Семинар "Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста"
консультация

Екатерина Ивановна Бахвалова

Семинар-практикум для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_samootsenka.docx103.35 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов на тему «Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста»

Цель: закрепить знания педагогов о том, что такое самооценка дошкольника, о видах самооценки, ее значимости в становлении личности ребенка; познакомить педагогов с диагностическим инструментарием, позволяющим выявить уровень сформированности самооценки у детей; вспомнить игры и упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки дошкольника.

        Одна из задач, которая решается в рамках ФГОС ДО, направлена на формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности

        Личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной деятельности с другими людьми и общения с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами, он как бы примеряет на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения.

        Самооценка, т. е. умение человека оценить себя, свои действия, поступки, является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов.

        По мнению Г.С. Абрамовой, самооценка - это осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

Г.С. Абрамова считает оценку себя в целом общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности - парциальной. Помимо этого выделяет актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку.

По мнению автора самооценку можно разделить на адекватную и на неадекватную, т.е. соответствующую и несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида. Так же различается самооценка по уровню - высокому, среднему, низкому.

        Л.С. Выготский определяет самооценку как обобщенное т.е. устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Он полагает, что самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми.

        Б.Г.Ананьев определяет самооценку как важный компонент самосознания, который проявляется в оценке личностью самой себя, своих физических и психических возможностей, качеств, своего положения среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.

        Таким образом, в работах отечественных психологов (Г.С. Абрамова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, B.C. Мерлин, В.С. Мухина, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон) самооценка определяется как осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

Выделяют различные виды самооценки. 

        Самооценка может быть устойчивой и неустойчивой, адекватной и неадекватной, а неадекватная в свою очередь делится на завышенную и заниженную.

Устойчивость самооценки зависит от успеха или неудачи в деятельности и от окружающих людей. Устойчивая самооценка не меняется у человека в зависимости от ситуации, а неустойчивая подвержена влиянию мнения окружающих людей.

Самооценка детей в дошкольном и младшем школьном возрасте носит еще неустойчивый характер, и поэтому ее перестройка из повышенной или пониженной в адекватную может происходить не слишком болезненно, если вовремя обратить на это внимание.

        Адекватная личностная самооценка – правильная, не завышенная и не заниженная оценка своих возможностей, своих ограничений и своего места среди людей (шире – своего места в жизни). Адекватная самооценка у детей складывается при наличии правильного самопознания. Главные характеристики нормального развития личности - умение признавать ошибки, реальная оценка собственных поступков. Малыши, обладающие адекватным самопознанием, анализируют деятельность, объясняют причину неудачи. Стремятся выполнять совместную работу, поддерживают друзей, проявляют дружелюбное отношение, легко контактируют с ребятами.

Характерные черты детей, имеющих адекватное самоуважение:

  • ответственность;
  • способность высоко оценивать окружающих;
  • уверенность;
  • принципиальность;
  • отстаивание собственных интересов.

Особенности поведения при адекватной самооценке:

  • Дошкольники могут просить помощи взрослых в моменты затруднения, при этом сохраняя уверенность.
  • Дети способны адекватно оценивать собственное поведение, умеют принимать себя такими, какие они есть.
  • Допустив ошибку, склонны выбирать менее сложное задание. Получив положительный результат, стремятся достичь еще большего успеха.

Адекватная самооценка детей старшего дошкольного возраста появляется благодаря правильно выбранной модели воспитания. Правильно воспитывающие родители задумываются над поведением, когда рядом находится маленький член семьи. Благодарят его за проделанную работу, концентрируются на позитиве. Позволяют проявлять инициативу, поддерживают во время неудачи. Не ставят перед ним невыполнимых целей, вместо критики спокойно объясняют: некоторые вещи делать недопустимо. Чувствуя такое отношение, малыш обретает уверенность, начинает проявлять заинтересованность, успешно выполняет задания.

Под влиянием достижений и неудач в выполняемой деятельности у ребенка может начать возникать неадекватная самооценка — повышенная или пониженная. Она вызывает не только определенную эмоциональную реакцию, но частое и длительное отрицательно окрашенное эмоциональное самочувствие.

