Организация предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации
тест (средняя группа)

Малахова Татьяна Владимировна

В статье отражены организация и принципы построения предметно-пространственной развивающей среды. Вследствие постоянного поиска инновационных подходов к созданию пространственной среды в ДОУ созданы развивающие центры для воспитанников, что способствует их всестороннему развитию и обеспечивает психическое и эмоциональное благополучие, положительный эмоциональный настрой детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Этот мир должен окружать ребенка…»

В. Сухомлинский

Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в предметно-пространственную среду.

Организация предметно-пространственной среды детского сада, на сегодняшний день, стоит особо актуально, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования является созданная предметно – пространственная среда. Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной развивающей среды.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому воспитатели испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Предметная среда ДОУ должна включать предметы и оборудование, материалы, которые будут соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираться с учетом возраста детей в конкретной группе ДОУ.

Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти свое занятие по душе, поверить в свои силы, способности и научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

Соответствие возрасту ребенка – одно из значимых условий организации предметно-развивающей среды.  Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны, опять же, сегодня каждому отдельному ребенку.

Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание развивающей среды необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. При ограниченных возможностях замены элементов предметно-развивающей среды можно менять их местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену материалов, то со временем дети более внимательно начинают относиться к пространству и осуществлять поиск нового, более интересного.

Полностью изменить предметную среду в группе сложно, поэтому надо стараться пополнить ее и обновить, опираясь на принципы построения:

  1. принцип открытости – закрытости, т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию;
  2. гибкого зонирования, реализующей возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
  3. полифункциональности; предметно-пространственная среда открывает множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса;
  4. стабильности – динамичности, предусматривающей создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями;
  5. принцип поло-возрастных различий как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.
  6. предметно-пространственная среда ориентирована на «зону ближайшего развития».
  • содержит предметы и материалы, известные детям,
  • предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого,
  • совсем незнакомые предметы и материалы.
  1. принцип активности – это возможность участия взрослого с ребёнком в создании окружающей среды.
  2. принцип свободы достижения ребёнком своего права на игру реализуется в выборе: темы; сюжета; необходимых игрушек; места; времени.
  3. Безопасности; Соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высоко творческая деятельность всех педагогов ДОУ. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Предметно-пространственная среда нацелена на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка, но предусматривает ведущую роль игровой деятельности.

          Предметно-развивающая среда начинается уже с приемной, где мы встречаем наших малышей. Здесь располагаются индивидуальные шкафчики, цветные яркие скамейки, «алгоритм» процесса одевания на каждый сезон. На шкафчиках приклеены яркие картинки и написаны имена детей.  В приемной нашли свое место разнообразные информационные уголки для родителей: «Советы Айболита», «Для Вас, родители», «Наша группа «Бабочки», «Наши будни и праздники», «Поздравляем с днем рождения», «Наши достижения» а также доска-экспозиция для поделок и рисунков ребят «Юные художники», «Своими руками». На стендах представлены рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий. Мини-библиотека методической литературы для родителей, книги для чтения детям дома, режим работы детского сада и группы, объявления.

Предметно-пространственная среда нашей группы организована в виде различных игровых зон, развивающий материал меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Оборудование легко трансформируется, добавляется, изменяется, так что родители и дети могут участвовать в обновлении и создании новой игровой среды.

  1. Игровой уголок для девочек (предусматривает наличие модулей «Больница», «Магазин», «Кухня», Кукольная мебель, колыбелька, а также куклы, коляски, атрибуты, необходимые девочкам).
  2. Игровой уголок для мальчиков (включает в себя различные виды транспорта, мелкие и крупные машины, строительные блоки, мягкий конструктор, пластмассовый и деревянный набор строителя).
  3. Спортивный уголок (содержит в себе как традиционное, так и нетрадиционное оборудование, сделанное руками педагогов, родителей. Направлено на развитие физических качеств воспитанников).
  4. Книжный уголок (содержание соответствует возрастным особенностям дошкольников, образовательной Программе, реализуемой в ДОУ).
  5. Музыкальный уголок (позволяет нашим воспитанникам свободно музицировать на ДМИ, а также переносить полученный на музыкальных занятиях опыт, в другие условия, утвердиться чувству уверенности и инициативности).
  6. Уголок развивающих игр (способствует развитию познавательных навыков, здесь собраны дидактические игры по развитию речи, широкий выбор на развитие мелкой моторики рук, занимательный материал по интересам детей).
  7. Уголок сюжетно-ролевых игр (пособия размещены таким образом, чтобы дети легко могли использовать атрибуты в своих игровых творческих замыслах).
  8. Театральный уголок (представлен различными видами театров: пальчиковый, кукольный, теневой, перчаточная кукла, театр «Би-Ба-Бо», маски, декорации для разыгрывания сказок).
  9. Этнический уголок (помещена символика Малой родины, Белгородского края, собранный материал на тему «Из жизни группы», «Семейное древо», иллюстративный материал по ознакомлению детей с детским садом, картинки из серии «Времена года». Образцы народно-прикладного искусства).
  10. Уголок природы (собраны различные виды комнатных растений, согласно, возраста дошкольников, схема по уходу за комнатными растениями, инструменты по уходу за цветами, календарь природы и погоды, муляжи фруктов и овощей).
  11. Уголок изо деятельности (центр представлен разнообразным художественным материалом: раскраски «Цветы», «Весенняя песенка», пластилин, восковые мелки, бумага белая и тонированная, карандаши, кисти, краски, доски, стеки, салфетки, тычки, ватные палочки, трафареты, работы, сделанные детьми в свободной деятельности).
  12. Уголок по ПДД (центр оснащён макетом дороги, дорожными знаками, мелкими авто. Создание такого центра даёт возможность детям познакомиться с правилами безопасности на дорогах, а так же, нормами безопасного поведения и формирования здорового образа жизни).
  13. Уголок «Мои первые эксперименты» (этот центр представлен многообразием собранных образцов - камень, мел, глина, ракушки, грунт, песок, семена, крупы. Мензурки, мерные стаканы, лейки).

