Презентация для детей старшего дошкольного возраста по программе "Социокультурные истоки"
презентация к уроку (подготовительная группа)

Горожанцева Наталия Валерьевна

Презентация знакомит детей с русскими народными праздниками

Скачать:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация для детей старшего дошкольного возраста По программе « Социокультурные истоки»

Слайд 3

У наших предков, живших в давние времена на Руси, праздники являлись важной частью как семейной, так и общественной жизни. Многие века русский народ чтил и свято хранил свои традиции, передававшиеся от отца к сыну в каждом поколении. Повседневная жизнь обычного русского человека в те времена была непростой и посвящена тяжелому добыванию хлеба насущного, поэтому праздники были для него особенным событием

Слайд 4

Родителей маленького Иисуса звали Марией и Иосифом. Господь возложил на них великую миссию — родить и воспитать Спасителя человечества. Перед рождением богобоязненные родители отправились в Вифлеем, потому что император дал указ о проведении переписи населения, и каждый житель должен был прибыть в родной город (отец Иосиф был из Вифлеема). Отцу и матери Иисуса пришлось ночевать в пещере, так как все гостиницы города были полностью забиты. Здесь же Мария и родила Божьего сына. Младенца положили в ясли, наполненные сеном для скота. В это время неподалеку проходили мудрые волхвы (пастухи) со стадом. Они увидели ослепительный свет и представшего ангела, который возвестил о рождении Спасителя человечества.

Слайд 5

Путь пастухам, которые были глубоко верующими, указала Вифлеемская звезда — именно ее вы можете видеть на верхушках украшенных елей к этому празднику в храмах. 7 января русский народ отмечал Рождество. Этот праздник, посвященный рождению Божьего сына Иисуса Христа в Вифлееме, заканчивает рождественский пост, который длится на протяжении 40 дней. В его преддверии люди готовились прийти к нему чистыми душой и телом: мыли и убирали свое жилище, ходили в баню, одевали чистые праздничные одежды, помогали бедным и нуждающимся, раздавали милостыню. 6 января в Рождественский Сочельник за большим праздничным столом, на котором обязательным первым блюдом была ритуальная каша кутья или сочиво, собиралась вся семья. К ужину приступали после появления первой звезды, кушали, молча и торжественно.

Слайд 6

19 января праздновалось православное Крещение, посвященное таинству крещения Иисуса Христа в реке Иордани, в этот день во всех церквях и храмах совершалось Великое водоосвящение, вся вода в водоемах и колодцах считалась святой и обладала уникальными, лечебными свойствами. Наши предки считали, что свяченая вода не может испортиться и хранили её в красном углу под иконами, и верили что это лучшее лекарство от всех недугов как телесных, так и духовных. На реках, озерах и других водоемах делали на льду специальную прорубь в виде креста под названием иордань, купание в которой считалось богоугодным и целебным занятием, избавлявшим от хворей и всяческих напастей на целый год.

Слайд 7

После Рождества наступали так называемые святые дни, длившиеся до Крещения, во время которых было принято ходить по домам и славить Иисуса Христа молитвами и песнопениями. Святки начинаются от первой звезды в канун Рождества и до праздника Крещения, освящения воды ("от звезды и до воды"). Первая неделя Святок получила название Святочной недели, связанной с поворотом зимы на лето, солнца становится больше, тьмы меньше. В эту неделю вечерами гадали, а днём, наряженные в одежды с флагами и музыкальными инструментами кудесники, ходили по улицам, заходили в дома и потешали народ.

Слайд 8

В самом конце зимы, когда по поверьям наших предков Весна-красна с помощью тепла и света прогоняла стужу и холод, наступал праздник Масленицы, известный своим раздольным веселием, который длился на протяжении целой недели в преддверии Великого поста. В это время было принято печь блины, которые считались символом солнца, ходить к друг другу в гости, веселиться и наряжаться, кататься с горок на санках, а в заключительное Прощеное Воскресенье палить и хоронить чучело-символ побежденной зимы

Слайд 9

Сын Божий въехал в город Иерусалим на осле, что означало символ мира (на коне — символ войны). Говорят, что ворота, через которые он въехал, существуют до сих пор, но уже многие столетия намертво замурованы. Народ привечал его возгласами «Осанна (слава) сыну Давидову !» и каждый легонько касался Иисуса веточкой пальмы, выражая преданность и любовь. Это и есть корни современной традиции ударять близких освящённой вербой, при этом говоря: «Не я бью — верба бьёт! Верба хлёст - бьёт до слёз!».