        Для большинства детей старшего дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, что можно объяснить отсутствием негативной критики. Особенно ярко это проявляется в привычных ситуациях, например, на прогулке ребенок ведет себя как лидер, но при этом жестко командует детьми. Казалось бы, такое поведение обладает положительными чертами: дошкольник становится активным участником соревнований, игр, конкурсов, стремится достичь успеха. Смело общается со взрослыми, полностью уверен в собственных силах. Продвигает свои идеи, стараясь привлечь внимание. Поэтому родители в какой-то мере поощряют такое поведение чада. Они восхищаются любым действием крохи, его внешностью, умственными способностями, забывая, что существуют отрицательные черты завышенной оценки:

  • конфликтность;
  • отсутствие способности воспринимать критику;
  • требовательность;
  • стремление во что бы то ни стало стать лидером, доминирование;
  • высокомерность;
  • неусидчивость.

Важно! Родителям необходимо понимать, что появление повышенного самомнения у чада является сигналом для посещения психолога. Необходимо вовремя откорректировать поведение, иначе проблема усугубится. Подобные отклонения будут негативно сказываться на дальнейшем взрослении.

Еще хуже обстоит дело, если у ребенка самооценка занижена. 

Низкая самооценка детей старшего дошкольного возраста встречается редко, являясь отклонением формирования личности. Особенности таких ребят проявляются в поведении:

  • очень часто им присуща застенчивость, замкнутость, неустойчивый эмоциональный фон, например, они могут неожиданно расплакаться;
  • стараются избегать ответственных решений, принимают заведомо простую позицию;
  • при публичных выступлениях показывают более низкие результаты, чем выполняя индивидуальную работу;
  • почувствовав неудачу, прекращают выполнять какую-либо деятельность;
  • у них мало друзей, так как они стараются избегать больших компаний.

Неуверенные дети часто имеют неблагополучные семьи, низкий социальный статус. Это вызывает постоянные насмешки сверстников, определяет их в категорию отверженных. Неправильная оценка личности может возникать вследствие постоянной негативной обстановки, которую создают сами же родители. Например, мама постоянно одергивает кроху, ругает за любые промахи и шалости, сомневается в его способностях. Малыш уверен - если он плохо справился с одной задачей, другую задачу также не выполнит. Дети, обладающие заниженной самооценкой, имеют следующие проблемы:

  • конфликтуют, общаясь со сверстниками;
  • имеют слабое развитие личности;
  • у них часто проявляется озлобленность, враждебность.

Важно! Взрослым следует помнить: старший дошкольный возраст - это период, когда каждое грубое слово, необоснованная критика может губительно повлиять на социализацию. Ребенка нужно любить, поддерживать, принимать все его качества, помочь избавляться от отрицательных.

        Специалисты подтверждают, что дошкольный возраст - это период, когда малыш начинает анализировать свое поведение. Появляются возможности реалистично оценивать свои поступки, затем соотносить их с мнением окружающих. Под влиянием взрослых дошколенок складывает представление о своих способностях, изучает социальные ценности, проводит сравнение между своими действиями и действиями других людей. На этих факторах складывается та или иная самооценка ребенка.

        Самым первым и, наверное, главным фактором является семья. Когда ребенок появляется на свет, у него нет представления о том, какой он, как надо себя вести, а также у него полностью отсутствуют критерии самооценки.

        М.И. Лисина проследила развитие и формирование самооценки дошкольника под влиянием детско-родительских отношений. М.И. Лисина отмечает, что дети с точным представлением о себе имеют высокую самооценку, воспитываются в семьях, где родители применяют демократический стиль воспитания, уделяя детям, достаточно много времени, положительно оценивая их физические и умственные данные, но, не считая уровень их развития выше, чем у большинства сверстников. Таких детей часто поощряют, но не подарками. Наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным же представлением о себе (заниженная самооценка) растут в семьях, в которых присутствует авторитарный, либеральный или же хаотический стиль воспитания. С ними не занимаются, но требуют послушания (особенно авторитарный тип воспитания). Низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних. Не ожидают от них успехов и достижений в дальнейшей жизни.

        По мнению Карабановой О.А., детско - родительские отношения влияют на формирование адекватной самооценки ребенка, если взрослый применяет по отношению к ребёнку демократический стиль воспитания, т.е:

- Всегда находит время, чтобы поговорить с ребенком;

- Интересуется проблемами ребенка, вникает во все возникающие в его жизни сложности и помогает развивать свои умения и таланты;

- Не оказывает на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

- Имеет представление о различных этапах в жизни ребенка;

- Уважает право ребенка на собственное мнение;

- Умеет сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

        Вторым фактором, влияющим на развитие самооценки, является возраст. Есть предположение, что с возрастом адекватность самооценки повышается.

