Картотека пальчиковой гимнастики «Зимующие птицы»
методическая разработка (младшая группа)

Никанорова Дарья Вартановна

Пальчиковая гимнастика младший дошкольный возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy_kartoteka.docx107.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 40 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

                                     Картотека пальчиковой  гимнастики

                                               «Зимующие птицы»

                                                                                           

                                                                                   Воспитатель:

Дарья Вартановна Никанорова

Санкт – Петербург

2020 г.

Картотека

« Зимующие птицы»

Изумительные Зимующие птицы

Пальчиковая гимнастика

Воробей
Ловит воробей жучков,
Уплетает червячков,
(сложить пальцы обеих рук в щепоть и «клевать» со стола воображаемых жучков и червячков)
И на юг не улетает —
Так, под крышей обитает.
(сомкнуть ладони и поднять руки вверх)
Прыг да прыг,
Да чик-чирик!
(опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгивать» обеими руками над поверхностью стола)
Жить он в городе привык!

Воробьи
Воробьи-воробушки,
(сжать кулак, указательный и большой вытянуты в клювик)
Серенькие перышки!
(шевелят выпрямленными пальцами рук)
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
(стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот)
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
(погладить тыльные стороны рук поочередно)
Как бы нам поладить,
(хлопки в ладоши)
Чтоб дались погладить?
(потереть ладошки друг о друга)

Ворона
У вороны голова,
(руки на голове)
ва-ва-ва-ва
(четыре хлопка)
Клюв и крылья,
(руки у носа, «крылья»)
Хвостик, ноги,
(руки за спиной, топать)
оги-оги-оги-оги
(четыре хлопка)

Дом для птицы
Птичка дом себе вила,
(пальцы складывают «домиком»)
В гнездо веточку несла.
(каждый пальчик удаляется от пальчика)
Там, где курочка гуляла,
(пальчики «ходят» по столу)
Три пушиночки нашла.
Хлев овечий обошла,
(пальчики стучат по столу)
Две соломинки нашла.
Получился дом отличный,
(ладони складывают «домиком»)
Можно отложить яички.
(каждый палец постукивает о другой)

Дятел
Дятел-дятел
(помашите кистями рук, как крыльями)
Сел на сук.
Тук-тук-тук
(одновременно стучите большими пальцами обеих рук по столу)
Тук-тук-тук
(повторите те же движения указательными)
Тук-тук-тук
(затем средними)
Тук-тук-тук
(после этого безымянными)
Тук-тук-тук
(и наконец мизинцами)
Долбит сук.

Зимние птицы
Я зимой кормлю всех птиц:
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей —
(загибают и разгибают пальцы, перечисляя птиц)
Вот кормушка у дверей.
(показывают одной рукой на кормушку)
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
(загибают и разгибают пальцы, перечесляя корм)
Пусть клюет его она.
(собранными в щепотку пальцами имитируем движения)

Птичья кормушка
Мы повесили кормушки,
(движения рук, имитирующие «вешание» кормушки)
В них насыпали зерно.
(«насыпаем» зерно щепотками)
Для голодных птиц зимою
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам, синицы,
Голубь, клест и воробей!
(на каждую птицу загибаем палец)
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.

Сколько птиц
Сколько птиц в кормушке нашей
(сжимать и разжимать кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(на каждое название птицы загибать пальцы)
Всем хватило зернышек.
(сжимать и разжимать кулачки)

Сорока-белобока (сорока-ворона)
Сорока-белобока кашку варила,
деток кормила.
(щекочем ладошку ребенка)
Этому дала,
(загибает мизинчик ребенка)
этому дала,
(загибает безымянный)
этому дала,
(загибает средний)
этому дала,
(загибает указательный)
а этому не дала:
(трогаем большой)
ты дров не носил, печку не топил, тебе каши не дадим!

Стая птиц
Ну-ка, посчитай-ка!
(хлопки в ладоши)
Десять птичек — стайка.
(пальцы растопырены)
Вот ворона, галка тут,
(на каждую птицу загибают палец)
Здесь воробушки живут.
Голуби воркуют,
По теплу тоскуют.
Сидя на снегу глубоком,
Растрещалася сорока.
Красногрудый снегирек
Солнышку подставил бок.
Свиристели прилетали,
Всю рябину обклевали.
А синица-озорница
Со сестрицами резвится.
Дятел дерево долбит,
Молча клест в гнезде сидит.

