Программа для детей старшего дошкольного возраста «Возвращение к истокам».
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Колпакова Татьяна Поликарповна

Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и  внедрения программ и технологий нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности  к своей культуре и своему народу, к своей, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Содержание данной программы построено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и отражает основные направления приобщения детей дошкольного возраста к различным аспектам социальной культуры, включением в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания.

Программа построена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об Образовании», «Национальной доктриной образования Российской Федерации», Концепцией модернизации российского образования до 2010 года.

Программа «Возвращение к истокам» для детей старшего дошкольного возраста по формированию национального самосознания, приобщению к татарской культуре и развитию социальной уверенности является компилятивной (объединяющий различные разделы воспитательно-образовательного процесса), парциальной (по отношению к комплексным), открытой (допускающей возможность авторских технологий в её реализации).

Цель программы – воспитание у дошкольников уважения к традициям своего народа, его истории, быту, материальной и духовной культуре, воспитанию национального самосознания и активной гражданской позиции, бережного отношения к природе родного края.

Содержание программы представлено в блоках. Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления приобщения к культуре и традициям татарского народа.

Такое тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своем городе, семье, республике.

К концу дошкольного детства дети лучше узнают, насколько талантлив татарский народ, и у них развивается чувство гордости за свою Родину.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа для детей старшего дошкольного возраста «Возвращение к истокам».

Пояснительная записка.

Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и  внедрения программ и технологий нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

Данное направление отражено в требованиях государственного образовательного стандарта.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности  к своей культуре и своему народу, к своей, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Содержание данной программы построено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и отражает основные направления приобщения детей дошкольного возраста к различным аспектам социальной культуры, включением в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания.

Программа построена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об Образовании», «Национальной доктриной образования Российской Федерации», Концепцией модернизации российского образования до 2010 года.

Программа «Возвращение к истокам» для детей старшего дошкольного возраста по формированию национального самосознания, приобщению к татарской культуре и развитию социальной уверенности является компилятивной (объединяющий различные разделы воспитательно-образовательного процесса), парциальной (по отношению к комплексным), открытой (допускающей возможность авторских технологий в её реализации).

Отбор содержания различных аспектов гражданственности, приобщение к которой возможно на протяжении дошкольного детства, осуществлён со следующими принципами:

  • Принципом научности, предполагающим отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщённых представлений; стимулирование познавательного интереса детей; формирование основ научного мировоззрения;
  • Принципом доступности, обеспечивающим адаптацию научного знания к специфике возрастных, национальных, этнических особенностей личностного развития детей дошкольного возраста;
  • Принципом прогностичности, ориентирующим на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере социального взаимодействия, на проявление потребностей и мотивов социально – значимого и одобряемого поведения;
  • Принципом последовательности и концентричности, обеспечивающим постепенное обогащение содержания по блокам, возвращение к ранее пройденным темам на более высоком уровне формирования знаний;
  • Принципом системности, предполагающим формирование у дошкольников обобщённого представления о гражданственности;
  • Принципом интегративности, предусматривающим возможность использования содержания гражданственности в разных разделах воспитательно-образовательного процесса, и в разных видах деятельности.

Цель программы – воспитание у дошкольников уважения к традициям своего народа, его истории, быту, материальной и духовной культуре, воспитанию национального самосознания и активной гражданской позиции, бережного отношения к природе родного края.

Содержание программы представлено в блоках. Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления приобщения к культуре и традициям татарского народа.

Такое тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своем городе, семье, республике.

К концу дошкольного детства дети лучше узнают, насколько талантлив татарский народ, и у них развивается чувство гордости за свою Родину.


I блок.

«Родной дом – родине начало».

Задачи:

  1. Дать понятие дошкольникам о доме (йорт) – маленькой Родине – жилище для семьи.
  2. Помочь узнать своё место в семье, доме, ближе познакомиться со своими родственниками и друзьями.
  3. Научить дошкольников культуре поведения в обществе, в детском саду, дома.

Цель:

Развивать у детей коммукативные умения; расширять представления о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, пополнять знания детей о родных им людях, прививать к ним любовь; формировать представления о представителях разных профессий, их труде, закреплять знание детьми профессии родителей и других членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье; воспитывать в мальчиках уважительное отношение к девочкам,  женщинам, стремление оказывать им посильную помощь, у девочек – заботливое отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности и порядку. Продолжать формировать уважение к традициям татарского народа, знакомить детей со старинной татарской одеждой; уточнить детали одежды, их функциональное назначение и преобразование, вспомнить, из какой ткани шили одежду; способы изготовления ткани в старинные времена и сейчас; продолжать знакомить с орнаментом в татарской одежде; вызывать и поддерживать интерес к этнической музыке.