1.Младший Дошкольный возраст

        Первоначально самооценка возникает в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где наглядно можно увидеть и сравнить свой результат с результатом других детей. Имея реальную опору: рисунок, конструкцию, дошкольникам легче дать себе правильную оценку. Однако, большинство детей этого возраста просто констатируют достигнутый результат; некоторые воспринимают успех или неудачу, соответственно, с положительными и отрицательными эмоциями. В этой же возрастной группе наблюдаются первые отдельные проявления самооценки, причем в основном лишь после успеха в деятельности. Ребенок не просто радуется успеху, но проявляет своеобразное чувство гордости, преднамеренно и выразительно демонстрируя свои достоинства. Однако даже такие элементарные самооценочные реакции в этом возрасте еще крайне редки. Около 3,5 лет у детей уже можно наблюдать массовые реакции на успех и неудачу, очевидным образом связанные с самооценкой. Соответствующие результаты деятельности ребенок воспринимает как зависящие от его способностей, причем итог собственной деятельности им соотносится с личными возможностями и с самооценкой. Самооценка ребенка, осознание предъявляемых к нему требований появляются примерно к 3-4 годам на основе сравнения себя с другими людьми.

Постепенно у дошкольников возрастает способность мотивировать самооценку, причем изменяется и содержание мотивировок.

        В исследовании Т. А. Репиной показано, у детей 3 - 4 лет чаще наблюдается тенденция обосновывать ценностное отношение к себе эстетической привлекательностью, а не этической («Нравлюсь себе, потому что красивая»). Чем младше дошкольники, тем менее значимы для них оценки сверстников. В 3-4 года взаимооценки детей более субъективны, чаще подвержены влиянию эмоционального отношения друг к другу.

В этом возрасте ребенок завышено оценивает свои возможности в достижении результата, мало знает о личностных качествах и познавательных возможностях, зачастую смешивает конкретные достижения с высокой личной оценкой.

2.Средний дошкольный возраст

        Наиболее восприимчивы к оценкам сверстников дети 4,5—5,5 лет. Дети этого возраста связывают самооценку в основном не с собственным опытом, а с оценочными отношениями окружающих «Я хороший, потому что меня воспитательница хвалит». В этом возрасте намечается желание, что-то изменить в себе, хотя оно не распространяется на характеристики нравственного облика. До 5 лет дети обычно переоценивают свои умения. В группе детского сада существует система ценностных ориентаций, которая определяет взаимооценки детей. Постепенно расширяется диапазон моральных представлений. В 4-5 лет такой диапазон, который ассоциируется у ребенка с понятием: «хороший» в отношении сверстника и себя, невелик (не бить ни кого, слушать воспитательницу, маму).

К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, причем не только в игровой, но также и в других видах деятельности: учении, труде и общении.

3.Старший дошкольный возраст

        У старших дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает критически оценивать воздействия ровесников, очень высокого уровня достигает умение, сравнения себя с товарищами. Дети обосновывают положительные характеристики самих себя, с точки зрения наличия каких- либо нравственных качеств. Но даже в 6-7лет не все дети могут мотивировать самооценку. На 7году жизни у ребенка намечается дифференциации двух аспектов самосознания — познание себя и отношение к себе. Так, при самооценке: «Иногда хороший, иногда плохой» наблюдается эмоционально положительное отношение к себе («нравлюсь») или при общей положительной оценке: «Хороший» — сдержанное отношение («Нравлюсь себе чуть-чуть»). В старшем дошкольном возрасте наряду с тем, что большинство детей удовлетворено собой, стремление изменить что-то в себе, стать другим возрастает. В 6,5 лет редко хвалят себя, хотя тенденция похвалиться сохраняется. В то же время возрастает число обоснованных оценок. К 7 годам большинство детей правильно себя оценивают и осознают свои умения и успехи в разных видах деятельности. Кроме осознания своих качеств старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих поступков. Они начинают объяснять собственное поведение, опираясь на знания и представления, почерпнутые от взрослого, и собственный опыт. В объяснении поступков других людей дошкольник зачастую исходит из своих интересов и ценностей, т.е. собственной позиции. Постепенно дошкольник начинает осознавать не только свои нравственные качества, но и переживания, эмоциональное состояние. Старшего дошкольника интересуют и некоторые психические процессы, происходящие в нем самом. В старших группах можно заметить детей, которые оценивают себя с положительной стороны косвенным путем. На вопрос «Какая ты: «хорошая или плохая?» они обычно отвечают так: «Я не знаю... Я тоже слушаюсь», «Я тоже умею считать до 100», «Я всегда помогаю дежурным», «Я тоже никогда не обижаю детей, делюсь конфетами» и т. п.

