Педагогический проект "Наш дом - Ямал!"
проект

Кузнецова Татьяна Витальевна

Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к городу, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nash_dom_-_yamal.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Огонек» г. Надыма»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«НАШ ДОМ – ЯМАЛ!»

Разработала: воспитатель

Кузнецова Т.В.

г. Надым

 Педагогический проект «Наш дом – Ямал!»

Вид проекта: познавательный

Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь-апрель)

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Родина.

  Мы ей обязаны нашими силами,

 и вдохновением, и радостями.

А. Блок

Актуальность проекта: Родина. У каждого человека она своя, но каждый любит ее и помнит о ней всегда!

Дошкольный  возраст – это важнейший период жизни ребенка, который  имеет решающее значение в становлении основ его личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человек, обществе, культуре. Ребенок естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет.        

Современные  дети мало знают о родном городе, стране, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю, поэтому очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь  яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. 

Цель проекта:  Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к городу, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края.

Задачи проекта: 

  • Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
  • Расширять представления о природных богатствах Ямала, растительном и животном мире; полезных ископаемых.
  • Воспитывать любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.
  • Формировать представления об исторических корнях района.
  • Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.
  • Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, ВОВ.
  • Формировать представления об основных профессиях жителей города.
  • Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
  • Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

Ожидаемые результаты проекта:

  • сформировались первичные представления о родном крае, (ближайшем социуме), природе Ямала:
  • имеют первичные представления об истории родного края; о людях, прославивших ЯНАО;
  • могут рассказать о своем родном городе, назвать его;
  • знают государственную символику родного города, края.
  • проявляет интерес к народному промыслу ЯНАО:
  • знает представителей растительного и животного мира ЯНАО;
  • имеет представление о карте родного края.

Этапы работы над проектом

Деятельность детей

Деятельность педагога

  1. Подготовительный этап (разработка проекта)

 

Составление рассказов о городе, крае,  о профессиях

В самостоятельной  творческой деятельности рисование на заданную тему.

Прослушивание музыкальных произведений.

Диагностирование детей.

Составление плана по реализации проекта.

Изучение литературы, методик и технологий по вопросам патриотического воспитания детей.

Консультирование родителей, привлечение их к сбору наглядного материала и литературы.

Оформление выставки «Мой край – Ямал».

Оформление уголка Севера.

II этап: формирование проблемы

 

Осознание  и личностное восприятие проблемы.

Принятие задач проекта.

Формирование проблемы. Дети практически ничего не знают о прошлом города, о крае, о людях создавших город и прославивших город, о коренных жителях и их традициях.

Цель: дать знания детям о рождении города,  края, оформить выставку «Мой город», «Мой край».

Формирование задачи:

– сформировать представление о рождении города посредством занятия, беседы, просмотров слайдов, творческой деятельности.

–определить наиболее интересные темы для детей

III этап:  систематизация информации

 

Беседы о крае, городе, о коренных жителях.

Воспроизведение музыкальных произведений.

Участие в творческих выставках рисунков и поделок.

Участие в конкурсе чтецов «Мой край»

Проведение бесед по теме проекта, организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому и физическому воспитанию.

Организация выставки детского творчества.

Проведение конкурса коллажей групповых и семейных.

IV этап: практическая деятельность детей.

В течение всего проекта.

Выбор материала для поделок.

Совместное составление схемы последовательности выполнения работы, изготовление поделки .

Выбор музыки и движений для танца.

Танец.

Предоставление различных изобразительных материалов и музыкальное сопровождение.

Оказание практической помощи  детям по необходимости.

Организация подгрупповой  и индивидуальной работы

V этап:  оформление

В течение всего проекта.

Оформление выставки ребят, развивающей предметно-пространственной среды группы.

Помощь в оформлении выставки ребят, развивающей предметно-пространственной среды группы.

VI этап: реализация проекта в образовательную практику

 

Защита проекта, разучивание стихов, песен, пословиц, поговорок.

Предоставление продукта деятельности с родителями, педагогами.

Совместная деятельность с родителями и педагогами ДОУ.

Разработка конспектов занятий, сценариев досуга. Проведение бесед и цикла познавательных занятий на темы:  «Город Надым – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Ямал».

Прогулки, экскурсии с родителями по зимнему городу, составление кратких описательных рассказов о родном городе по опорным фото (улицы, озеро, деревья, дома, парки, птицы, люди).

Организация мини-музея в группе «Мой Надым», «Мой  Ямал»

Участие в конкурсах рисунков «Мой  край», «Все работы хороши».

Конкурс чтецов.

Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга ЯНАО”, «Животный мир Ямала», «Профессии родного города».

Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной».

Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)

Посещение музея истории и археологии г. Надыма  

Разучивание стихотворений, песен поэтов Ямала.

 

VII этап: заключительный

 

Викторина “Моя Родина – Ямал”

Выставка продуктов детской деятельности.

Анализ результатов проекта, оформление результатов.

Анкетирование и опрос родителей.

Создание мультимедийных презентаций.

 

В ходе реализации проекта дети приобрели  знания об истории  возникновения района, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Дети узнали о промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т.д), песнями и танцами.  Кроме того общение взрослых и детей  способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи,  взаимоподдержки). 

Литература:

  1. Алешина Н.В.  Патриотическое воспитание дошкольников . Методическое пособие . М.: ЦГЛ., 2005
  2. Красная книга Ямало-Ненецкого автономного округа, Екатеринбург, 1997
  3. Нина Ядне. Мы родом из тундры. М., 1999

Т.А.Шорыгина. Беседы о русском Севере.

  1.  Г.Чувашов. «Гыданский заповедник». С-Петербург, 2001
  2. Н.Журавель. Краеведение Ямало-ненецкого автономного округа. Новый Уренгой, ЗАО «Центр принт», 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «ЯМАЛ- родина моя»

       Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле: «Ненец и тундра – брат и сестра». Ненцы и ханты берегут природу родного края, чтобы сохранить её для после...

Материалы конкурса "Воспитатель года Ямала 2017" Педагогическая находка

Конспект занятия для  старшего дошкольного возраста, "Мобильная лаборатория"...

Игра- путешествие для старшего дошкольного возраста посвященное Дню рождения Ямала: "Ямал... Мой край родной"

Развлечение в форме игры для детей старшего дошкольного возраста, приуроченное к Дню рождения Ямала. В мероприятии принимают участия несколько групп детского сада...

Педагогический проект «На карте Ямала не точка малая…» образование ямала электронный журнал №5 2014 год http://yamal-obr.ru/articles/na-karte-yamala/

Цель: Воспитание у детей любви к родному краю.        Задачи развития:Формирование познавательного интереса к окружающей среде, воспитание эмоционального Долгос...

Педагогический проект «Мой Ямал»

Цели проекта — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком  дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических...

Педагогический проект по ознакомлению с родным краем с детьми старшего дошкольного возраста «Ямал – мал, да удал…»

Данный проект разработан для детей старшой группы с целью формирования представлений о Ямале, воспитания у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем. В данный п...

Конспект педагогического мероприятия ко дню округа (Ямал) для среднего, старшего дошкольного возраста

Развлечение  призвано вызвать чувство радости  и неподдельный интерес у детей к природе Ямала, его обитателями, традициями коренных жителей полуострова. Мероприятие расчитано на детей 4...