Слайд 10

Веточки вербы — главный атрибут праздника. В этот светлый день люди приходят с веточками в церковь, чтобы чествовать Царя, смерть и грех победившего. Священнослужители надевают зелёные ризы, которые являются символом возрождения жизни. Православные хранят освящённые веточки вербы целый год. Есть традиция украшать ими иконы и красные углы. С этим праздником связаны и некоторые народные приметы погоды выпадающие на этот день: Если идёт дождь — жди обильного урожая. Если светит солнышко — снова богатый урожай, да ещё и тёплое лето. Если дует сильный ветер — это к прохладному и ветреному лету.

Слайд 11

Самым большим праздником всего христианского народа на Руси считалась Святая Пасха, в этот день почиталось воскрешение Иисуса Христа и его переход от смерти на Земле к жизни на небесах. Люди убирали и украшали свои дома, одевали праздничные одежды, обязательно посещали пасхальное богослужение в церквях и храмах, ходили в гости, угощая друг друга пасхальными крашеными яйцами и куличами, после Великого Поста. Встречаясь люди говорили «Христос Воскрес!», в ответ нужно говорить «Воистину воскрес!» и троекратно целоваться.

Слайд 12

Первое воскресенье после Пасхи называлось Красная Горка или Фомин день (от имени апостола Фомы, не верившего в воскресение Христа и явившему ему на восьмой день после воскресения), она являлась символом прихода весны и долгожданного тепла. На этот праздник народные гуляния начинались еще ночью и продолжались целый день, молодежь водила хороводы, каталась на качелях, молодые парни встречались и знакомились с девушками. Накрывали праздничные столы с обильным угощением: жареной яичницей, караваями в виде солнца.

Слайд 13

Одним из самых значительных праздников лета был Иван Купала или Иванов День, названный в честь Иона Крестителя и отмечавшийся в день с 6 на 7 июля, в летнее солнцестояние. Этот праздник имеет этническое происхождение и глубокие языческие корни. В это день жгут большие костры, прыгают через них, символизируя очищение тела и духа от греховных мыслей и поступков, водят хороводы, плетут красивые венки из цветов и луговых трав, пускают их по течению и гадают по ним на своего суженого.

Слайд 14

В это день в церквях проходили праздничные Богослужения, посвященные Святому Илье. Святому приписывалась власть над громом, грозой, молнией, ветром и дождем, В канун праздника в четверг и пятницу пекли обрядовое печенье и прекращали полевые работы. В это время ночи увеличиваются, а день идет на убыль, становится холоднее. Это позволяло нашим предкам лучше отдохнуть. В народе говорили: «С Ильина дня работники высыпаются, а лошади наедаются». Проводилась "братчина", приглашали на общую трапезу всех жителей ближайших селений, а после угощения заканчивались народными гуляньями с песнями и плясками. И главное, Ильин день считается границей лета и осени, когда вода становится холодной, вечера прохладными, перестает расти трава, а на деревьях появляются первые признаки осенней позолоты.

Слайд 15

В середине последнего летнего месяца, 14 августа, православные христиане отмечали праздник Медового Спаса (спас от слова спаситель), которым почитали смерть семи мучеников Маккавеев, принявших мученическую смерть за свою христианскую веру от древнего сирийского царя Антиоха. Дома посыпались семенами мака, защищавшими их от нечистой силы, первые соты меда, собранные в этот день, когда пчелы прекращали собирать нектар, относились в храм для освящения. На Первый Спас было принято помогать бедным и обездоленным. Вдовам и старикам помогали заготавливать дрова и убирать урожай, нищих угощали пирогами и медом. В этот день на селе начинались работы по уборке урожая.

Слайд 16

19 августа наступал Яблочный спас или Праздник Преображения Господня, у наших предков он был одним из самых первых праздников урожая, символизировавшим начало осени и увядание природы. Только с его наступлением древние славяне могли есть яблоки с нового урожая, обязательно освященные в церкви. Накрывались праздничные столы, начинали есть виноград и груши. Великий Спас богат на народные приметы: Если нет дождя на Великий Спас, то и осень будет сухая, а зима суровая. Если дождливый день, то и осень будет щедра на осадки. Кто не пробовал новых плодов до Преображения, с первым откушенным кусочком должны загадать желание и оно сбудется.

