«Использование современного оборудования и технологий в образовательном процессе ДОО»
материал

Трунова Ольга Александровна

ДОКЛАД  «Использование современного оборудования и технологий в образовательном процессе ДОО»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_trunovoy_o.a.docx53.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №14 г. Шебекино Белгородской области»

ДОКЛАД

Тема «Использование современного оборудования и технологий в образовательном процессе ДОО»

Подготовила:

                                                        Старший воспитатель МАДОУ

                                                     «Детский сад общеразвивающего

 вида №14 г. Шебекино Белгородской области»

Трунова Ольга Александровна

2019  год

         

        Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Сам термин «технология» - от греческого это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов.

        В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология». Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

        После введения ФГОС ДО в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса; решать образовательные задачи не только в рамках организованной  образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

        Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе современных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.

        Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного развития личности ребенка.

Педагогические технологии в дошкольном образовании, как правило, направлены на повышение качества образования детей, а также на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

        Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.

Исходя из вышеизложенного, возникла необходимость использования в работе спектра инновационных образовательных технологий.

В настоящее время педагогический коллектив детского сада  интенсивно внедряет в работу инновационные технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности, и направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

К числу современных образовательных технологий, которые используют педагоги ДОУ можно отнести:

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии проектной деятельности;

- игровые технологии;

- технологии развивающего обучения («Познавательные лепбуки», ЛЕГО-конструирование (элементы лего - технологии);

-интерактивные и  информационно-коммуникационные технологии;

- технология «Педагогическая песочница»;

- личностно-ориентированные технологии. 

Здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации

                          Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение возможности сохранения здоровья ребѐнка, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

В нашем детском саду созданы все условия для реализации здоровьесберегающих технологий, для обеспечения оптимального двигательного режима воспитанников, соответствующие требованиям ФГОС дошкольного образования. В ДОО оборудован спортивный и тренажерный залы, на улице оформлен павильон «Здоровей – ка», есть спортивная площадка для игры в футбол, волейбол, городошная площадка.  В физкультурном зале имеется необходимое оборудование: гимнастическая стенка с наборами приставных досок и лестниц, разновысотные дуги для подлезания, мягкие модули, «Мини - стадион» с подвесными канатами и веревочными лестницами, волейбольные и футбольные мячи, бадминтон, городки, нестандартное оборудование, мелкий спортивный инвентарь  и игрушки. В тренажерном зале  имеются детские тренажёры: тренажѐр «Беговая дорожка» - способствует развитию силы ног, укрепляет дыхательную и сердечно-сосудистую систему;

тренажѐр «Велосипед» - способствует укреплению мышц ног, подготавливает ребѐнка к успешному обучению езды на настоящем велосипеде;

тренажѐр «Батут» - самый весѐлый и любимый детьми. Способствует развитию общей выносливости, снятию эмоционального напряжения.

         В каждой группе созданы спортивные центры, укомплектованные атрибутами для игр с прыжками (скакалки, колечки, плоские круги), для игр с бросанием, ловлей, метанием (кегли, кольцеброс, мячи, мешочки с песком), ребристые дорожки, массажные коврики для профилактики плоскостопия, изготовленные из бросового материала. В группах  имеются картотеки подвижных игр,  гимнастики пробуждения, пальчиковых гимнастик, картотеки прогулок, дыхательной гимнастики по возрасту.

Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учѐтом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей каждого возраста. Организованной формой взаимодействия воспитанников и инструктора по физкультуре в режиме дня являются физкультурные занятия. При проведении занятий инструктор по физкультуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы.

Обязательным в нашей образовательной организации является организация и проведение закаливающих процедур с целью укрепления здоровья дошкольников. Это и закаливание воздухом, и солнечные ванны, хождение босиком в летнее время по песку, траве, водные процедуры-местные (умывания, ножные ванны), солевое закаливание.

К формам и методам здровьесберегающих технологий, которые используют педагоги нашего детского сада относятся:

- релаксация (упражнения на снятие нервного напряжения у детей);

- оздоровительная гимнастика и ОРУ на ООД по физическому развитию;

-физкультминутки, динамические паузы; («Как мы живём»«Раз поднялись»«Листики»«Ветер дует нам в лицо» и т. д).