 


Моя семья.

  1. Понятие о доме. Сколько домов моей улице, кто там живёт. Соседи по дому. Национальный состав соседних семей. Внешний вид домов. Конкурс «Чей дом красивее? В чём его красота?».
  2. Моя семья. Родители, братья, сёстры. Дедушки и бабушки. Традиции взаимоотношений в семье. Уважение к старшим, забота о младших. Моя семья за столом (место каждого, правила поведения за столом).
  3. Домашние семейные дела. Уют в доме. Мужской, женский и детский труд в семье. Моё место в семейных делах.
  4. Моя фамилия, её происхождение. Самая знаменитая семья (фамилия) нашего дома (микрорайона), встреча с ней. Старинные и современные татарские народные игры и развлечения (подвижные игры с бегом, прыжками, мячом, со словами, песнями, хороводом). Разучивание их.
  5. Старинный и современный детский фольклор: считалки, дразнилки, потешки, скороговорки. Разучивание их.
  6. Праздники семьи.
  7. Национальные блюда.
  8. Выставка поделок «Вместе с папой и мамой».

Мои родственники и друзья.

  1. Мои родственники со стороны матери, отца, кем они приходятся мне и другим членам моей семьи. Близкие и дальние родственники.
  2. Мои отношения с близкими и дальними родственниками; взаимопомощь, взаимоподдержка; приглашение родственников в гости, угощать их.
  3. Мои родственники, проживающие в моём городе, районе, республике. Поддержание связей с ними.
  4. Наши родственники, проживающие за пределами Татарии. Наши связи с ними, поздравления с праздниками, переписка; соблюдение этики общения.
  5. Участие в чествовании родственника  - юбиляра или празднование каких – либо других торжеств.
  6. Близкий друг, друзья. Совместные игры и развлечения, общие интересы.
  7. Участие в подготовке и проведении дня рождения своего друга. Твой подарок. Практическая помощь в приготовлении праздничного обеда, сервировка стола (приготовление национальных блюд).
  8. Откровенный разговор на тему: «Каких друзей я хочу иметь» или «Могу ли я гордиться своими родственниками».

Мой город.

  1. Мой город, его название. Соседние города. Чем отличается мой город от  соседних. Экскурсия по  своему и соседним городам.
  2. Внешний вид моего города и её отдельных улиц. Мой вклад в благоустройство и озеленение моей улицы. Осенне-весенняя посадка цветов на клумбах около домов.
  3. Природа, окружающая мой город. Местная топонимика: названия лугов, полей, лесов, речек и родников.
  4. Простейшие наблюдения за изменениями погоды(по ветру, солнцу, облакам).Приметы и поверья татар о погоде.
  5. Дикие и лекарственные растения. Сбор лекарственных трав.
  6. Население моего города. Основное его занятие. Выдающиеся деятели или знаменитые люди моего города, их труд (сбор материалов для альбома). Родной (основной) язык жителей моего города. Учреждения культуры: спорткомплекс,  Дом культуры, музеи, исторический заповедник, ипподром, кинотеатры и т. д.
  7. Детский фольклор моего города(старинные и современные народные игры и развлечения, скороговорки, загадки, пословицы, поговорки, волшебные сказки).  Могу ли я сегодня гордиться своим городом и его людьми.
  8. Животный мир нашего края.

Я - среди друзей.

  1. Я – член своей семьи. Моё место в семье, доме, детском саду. Взаимоотношения с членами моей семьи, детского сада.
  2. Внешний облик девушки – татарки, её характер. Старинная и современная женская одежда (составление альбома женской одежды). Известные женщины-татарки.
  3. Внешний облик юноши-татарина, его характер. Старинная и современная мужская одежда. Известные мужчины-татары.
  4. Диспут на тему: «Каким сегодня я вижу моих друзей-девочек и мальчиков». Татарский фольклор о поведении девочек и мальчиков в обществе. Правила поведения в общественных местах.
  5. Традиции уважительного отношения к друзьям, людям старшего и младшего поколений; самосовершенствование личности; умение давать оценку своим словам и поступкам.
  6. Кем и каким быть, когда вырастешь. Твоё место в обществе.
  7. Традиции общения: приветствие, прощание, гостеприимство, благодарность, соболезнование, сочувствие, разбор конкретных ситуаций.
  8. Культура речи, красота и богатство родного языка.
  9. Что такое хороший человек, беседа о людях, оставивших в народе добрую память о себе.
  10. Народные приметы, их значение в жизни человека.
  11. Твоя родословная.
  12. Татарская кухня.
  13. Старинные игры.

