Главные вкладки

    Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста по социокультурным истокам. Тема: «Старание и терпение»
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Цель: способствовать развитию духовно-нравственных качеств детей.

    Задачи:

    1. Знакомство с истоками русских традиций, как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей, норм  российской цивилизации

    2. Сформировать понятия «старание», «терпение», дать положительную оценку данным качествам.

    3. Формировать  у детей готовность к совместной деятельности со сверстниками

    4.Продолжать развивать навыки работы в паре, в микрогруппах.

    5. Содействовать обогащению словарного запаса детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_staranie_i_umenie.doc56.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАДОУ города Нижневартовска ДС №61 «Соловушка»

    Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста  

    по социокультурным истокам

     

    Тема: «Старание и терпение»

     Подготовила:

    воспитатель

    Абдужамалова З.А..

     

    Пояснительная записка

    Цель: способствовать развитию духовно-нравственных качеств детей.

    Задачи:

    1. Знакомство с истоками русских традиций, как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей, норм  российской цивилизации

    2. Сформировать понятия «старание», «терпение», дать положительную оценку данным качествам.

    3. Формировать  у детей готовность к совместной деятельности со сверстниками

    4.Продолжать развивать навыки работы в паре, в микрогруппах.

    5. Содействовать обогащению словарного запаса детей.

     

    Актуальность: становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий у детей, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания,   формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,  формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

    Место ООД в программе дошкольного образования: данное занятие позволяет решать задачи социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической  образовательных областей  основной образовательной программы ДОУ в части, формируемой ДОУ;

    Форма проведения занятия: активное  развивающее занятие;

     виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая.

    Предполагаемый результат: у детей сформированы понятия «старание», «терпение», умеют договариваться, решать совместно задачи, проявлять терпение, выдержку.

    Подготовительная работа:

    чтение русских народных сказок «Морозко», «Крошечка -Хаврошечка», «По щучьему велению», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Василиса Прекрасная»;

    работа с пословицами и поговорками о старании и терпении;

    выпуск памятки для родителей «Старание и терпение рождают умение»

    Дидактическое обеспечение: 

      в занятии используется технология активных занятий, которая   позволяет развивать внутреннюю активность ребенка, способность ставить цели, добывать знания, используя разные способы, приходить к результату.  иллюстрации к сказкам, картинки с изображением занятий детей, листы с заданиями для детей, фломастеры, музыкальное сопровождение, мольберты, конверт с заданиями, кукла би-ба-бо Крошечки-Хаврошечки, корзинка с деревянными яичками по количеству детей, атрибуты к сказкам «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» ( можно по усмотрению воспитателя): шлем, меч, клубок ниток,  платок;  предметы народных промыслов: павловский большой платок, расписная хохломская ложка, шкатулка, кувшин; карточки с пословицами.

    Ход занятия

    Дети входят в группу под музыку «К нам гости пришли»

    Воспитатель: Всем - здравствуйте!

    1-ый ребенок: Рады гостям, как добрым вестям!

    2-ой ребенок: Всех привечаем, душевно встречаем! (поклоны)

    Все вместе: Доброго всем дня!

    Мотивационно - ориентировочная часть:

    Воспитатель:

    -Ребята, посмотрите, весточка пришла издалека- далека. Хотите узнать от кого она? Что там написано?

    Дети: читают.

    Воспитатель:

    Это от Крошечки-Хаврошечки. Просит вас ей помочь выполнить задания, с которыми ей одной не справится. Поможем? Тогда садитесь рядком, да поговорим ладком.

    Организация детской деятельности:

    способы организации детей: фронтальный, подгрупповой, микрогруппа, индивидуальный.

    Воспитатель:

    1-ое задание» Надо угадать на ощупь, что находится под расписным платком?

    Элементы ресурсного круга.

    Дети определяют: шкатулка, ложка хохломская, кувшин.  Хороши вещицы радуют нам глаз.

     Воспитатель:

     Вам нравятся  эти вещи,? А почему?