Слайд 17

В этот день издавна было принято угощать всех плодами со своих угодий. Для этого у ворот дома выставлялись корзины с собранными фруктами и каждый мог ими угоститься. Тех, кто не выставлял угощений, считали жадными людьми и старались сторониться их домов. Яблоко – один из главных фруктов на Руси – наделялось особым значением. Народ верил, что яблоко, съеденное в этот праздник, обязательно подарит много сил и исполнит самое заветное желание. Принято было не только есть яблоки, но и заготовлять из них варенья, компоты и пироги. Важной традицией в русских деревнях в этот день было очищение полей для следующих урожаев. На этот праздник дома украшались собранными колосьями, которые символизировали богатый урожай и долгую сытую жизнь.

Слайд 18

Третий Спас имеет несколько названий. Хлебный Спас . Раньше в этот день на столе непременно должен был стоять свежий каравай, испечённый из зерна первого урожая. Ореховый Спас . Третий Спас имеет название Орехового Спаса, поскольку 29 августа было принято собираться всем вместе и идти в лес для сбора орехов, отсюда и название. Спас на холсте . Ещё одной традицией, связанной с историей этого праздника, стало изготовление холстов. Женщины, девушки к этому празднику ткали множество холстов и полотен, после чего продавали их – эта традиция породила ещё одно название Третьего Спаса – Холщовый Спас. В этот день в народе обязательно освящали тканевые полотна в храмах. К Ореховому Спасу женщины изготавливали своими руками ткани, ходили их освящать в церковь, а затем шили из этой ткани одежду всей семье. Также в этот день принято освящать и два других символа этого православного праздника: орехи и хлеб.

Слайд 19

Одни из самых почитаемых праздников осени, пришедшим к древним славянам из Византии, был Покров день, отмечаемый 14 октября. Праздник посвящен событию, произошедшему в 10 веке в Константинополе, когда город был осажден сарацинами, и горожане приносили молитвы о помощи Святой Богородице в храмах и церквях. Пресвятая Дева Мария услышали их просьбы и, сняв покрывало с головы, укрыла их от врагов и спасла город. В это время полностью заканчивались уборочные работы, начиналась подготовка к зиме, заканчивались хороводы и гуляния, начинались посиделки с рукоделием, песнопениями и беседами. В этот день накрывались столы с угощениями, приносились дары убогим и сиротам, обязательно было посещение церковной службы, начиналась пора свадебных торжеств.

Слайд 20

Источники: https://www.google.com/search?q=%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=2ahUKEwjUw7zywLDmAhXhiIsKHcEiDdEQ_AUoAXoECBEQAw&biw=1370 https://schci.ru/russkie_narodnie_prazdniki.html https://schci.ru/Krasnaya_gorka.html http://molitva-info.ru/calendar/istoriya-prazdnika-rozhdestvo-hristovo.html http://iamruss.ru/basic-russian-folk-festivals/ https://schci.ru/Rojdestvo.html https://schci.ru/svyatki.html https://schci.ru/Kreschenie.html https://schci.ru/Maslenica.html https://schci.ru/Verbnoe_Voskresenie.html https://schci.ru/Paskha.html https://schci.ru/Krasnaya_gorka.html https://schci.ru/Ivan_Kupala.html https://schci.ru/Ilin_den.html https://schci.ru/Medoviy_Spas.html https://schci.ru/Yablochniy_Spas.html https://schci.ru/Tretiy_Spas.html https://schci.ru/Tretiy_Spas.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для детей старшего дошкольного возраста «Возвращение к истокам».

Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и  внедрения программ и технологий нравственно – патриотического...

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста: "Детям о спорте"

Детям о спорте  Что такое спорт: Спорт – это главная составная часть физкультуры. Также в спорте организуются соревнования по различным спортивным дисциплинам (видам спорта) – от банального ...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Кубанские поэты - детям".

Учебно- методическое пособие помогает познакомить детей с поэтами и писателями Кубани . Приобщить к национальной культуре и просветить  подрастающее поколение в области художественной литературы ...

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста по социокультурным истокам. Тема: «Старание и терпение»

Цель: способствовать развитию духовно-нравственных качеств детей.Задачи:1. Знакомство с истоками русских традиций, как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных це...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Детям о космосе"

Данная презентация предназначена для знакомства детей с первыми космонавтами...