4.Конец дошкольного возраста

        К концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми. Развитие самосознания находится в тесной связи с формированием познавательной и мотивационной сферы ребенка. На основе их развития в конце дошкольного периода появляется важное новообразование — ребенок оказывается способным в особой форме сознавать и самого себя и то положение, которое он в данное время занимает, т. е. у ребенка появляется «осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренней позиции». Данный сдвиг в развитии самооценки имеет значение в психологической готовности дошкольника к обучению в школе, в переходе к следующей возрастной ступени. Возрастает к концу дошкольного периода и самостоятельность, критичность детской оценки и самооценки. Она из общей становится дифференцированной. Ребенок делает выводы о своих достижениях: он замечает, что с чем-то справляется лучше, а с чем-то хуже. В этом возрасте дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Ребенок не ждет такой оценки, а активно сам добивается ее, стремится получить похвалу, очень старается ее заслужить.

        Третьим фактором, оказывающим большое влияние на развитие самооценки, являются межличностные отношения. Процесс развития человеческой личности не прекращается в течение всей жизни. Самооценка также формируется в течение всей жизни человека, обогащаясь приобретенным опытом как в общении с другими людьми, так и по отношению к себе. Дефицит общения порождает недоразвитие оценочных способностей, что приводит к формированию неадекватной самооценки. Для ребенка очень важно не просто общение, а положительное общение со взрослыми. Так же общение между ровесниками играет важную роль для становления самооценки. При выполнении совместной деятельности у детей проявляются способности, которые зачастую скрываются при общении со взрослыми: умение придумывать игры, распределять роли, знакомиться, устанавливать контакты. 

        Т. о., подведя итог сказанному, мы делаем вывод: самооценка формируется на протяжении всей жизни и мы, взрослые способны оказать большое влияние на ее формирование.

Так что же мы можем сделать?

Во - первых, нам необходимо выяснить, как развита самооценка ребенка. Для этого существуют специальные методики.

Например, методика «Лесенка»

Цель: выявить тип самооценки у детей дошкольного возраста.

Оборудование: лист бумаги с нарисованной на нем лесенкой с 7 ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, карточки с изображением мальчика и девочки.

Проведение обследования: взрослый показывает ребенку нарисованную на бумаге лесенку и говорит: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывает: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему».

Для того чтобы легче было выполнить задание, предлагают поместить на ту или иную ступеньку карточку с изображением мальчика или девочки (в зависимости от пола ребенка).

После того как ребенок сделает пометку, взрослый спрашивает: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама (воспитательница)».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный - слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и др

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.

        1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама и воспитатель оценивают его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это так мама сказала». - Неадекватно завышенная самооценка.

        2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами; считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». - Завышенная самооценка

        3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или третью ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. - Адекватная самооценка

        4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». – Заниженная самооценка.

        Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум. Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

        Для того, чтобы более полно представить себе, как у ребенка развита самооценка, помимо использования специальных методик, необходимо применять наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в повседневной жизни, беседы с ним на разные нравственно-этические темы. Все это поможет выявить общую картину развития самооценки.

        Для формирования адекватной самооценки в разных видах детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструировании, музыкальной, коммуникативной и т. д) можно использовать следующие методы и приемы: беседы, рисование, рефлексию, упражнения на воображения, игры, аутотренинги, этюды, высказывания собственного мнения, обсуждение различных ситуации и др. Все эти методы и приемы могут проходить в разные отрезки времени как в совместной или самостоятельной деятельности детей, так и непосредственно-организованной. Самое главное, чтобы ребенок учился давать своим поступкам и результату деятельности оценку, смог заметить и исправить ошибку.

Например, формировать у ребенка критичное отношение к своим действиям легче всего на таких занятиях, которые требуют воспроизведения образца. Например, девочка собирает мозаику по образцу. Можно просто похвалить ее за красивый орнамент. А можно взять образец, предложить сравнить свою работу с заданным рисунком, вместе поискать, что соответствует и что не соответствует образцу, попросить исправить, чтобы было точно, как на картинке. И тогда ребенок будет осваивать и самостоятельно осуществлять и контроль за своими действиями, и их оценку, и учиться исправлять свои ошибки.