    Дети: Мне нравятся эти вещи, потому что они …. (сделаны с душой,  с любовью старались, красивые, радуют глаз и т. д.)

    по кругу дети высказываются (можно использовать волшебный клубок) передавая его из рук в руки)

    Воспитатель:

    Как  одним словом назвать людей, умеющих делать такие красивые вещи?

    Дети: мастера, рукодельницы.

    Воспитатель:

    А как вы думаете, какие качества нужно было проявить мастерам, рукодельницам?  

    Дети: выдержку, усердие, трудолюбие, настойчивость, стремление, упорство, прилежание)

    Воспитатель:

    Все верно, а по -другому все это можно назвать двумя словами старание и терпение.

    Воспитатель:

     В каких  делах могут пригодиться эти качества? (на занятиях, в спорте, везде)

    Воспитатель:

    2-ое задание от Крошечки-Хаврошечки: (достает лист с заданиями из конверта.)

    Надо на листе с картинками отметить + те, на которых изображены занятия, требующие старания и терпения. Для этого выберите себе пару (разделитесь на пары), подходите к мольбертам, рассмотрите внимательно

    картинки, выслушайте друг друга и придите к совместному решению, договоритесь, подумайте и отметьте те картинки, где нужно старание и терпение. Обведите в кружочек те, которые у вас совпали.

    Воспитатель: Свой ответ нужно начать так: мы думаем, что…. старание и терпение проявили,

    Работа в паре.

    Ребенок пришивает пуговицу +

    Дети смотрят телевизор

    Ребенок играет на фортепиано +

    Ребенок учит уроки +

    Дети убирают игрушки +

    Дети  ухаживают за растениями +

    дети собирают ягоды +

    Дети танцуют

    Дети отдыхают

    – выслушивание одной пары, выяснение, есть ли другие варианты. Да верно, в этих делах нужны старание, терпение.

    Делу время- потехе час. Предлагаю  поиграть в  игру «Как у дедушки Егора»

    Физминутка

    Как у бабушки Ларисы (девочка в кругу, остальные ходят по кругу)

    Было семеро детей                      

    Они не пили, не ели

    Все на бабушку глядели

    И все делали вот так (имитирующие движения работы: стирка, шитье, укладывание младенца)

    Ай-да, бабушка-хозяюшка.

    А чем дедушка Егор занят у нас?

    Как у дедушки Егора  

    Было семеро детей.

    Они не пили, и не ели,  

    Все на дедушку глядели,

    И все делали вот так! (имитирующие движения работы: колет дрова, пилит доски, прибивает гвозди, рубит, косит, копает,  и т.п.)

    Воспитатель: Эх, на все руки мастер наш дедушка Егор.

    Воспитатель: А нас ждет 3-е задание от Крошечки-Хаврошечки.

    Русский народ сметлив и догадлив. Много пословиц и поговорок сложил он о старании и терпении.

    Фронтальная работа.

    Надо вспомнить пословицы и поговорки о старании и терпении и  досказать словечко.

    Игра  «Доскажи словечко»

    • Без терпенья нет… (умения) .

    • Терпение всё (преодолевает) .

    • Терпение и труд всё… .(перетрут).

    • Поспешишь – людей …. (насмешишь) .

    • К большому терпенью придет и… .(уменье) .

    Работа в микрогруппах.

    Воспитатель: Чтобы выполнить 4-ое  задание  от Крошечки-Хаврошечки надо разделиться по 4 человека, выбрать себе пословицу, обсудить о чем говорит пословица, что она обозначает. Время вам даю на это 2 минуты.

     Свой ответ нужно начать так: мы посовещались и решили…(дать высказаться делегатам  всех групп).

    Воспитатель: Молодцы, хорошо потрудились!

      Старанию и терпению нас учат не только пословицы и поговорки, но и  наши русские народные сказки.

    Воспитатель: Какие  русские народные сказки о старании и терпении вы знаете? Вспомните и назовите их.

