«Организация предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации».
статья

Ведущим видом деятельности для дошкольников является игра. Именно поэтому воспитатели испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации».

Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в предметно-пространственную среду.

Ведущим видом деятельности для дошкольников является игра. Именно поэтому воспитатели испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Предметная среда ДОУ должна включать предметы и оборудование, материалы, которые будут соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираться с учетом возраста детей в конкретной группе ДОУ.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высоко творческая деятельность всех педагогов ДОУ. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Предметно-развивающая среда начинается уже с приемной, где мы встречаем наших малышей. Здесь располагаются индивидуальные шкафчики, цветные яркие скамейки, «алгоритм» процесса одевания на каждый сезон. На шкафчиках приклеены яркие картинки и написаны имена детей.  В приемной нашли свое место разнообразные информационные уголки для родителей: «Советы Айболита», «Для Вас, родители», «Наша группа «Бабочки», «Наши будни и праздники», «Поздравляем с днем рождения», «Наши достижения», а также доска-экспозиция для поделок и рисунков ребят «Юные художники», «Своими руками». На стендах представлены рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий. Мини-библиотека методической литературы для родителей, книги для чтения детям дома, режим работы детского сада и группы, объявления.

Предметно-пространственная среда нашей группы организована в виде различных игровых зон, развивающий материал меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Оборудование легко трансформируется, добавляется, изменяется, так что родители и дети могут участвовать в обновлении и создании новой игровой среды.

В группе оформлены центры по разным видам детской деятельности. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволят детям объединяться подгруппами по общим интересам.

1. Центр развивающих игр (способствует развитию познавательных навыков, здесь собраны дидактические игры по развитию речи, широкий выбор на развитие мелкой моторики рук, занимательный материал по интересам детей).

2. Центр сюжетно-ролевых игр (пособия размещены таким образом, чтобы дети легко могли использовать атрибуты в своих игровых творческих замыслах) :  для девочек (предусматривает наличие модулей «Больница», «Магазин», «Кухня», Кукольная мебель, колыбелька, а также куклы, коляски, атрибуты, необходимые девочкам);

для мальчиков (включает в себя различные виды транспорта, мелкие и крупные машины, строительные блоки, мягкий конструктор, пластмассовый и деревянный набор строителя).

3. Физкультурно-оздоровительный центр (содержит в себе как традиционное, так и нетрадиционное оборудование, сделанное руками педагогов, родителей. Направлено на развитие физических качеств воспитанников).

4. Центр книги (содержание соответствует возрастным особенностям дошкольников, образовательной Программе, реализуемой в ДОУ).

5. Музыкальный центр (позволяет нашим воспитанникам свободно музицировать на ДМИ, а также переносить полученный на музыкальных занятиях опыт, в другие условия, утвердиться чувству уверенности и инициативности).

6. Центр театрализованной деятельности  (представлен различными видами театров: пальчиковый, кукольный, теневой, перчаточная кукла, театр «Би-Ба-Бо», маски, декорации для разыгрывания сказок).

7. Нравственно-патриотический центр (помещена символика Малой родины, Белгородского края, собранный материал на тему «Из жизни группы», «Семейное древо», иллюстративный материал по ознакомлению детей с детским садом, картинки из серии «Времена года». Образцы народно-прикладного искусства).

8. Центр природы (собраны различные виды комнатных растений, согласно, возрасту дошкольников, схемы по уходу за комнатными растениями, инструменты по уходу за цветами, календарь природы и погоды, муляжи фруктов и овощей).

9. Центр творчества (центр представлен разнообразным художественным материалом: раскраски «Цветы», «Весенняя песенка», пластилин, восковые мелки, бумага белая и тонированная, карандаши, кисти, краски, доски, стеки, салфетки, тычки, ватные палочки, трафареты, работы, сделанные детьми в свободной деятельности).

10. Центр безопасности (центр оснащён макетом дороги, дорожными знаками, мелкими авто. Создание такого центра даёт возможность детям познакомиться с правилами безопасности на дорогах, а также, нормами безопасного поведения и формирования здорового образа жизни).

11. Центр  «Мои первые эксперименты» (этот центр представлен многообразием собранных образцов: камень, мел, глина, ракушки, грунт, песок, семена, крупы. Мензурки, мерные стаканы, лейки).

12. Центр конструирования (центр достаточно мобилен,  практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются в любое место). Содержимое строительного уголка: конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия - это «Уголок уединения». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. Это уютное тихое место с мягкими подушечками и диваном.

В группе произведена систематизация и упорядочение накопленного материала, рационально размещено оборудование в условиях группы.