II блок.

Знакомство с татарской народной культурой.

Задачи:

  1. Углубление знаний детей о деревне и селе, знать исторические особенности его развития.
  2. Научить сравнивать характерные особенности старой и современной деревни.
  3. Помочь дошкольникам стать знатоками и патриотами своей малой родины.

Цель:

Познакомить детей с историей татарского народа: бытом, обычаями, гостеприимством, вызвать интерес у детей жить в Татарстане, в татарской деревне, крестьянской избе; продолжать формировать уважение к традициям татарского народа, к человеку-труженику,  результатам его труда и с условиями жизни татар в древние времена, дать представление о том, в каких домах жили, какую домашнюю утварь использовали, как они одевались, что ели и как веселились. Продолжать знакомить с устным народным творчеством – пословицами, поговорками, прибаутками, обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм татарского фольклора. Познакомить с традиционным народным прикладным искусством, народными мастерами и умельцами из родного края, а также с творчеством профессиональных художников и композиторов.

Татарская усадьба.

  1. Понятие об усадьбе (йорт), её составных частях (мунча - баня, баз- погреб). Крестьянская усадьба в прошлом и теперь. Расположение усадеб в деревне.
  2. Выбор места для усадьбы, её планирование. Образование новой усадьбы (яна ой). Помощь – древняя традиция коллективной работы по строительству дома, кладке печи.
  3. Строительный инвентарь и орудия труда. Обычаи, поверья, обряды, связанные с домом, усадьбой, надворными постройками; загадки, песни, сказки и другие произведения фольклора, связанные с постройкой усадьбы.
  4. Роли хозяина и хозяйки в содержании и ведении дома. Инвентарь избы: стол, стулья, полати, скамейки, резные шкафчики, обычаи, связанные с ними.
  5. Внешнее оформление дома, способы украшения. Деревенские мастера по украшению домов.
  6. Усадьба – семейная крепость. Двор, огород, ворота, чистота и ухоженность усадеб в деревне. Что можно сказать о семье по внешнему виду усадьбы.
  7. Праздник новоселья в прошлом и теперь. Приход гостей, их благожелания, подарки, веселье.

Татарская деревня.

  1. Понятие о деревне и селе. История родной деревни от возникновения до наших дней. Жители деревни. Ветераны войны и труда. Известные люди – выходцы из твоей деревни.
  2. Внешний вид деревни. Чистота и опрятность улиц. Изменения в облике деревни (положительные и отрицательные).
  3. Занятия жителей деревни. Сельские профессии (традиционные и современные). Обычаи и обряды, связанные с профессией.
  1. 4. Традиции питания в деревне. Традиционные и современные блюда   в меню односельчан. Обычаи угощения соседей и т. д.
  1. Деревенские праздники и развлечения: «Сукага чыгу – выход на пашню (первая борозда)», праздник земледельца, приготовления к нему и праздновании этого праздника в прошлом и сейчас.

Практические задания.

  1. Названия рек, ручьёв, протекающих около вашей деревни.
  2. Язык жителей вашей деревни.
  3. Опишите праздники вашей деревни.
  4. Какие пословицы и поговорки чаще употребляются в вашей деревне.

Наш район.

  1. Природа района: характеристика ландшафта. Наиболее красивые места. Памятники природы. Исторические места. Хозяйство района, его вклад в республиканское хозяйство.
  2. Локальные (районные) особенности татарской речи, одежды, пищи.
  3. Краткая этнокультурная характеристика других народов, живущих в районе деревнями (русские, татары, крещёные татары, марийцы, удмурты и народы других национальностей).
  4. Нравы и быт наших предков.
  5. Народные праздники в районе (обзор), более подробно о Сабан туе (или принять участие в подготовке праздника, его реклама).
  6. Район известен делами людей: поговорим о прославленных земляках (составим альбом для музея, по возможности организовать встречу с кем – либо из них).

Чувство прекрасного у народа.

Развитие чувства прекрасного у детей – знакомство с традиционным народным прикладным искусством, народными мастерами и умельцами из родного района, а также с творчеством профессиональных художников и композиторов.