    Дети: «Морозко», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Марья Моревна», «Крошечка -Хаврошечка»,  «Василиса Прекрасная»,

     Воспитатель:  А вот и следующее задание от Крошечки-Хаврошечки. Надо показать героя сказки, который проявил старание или терпение,  а мы постараемся  отгадать из какой сказки герой и какие качества он проявил. Индивидуальная работа.

    Желающие дети показывают с помощью атрибутов, мимики и жестов героя из сказки, остальные отгадывают.

    Звучит музыка «К нам гости пришли»,

    Рефлексивно-итоговый этап.

    Воспитатель: Кто- то в гости к нам пожаловал.

    (выходит за дверь, надевает куклу-бибабо, берет корзиночку с деревянными яичками в руки .

    Воспитатель: (от лица Крошечки- Хаврошечки).

    Здравствуйте, мои дорогие.

    Дети: Здравствуй, Крошечка-Хаврошечка.

     Крошечка-Хаврошечка: Справились ли вы с моими заданиями?

     Спасибо вам. А скажите, пожалуйста,  какие качества вам пришлось проявить, чтоб выполнить задания. А  где, в каких делах вы дома проявляете старание и терпение?

    Дети: (помогаем маме, на занятиях, в спорте, и т.д.)

    Крошечка-Хаврошечка: Вы сегодня - МОЛОДЦЫ!

    Ребята, какой скоро праздник приближается?

    Дети: Пасха.

    Крошечка-Хаврошечка: Вот я и хочу вам подарить   заготовки яиц, чтоб вы порадовали своих родных и близких, украсив их к празднику, проявив при этом старание и терпение.

    Пусть будет у вас напоминание: старание и терпение - путь к умению!

    Воспитатель вместе с детьми благодарит Крошечку-Хаврощечку и приглашает её погостить. А  приглашенным гостям дети высказывают свои пожелания  (добра, здоровья  и т.п. ) и  дарят небольшие сувениры, сделанные своими руками.

    Под музыку ребята выходят из группы.

       

    Список используемой литературы

    1. Истоковедение т. 5, издание 5-е (дополненное) ». – М.: Издательский дом  «Истоки», 2009
    2. Истоковедение т. 11 (сборник материалов по духовно-нравственному воспитанию для дошкольного образования». – М.: Издательский дом  «Истоки», 2009
    3. Кузьмин И.А., Программа «Истоки и «Воспитание на социокультурном опыте». – М.: Издательский дом  «Истоки», 2009
    4. «Мастера и рукодельницы». Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет)

    Используемые интернет-ресурсы

    1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/12/14/nood-staranie-i-terpenie
    2. http://www.maam.ru/detskijsad/-staranie-i-terpenie-konspekt-nod-po-programe-sociokulturnye-istoki.html
    3. http://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/istoki-staraniie-i-tierpieniie-vnieklassnoie-mieropriiatiie


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием ЭОР. Тема: «Витамины и их влияние на здоровье».

    Познакомить детей с основными витаминами А, В и С, в каких продуктах они содержаться, какую роль играют для здоровья человека. Систематизировать знания детей о пол...

    Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста по аппликации в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

    Расширение представления детей о празднике «День матери», о семейных традициях, о роли самого доброго и близкого человека – мамы в нашей жизни.: Воспитывать заботливое отношение к маме, уважение, жела...

    Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Мой любимый детский сад «Радуга»

    Цели:·               Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде ...

    «Комнатные цветы» конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологий исследовательской деятельности и здоровьесбережения,

    Цель: 1. Расширять и пополнять знания детей о комнатных цветах.           2.Формирование  осознанно-правильного отношения к комнатным...

    Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Тема - «Мастера и рукодельницы»

    Цель: развивать духовно-нравственные качества детей прививать уважение к людям труда, помочь раскрыть содержание понятия «мастера» и «рукодельницы».Задачи:   -Обогаща...

    Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию "Флаг и герб города Тамбова"

    Познакомить детей с гербом и флагом города Тамбова, с историей их происхождения, со значением в современной жизни....

    Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по ФЭМП на тему "Путешествие с Фиксиками"

    Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы по ФЭМП на тему "Путешествие с Фиксиками"...