Наш детский сад находится в постоянном поиске инновационных подходов к созданию такой пространственно – развивающей среды, которая стала бы движущей целью развития и становления творческой личности ребёнка, выявление развития его способностей. Вследствие этого были созданы такие развивающие центры для воспитанников, как:

  1. Создан коворкинг-центр «Вместе с папой» (основная идея создания центра позволит изменить ситуацию – привлечёт отцов в активное взаимодействие с ДОУ, расширит образовательное пространство). В коворкинг-центре представлены «Волшебные сундучки»: («мужские кроссворды»; загадки о технике; энциклопедии «Самолёты», «Автомобили» и т.д.; «У нашей мамы День Рождения»; «Сюрпризик для друга/подружки»; «Учимся красиво завязывать шарф»; «Учимся завязывать резиночки»; «Правила дорожного движения»; «Красивая копилочка ко Дню рождения»).
  2. «Стем-лаборатория» (представляет собой комнату, где собраны шесть обязательных модулей, каждый из которых -  это комплект инновационных развивающих материалов, посвящённых определённой теме: робототехника, LEGO - конструирование, математическое развитие, мультстудия «Я творю мир», дидактическая система Ф. Фребеля, экспериментирование с живой и неживой природой).
  3. Уголок по ПДД (где собран разнообразный дидактический, игровой и практический материал по соблюдению правил дорожного движения: Леп-бук «Дорожная азбука», специальная техника в виде мягких модулей, а также разные виды транспорта, атрибуты дорожного инспектора  для сюжетно-ролевой игры, магнитная доска-дорога с мини-автомобилями, знаками и многое другое).
  4. В детском дошкольном учреждении все должно способствовать правильному развитию детей и стены тоже! Все больше и больше педагогов стремится обустроить пространство в саду не только в рамках отдельной группы, но и за ее пределами: стены лестничного пролета, холлы, коридор, переходы между корпусами. Представлены они лестничной педагогикой: это и «Тактильные дорожки», различные виды «Бизибордов», способствующие развитию мелкой моторики рук дошкольников. Дети с большим интересом и увлечённостью рассматривают, знакомятся с символикой Белгородского края, родного посёлка. В широком диапазоне представлены карта Белгородской области, карта Ивнянского района с многообразием полезных ископаемых, их достопримечательностями, историческими памятниками, сельским хозяйством. Не менее познавательным является создание уголка «Красная книга Белгородского края», посвящённого уникальным видам животных, растений (собраны: виды млекопитающих, птиц, растений, животных, рыб, насекомых, амфибий). В рамках подготовки и проведения мероприятий к 75-летию Победы в ВОВ, совместными силами педагогов и родителей, создан уголок в ДОУ «Бессмертный полк» (где собраны автобиографические данные героев Белгородской области, доживших до наших времён; мини-музей, выставка «Пока мы помним прошлое, у нас есть будущее…»).

Таким образом, созданная в детском саду предметно - развивающая среда, многогранно влияет на развитие наших воспитанников, способствует их всестороннему развитию и обеспечивает психическое и эмоциональное благополучие, положительный эмоциональный настрой детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать наш уютный детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пространственно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации

- Материал содержит основной понятийный словарь заявленной области.- Поможет аттестующимся и студентам педагогических вузов.- Заинтересует тех, кто работает над самообразованием.- Расширит кругозор.Ку...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в связи с введением ФГОС

В статье раскрыт вопрос актуальности организации предметно-простанственной среды. Описаны требования,принципы  к созданию предметно-пространственной среды, отдельно выделены правила.Учитываются ...

Организация коррекционной предметно – развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения.

Как известно, дошкольное детство – это начало всех начал и то, что ребенок приобретает в этом возрасте, во многом определяет его дальнейший жизненный путь....

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ  

Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда, в ДОО - развивающая предметно-пространственная среда (РППС).Проблема экологического образования - одна и...

Организация развивающей предметно пространственной среды в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС ДО

Статья об организации развивающей предметно пространственной среды в ДОО согласно ФГОС ДО, опубликованная в журнале "Справочник старшего  воспитателя дошкольного учреждения"...

«Организация предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации».

Ведущим видом деятельности для дошкольников является игра. Именно поэтому воспитатели испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ...