Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста по социокультурным истокам. Тема: «Старание и терпение»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Абдужамалова Земфира Абдулкафаровна

Цель: способствовать развитию духовно-нравственных качеств детей.

Задачи:

1. Знакомство с истоками русских традиций, как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей, норм  российской цивилизации

2. Сформировать понятия «старание», «терпение», дать положительную оценку данным качествам.

3. Формировать  у детей готовность к совместной деятельности со сверстниками

4.Продолжать развивать навыки работы в паре, в микрогруппах.

5. Содействовать обогащению словарного запаса детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_staranie_i_umenie.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ города Нижневартовска ДС №61 «Соловушка»

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста  

по социокультурным истокам

 

Тема: «Старание и терпение»

 Подготовила:

воспитатель

Абдужамалова З.А..

 

Пояснительная записка

Цель: способствовать развитию духовно-нравственных качеств детей.

Задачи:

1. Знакомство с истоками русских традиций, как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей, норм  российской цивилизации

2. Сформировать понятия «старание», «терпение», дать положительную оценку данным качествам.

3. Формировать  у детей готовность к совместной деятельности со сверстниками

4.Продолжать развивать навыки работы в паре, в микрогруппах.

5. Содействовать обогащению словарного запаса детей.

 

Актуальность: становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий у детей, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания,   формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,  формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

Место ООД в программе дошкольного образования: данное занятие позволяет решать задачи социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической  образовательных областей  основной образовательной программы ДОУ в части, формируемой ДОУ;

Форма проведения занятия: активное  развивающее занятие;

 виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая.

Предполагаемый результат: у детей сформированы понятия «старание», «терпение», умеют договариваться, решать совместно задачи, проявлять терпение, выдержку.

Подготовительная работа:

чтение русских народных сказок «Морозко», «Крошечка -Хаврошечка», «По щучьему велению», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Василиса Прекрасная»;

работа с пословицами и поговорками о старании и терпении;

выпуск памятки для родителей «Старание и терпение рождают умение»

Дидактическое обеспечение: 

  в занятии используется технология активных занятий, которая   позволяет развивать внутреннюю активность ребенка, способность ставить цели, добывать знания, используя разные способы, приходить к результату.  иллюстрации к сказкам, картинки с изображением занятий детей, листы с заданиями для детей, фломастеры, музыкальное сопровождение, мольберты, конверт с заданиями, кукла би-ба-бо Крошечки-Хаврошечки, корзинка с деревянными яичками по количеству детей, атрибуты к сказкам «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» ( можно по усмотрению воспитателя): шлем, меч, клубок ниток,  платок;  предметы народных промыслов: павловский большой платок, расписная хохломская ложка, шкатулка, кувшин; карточки с пословицами.

Ход занятия

Дети входят в группу под музыку «К нам гости пришли»

Воспитатель: Всем - здравствуйте!

1-ый ребенок: Рады гостям, как добрым вестям!

2-ой ребенок: Всех привечаем, душевно встречаем! (поклоны)

Все вместе: Доброго всем дня!

Мотивационно - ориентировочная часть:

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите, весточка пришла издалека- далека. Хотите узнать от кого она? Что там написано?

Дети: читают.

Воспитатель:

Это от Крошечки-Хаврошечки. Просит вас ей помочь выполнить задания, с которыми ей одной не справится. Поможем? Тогда садитесь рядком, да поговорим ладком.

Организация детской деятельности:

способы организации детей: фронтальный, подгрупповой, микрогруппа, индивидуальный.

Воспитатель:

1-ое задание» Надо угадать на ощупь, что находится под расписным платком?

Элементы ресурсного круга.

Дети определяют: шкатулка, ложка хохломская, кувшин.  Хороши вещицы радуют нам глаз.

 Воспитатель:

 Вам нравятся  эти вещи,? А почему?

Дети: Мне нравятся эти вещи, потому что они …. (сделаны с душой,  с любовью старались, красивые, радуют глаз и т. д.)

по кругу дети высказываются (можно использовать волшебный клубок) передавая его из рук в руки)

Воспитатель:

Как  одним словом назвать людей, умеющих делать такие красивые вещи?

Дети: мастера, рукодельницы.

Воспитатель:

А как вы думаете, какие качества нужно было проявить мастерам, рукодельницам?  

Дети: выдержку, усердие, трудолюбие, настойчивость, стремление, упорство, прилежание)

Воспитатель:

Все верно, а по -другому все это можно назвать двумя словами старание и терпение.

Воспитатель:

 В каких  делах могут пригодиться эти качества? (на занятиях, в спорте, везде)

Воспитатель:

2-ое задание от Крошечки-Хаврошечки: (достает лист с заданиями из конверта.)

Надо на листе с картинками отметить + те, на которых изображены занятия, требующие старания и терпения. Для этого выберите себе пару (разделитесь на пары), подходите к мольбертам, рассмотрите внимательно

картинки, выслушайте друг друга и придите к совместному решению, договоритесь, подумайте и отметьте те картинки, где нужно старание и терпение. Обведите в кружочек те, которые у вас совпали.

Воспитатель: Свой ответ нужно начать так: мы думаем, что…. старание и терпение проявили,

Работа в паре.

Ребенок пришивает пуговицу +

Дети смотрят телевизор

Ребенок играет на фортепиано +

Ребенок учит уроки +

Дети убирают игрушки +

Дети  ухаживают за растениями +

дети собирают ягоды +

Дети танцуют

Дети отдыхают

– выслушивание одной пары, выяснение, есть ли другие варианты. Да верно, в этих делах нужны старание, терпение.

