. После освоения этих этапов можно приступать непосредственно к составлению узоров из кубиков. Сначала будут узоры и порядок действия «как у взрослого», затем переходим к составлению узоров, предложенных в книге Бориса Павловича Никитина.

Взаимодействие с родителями

Деятельность коллектива ДО по сенсорному воспитанию не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями. Для этого дошкольного учреждения характерно, что родители являются его неотъемлемой частью, между педагогами и родителями сложились, партнерские отношения. Родители являются активными участниками образовательного процесса: проводят игры, совместные прогулки, участвуют в развлечениях, праздниках. Педагоги проводят для родителей целенаправленную работу по сенсорному воспитанию:

  • выставку литературы, игр, пособий по познавательно-практической деятельности;
  • практические рекомендации «Игры с песком», «Игровые комплексы для детей раннего возраста», «Пальчиковые игры», «Формирование зрительно-двигательной координации», «Развитие творчества ребенка»;
  • консультации «Роль театрально-игровой деятельности в развитии восприятия детей раннего возраста», «Влияние движений, речи на развитие сенсорного восприятия малышей»

Подводя итоги, хочется сделать вывод, что применение игровых технологий помогает влиять на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования. Игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, и организовать ее необходимо так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь.

Методическая разработка занятия

 с использованием Блоков Дьенеша в группе раннего возраста

Тема «Домик для Матрешки».

(подготовила воспитатель Негодяева Т.М.в.к.к. МДОУ детский сад №28 «Ласточка»)

Цель:  развитие элементарных конструктивных навыков в процессе действия со строительными деталями.

Задачи:

Развивающая:

  • развивать продуктивную (конструктивную) деятельность;
  • развивать цветовое восприятие;
  • развивать у детей стремление к игровому и речевому общению;

Обучающая:

  • продолжать учить детей выполнять работу по шаблону;

Воспитательная:

  • воспитывать умение  сопереживать, помогать, сочувствовать.

Раздаточный материал:

  • фигуры желтого и красного цвета по количеству детей;
  • шаблоны с изображение по количеству детей;
  • матрешки по количеству детей;

Демонстрационный:

  • мольберт;
  • большая матрешка;
  • шаблон, с изображение домика составленный из блоков Дьенеша;
  • фигуры желтого и красного цвета.

Предварительная работа:

  • рассматривание картинок с изображением домов;
  • проведение серии дидактических игр с использованием цветных изображениях в альбоме.

Ход занятия:

Дети проходят в группу, присаживаются на коврик.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости!

Ой,  посмотрите кто это к нам пришел! Да это же красавица Матрешка к нам пожаловала!

 Матрешка

Кукла славная матрешка,
Где-же ручки, 
Где-же ножки?
Ах, какие щечки,
Красные, румяные,
На фартучке цветочки  и на сарафане.
Ротик - будто ягодки,
Глазки - будто точки!

Воспитатель: Как  хорошо, что ты пришла! А мы  для тебя приготовили сюрприз – домик, чтобы тебе не было холодно зимой.

Матрешка: Спасибо! Наверное, нелегко строить домик!?

Воспитатель: Конечно, всему учиться надо. Да мы сейчас с ребятками тебе покажем, как нужно строить.

На мольберте шаблон  и на него накладываются детали дома.

Проговаривает «Домик состоит из стен и крыши. Для начала мы построим стены, и возьмем фигуру желтого цвета, а крышей у нас будет фигура красного цвета».

Воспитатель проводит анализ образца, показывает приемы конструирования (С чего нужно начать строить дом?, Что теперь нужно построить?).

 Обращает внимание детей на то, что сам домик–жёлтый, а  крыша – красная.

Матрешка: Какие вы молодцы! Да вот беда! Домик то один, а ещё и дочки есть! Как же мы все в нем поместимся?

Воспитатель: Не беда, матрешка! Мы тебе поможем. Правда, ребята?

А сейчас мы поиграем!

                                                     Физкультминутка:

                      «Матрешки»

Мы, матрешки, вот какие крошки

(присаживаются на корточки)

А у нас, а  у нас красные сапожки

(выставляют ногу и ставят её на пятку)

А у нас, а  у нас чистые ладошки

(показывают и хлопают в ладошки)

А у нас, а  у нас желтые платочки

(кладут руки на голову и качают из стороны в сторону)

Воспитатель: Наши ручки размяли и готовы строить домик.

Звучит спокойная музыка.

Дети присаживаются за столы. На столах индивидуально у каждого лежит шаблон с изображением домика и фигуры. Дети их берут в руки и рассматривают.

Воспитанники на бумажном шаблоне выкладывают домик, для этого  используют фигуры.

Во время выполнения задания, воспитатель задает вопросы:

«Какова цветы ты взял фигуру?», «Что у тебя получилось?».

По окончании строительства дети обыгрывают постройки. Чтобы способствовать развитию элементарного сюжета игр, в конце занятия рекомендуется предложить малышам  обыграть постройки матрешкам. Играют вместе с ними.

Воспитатель: Молодцы ребята! Теперь у каждой матрешки будет свой домик!

Матрешка говорит вам «Спасибо и благодарит за помощь!»

Теперь Матрешке и ее дочкам будет не страшен ни снег, ни дождь!

До свидания!

Матрешки: Спасибо, ребятки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровых технологий в развитии сенсорных процессов у детей с нарушениями зрения

Игра, как способ познания. Что такое игровая тезхнология и ее роль для дошкольника. Сенсорное развитие ребенка. игровые технологии, применяемые в группе (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобо...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми 2-3 лет в группе раннего возраста по познавательному развитию с использованием технологии сенсорного развития. «Прогулка в лесу»

Нод  для детей группы раннего возраста , составлено в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А. Представленный конспект – является авторс...

ТЕХНОЛОГИИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В ДЕТСКОМ САДУ

Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Для сенсорного развития ребенка важно, чтобы ребёнок  научил...

Технология сенсорного развития у детей раннего возраста

Технология сенсорного развития как совокупность приемов, техник освоения сенсорных эталонов. ...

Методические рекомендации по комплексному подходу в сенсорном развитии. Инновационные технологии в сенсорном развитии детей с ОВЗ (легкая умственная отсталость)

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умств...

Проект по сенсорному развитию «Современные методы и технологии сенсорного развития детей раннего возраста».

                                        Проект по сенсорному развитию«Современные метод...

Инновационные технологии сенсорного развития детей раннего возраста

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти год...