        Сейчас я предлагаю вам на практике попробовать проиграть некоторые игры, упражнения или этюды, способствующие формированию адекватной самооценки.

Упражнение 'Развитие'

Может использоваться для работы с людьми, имеющими заниженную самооценку, кто «не такой, как другие» и испытывает в связи с этим внутренний дискомфорт и чувство одиночества.

Ведущий читает текст, предназначенный для активной визуализации:

 Сядьте удобно. Закройте глаза, глубоко вдохните несколько раз и расслабьтесь...

Представьте себе, что вы находитесь в саду, где растут разные деревья... Все они интересны, но одно из них привлекает ваше внимание... Посмотрите внимательно, что это за дерево?.. Какой у него ствол, ветви?.. В какихусловиях оно растет? Представьте, что вы становитесь этим деревом, ваше тело — это ствол, хорошо укорененный в земле, от ствола отходят ветви с листьями. Какой они формы? Естьли на дереве цветы или плоды? Ваши корни пронизывают землю, из которой поступают питательные вещества...

Земля питает дерево своими соками, и оно набирается сил... Ваши ветви распрямляются, тянутся вверх, листья, цветы или плоды растут... Солнышко согревает и дарит дереву свое тепло...

Вы чувствуете прилив сил и энергию внутри себя... Удержите это ощущение... А сейчас откройте глаза и вернитесь к группе, в эту комнату.

После завершения упражнения ведущий предлагает участникам нарисовать свои деревья на бумаге. Выполнив задание, члены группы делятся своими впечатлениями и при желании показывают рисунки друг другу.

Упражнение 'Снежинки'

Упражнение можно использовать в группе для работы с людьми, имеющими заниженную самооценку, кто «не такой, как другие» и испытывает в связи с этим внутренний дискомфорт и чувство одиночества.

Каждый участник получает салфетку и молча, не глядя, как такую же операцию проделывают другие, выполняет следующие действия:

складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;

снова складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;

в третий раз проделывает то же самое;

и в последний, четвертый раз складывает вдвое листок и отрывает правый верхний угол.

 Затем каждый разворачивает листок и демонстрирует то, что у него получилось.

Обсуждение

Участники сравнивают, какие снежинки у них получились — одинаковые или разные, непохожие.

Ведущий обращает внимание участников на то, что хотя все выполняли упражнение по одной инструкции, снежинки у них получились разные. Так и люди не похожи друг на друга, каждый имеет свою индивидуальность.

Психологическое упражнение 'Цвет радуги'

 Ведущий предлагает участникам занятия сесть как можно удобнее, при желании закрыть глаза, глубоко вдохнуть несколько раз и расслабиться.

Ведущий: Представьте, что вы стоите на солнечной лесной полянке. Посмотрите, какая она — большая или маленькая? Какие цветы на ней растут, есть ли там кусты и деревья, ягоды? (Чтобы участникам было удобнее представить поляну, можно включить спокойную музыку.)

 Представьте, что над вами появилась волшебная радуга. Она очень красивая. Посмотрите, как играют ее цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Вы поднимаете руки, и один цвет радуги, нужный вам именно сейчас, опускается на ваши ладони. Вообразите, как поток этого цвета наполняет вас... Вот вы уже полностью окрашены в этот цвет... Он дарит вам свои свойства, вы купаетесь в нем... Почувствуйте, что дает вам этот цвет...

А сейчас цвет радуги поднимается вверх и возвращается на свое место. Можете мысленно помахать ему рукой и возвращайтесь сюда, в нашу комнату... Откройте глаза, потянитесь, расправьте плечи, можете подвигать руками и ногами... Прошу вас поделиться тем, что вы почувствовали во время этого упражнения, какой цвет был вами выбран.

Участники рассказывают о выбранном цвете и своих чувствах, ведущий поясняет значение каждого цвета.

Красный — жизнеспособность,  сила,  выносливость.

Оранжевый  —  бодрость, радость,  эмоциональность.

Желтый — вдохновляющий, способствует развитию интуиции.

Зеленый — исцеление, гармония, сострадание. Способствует развитию эмпатии и любви к ближнему.

