Инновации методологического уровня в сфере обучения
статья
Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Парадигма в педагогике (педагогическая парадигма) определяется как устоявшаяся, ставшая привычной точка зрения, определенный стандарт, образец в решении образовательных и исследовательских задач.
Под педагогическими парадигмами понимают научно-педагогические сообщества ученых (теоретиков) и учителей (практиков), создающих, развивающих и воплощающих в жизнь определенные принципиальные положения, позволяющие сформулировать и внедрить в практику целостные методы образования (Богуславский М.В., Корнетов Г.Б.).
В более узком значении педагогическую парадигму понимают как систему теоретических положений, на которых строится та или иная педагогическая система
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инновации методологического уровня в сфере обучения | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновации методологического уровня в сфере обучения.
Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Парадигма в педагогике (педагогическая парадигма) определяется как устоявшаяся, ставшая привычной точка зрения, определенный стандарт, образец в решении образовательных и исследовательских задач.
Под педагогическими парадигмами понимают научно-педагогические сообщества ученых (теоретиков) и учителей (практиков), создающих, развивающих и воплощающих в жизнь определенные принципиальные положения, позволяющие сформулировать и внедрить в практику целостные методы образования (Богуславский М.В., Корнетов Г.Б.).
В более узком значении педагогическую парадигму понимают как систему теоретических положений, на которых строится та или иная педагогическая система.
Понятие педагогической парадигмы | Специфика понимания человека | Специфика цели обучения | Примеры инноваций методологического уровня в отечественной теории и практике обучения |
гуманистическая (феноменологическая) парадигма образования, которая ставит в центр внимания ученика как субъекта жизни, как свободную и духовную личность, имеющую потребность в саморазвитии. Различают три концепции гуманистической парадигмы: неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм. | Неопозитивизм | ||
Человек - интеллектуальное существо, способное к саморазвитию. Совершает плохой поступок, потому что не знает, что это плохо. Человек должен быть вне идеологии, подчинен чистому разуму. | Воспитание сводиться к интеллектуальному развитию: 1) формирование представлений о качестве; 2) формирование понятия и первого опыта правильного поведения; 3) через многократное повторение формирование привычки правильного поведения. | Характерен для России начала ХХ века. Его приверженцами были А.С.Звоницкая, К.М.Тахтарев, П.А.Сорокин. | |
Экзистециализм | |||
Человек - ценность, которая должна быть сохранена, выжить в складывающихся обстоятельствах, защититься. | - дать опыт личностного выживания; - развивать внутренний мир ребенка, межлич-ностное общение, диа-лог, помочь в лич-ностном росте. - помогать саморазвитию, самореализации, твор-честву ученика; | Не характерен для России, т.к. для русских близки идеи коллективизма. | |
Неотомизм | |||
Человек - обладатель религиозного мировоззрения, существующий в двух жизнях: земной и загробной. Церковь - эталон ценностей, у школы нет власти над ребенком. | Становление внутренней свободы через знакомство с ценностями к воспитанию веры в Бога и через нее - к совершенствованию себя. У человека 2 цели: совершенствование жизни на земле и подготовка к загробной жизни. | Философия современной католической церкви, не характерен для России. | |
Традиционная парадигма образования, которая предпола-гает создание условий для того, чтобы ребенок вписался в окружающий природный и социальный мир. В основе - идеи бихевиоризма. | Человек - некое биологическое существо, поведением которого можно управлять. Ребенку необходимо вписаться в окружаю-щий его природный и социальный мир, безус-ловно принимать опыт предшествующих поко-лений, созданных пред-ками образцов и норм духовной и предметной жизни. | - в основе образования должны лежать базовые фундаментальные глу-бокие знания и соответ-ствующие умения и способы обучения, навыки; - обучаемые должны овладеть основопола-гающими инструмен-тами учения, т. е. чте-нием, письмом или ма-тематической грамот-ностью; - содержание образова-ния должны составлять действительно важные и необходимые, а не второстепенные знания - абсолютное беспре-кословное подчинение учителю; - система образования носит академический характер и ориентиру-ется на базовые отрасли науки; - цель школы заключа-ется в сохранении и пе-редаче молодому поко-лению культурного нас-ледия, идеалов и цен-ностей, способствую-щих как индивидуаль-ному развитию, так и сохранению социально-го порядка; -содержание школьных программ должно осно-вываться на базовых, выдержавших испыта-ние временем знаниях, умениях, навыках, обес-печивающих функцио-нальную грамотность и социализацию обучаю-щегося. | Формирующий подход (И.З.Гликман, А.И.Кочетов, Б.Т.Лихачев, Г.Н.Филонов). Будущая яркая индивидуальность ребенка напрямую зависит от целенаправленного воспитательного воздействия словом, примером, делом. "Формирование" понимается как самая широкая характеристика всех преобразований личности ребенка под влиянием воспитателя. Активно реализует бихевиористический взгляд на личность. |