Делу время- потехе час. Предлагаю  поиграть в  игру «Как у дедушки Егора»

Физминутка

Как у бабушки Ларисы (девочка в кругу, остальные ходят по кругу)

Было семеро детей                      

Они не пили, не ели

Все на бабушку глядели

И все делали вот так (имитирующие движения работы: стирка, шитье, укладывание младенца)

Ай-да, бабушка-хозяюшка.

А чем дедушка Егор занят у нас?

Как у дедушки Егора  

Было семеро детей.

Они не пили, и не ели,  

Все на дедушку глядели,

И все делали вот так! (имитирующие движения работы: колет дрова, пилит доски, прибивает гвозди, рубит, косит, копает,  и т.п.)

Воспитатель: Эх, на все руки мастер наш дедушка Егор.

Воспитатель: А нас ждет 3-е задание от Крошечки-Хаврошечки.

Русский народ сметлив и догадлив. Много пословиц и поговорок сложил он о старании и терпении.

Фронтальная работа.

Надо вспомнить пословицы и поговорки о старании и терпении и  досказать словечко.

Игра  «Доскажи словечко»

• Без терпенья нет… (умения) .

• Терпение всё (преодолевает) .

• Терпение и труд всё… .(перетрут).

• Поспешишь – людей …. (насмешишь) .

• К большому терпенью придет и… .(уменье) .

Работа в микрогруппах.

Воспитатель: Чтобы выполнить 4-ое  задание  от Крошечки-Хаврошечки надо разделиться по 4 человека, выбрать себе пословицу, обсудить о чем говорит пословица, что она обозначает. Время вам даю на это 2 минуты.

 Свой ответ нужно начать так: мы посовещались и решили…(дать высказаться делегатам  всех групп).

Воспитатель: Молодцы, хорошо потрудились!

  Старанию и терпению нас учат не только пословицы и поговорки, но и  наши русские народные сказки.

Воспитатель: Какие  русские народные сказки о старании и терпении вы знаете? Вспомните и назовите их.

Дети: «Морозко», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Марья Моревна», «Крошечка -Хаврошечка»,  «Василиса Прекрасная»,

 Воспитатель:  А вот и следующее задание от Крошечки-Хаврошечки. Надо показать героя сказки, который проявил старание или терпение,  а мы постараемся  отгадать из какой сказки герой и какие качества он проявил. Индивидуальная работа.

Желающие дети показывают с помощью атрибутов, мимики и жестов героя из сказки, остальные отгадывают.

Звучит музыка «К нам гости пришли»,

Рефлексивно-итоговый этап.

Воспитатель: Кто- то в гости к нам пожаловал.

(выходит за дверь, надевает куклу-бибабо, берет корзиночку с деревянными яичками в руки .

Воспитатель: (от лица Крошечки- Хаврошечки).

Здравствуйте, мои дорогие.

Дети: Здравствуй, Крошечка-Хаврошечка.

 Крошечка-Хаврошечка: Справились ли вы с моими заданиями?

 Спасибо вам. А скажите, пожалуйста,  какие качества вам пришлось проявить, чтоб выполнить задания. А  где, в каких делах вы дома проявляете старание и терпение?

Дети: (помогаем маме, на занятиях, в спорте, и т.д.)

Крошечка-Хаврошечка: Вы сегодня - МОЛОДЦЫ!

Ребята, какой скоро праздник приближается?

Дети: Пасха.

Крошечка-Хаврошечка: Вот я и хочу вам подарить   заготовки яиц, чтоб вы порадовали своих родных и близких, украсив их к празднику, проявив при этом старание и терпение.

Пусть будет у вас напоминание: старание и терпение - путь к умению!

Воспитатель вместе с детьми благодарит Крошечку-Хаврощечку и приглашает её погостить. А  приглашенным гостям дети высказывают свои пожелания  (добра, здоровья  и т.п. ) и  дарят небольшие сувениры, сделанные своими руками.

Под музыку ребята выходят из группы.

   

Список используемой литературы

  1. Истоковедение т. 5, издание 5-е (дополненное) ». – М.: Издательский дом  «Истоки», 2009
  2. Истоковедение т. 11 (сборник материалов по духовно-нравственному воспитанию для дошкольного образования». – М.: Издательский дом  «Истоки», 2009
  3. Кузьмин И.А., Программа «Истоки и «Воспитание на социокультурном опыте». – М.: Издательский дом  «Истоки», 2009
  4. «Мастера и рукодельницы». Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет)

Используемые интернет-ресурсы

  1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/12/14/nood-staranie-i-terpenie
  2. http://www.maam.ru/detskijsad/-staranie-i-terpenie-konspekt-nod-po-programe-sociokulturnye-istoki.html
  3. http://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/istoki-staraniie-i-tierpieniie-vnieklassnoie-mieropriiatiie


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием ЭОР. Тема: «Витамины и их влияние на здоровье».

Познакомить детей с основными витаминами А, В и С, в каких продуктах они содержаться, какую роль играют для здоровья человека. Систематизировать знания детей о пол...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста (образовательная область «Познание») Тема: «Путешествие вокруг Солнца »

Продолжать знакомить детей с основными планетами, дать   элементарные понятия о планетах....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Познание".Тема "Часы".

В данной работе представлен материал по использованию Системного оператора на занятии  математике....

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме "Животные жарких стран"

Коспект совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми в области "Коммуникация" в старшей логопедической группе для детей с ОНР. В содержание включены интересные задания  по фо...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Коммуникация". Тема: "Рождение звезды"

занятин поможет испытать детям радость общения со сверстниками,чувства единства и доверия друг к другу....

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Познание". Тема "Ярмарка"

Занятие поможет познакомить дошкольников с русской народной культурой....

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по ФЭМП на тему "Путешествие с Фиксиками"

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы по ФЭМП на тему "Путешествие с Фиксиками"...