Голубой — спокойствие. Способствует снятию напряжения и расслаблению.

Синий — мышление и творчество. Помогает генерировать больше творческих идей.

Фиолетовый — вдохновение. Помогает создавать новые концепции, изобретать.

Тест  Общая самооценка

Ответьте на 28 вопросов, сгруппированных по факторам, влияющим на общую самооценку. Затем подсчитайте баллы и посмотрите анализ результатов.

Компетентность

  •     Я почти никогда не беспокоюсь, что у меня что-то не получится.
  •     Обычно я не очень уверен(а) в своих способностях и знаниях.
  •     Я чувствую, что я не хуже других могу справиться со своими задачами.
  •     У меня, безусловно, есть сильные стороны, которые помогают мне в работе.


Принятие себя 

  •     Я многое хотел(а) бы в себе поменять.
  •     Мне очень не нравится моя внешность.
  •     У меня не меньше привлекательных качеств, чем у любого моего знакомого.
  •     Обычно я считаю себя неплохим человеком.


Реакция на обратную связь  

  •     Я часто боюсь раскрыть людям свои истинные чувства или мысли.
  •     Когда кто-то недоволен мной, я чувствую себя совершенно разбитым.
  •     Когда меня кто-то критикует, я долго переживаю по этому поводу.
  •     Я иду в атаку, когда кто-то начинает меня критиковать.


Чувство вины 

  •     Я чувствую себя ужасно, думая, что мог кого-то обидеть или доставить неудобство.
  •     Мне всегда пытаюсь угождать людям, которые мне нравятся.
  •     Я часто испытываю чувство вины за то, что на самом деле не было моей виной.
  •     Мне очень трудно отказать в просьбе кому-либо.


Оптимизм 

  •     Мой успех в жизни совершенно от меня не зависит.
  •     Я часто напоминаю себе о своих хороших и/или успешных поступках.
  •     Что бы я ни делал, я всегда ожидаю худшего.
  •     Я скорее вижу позитивное, чем негативное в жизни.


Внутренний диалог 

  •     Я часто себя очень сильно критикую.
  •     Я постоянно обзываю себя, «дурак», например.
  •     Мне всегда есть на что пожаловаться.
  •     Я всегда хвалю себя за успехи и хорошие поступки.


Самодостаточность 

  •     Мне не особо нужна моральная поддержка других людей.
  •     Для меня очень важно, что другие люди обо мне думают.
  •     Я могу делать, что захочу, без оглядки на других.
  •     Мне трудно принять важное решение, не спросив мнения других людей.


 Подсчет результатов

Суммируйте очки в каждом из семи разделов в соответствии с таблицей, приведенной ниже. Затем посчитайте общую сумму.

Анализ результатов
https://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_auto_1497269110_1_1.jpg
Результат для каждого фактора самооценки:

  0 – вам надо срочно заняться развитием этого фактора, именно из-за него серьезно страдает ваша самооценка в целом и вашу шансы на успех.
    1 – вы нашли слабое звено в цепи достижения успеха, работайте над ним.
    2 – этот фактор у вас развит нормально, но не идеально.
    3 – оптимальный результат, у вас нет проблем с этим фактором самооценки.
    4 – скорее всего, у вас все в порядке с этим фактором, но все-таки задумайтесь – не переоцениваете ли вы себя в данной области.

Общий результат:

    0 – 14 баллов – заниженная самооценка.
    15- 20 баллов – скорее, заниженная, чем нормальная самооценка.
    21-24 баллов – идеальная самооценка.
    25-28 баллов – есть риск завышенной самооценки.

Заниженная самооценка никогда не считалась нормой, и менять мнение о себе в лучшую сторону очень важно. Перед человеком, который научится больше ценить себя, откроется новый мир, наполненный возможностями и продуктивным общением. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

В период дошкольного детства у ребенка на основе самопознания и самоотношения формируется деятельность самооценивания, в результате которой скаладывается самооценка. Самооценка ребенка дошкольного воз...

буклет для родителей "Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста"

Материал предназначен для родителей. В буклете представлена информация  о видах самооценки, рекомендации для родителей о том, как правильно сформировать адекватную самооценку у детей....

Консультация для родителей " Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста"

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. В развитии личности ребенка самооценка играет большую роль. В дальнейшей ж...

Консультация для родителей на тему: «Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста».

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. В развитии личности ребенка самооценка играет большую роль. В дальнейшей ж...