Статья Создание условий для развития познавательного интереса у дошкольников.
статья

Забаровская Елена Анатольевна

Образовательная деятельность направлена на развитие познавательных способностей ребенка дошкольника и на их реализацию, а для этого необходимо создать условия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dok.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для развития познавательного интереса у дошкольников.

Расскажи мне,  и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне сделать самому, и я пойму.

  Японская пословица

Человек будущего должен быть созидателем, личностью с активным творческим началом.

Дошкольное детство — время становления личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально- практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, тем успешнее идет развитие. Маленькие открытия ребенка формируют его картину мира. И наша задача – педагогов, родителей  - создать условия, в которых маленький ребенок сможет открывать для себя большой мир.

Первое условие – педагог является партнером и координатором детей
Второе условие – это широкое использование исследовательских методов обучения.
По мнению доктора психологических наук А.И. Савенкова, исследовательский метод это «путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск». Исследовательская деятельность детей может строиться на основе следующего алгоритма:
1
) создание проблемной ситуации. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. Для исследовательской мотивации необходимо учитывать:

-новизну объекта и явления (новые объекты привлекают внимание ребенка в первую очередь и исследуются более интенсивно.)
-сложность предмета и явления

 Чем динамичнее объект, чем больше в нём воспринимаемых признаков, тем с большей вероятностью он вызывает у ребенка исследовательский интерес. Для исследования необходим оптимальный уровень сложности объекта. Слишком простые, а также и слишком сложные объекты способствуют быстрому угасанию познавательной активности. Уровень сложности должен соответствовать возрастным особенностям ребенка.
Поставленная проблема может быть решена ребенком самостоятельно или при незначительной помощи педагога.)

-информационный конфликт

 Иногда информация противоречит друг другу, затрудняя однозначное опознание и анализ.( Металл тонет, а металлический корабль нет)

2) Поиск возможных вариантов решения, выдвижение гипотез.

-Когда педагог ставит проблему, намечая стратегию и тактику ее решения. Решение предстоит самостоятельно найти ребенку.

-взрослый ставит проблему, но метод её решения дошкольники ищут самостоятельно.

-постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно.

Даже дошкольники, как показали исследования, проведенные группой А.И.Савенкова, способны работать на любом из этих уровней.

3) Завершает исследовательскую деятельность обобщение полученных данных (презентация, сообщение, рисунок, проект).

Третье условие – коллективные обсуждения.
Именно в коллективной дискуссии, согласно исследованиям психологов, эффективнее всего формируются мнения и субъективные впечатления. Высказывая свою точку зрения, каждый участник дискуссии помогает и другим подробнее и глубже всмотреться в предметы и явления. Коллективное обсуждение не только помогает осознать сущность исследуемых предметов и явлений, но и способствует становлению культуры межличностного общения.

Четвертое условие – организация предметно-пространственной среды. Разнообразные дидактические пособия, коллекции различных предметов, которые могут быть исследованы, организующие самостоятельную деятельность детей.

Соблюдение этих организационно-педагогических условий позволит педагогам, работающим с дошкольниками превратить образовательный процесс, в процесс «открытий».

Литература:

1.Антология детских открытий. Методический сборник. Опыт реализации культурно- образовательной программы «Кругозор» в Петербурге   СПб.: СМИО - пресс 2006

2.Исследование развития познавательной деятельности: [пер с англ.] / Под ред. Дж. Брунера, Р. Олвер и П. Гринфилд. – М .: Педагогика, 2014.

3.Голицын В.С., Щербакова К.А. Развивать познавательную активность ребенка [текст] / В.С. Голицин, К.А. Щербакова // Дошкольное воспитание. 2014. – № 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития познавательного интереса детей средствами макетирования

Развитие познавательных интересов носит эмоционально- образный характер и основывается на любознательности и пытливости ребенка. Знакомство с окружающими ялениями природы возможно не только посредство...

Условия развития познавательного интереса у дошкольников.

Возникновение интереса обеспечивается подготовкойсоответствующей почвы, в содержание понятия которой мы включаем:а) наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в то...

“ Создание музеев, как метод развития познавательного интереса у дошкольников”

Музей – это фактически исторически сложившийся институт, построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия.Музейная п...

«Эвристическая беседа как успешное условие развития познавательного интереса старших дошкольников».

Введение1 Проблема развития познавательного интереса в трудах педагогов и психологов.2 Эвристическая беседа: сущность метода в образовательном процессе.3 Роль и значение эвристической беседы в развити...

Статья "Создание условий для развития речи дошкольников через организацию развивающей предметно-пространственной среды"

Одно из условий  речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды.На главную страницу Статьи...

Создание условий для развития познавательного интереса у детей с ТНР

Создавая развивающую среду, мы стремимся к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной и вызывала стремление к познавательной деятельности.В свое время педагог  Е. И....