Ути
Ути-ути, полетели.
(машем руками ребенка)
На головушку сели.
(кладем ладони ребенка ему на голову)
Поклевали, поклевали.
(«Клюём» голову ребенка его пальцами)
И домой улетали.
(руки с головы «слетают»)

Утята
Раз, два — шли утята,
Три, четыре — за водой,
А за ними плелся пятый,
(поочередно сгибать пальцы правой руки)
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал,
А девятый всех догнал,
А десятый напугал:
(поочередно сгибать пальцы левой руки)
Громко, громко запищал:
— Пи-пи-пи! Не пищи,
(ритмично сгибать и разгибать кулачки на обеих руках)
Мы тут рядом, поищи.

Физминутка

 Скачет шустрая синица 

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) 
Вот присела на минутку, (Присели.) 
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) 
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) 
(А. Барто) 

Про птиц

Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь - сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
Две синицы прилетели,
А во вторник - снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев -
Десять жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок

Подвижные игры и пальчиковая гимнастика по теме «Дикие птицы».

Подвижные игры (физкультминутки).

«Воробьишка».

Шустро скачет воробьишка,

Птичка — серая малышка.

Прыгаем по кругу на обеих ногах.

По двору шныряет,

По два поворота головы влево-вправо на каждую строчку.

Крошки собирает.

Собираем крошки.

«Ворона».

На фонарь ворона села,

Присели.

Посидела, посмотрела,

Повороты головы влево-вправо.

«Кар! — она сказала громко.

Нахмуриваем брови, грозим указательным пальчиком правой руки.

Не капризничает Ромка?»

Грозим  указательным  пальчиком левой руки.

Пальчиковая гимнастика.

«Птичка».

Птичка, птичка-невеличка,

Ладони обеих рук соединить большими пальцами и помахать кистями рук (крыльями) в воздухе.

Вот пшено,

Пальцы сложить щепоткой и показать, как сыплют зерна.

А вот водичка.

Ладони левой руки придать форму пригоршни.

Пей

Локоть правой руки стоит на столе. Пальцы сложить в виде щепотки (голова птички), опуская и поднимая голову, показать, как птичка пьет из пригоршни.

И кушай поскорей

Пальцы сложить в виде щепотки и постучать ими по столу (птичка клюет зерна).

И лети к семье скорей.

Ладони обеих рук соединить большими пальцами, помахать кистями рук (крыльями) в воздухе.

«Веселый воробей».

Скачет в парке воробей,

Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу, остальные пальцы прижаты к ладони.

То правее, то левее,

Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу вправо-влево.

То назад, то вперед.

Указательный и средний пальцы «прыгают» по столу назад-вперед.

Всюду зернышки клюет.

Все пальцы правой руки сложить щепоткой (клюв), постучать по столу.

А когда свой завтрак съел,

Прочь из парка улетел.

Ладони обеих рук соединить большими пальцами и помахать кистями рук (крыльями) в воздухе.

«Сорока-белобока».

Сорока-белобока

Ладони обеих рук соединить большими пальцами и помахать кистями рук (крыльями) в воздухе.

Кашу варила,

Кашу варила,

Гостей манила.

Показываем пальчиками как варят кашу.

Этому дала,

Этому дала,  

Этому дала

И этому дала.

А ты мал,

Загибать пальчик на каждое слово.

Коры не драл,

Дров не пилил,

Воду не носил,

Кашу не варил!

Не получишь каши!

Загибать пальчик на каждое слово (на другой руке).

«Вороны».

Прилетели к нам вороны,

Кистями рук помахать (крылья ворон).

Сели рядышком на клены.

Локти стоят на столе. Большой, указательный и средний пальцы каждой руки сложить в щепотку (клюв ворон) и качать ими вверх-вниз.

Стали громко каркать, спорить

Отводя большой палец вниз, показывать, как открывается «клюв вороны».

Стали дом из веток строить.

Пальцами (клювом) брать со стола карандаши, палочки для счета (веточки) из них складывать гнездо.

 «Дятел».

Дятел дерево долбит:

Тук-тук-тук.

Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучит в нее.

Целый день в лесу стоит

Стук-стук-стук.

Смена рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических материалов по лексической теме "Зимующие птицы"

Учебно-методический материал: Картотека дидактических материалов по лексической теме "Зимующие птицы"...

Картотека пальчиковых игр на тему "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Картотека пальчиковых игр на тему "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

картотека карточек "Зимующие птицы"

Карточки для занятий с детьми по теме "Зимующих птиц"...