Демократическая это парадигма, базирующаяся на совокупности приоритетов, обе- спечивающих ориентацию педагогической деятельности на демократические критерии, принципы, ценности и их реализацию в системе образования. | человек - свободно мыслящей, - творческая личность, - способный быть полноценным полити- чески активным граж-данином, готовый строить демо-кратическое общество. У человека есть "3 мотора": - сила созидания; - сила творческого самовыражения (в рисунке, танце и т.д.); - сила общения. | - целью является дос-тойная жизнь людей; - обеспечивает равные образовательные воз-можности для каждого индивида независимо от национальности, пола, социального по-ложения, экономичес-кого положения; - базируется на основ-ных гражданских сво-бодах и проясняет их смысл обучающимся; - направлено на под-держание таких эконо-мических, политичес-ких и социальных условий, которые необ- ходимы для свободного существования людей; - гарантирует всем членам общества право участвовать в опреде-лении образовательной политики; - использует демокра-тические методы в классе, в управлении, в организации свободной деятельности школь-ников. | Некоторые наиболее известные в мире «новые школы» XX столетия - «Трудовая школа» (колония Дзержинского и коммуна Горького под руководством А. С. Макаренко, школа С. Т. Шацкого, П. П. Блонского) обеспечивала профессиональную подготовку школьников, ориентировала на труд как самоценность и как элемент культуры, опиралась на самостоятельность школьника и организацию самоуправления. - Школа «свободного воспитания» (Л. Н. Толстой в «Ясной Поляне») считала нецелесообразным обучать ученика какому-либо предмету или ремеслу. Не существовало учебного плана и классов, но и не было ограничения времени в процессе общения педагога и учащихся. Ориентация на интерес и развитие учащихся являлась определяющей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЕЛ. Берлибо, В.Х. Петренко Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР-III уровня I год обучения I период
Цель данного пособия состоит в том, чтобы помочь учителям-логопедам в организации речевых занятий,направленных на практическое усвоение лексических, грамматических средств языка и развития навыков св...
Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР - 3 уровня. I год обучения. 2 период. /Автор-сост. Е.П. Берлибо, В.Х. Петренко. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 96 с.
Данная работа является продолжением «Дидактического материала по формированию лексико-грамматаческих категорий языка и связной речи для детей с ОНР - Ш уровня. I год обучения»....
Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР - 3 уровня. I год обучения. 2 период. /Автор-сост. Е.П. Берлибо, В.Х. Петренко. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 96 с.
Данная работа является продолжением «Дидактического материала по формированию лексико-грамматаческих категорий языка и связной речи для детей с ОНР - Ш уровня. I год обучения»....
Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР - 3 уровня. I год обучения. 3 период. /Автар-сост. Е.П. Берлибо, В.Х. Петренко. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 96 с.
Данная работа является продолжением <<Дидактического материала по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР-3 уровня 1 год обучения»...
Конспект непосредственной общеобразовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня, второй год обучения.
Конспект игрового занятия для детей логопедических групп, с помощью которых можно построить воспитательно - образовательный процесс в соответствии с ФГТ, вызвать у детей со сложными нарушениями речи и...
«Теоретико – методологические основы принципа развивающего обучения»
Контрольная по учебной дисциплине«Педагогика среднего специального образования» Тема: «Теоретико – методологические основы принципа развивающего обучения»...
ДИАГРАММА мониторинга уровня адаптации к ДОУ и уровня готовности к обучению в школе.
Мониторинг уровня адаптации детей к условиям дошкольного учреждения и уровня готовности к обучению в школе в диаграммах....