Наш детский сад находится в постоянном поиске инновационных подходов к созданию такой пространственно – развивающей среды, которая стала бы движущей целью развития и становления творческой личности ребёнка, выявление развития его способностей. Вследствие этого были созданы такие развивающие центры для воспитанников, как:

1. Коворкинг-центр «Вместе с папой» (основная идея создания центра позволит изменить ситуацию – привлечёт отцов в активное взаимодействие с ДОУ, расширит образовательное пространство). В коворкинг-центре представлены «Волшебные сундучки»: «мужские кроссворды»; загадки о технике; энциклопедии «Самолёты», «Автомобили» и т.д.; «У нашей мамы День Рождения»; «Сюрприз для друга/подружки»; «Учимся красиво завязывать шарф»; «Учимся завязывать резиночки»; «Правила дорожного движения»; «Красивая копилочка ко Дню рождения».

2. «Стем-лаборатория» (представляет собой комнату, где собраны шесть обязательных модулей, каждый из которых - это комплект инновационных развивающих материалов, посвящённых определённой теме: робототехника, LEGO - конструирование, математическое развитие, мультстудия «Я творю мир», дидактическая система Ф. Фребеля, экспериментирование с живой и неживой природой).

3. Кабинет по ПДД «В гостях у Светофорика», где собран разнообразный дидактический, игровой и практический материал по соблюдению правил дорожного движения: набор дорожных знаков,  макет-доска на магнитах,  лепбук «Это должен знать каждый», машины среднего и большого размера, головные уборы-фуражки сотрудников ДПС, жезлы, жилеты и костюмы используются для сюжетно-ролевых игр, специальная техника в виде мягких модулей, доска-дорога с мини-автомобилями, плакаты по правилам дорожного движения, презентации «Безопасность пешеходов» и многое другое.

В детском дошкольном учреждении все должно способствовать правильному развитию детей и стены тоже! Все больше и больше педагогов стремится обустроить пространство в саду не только в рамках отдельной группы, но и за ее пределами: стены лестничного пролета, холлы, коридор, переходы между корпусами. Представлены они лестничной педагогикой: это и «Тактильные дорожки», различные виды «Бизибордов», способствующие развитию мелкой моторики рук дошкольников. Дети с большим интересом и увлечённостью рассматривают, знакомятся с символикой Белгородского края, родного посёлка. В широком диапазоне представлены карта Белгородской области, карта Ивнянского района, с многообразием полезных ископаемых, достопримечательностями, историческими памятниками, продуктами сельского хозяйства. Не менее познавательным является создание уголка «Красная книга Белгородского края», посвящённого уникальным видам животных, растений (собраны: виды млекопитающих, птиц, растений, животных, рыб, насекомых, амфибий). В рамках подготовки и проведения мероприятий к 75-летию Победы в ВОВ, совместными силами педагогов и родителей, создан уголок в ДОУ «Бессмертный полк» (где собраны автобиографические данные героев Белгородской области, доживших до наших времён; мини-музей, выставка «Пока мы помним прошлое, у нас есть будущее…»).

Таким образом, созданная в детском саду предметно-развивающая среда, многогранно влияет на развитие наших воспитанников, способствует их всестороннему развитию и обеспечивает психическое и эмоциональное благополучие, положительный эмоциональный настрой детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать наш уютный детский сад.

Список литературы:

1. Анохина, Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду// Дошкольное воспитание. - № 5.

2. Артамонова, О. Предметно-пространственная развивающая среда: ее роль в развитии личности// Дошкольное воспитание. – 1995. - № 4.  

3. Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

4. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1993.

5. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений: /Н. А. Рыжова. — М.: Линка - Пресс, 2004.

6. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.

7.Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010.  

8. Интернет-ресурсы: https://nsportal.ru/detskiy-sad, https://infourok.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пространственно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации

- Материал содержит основной понятийный словарь заявленной области.- Поможет аттестующимся и студентам педагогических вузов.- Заинтересует тех, кто работает над самообразованием.- Расширит кругозор.Ку...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в связи с введением ФГОС

В статье раскрыт вопрос актуальности организации предметно-простанственной среды. Описаны требования,принципы  к созданию предметно-пространственной среды, отдельно выделены правила.Учитываются ...

Организация коррекционной предметно – развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения.

Как известно, дошкольное детство – это начало всех начал и то, что ребенок приобретает в этом возрасте, во многом определяет его дальнейший жизненный путь....

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ  

Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда, в ДОО - развивающая предметно-пространственная среда (РППС).Проблема экологического образования - одна и...

Организация развивающей предметно пространственной среды в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС ДО

Статья об организации развивающей предметно пространственной среды в ДОО согласно ФГОС ДО, опубликованная в журнале "Справочник старшего  воспитателя дошкольного учреждения"...

Организация предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации

В статье отражены организация и принципы построения предметно-пространственной развивающей среды. Вследствие постоянного поиска инновационных подходов к созданию пространственной среды в ДОУ созданы р...