-упражнения для глаз, дыхания, пальцев рук и т. д. («Паучок»«Гимнастика для глаз»«Ёжик»«Задуй свечку»).

- самомассаж  с детьми (массажёры, колючие мячики). Воспитанники выполняют элементы самомассажа себе и друг другу, что доставляет им огромную радость;

- психогимнастика.

         В детском саду организована работа оздоровительной платной услуги «Кислородный коктейль» и платной образовательной услуги физкультурно-оздоровительной направленности «Спортивная  акробатика».

        Учитель-логопед  детского сада в работе с детьми с ОВЗ использует «Степ – аэробику». Это система физических и танцевальных упражнений с использованием степ-платформы, музыкального и словесного сопровождения, игровых этюдов, подвижных игр, тематических релаксационных комплексов и упражнений направленных на развитие звукопроизношения и речевого дыхания, связанных единой тематикой. Решая коррекционные задачи, в процесс выполнения общеразвивающих упражнений на степах, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, подобранных с учетом сюжета занятия. Освоению каждого упражнения способствуют стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме, координируя движения и речь

Технологии проектной деятельности

В нашем детском саду   широко используется  проектный метод. Педагоги, обучающиеся и их родители являются активными участниками проектов различных уровней:

Региональный:

  1. «Развитие семейного туризма на базе дошкольных образовательных организаций области «Белгородские тропы». В рамках проекта в ДОО создан туристический клуб «Дружные туристы» в состав, которого были включены  педагоги детского сада родители и воспитанники в количестве 56 человек.  Сроки реализации проекта  октябрь 2017г. - октябрь2018 г. В рамках проекта участники семейного клуба в течение года согласно разработанному плану ходили в туристические походы, экскурсии, участвовали в конкурсах ит.д.
  2. Танец как средство эстетического развития детей («Танцевальная палитра») . Сроки реализации проекта 2016 -2018 годы. В рамках проекта с детьми, который посещали танцевальный кружок,  музыкальными руководителями проводились занятия во 2 половину дня. По итогам второго проекта было  организовано посещение  отчетного концерта «Мы артисты» Ржевского сельского Дома культуры.

            Муниципальный :

1.«Внедрение в образовательный процесс дошкольных организаций игр для интеллектуального развития дошкольников Шебекинского района («Сказочные лабиринты игры»). Сроки реализации проекта 20.03.2017г.-01.09.2019г. В проект  включены педагоги и дети  старшей группы комбинированного вида. В рамках данного проекта в ДОО  был создан интеллектуально – игровой центр В. Воскобовича, где сконцентрированы наборы развивающих игр, соответствующие возрастным особенностям воспитанников. Приобретены пособия В. Воскобовича «Фиолетовый лес (большой) и коврограф «Ларчик» (с приложениями). В рамках проекта педагогами была разработана рабочая программа «Сказочные лабиринты игры» для детей 5-7 лет согласно которой с детьми проводятся занятия 1 раз в неделю. Педагоги разработали конспекты занятий с использованием развивающих игр В. Воскобовича.  Для родителей было организовано и проведено родительское собрание «Знакомство с технологией В.Воскобовича» и открытый показ ООД «На день рождения к пчелке Жуже». Для педагогов воспитатель Семыкина Е.А. провела мастер-класс «Применение технологии В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста».

    2. Создание мобильного консультационного центра для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста и их родителей на территории Шебекинского района. Сроки реализации проекта 01.11.2016г.-30.11.2017г. В рамках реализации данного проекта проводилась коррекционно-развивающая работа с детьми-инвалидами и детьми ОВЗ, психолого –педагогическое консультирование родителей. В  октябре 2017г. в завершении проекта для детей с ОВЗ был организован   праздник «Стартуем вместе».

     3. В августе 2018 года коллектив детского сада  включился в муниципальный проект №10084506 «Развитие спортивного ориентирования и туризма в дошкольных образовательных организациях  Шебекинского района «Маленький турист». В рамках, которого так же была разработана рабочая программа, согласно которой с детьми 1 раз в 2 недели проводятся занятия практического и теоретического характера, организовываются туристические походы.