  1. Традиционные виды женского рукоделия: вязание, вышивание. Названия узоров, их источники, традиционные цветовые сочетания; способы вязания и вышивания. Изготовление пуховых подушек, перин, тюфяков. Знакомство с изделиями мастериц – землячек. Выставка – конкурс собственных изделий. Ознакомление с ткацкими станками различных типов и принципами их работы. Демонстрация старинных деревенских тканых изделий. Внутреннее убранство дома – национальная гордость татарских женщин.
  2. Мужские ремёсла: деревообработка (резьба, долбление). Украшение жилища усадьбы (ворот, наличников, окон, перил). Выделка шкур, кожи. Изготовление домашней утвари. Встреча с народными мастерами. Выставка – конкурс собственных изделий. Мастера – скульпторы – гордость нашего края.
  3. Песенное искусство народа, отношение народа к песне и её исполнителям; песни, выражающие идеал общественной жизни татар – жить в мире и согласии.  
  4. Хореографическое искусство народа: ознакомление с наиболее распространёнными танцевальными движениями и правилами. Их разучивание.

III блок.

Земля – наш общий дом.

Задачи:

  1. Воспитание у дошкольников чувства уважения к своей республике, её народу и природе.
  2. Способствовать формированию у дошкольников нравственно – эстетических ценностей, подготовке к жизни и труду на примере вековых традиций народа.
  3. Воспитание культуры межнационального общения.

Цель:

Формировать самосознание дошкольника, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре Татарстана;

воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего, продолжать накапливать опыт восприятия произведений прикладного искусства. Формировать патриотические чувства; закрепить знания государственных символов страны, простейшие географические представления о стране, уточнить понятия «богатая», «большая», «родная страна». Воспитывать любовь к природе и животному миру Татарстана, развивать любознательность, стремление изучать и сохранять животный мир, природу Татарстана.

Народные традиции – прошлое и будущее.

  1. Население города и района (татары, удмурты, крещёные татары, русские, марийцы и т. д.). Внешний облик, характер, своеобразие культуры.
  2. Народные промыслы.
  3. Татарская одежда. Конструирование и моделирование современной татарской одежды. Конкурс моделей.
  4. Народный календарь.
  5. Традиции, связанные с выдающимися событиями в жизни народа.
  6. Татарские народные праздники: «Рамазан», «Науруз», «Сомбелэ», «Сабан туе», «Нардуган», «Каз омэсэ» и другие.
  7. Традиционные культуры поведения.
  8. Трудовые традиции.
  9. Семейные традиции.
  10. Устное народное творчество.

Мой родной Татарстан.

  1. Татарстан – мой край родной: географическая и демографическая характеристики республики, её административное деление. Экология и охрана здоровья. История культуры края в разные периоды. Особенности быта населения. Реки: народные традиции отношения к реке; обряды, связанные с рекой, экологические проблемы современности. Лес: народные традиции отношения к лесу.
  2. Народное богатство и народное хозяйство; промышленная и сельскохозяйственная продукция. Люди трудовой славы. Знаменитые земляки. Города моей республики.
  3. Профессиональные ансамбли, творческие союзы, театры, музеи, газеты, журналы, книжные издательства.
  4. Общественные движения в Татарстане.
  5. Международные экономические и культурные связи.

Анкета.

Какие стороны национальной культуры Вы хотели бы развить в ребёнке.

  1. Знание обычаев, традиций.
  2. Знание народных промыслов.
  3. Знание татарского языка.
  4. Знание татарской литературы.
  5. Знание истории татарского народа.
  6. Знание творчества писателей, композиторов – земляков.
  7. Знание татарских народных песен и игр.
  8. Знание фольклора татарского народа.
  9. Знание творчества татарских художников и художников – земляков, выходцев  из Елабужского народа.
  10. Татарский театр: его особенности и традиции.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста "Возвращение Красной Шапочки домой"

Занятие направлено на:- формирование произвольности психических процессов, развитие внимания, мелкой моторики, графомоторных навыков,- развитие  межполушарного взаимодействия , межанализаторных...

«Край, в котором я живу «Моя Якутия!» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)

В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста по социокультурным истокам. Тема: «Старание и терпение»

Цель: способствовать развитию духовно-нравственных качеств детей.Задачи:1. Знакомство с истоками русских традиций, как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных це...

"У Байкала мы живем". Программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам культуры народов Бурятии в процессе дидактических игр.

Дидактические игры,  в ознакомлении с национальной культурой, делают сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяют ребенку получить собственный опыт.  Все дидактические игры вхо...

Программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к основам русской народной культуры "Истоки"

Данные методические материалы позволят воспитателю организовать необходимые условия по ознакомлению дошкольников в возрасте 5-7 лет с культурой России и своего региона, чем окажут действенную помощь в...

Рецензия на программу приобщения детей старшего дошкольного возраста к основам русской народной культуры"Истоки"

Рецензия на программу приобщения детей старшего дошкольного возраста к основам русской народной культуры "Истоки"...

«ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ КРАЙ» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)

В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...