        Также помимо данных проектов каждый учебный год планируются и реализуются  проекты на уровне ДОО  - творческие, информационные, исследовательские,  краткосрочные, долгосрочные:

-2017-2018 уч .год:  «Будь здоров», «Я вырасту здоровым», «Как сберечь природу родного края», «Сказочники».

-2018-2019 уч. год: «Правила дорожные знай и соблюдай!», «Край в котором мы живем»,  «Мы здоровье сбережем».

В ходе реализации данных проектов педагоги используют разнообразные методы и приемы: чтение художественной литературы, просмотр презентаций, мультфильмов, беседы, театрализованную деятельность, словесные, дидактические, сюжетно – ролевые игры, наблюдения, экскурсии и т.д.

 Результатом проектов являются интересные презентации, выставки, коллективные работы детей, совместное творчество детей и родителей.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, отмечают, что использование данного метода  позволяет формировать у детей умения, которые могут развиваться только в деятельности, - умение работать в коллективе, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого. 

 Участие педагогов в проектной деятельности мотивирует их  на работу в инновационном режиме, инициирует нестандартные решения, способствует повышению профессиональной компетенции, саморазвитию и повышению квалификации. Это один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений,

Игровые технологии

                Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения  делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре.

        Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Существенным признаком игровой технологии является четко поставленная цель обучения и соответствующий ей педагогический результат.  

        В нашем детском саду педагоги в своей работе используют следующие игровые технологии: «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича, «Дары Фребеля», элементы игровой технологии Никитиных, «Блоки Дьенеша», Палочки Кюизенера,   с детьми проводятся игровые тренинги, театрализованные, сюжетно-ролевые, настольные, дидактические игры.

          Хотелось бы более подробно остановиться на игровой технологии  В. Воскобовича, которая используется в рамках реализации муниципального проекта «Сказочные лабиринты игры». Основная идея технологии заложена в основу игр и становится максимально действенной. Технология «Сказочные лабиринты игры» содержит чётко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий к развивающим играм. На сегодня эта игровая технология включает в себя около 50 игр. Развивающие игры Воскобовича выполняют роль дидактического материала и легко вписываются в содержание любой образовательной программы. Поскольку они способствуют развитию детей во всех пяти образовательных областях. Данную игровую технологию  в нашем детском саду в своей работе используют не только педагоги группы, которая включена в проект, но и педагоги остальных групп, а также узкие специалисты: педагог – психолог, учитель – логопед.

  Развивающие игры В. Воскобовича используются как на занятиях (групповых, подгрупповых,  индивидуальных), так и в самостоятельной деятельности детей.

Учителем-логопедом широко используются комплекты«Чтение через игру»«Знаковые конструкторы»; графический тренажер «Игровизор» с приложениями как в индивидуальной работе, так и при проведении фронтальных занятий с детьми. Воспитателем по изобразительной деятельности в творческих заданиях применяются «Чудо-конструкторы» для создания задуманных образов из деталей игры (обведение и штриховка). Педагогом-психологом используются практически все игры, т. к. они способствуют развитию всех познавательных процессов воспитанников.

         С помощью игр В. Воскобовича решается большое количество образовательных задач. Как показала практика показала, что использование игровых технологий в нашем ДОУ существенно повысило интерес воспитанников к учебной деятельности. Незаметно для себя дети осваивают цифры или буквы, узнают и запоминают цвета и форму; учиться считать, ориентироваться в пространстве; тренируют мелкую моторику рук; совершенствуется  речь, мышление, внимание, память, воображение, восприятие детей.

        Эффективной технологией  по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность являются «Дары Фребеля»Игровой набор «Дары Фрѐбеля» - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности.

Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности. Использование данной технологии в образовательном процессе позволяет решать множество задач. Например, каждая из игр образовательной области «Познавательное развитие», способствует решению задач из других образовательных областей, формируя универсальные качества мышления ребѐнка. Во всех играх, а в особенности в игре «Волшебный мешочек», развивается способность обнаруживать и интерпретировать сенсорные стимулы. Особое значение знания о свойствах предметов приобретают в играх «Кухня», «Салон красоты», «Аптека», «Что в мешочке?», «Назови геометрическую фигуру», «Счѐтные палочки», «Приглашаем в гости», где дети из геометрических фигур создают разные предметы: одежду, продукты, лекарства, предметы быта и др.

В образовательной области «Речевое развитие» при помощи игры «Волшебники» эффективно развиваются различные формы общения через расширение вербальных и невербальных средств. Стимулируют развитие у детей связной речи такие игры как «Путаница», «Небоскрѐб», «Для чего ещѐ». Это происходит в процессе конструирования и коллективной творческой деятельности. Приобщают к художественной литературе и драматизации литературных произведений игры «Красная шапочка», «Колобок». Все эти игры не только развивают звуковую культуру речи, активный словарный запас, диалогическую и монологическую речь, но и конструктивные, изобразительные навыки, любознательность, познавательную активность, формируют первичные представления о социокультурных ценностях русского народа и общечеловеческих ценностях.

                        В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» игровыми средствами даров Фрѐбеля формируем эстетическое отношение к окружающему миру через знакомство с основами композиции, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира в играх «А что за окном?», «Солнышко и цветок», «Перышко курочки рябы», «Бабочка». В играх «Рожица», «Грибок» формируются элементарные представления о видах искусства через создание различных картин мелкими предметами.

             В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в процессе дидактических и сюжетных игр «Светофорик», «У нас в квартире», «Хозяюшка», «Весѐлый и грустный», «Магнит», «Поликлиника» у детей формируются позитивные установки к различным видам труда и творчества, развиваются элементарная самостоятельность, целенаправленность в собственных действий. В играх «Дорожное движение», «Костерок» дети усваивают основы безопасного поведения в быту, социуме и природе в процессе познавательно-исследовательской, конструктивной, двигательной и речевой деятельности.

                Игры в образовательной области «Физическое развитие» не только формируют у детей физические качества, но и начальное представление о некоторых играх с правилами – это и «Волшебный шар», и «Верѐвочка». Игра «Умею-не умею» знакомит детей с ценностями здорового образа жизни. Игры «Лови-лови», «Тише, мыши!», «Карусели», «Ручеѐк» способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развивают равновесие и координацию движений, крупной и мелкой

        Хочется отметить, что спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной  Фребелем. Педагоги  проявляют свое творчество и фантазию придумывают собственные задания и упражнения с использованием данного оборудования. Например, «Найди нужный предмет», «Собери схему», «Запомни и повтори», «Сделай фигуру», «Какой фигуры не достает?» и др.

        

Развивающая технология «Познавательные лепбуки»

Инновационной формой обеспечения сотрудничества, сотворчества дошкольников и педагогов, родителей, средством осуществления личностно-ориентированного подхода к образовательной деятельности является использование развивающей технологии «Познавательные лепбуки»

        Цель этой развивающей технологии – обеспечение инициативности, самостоятельности, любознательности и разнообразия мыслительной и практической деятельности в процессе освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.

Данная развивающая технология способствует развитию творческого воображения, мышления, высокому уровню познавательной активности и речи дошкольника.

Лепбуки, изготовленные своими руками, в своей работе широко применяют все педагоги нашего детского сада: воспитатели при формировании знаний по ПДД, основ здорового образа жизни, экологическому воспитанию, педагог-психолог  для развития познавательных процессов,  учитель-логопед  для решения задач по речевому развитию, музыкальные руководители с целью реализации деятельного подхода в музыкальном воспитании дошкольников.  

Значимость и преимущества технологии «лэпбук»:

- активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;

- позволяет самостоятельно собирать нужную информацию (в старшем возрасте);

- развивает креативность, творческое мышление, мелкую моторику, речь;

-помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым;

-помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно если ребенок визуал);

-позволяет сохранить собранный материал;

-объединяет педагогов, детей и родителей;

-способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;

-способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;

-обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;

-способствует творческой самореализации педагога.

Интерактивные и  информационно-коммуникационные технологии

        Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят во все сферы нашей жизни. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

        Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях идет активная практика внедрения интерактивного оборудования в образовательный процесс, которое специально адаптировано под занятия с детьми. Такое        оборудование помогает детям         раскрепоститься,         снять мышечное напряжение и эмоционально разгрузиться. Лучшее, что существует из технических средств наглядности, помогающих эффективному взаимодействию воспитателя с воспитанниками - интерактивная доска. Увлекательно, оригинально, необычно, неповторимо - именно так можно организовать образовательный процесс и проводить время, свободное от занятий, когда у вас есть интерактивные игры для детей.

                Сегодня многие дошкольные образовательные учреждения оснащаются интерактивными досками, не стал исключением и наш детский сад. В учреждении появился мультимедийный комплекс, состоящий из интерактивной доски, проектора и ноутбука, благодаря которым педагоги смогли перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному.                Педагоги  нашего ДОО используют интерактивную доску в нескольких направлениях -  при проведении ООД, на педсоветах, семинарах, родительских собраниях, досуговых мероприятиях.

             Особенно детям очень нравятся интерактивные развивающие игры. Возможности манипулировать объектами на экране доски способны надолго привлечь внимание ребенка.  В связи с этим педагоги  детского сада разработали ряд электронных игр «Четвертый лишний», «Найди отличия», «Скажи наоборот». «Назови одним словом», «Какой сок?»,  «В стране дорожных знаков», «Страна Светофория», «Незнайка в большом городе» и др.), обучающие презентаций «Дикие и домашние животные», «Транспорт», «Времена года», «Виды спорта», «Мой край родной», «Достопримечательности г. Шебекино» и др.,  которые используют как при организации групповой, подгрупповой так и индивидуальной работы. В детском саду имеются подборки наглядного материала по изучаемым темам (изображения предметов народного промысла, картины художников, иллюстраторов, виртуальные экскурсии).

        В системе с детьми организовываются просмотры обучающих мультфильмов, роликов по формированию представлений о ЗОЖ, ПДД, экологическому воспитанию.

        Использование интерактивных и мультимедийных средств в образовательном процессе позволили значительно расширить возможности предъявляемого познавательного материала, повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями, позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала, делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог; использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста, с помощью компьютера педагоги могут смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.); занятия с использованием ИКТ побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.

         Таким образом, внедрение интерактивных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме, помогает решать задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития, а также помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление.

        В нашем детском саду интерактивные технологии используются не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Так, например, на родительских собраниях периодически педагоги организуют просмотры слайдовых презентаций, видеороликов и видеофильмов по ПДД и ЗОЖ, просмотр фотографий, отражающих интересные события из жизни детей в группе.

Технология ЛЕГО-конструирования

        Ещѐ одной технологией развивающего обучения, используемой педагогами детского сада, является ЛЕГО–конструирование.  В детском саду педагоги используют отдельные элементы ЛЕГО - конструирования, включая  задания с использованием оборудования ЛЕГО на занятия по пяти образовательным областям. Кубик ЛЕГО – это простой и практико-ориентированный инструмент для активного, креативного и вдохновляющего обучения. Потому что, играя в ЛЕГО, дети создают свой собственный и познают окружающий их мир. Использование элементов ЛЕГО –технологии  в образовательном процессе способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей детей,

Использование технологии ЛЕГО - конструирования осуществляется в разных формах организации воспитанников: групповой, подгрупповой, индивидуальной и предполагает как совместную детско – взрослую (партнёрскую) деятельность, так и свободную самостоятельную деятельность детей.

Данная технология широко реализуется в процессе игровой деятельности.

        Игры с этим конструктором несут в себе развитие математических навыков, конструирование, развитие творческих способностей; создавая модели, конструируя, играя, ребёнок развивает главные качества личности-творца - непохожесть, творческое мышление, дивергентность суждений и умение создавать и выбирать из многообразия вариантов;

             С целью применения данной технологии в ДОУ был приобретен набор Лего Дупло, лего наборы, большого и средних размеров во все возрастные группы. В работе с детьми старшего дошкольного возраста по определенным темам в качестве образцов используются рисунки, иллюстрации, фотографии, чертежи, схемы. Это чертежи типа «Дострой здание», «Найди ошибку в чертеже»; изображения сложных построек, показывающих ребенку этапы их сооружения; чертежи, дающие лишь схему предмета, и др. Для обыгрывания построек детям предлагаются мелкие игрушки (елочки, флажки, матрешки, зверюшки, машинки и др.) Созданные LEGO- постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх театрализациях, используют LEGO  - элементы в дидактических играх и упражнениях в ознакомлении с окружающим миром.  

        В процессе ЛЕГО конструирования у дошкольников развиваются математические способности, в процессе пересчитывания деталей, блоков, креплений, вычисления необходимого  количества деталей, их формы, цвета, длины. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве. Кроме этого, конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Лего-конструирование развивает и коммуникативные навыки, активизируя мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Старшие дошкольники с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство», «Угадай, чья я часть?», «Оживи свою модель» и другие). Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Решаются многие задачи обучения: расширяется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки.

       В занятия  педагоги  включают  такие темы, как «Животные», «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Игрушки», «Транспорт», «Корабли осваивают Вселенную» и другие. В дни календарных праздников в уголке детского творчества организуются тематические выставки, в которых неизменно представлены работы детей.

        Элементы ЛЕГО  технологи в работе с детьми используют как воспитатели, так и специалисты детского сада: учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре.

Технология «Педагогическая  песочница»

Песок является одной из самых неопределенных и доступных развивающих сред детства. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.  Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Педагогическая песочница многофункциональна. Она позволяет одновременно решать задачи воспитания, обучения, развития и коррекции детей. Кроме того, увлекательная атмосфера, возникающая в процессе работы в песочнице, создаёт доверительные отношения между ребёнком и педагогом. Подача материала в форме игры позволяет лучше запомнить новый материал, особенно тем, у кого имеются трудности в обучении. При этом существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта», более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры.

             Технологию «Педагогическая песочница» педагоги детского сада используют во всех образовательных областях при организации индивидуальной  и групповой  работы. Широко используются обучающие, познавательные и развивающие игры, которые  облегчают процесс обучения. Например, «Лабиринты», «Найди половинки», «Узоры на песке», «Кто к нам приходил?» и др. Данные игры педагоги   используют при обучении счету, грамоте, закрепление знаний о сенсорных эталонах, развитии знаний о пространственных представлениях,  внимания, мышления, памяти, воображения, тактильного восприятия, мелкой моторики. Психопрофилактические игры с песком, которые нацелены на коррекцию и профилактику тревожности, агрессии, как правило, в своей работе использует педагог-психолог детского сада. Так, например, «Прогоняем злость, приглашаем радость», «Победитель злости», «Песочный круг» и др. Песочные игры по речевому развитию широко в своей деятельности применяет учитель-логопед нашего детского сада в работе с детьми с ОВЗ.  Например, это игры на расширение словарного запаса - Игры на развитие фонематического слуха: «Лепим буквы», «Превращение букв», «Найди звук», «Кто это был?», «Какой звук лишний» и др. - Игры на развитие связной речи: «Пряталки», «Мой город» и др. - Игры на освоение навыков чтения и письма: «Найди буквы и сложи слоги и слова», «Слепи букву», «Фея ударения», «Построй ступеньки» и др.

        В заключении хотелось бы сказать, что технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

        Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в Ваших руках.

        И закончить хочется словами Чарльза Диккенса: «Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

Творческих Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ

В Законе " Об образовании в Российской Федерации" одной из задач ( статья 41) является организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физическо...

Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО

Современные инновационные здоровьесберегающие технологиив образовательном процессе ДОО...

Современные информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе детского сада

В данной статье описана работа по применению современных ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада...

Современные информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе детского сада (презентация)

В данной презентации наглядно показано применение современных ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ....

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе ДОУ.

laquo;Использование современных информационно- коммуникационных технологий впедагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...

«Использование современных информационно- коммуникационных технологий в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

laquo;Использование современных информационно- коммуникационных технологий в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»Цель: Изучение возможности использования информа...